Урок родного литературного чтения "Час поэзии" 3 кл
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Бурмистрова Светлана Ивановна

Цель: ввести учащихся в мир детской поэзии, познакомить с творчеством поэтов родного города, развивать внимание, память, мышление, воображение; способствовать воспитанию любви к чтению стихов. На уроке дети знакомятся с творчеством поэтов родного города, читают стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_poezii.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Час поэзии» 

Цель: ввести учащихся в мир детской поэзии, познакомить с творчеством поэтов родного города, развивать внимание, память, мышление, воображение; способствовать воспитанию любви к чтению стихов.

 

Учитель:

Поэзии чудесная страница

Для нас сегодня открывает дверь,

И чудо пусть любое сотворится:

Ты, главное, в него всем сердцем верь!

Любовь и красота природы,

Дорога сказок, мир – любой,

Подвластно все Поэзии,

– Попробуй!

И дверь в ее страну открой!

Как вы уже успели догадаться, хозяйкой сегодняшнего праздника будет поэзия, а долгожданными гостями – стихи.

А вы знаете, кто пишет стихи? Мне, кажется, что это композиторы.

 Учитель: О чём вам нравится читать стихи? Где вы берёте стихотворения для чтения?

Учитель: На уроках родного чтения вы изучали творчество замечательных детских поэтов: Самуила Яковлевича Маршака, Агнии Львовны Барто, Сергея Владимировича Михалкова, Елены Александровны Благининой.

Сейчас вы должны, прослушав информацию о жизни и творчестве писателя, сказать, о ком идёт речь, назвать полностью его фамилию, имя, отчество и указать портрет писателя.

  1. Сектор-разминка  «Узнай писателя»

а) Печатать свои стихи она начала в журнале «Мурзилка» в начале 30-х годов. У этой поэтессы было 8 братьев и сестёр, жили они с родителями и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок, читала наизусть стихи Пушкина. Мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. (Е. Благинина).

б) Когда он встречался со своими юными читателями, кто-нибудь обязательно называл его не настоящим именем, а именем его героя- дядя Стёпа. Первое его стихотворение для детей называлось «Три гражданина», было напечатано в журнале «Пионер» в 1935 г. (С. Михалков).

в) В годы Великой Отечественной войны она ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. Вела передачу «Найти человека», ей удалось соединить 927 семей, разметанных по белу свету войной. (А. Барто).

г) Родился в семье мастера – мыловара. Рано начал писать стихи. В г. Краснодаре создал один из первых детских театров и писал для него пьесы – сказки. Одним из первых создал новый тип детской книги. Это книжки – картинки. Всем хорошо известна его пьеса «12месяцев». (С. Маршак).

входит Поэзия с пером и свитком

Поэзия (Манукян)

Задумывались ли вы когда-нибудь, из-за чего в душе человека рождаются гениальные стихи? Отчего появляется удивительный дар, заставляющий обычные слова звучать по-новому, от которых у людей сильнее бьётся сердце и захватывает дыхание? Как в двух строчках человек способен ощутить целый мир? 

Учитель:

Сегодня мы призываем каждого из Вас, задуматься о той важной роли, которую играет поэзия.

Поэзия(Манукян)
Я считаю, что создание стихов сравнимо с полетом птицы. Научиться этому невозможно, а вот научиться понимать поэзию под силу каждому. Продолжает наш час поэзии парад поэтов нашего родного города Рузаевки.

 Учитель: Сегодня мы проведем  конкурс чтецов, посвященный нашему родному краю- Мордовии, нашей малой родине Рузаевке.  А читать мы будем стихи наших рузаевских поэтов: Валентины Зуботыкиной и  Валентины Мирошиной. Сегодня у нас 2 команды. Одна команда будет нас знакомить с творчеством В.Зуботыкиной, а другая  В.Мирошиной. А вы внимательно слушайте , потом мы

Ученик: (Мухаев)В.Зуботыкина родилась в Кочкуровском районе в с.Воеводском в 1937 году. Перед войной пошла в 1 класс, но уже в октябре по вызову отца вместе с мамой они едут на Украину. Отец служил начальником гарнизона на Украине. В конце 1948 года семья переезжает в Рузаевку, здесь Валя училась в школе № 15(ныне это гимназия 1). После окончания школы она поступила на историко-филологический факультет Мордовского госуниверситета. С 1969 г по 2001 г работала учителем русского языка и литературы в школе 7. Она была активным членом Литературного салона при Рузаевской центральной библиотеке. Сейчас она на заслуженном отдыхе и живет в нашем городе.

Ученик: (Киселёв) В.Мирошина 40 лет отдала воспитанию и обучению детей в школе-интернате. Она родилась 16 ноября 1940 в с.Инсар_Акшино, что в 11 км от Рузаевки. Через полгода началась война, и на фронт ушел её отец, а ещё через полгода пришло извещение, что он погиб. В.Мирошина-  была активным членом Литературного салона при Рузаевской центральной библиотеке.

Поэзия (Манукян)

Друзья мои, пусть брошен будет жребий!

Пора уж от презренной прозы

К поэзии нам с вами перейти!

Учитель: Обе поэтессы писали стихи для детей.

Ученик: Воскресенье .В.Зуботыкина (Бузаков)

Мы с мамой каждый выходной

Шагаем к бабушке родной.

А у нашей бабушки

Вкусные оладушки.

А ещё мы у бабуси

Борщ едим, он очень вкусен.

Также любим пироги

С мясом и капустой,

Все соленья и грибы.

До чего же вкусно!

Светит солнце за окном,

Мы сидим все за столом.

Здесь нам рады

Всякий час.

Такая бабушка у нас.

День сегодня выходной,

И мы у бабушки родной.

Ученик: В.Мирошина «Пошутил» (Лапшин)

Прибежал сынок из школы,

И с порога бойко

Заявил шалун весёлый:

«У меня есть двойка!»

Рассердились папа с мамой,

Ну, давай его бранить:

«За тебя, шалун упрямый,

Стыдно к школе подходить!

Открывай свои тетради,

Покажи нам свой дневник!»

Я сказал вам шутки ради,-

Оправдался ученик.

Две пятёрки у меня.

Две, как будто двойка.

Все уроки знаю я,

Отвечаю бойко!»

Ученик: В.Зуботыкина «Подарок» (Якушкин)

Долго папу я просил,

Чтоб щенка мне подарил.

Наконец отец смирился:

В доме Шарик появился.

Озорной, смешливый пудель

С нами жить в квартире будет.

Он вертелся, он кружился,

Прыгал, в комнате визжал.

Он со мной так подружился,

Даже в нос поцеловал.

Буду я теперь стараться

На пятёрки заниматься,

Чтобы время находить

На прогулку с ним ходить.

Ученик: В.Мирошина «Качели» (Шилкина)

Во дворе у нас качели.

Мы на них с подружкой сели.

Раскачались еле-еле,

А потом….Как полетели!

В будке пёс сидел сердитый,

Не сводил с качелей глаз.

Если б он сбежал из будки,

То поймал бы сразу нас.

А коты? Коты успели,

На колени наши сели.

Вместе с нами покачались,

Спрыгнув, быстренько умчались.

Знать, трусливые коты

Напугались высоты.

Учитель: Они писали стихи не только детские, но и о Мордовии. родном городе.

Валентина Мирошина «Республика моя» (Медведева)
Я тебе, Мордовия, желаю
Звёздочкой негаснущей гореть.
Без тебя, цветущий край, я знаю,
Мне не жить, не строить и не петь.

Плещет воды Мокша на приволье,
Хлебородны сурские поля,
Это всё Мордовии раздолье,
Родина любимая моя.

Русские с мордвами и татары –
Все живут заботою одной.
Ты, как мать, нас собрала недаром,
Чтобы сделать крепче край родной.

«Мой милый край! Мордовия родная!» (В.В.Зуботыкина) (Фоминова )

Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше в мире края,
Чем наша славная мордовская земля.

Здесь воздух кажется мне как – то чище,
Витает аромат цветов в лугах.
Берёзы, клёны распустили кисти.
Пшеница золотом гордится на полях.

Живут здесь дружно люди разных наций,
Рукам рабочим слава и почёт.
И если крепко нам за дело браться,
Народ тогда покой и счастье обретёт.

Учитель: Ребята,а какой город является столицей нашей республики?

Ученик: (Скворцов)Саранск- столица Мордовии. Он расположен на левом берегу реки Инсар. Город основан в 1641 году. Сейчас Саранск современный город. В столице много театров и музеев, парков, красивых храмов, памятников архитектуры и искусства, спортивных сооружений ,учебных заведений. 4 года подряд становится призером «Самый благоустроенный город России»

Учитель: А мы с вами живем в Рузаевке.

Ученик:  (Пичушкин)Город Рузаевка- второй после Саранска промышленный и культурный центр. Родословная Рузаевки уходит в далекую старину. Первое поселение на месте нынешнего города появилось в 1631 году, когда татарскому князю Уразу Танкачееву русским царем Михаилом Федоровичем за верную службу были даны земли и сенокосные угодья. Отсюда и первоначальное название  деревни - Уразаевка, а с 1783 года Рузаевка. 

Учитель: Я предлагаю послушать стихи о нашем любимом городе.

В.В.Зуботыкина «Наш город»(Комягин,Мищанчук)
1.Город наш не очень знаменит.
Но его дороже нет на свете.
Память сердца с нежностью хранит
Улицы, дома, кварталы эти.

Клуб и исторический вокзал,
И тропу, ведущую от дома,
По которой в школу ты шагал.
Это с детства каждому знакомо.

Как прекрасен город наш весной,
Весь осыпанный вишнёвым цветом!
Как красив он снежною зимой,
А особенно чудесен летом.

2.В парк ты обязательно пойдёшь.
В центре парка колесо обзора.
Смотрят детвора и молодёжь
С высоты на наш любимый город.


Виден лес, заводы и поля.
Хороша окрестная природа!
Это дорогая нам земля.
Радует нас город с каждым годом.
Валентина Мирошина  «Рынок Северный»(1.Федянина,2. Щеглова)

1.Всё рождается на свете.

И родился рынок наш.

Он, как радуга, весь в цвете,

Это явь, а не мираж.

Здесь с утра кипит работа.

Выбирай товар любой.

Ведь кому-то надо что-то,

Старее ты иль молодой.

Джинсы, куртки и сапожки,

Платья, туфли и зонты,

Шапки, бусы и серёжки-

Нет на полках пустоты.

2.Всё нарядно и красиво,

Безразмерный аромат.

Апельсины, груши, сливы,

Помидоры, виноград.

Рынок нужен, он на месте,

Говорим без приукрас,

Говорим без фальши, лести:

Рынок радует всех нас!

В.Зуботыкина «Спички» (Матявина)

Дети, знать вы все должны,

Что вам спички не нужны

Ни на улице, ни дома,

У друзей или знакомых.

Если в руки их возьмёте,

Обязательно зажжёте.

Если дома, то беда.

Всё сгорает без следа.

Сколько горя наживёте!

От огня вы не спасётесь.

Едкий дым слепит глаза,

И погубит вас пожар.

Счастье, если кто-то мимо

Дома вашего пройдёт.

Видя страшную картину,

Вас от гибели спасёт.

Учитель: А у В.Мирошиной даже загадки есть.

Учитель: А как прекрасно они воспевали в своих стихах описание времен года, природы.

В.Мирошина «Осень настаёт» ((1.Гришов, 2.Кувакина)

1.Лес осенний засыпает,

Завороженный стоит.

Осень красками сверкает,

Ярким заревом горит.

 Ветерок играет в прятки.

Всюду бегает, шалун:

Покатил по саду, грядкам,

Потревожил их, свистун.

2.Тучи ходят, небо хмурят,

Не видать восход, закат.

Гром гремит, как будто шутит,

Отдохнуть, усталый рад.

Птицы в стаях. Торопливо

Собираются в полёт.

Всё тревожно, суетливо.

Осень, осень настаёт.

В.Зуботыкина «Подснежник»(Базаевы)

1.Снег от солнца тает,

Дует ветер нежный,

На лесной поляне

Родился подснежник.

2.Он совсем малышка,

Слабенький и робкий,

Кланяется низко

Голубой головкой.

Поэзия (Манукян)

Мы верим, что книги станут вашими друзьями и советчиками, откроют вам мир добра и красоты.

Учитель: Молодцы ребята! Сегодня вы почувствовали, как приятно не только слушать стихи, но и учить их наизусть, радовались своим успехам и успехам своих товарищей.

Я думаю, что стихотворения продолжат открывать вам мир добра и красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Пришвин.Выскочка.Урок по литературному чтению. Учебник «Родное слова» 4 кл. часть 1, Г.М.Грехнёва

Презентация к уроку по литературному чтению.Содержит все этапы урока, имеется речевая разминка, на которой дети наглядно видят способ чтения, так же имеется тест с последующей проверкой и выделением н...

Открытый урок по литературному чтению - С.Маршак "Урок родного языка"

Знакомство  с  произведением  С. Маршака,  с  творчеством  поэта, развитие   умения  выразительно  читать. Развитие  памяти,  мышления, восп...

Диаграмма Опытно практическая работа по ВКР тема Использование приемов развития критического мышления на уроках родного литературного чтения. Методика разработанная учителем начальных классов Тюнгюлюнской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, Баишевой Е.Н

Критическое мышление ОПР по ВКР. Использование приемов критического мышления для формирования УУД у учащихся младших  классов. Отслеживание динамики развития уровня сформированности критического ...

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема урока Картины родной природы. Б. Заходер «Что такое стихи». УМК "Перспектива"

.Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомство с новым разделом и процессе чтения и анализа стихотворения Б. Захо...