Урок родного литературного чтения "Час поэзии" 3 кл
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель: ввести учащихся в мир детской поэзии, познакомить с творчеством поэтов родного города, развивать внимание, память, мышление, воображение; способствовать воспитанию любви к чтению стихов. На уроке дети знакомятся с творчеством поэтов родного города, читают стихи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Час поэзии»
Цель: ввести учащихся в мир детской поэзии, познакомить с творчеством поэтов родного города, развивать внимание, память, мышление, воображение; способствовать воспитанию любви к чтению стихов.
Учитель:
Поэзии чудесная страница
Для нас сегодня открывает дверь,
И чудо пусть любое сотворится:
Ты, главное, в него всем сердцем верь!
Любовь и красота природы,
Дорога сказок, мир – любой,
Подвластно все Поэзии,
– Попробуй!
И дверь в ее страну открой!
Как вы уже успели догадаться, хозяйкой сегодняшнего праздника будет поэзия, а долгожданными гостями – стихи.
А вы знаете, кто пишет стихи? Мне, кажется, что это композиторы.
Учитель: О чём вам нравится читать стихи? Где вы берёте стихотворения для чтения?
Учитель: На уроках родного чтения вы изучали творчество замечательных детских поэтов: Самуила Яковлевича Маршака, Агнии Львовны Барто, Сергея Владимировича Михалкова, Елены Александровны Благининой.
Сейчас вы должны, прослушав информацию о жизни и творчестве писателя, сказать, о ком идёт речь, назвать полностью его фамилию, имя, отчество и указать портрет писателя.
- Сектор-разминка «Узнай писателя»
а) Печатать свои стихи она начала в журнале «Мурзилка» в начале 30-х годов. У этой поэтессы было 8 братьев и сестёр, жили они с родителями и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок, читала наизусть стихи Пушкина. Мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. (Е. Благинина).
б) Когда он встречался со своими юными читателями, кто-нибудь обязательно называл его не настоящим именем, а именем его героя- дядя Стёпа. Первое его стихотворение для детей называлось «Три гражданина», было напечатано в журнале «Пионер» в 1935 г. (С. Михалков).
в) В годы Великой Отечественной войны она ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. Вела передачу «Найти человека», ей удалось соединить 927 семей, разметанных по белу свету войной. (А. Барто).
г) Родился в семье мастера – мыловара. Рано начал писать стихи. В г. Краснодаре создал один из первых детских театров и писал для него пьесы – сказки. Одним из первых создал новый тип детской книги. Это книжки – картинки. Всем хорошо известна его пьеса «12месяцев». (С. Маршак).
входит Поэзия с пером и свитком
Поэзия (Манукян)
Задумывались ли вы когда-нибудь, из-за чего в душе человека рождаются гениальные стихи? Отчего появляется удивительный дар, заставляющий обычные слова звучать по-новому, от которых у людей сильнее бьётся сердце и захватывает дыхание? Как в двух строчках человек способен ощутить целый мир?
Учитель:
Сегодня мы призываем каждого из Вас, задуматься о той важной роли, которую играет поэзия.
Поэзия(Манукян)
Я считаю, что создание стихов сравнимо с полетом птицы. Научиться этому невозможно, а вот научиться понимать поэзию под силу каждому. Продолжает наш час поэзии парад поэтов нашего родного города Рузаевки.
Учитель: Сегодня мы проведем конкурс чтецов, посвященный нашему родному краю- Мордовии, нашей малой родине Рузаевке. А читать мы будем стихи наших рузаевских поэтов: Валентины Зуботыкиной и Валентины Мирошиной. Сегодня у нас 2 команды. Одна команда будет нас знакомить с творчеством В.Зуботыкиной, а другая В.Мирошиной. А вы внимательно слушайте , потом мы
Ученик: (Мухаев)В.Зуботыкина родилась в Кочкуровском районе в с.Воеводском в 1937 году. Перед войной пошла в 1 класс, но уже в октябре по вызову отца вместе с мамой они едут на Украину. Отец служил начальником гарнизона на Украине. В конце 1948 года семья переезжает в Рузаевку, здесь Валя училась в школе № 15(ныне это гимназия 1). После окончания школы она поступила на историко-филологический факультет Мордовского госуниверситета. С 1969 г по 2001 г работала учителем русского языка и литературы в школе 7. Она была активным членом Литературного салона при Рузаевской центральной библиотеке. Сейчас она на заслуженном отдыхе и живет в нашем городе.
Ученик: (Киселёв) В.Мирошина 40 лет отдала воспитанию и обучению детей в школе-интернате. Она родилась 16 ноября 1940 в с.Инсар_Акшино, что в 11 км от Рузаевки. Через полгода началась война, и на фронт ушел её отец, а ещё через полгода пришло извещение, что он погиб. В.Мирошина- была активным членом Литературного салона при Рузаевской центральной библиотеке.
Поэзия (Манукян)
Друзья мои, пусть брошен будет жребий!
Пора уж от презренной прозы
К поэзии нам с вами перейти!
Учитель: Обе поэтессы писали стихи для детей.
Ученик: Воскресенье .В.Зуботыкина (Бузаков)
Мы с мамой каждый выходной
Шагаем к бабушке родной.
А у нашей бабушки
Вкусные оладушки.
А ещё мы у бабуси
Борщ едим, он очень вкусен.
Также любим пироги
С мясом и капустой,
Все соленья и грибы.
До чего же вкусно!
Светит солнце за окном,
Мы сидим все за столом.
Здесь нам рады
Всякий час.
Такая бабушка у нас.
День сегодня выходной,
И мы у бабушки родной.
Ученик: В.Мирошина «Пошутил» (Лапшин)
Прибежал сынок из школы,
И с порога бойко
Заявил шалун весёлый:
«У меня есть двойка!»
Рассердились папа с мамой,
Ну, давай его бранить:
«За тебя, шалун упрямый,
Стыдно к школе подходить!
Открывай свои тетради,
Покажи нам свой дневник!»
Я сказал вам шутки ради,-
Оправдался ученик.
Две пятёрки у меня.
Две, как будто двойка.
Все уроки знаю я,
Отвечаю бойко!»
Ученик: В.Зуботыкина «Подарок» (Якушкин)
Долго папу я просил,
Чтоб щенка мне подарил.
Наконец отец смирился:
В доме Шарик появился.
Озорной, смешливый пудель
С нами жить в квартире будет.
Он вертелся, он кружился,
Прыгал, в комнате визжал.
Он со мной так подружился,
Даже в нос поцеловал.
Буду я теперь стараться
На пятёрки заниматься,
Чтобы время находить
На прогулку с ним ходить.
Ученик: В.Мирошина «Качели» (Шилкина)
Во дворе у нас качели.
Мы на них с подружкой сели.
Раскачались еле-еле,
А потом….Как полетели!
В будке пёс сидел сердитый,
Не сводил с качелей глаз.
Если б он сбежал из будки,
То поймал бы сразу нас.
А коты? Коты успели,
На колени наши сели.
Вместе с нами покачались,
Спрыгнув, быстренько умчались.
Знать, трусливые коты
Напугались высоты.
Учитель: Они писали стихи не только детские, но и о Мордовии. родном городе.
Валентина Мирошина «Республика моя» (Медведева)
Я тебе, Мордовия, желаю
Звёздочкой негаснущей гореть.
Без тебя, цветущий край, я знаю,
Мне не жить, не строить и не петь.
Плещет воды Мокша на приволье,
Хлебородны сурские поля,
Это всё Мордовии раздолье,
Родина любимая моя.
Русские с мордвами и татары –
Все живут заботою одной.
Ты, как мать, нас собрала недаром,
Чтобы сделать крепче край родной.
«Мой милый край! Мордовия родная!» (В.В.Зуботыкина) (Фоминова )
Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше в мире края,
Чем наша славная мордовская земля.
Здесь воздух кажется мне как – то чище,
Витает аромат цветов в лугах.
Берёзы, клёны распустили кисти.
Пшеница золотом гордится на полях.
Живут здесь дружно люди разных наций,
Рукам рабочим слава и почёт.
И если крепко нам за дело браться,
Народ тогда покой и счастье обретёт.
Учитель: Ребята,а какой город является столицей нашей республики?
Ученик: (Скворцов)Саранск- столица Мордовии. Он расположен на левом берегу реки Инсар. Город основан в 1641 году. Сейчас Саранск современный город. В столице много театров и музеев, парков, красивых храмов, памятников архитектуры и искусства, спортивных сооружений ,учебных заведений. 4 года подряд становится призером «Самый благоустроенный город России»
Учитель: А мы с вами живем в Рузаевке.
Ученик: (Пичушкин)Город Рузаевка- второй после Саранска промышленный и культурный центр. Родословная Рузаевки уходит в далекую старину. Первое поселение на месте нынешнего города появилось в 1631 году, когда татарскому князю Уразу Танкачееву русским царем Михаилом Федоровичем за верную службу были даны земли и сенокосные угодья. Отсюда и первоначальное название деревни - Уразаевка, а с 1783 года Рузаевка.
Учитель: Я предлагаю послушать стихи о нашем любимом городе.
В.В.Зуботыкина «Наш город»(Комягин,Мищанчук)
1.Город наш не очень знаменит.
Но его дороже нет на свете.
Память сердца с нежностью хранит
Улицы, дома, кварталы эти.
Клуб и исторический вокзал,
И тропу, ведущую от дома,
По которой в школу ты шагал.
Это с детства каждому знакомо.
Как прекрасен город наш весной,
Весь осыпанный вишнёвым цветом!
Как красив он снежною зимой,
А особенно чудесен летом.
2.В парк ты обязательно пойдёшь.
В центре парка колесо обзора.
Смотрят детвора и молодёжь
С высоты на наш любимый город.
Виден лес, заводы и поля.
Хороша окрестная природа!
Это дорогая нам земля.
Радует нас город с каждым годом.
Валентина Мирошина «Рынок Северный»(1.Федянина,2. Щеглова)
1.Всё рождается на свете.
И родился рынок наш.
Он, как радуга, весь в цвете,
Это явь, а не мираж.
Здесь с утра кипит работа.
Выбирай товар любой.
Ведь кому-то надо что-то,
Старее ты иль молодой.
Джинсы, куртки и сапожки,
Платья, туфли и зонты,
Шапки, бусы и серёжки-
Нет на полках пустоты.
2.Всё нарядно и красиво,
Безразмерный аромат.
Апельсины, груши, сливы,
Помидоры, виноград.
Рынок нужен, он на месте,
Говорим без приукрас,
Говорим без фальши, лести:
Рынок радует всех нас!
В.Зуботыкина «Спички» (Матявина)
Дети, знать вы все должны,
Что вам спички не нужны
Ни на улице, ни дома,
У друзей или знакомых.
Если в руки их возьмёте,
Обязательно зажжёте.
Если дома, то беда.
Всё сгорает без следа.
Сколько горя наживёте!
От огня вы не спасётесь.
Едкий дым слепит глаза,
И погубит вас пожар.
Счастье, если кто-то мимо
Дома вашего пройдёт.
Видя страшную картину,
Вас от гибели спасёт.
Учитель: А у В.Мирошиной даже загадки есть.
Учитель: А как прекрасно они воспевали в своих стихах описание времен года, природы.
В.Мирошина «Осень настаёт» ((1.Гришов, 2.Кувакина)
1.Лес осенний засыпает,
Завороженный стоит.
Осень красками сверкает,
Ярким заревом горит.
Ветерок играет в прятки.
Всюду бегает, шалун:
Покатил по саду, грядкам,
Потревожил их, свистун.
2.Тучи ходят, небо хмурят,
Не видать восход, закат.
Гром гремит, как будто шутит,
Отдохнуть, усталый рад.
Птицы в стаях. Торопливо
Собираются в полёт.
Всё тревожно, суетливо.
Осень, осень настаёт.
В.Зуботыкина «Подснежник»(Базаевы)
1.Снег от солнца тает,
Дует ветер нежный,
На лесной поляне
Родился подснежник.
2.Он совсем малышка,
Слабенький и робкий,
Кланяется низко
Голубой головкой.
Поэзия (Манукян)
Мы верим, что книги станут вашими друзьями и советчиками, откроют вам мир добра и красоты.
Учитель: Молодцы ребята! Сегодня вы почувствовали, как приятно не только слушать стихи, но и учить их наизусть, радовались своим успехам и успехам своих товарищей.
Я думаю, что стихотворения продолжат открывать вам мир добра и красоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Пришвин.Выскочка.Урок по литературному чтению. Учебник «Родное слова» 4 кл. часть 1, Г.М.Грехнёва
Презентация к уроку по литературному чтению.Содержит все этапы урока, имеется речевая разминка, на которой дети наглядно видят способ чтения, так же имеется тест с последующей проверкой и выделением н...
Открытый урок по литературному чтению - С.Маршак "Урок родного языка"
Знакомство с произведением С. Маршака, с творчеством поэта, развитие умения выразительно читать. Развитие памяти, мышления, восп...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/11/picture-923765-1494507881.jpg)
Диаграмма Опытно практическая работа по ВКР тема Использование приемов развития критического мышления на уроках родного литературного чтения. Методика разработанная учителем начальных классов Тюнгюлюнской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, Баишевой Е.Н
Критическое мышление ОПР по ВКР. Использование приемов критического мышления для формирования УУД у учащихся младших классов. Отслеживание динамики развития уровня сформированности критического ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/08/picture-1148411-1559979347.jpg)
"Урок цифрового контента". Открытый урок по литературному чтению на родном (русском) языке по теме: "Сказки А.С. Пушкина. Краткий пересказ".
Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков....
Технологическая карта урока по литературному чтению Тема урока Картины родной природы. Б. Заходер «Что такое стихи». УМК "Перспектива"
.Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомство с новым разделом и процессе чтения и анализа стихотворения Б. Захо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/29/picture-126854-1590760759.jpg)
Урок литературного чтения УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс, учитель: Баранова М.Н. Тема: «С.Я.Маршак. Стихотворение «Урок родного языка»».
конспект урока с технологической картой...