Иван Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
методическая разработка по чтению

Федорова Инна Эдуардовна

Конспект урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Иван Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Тип урока: изучение нового материла.  

Цель: изучить и проанализировать басню И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», определить мораль произведения, детально проанализировать героев басни и мораль.  

Планируемые результаты:

Предметные: уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни; соотносить смысл басни и пословицы.  

Метапредметные:  

  • Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и получением результата; принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
  • Познавательные: понимать заданные вопросы, в соответствии с ними строить ответ в устной форме; составлять устно монологические высказывания по предложенной теме; осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение языкового материала.
  • Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.

Личностные: демонстрировать развитие познавательного интереса, активно участвовать на уроке; пробуждается внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подрожать.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Методическое обоснование

Орг. момент.

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Учитель помогает настроиться учащимся на восприятие нового материала.  

Необходимо настроить детей на работу по новой теме.

Актуализация знаний и

проверка

домашнего задания

Проверка домашнего задания: несколько учеников выразительно по ролям читают фрагмент из басни И. Крылова «Квартет» Организуется беседа по теме прошлого урока:

С каким литературным жанром мы работали на прошлом уроке? (басня) 

В чем его отличия от других жанров? (состоит из двух частей, есть мораль)  

Что такое мораль в басне? (Мораль — это нравоучительное заключение в басне) 

Какая еще есть отличительная особенность басни? (в ней главные герои животные и есть комическая ситуация, которая высмеивает пороки человека) 

Вспомнить, что было пройдено на прошлом уроке.  Прогнозирование, что будет на этом уроке.

Обобщение раннее пройденного материала, с целью структурирования имеющихся знаний.

Постановка темы урока и целеполагание

Сегодня мы познакомимся с другой басней И. Крылова.  

Постарайтесь расшифровать ее название: (на доске) ДЬЕЛЕБ УЩАК АКР (Лебедь, Щука и Рак)

Что объединяет этих героев? (Их среда обитания связана с водой)

Откройте учебники на стр. … и проверьте, правильно ли мы определили название басни.

Какова будет тема сегодняшнего урока?  

Скажите, какую цель мы будем достигать на уроке?  

Определяют тему урока и выдвигают цель.  

 

Установка на первичное восприятие

Давайте сначала прочитаем только первые три строчки  

Обратите внимание на слова лад, мУка, согласие.  

Как вы понимаете их значение? (Лад - действие вместе, совместно; МУка - сильное физическое или нравственное страдание; Согласие - единство, общность точек зрения)

Можете ли вы привести пример из жизни, с подобным смыслом?

Можем ли мы, зная название и то, что это произведение в жанре басни, предположить, какая ситуация приключится с героями?  

Подготовка к восприятию басни.

Предполагают, фантазируют содержание басни по ее названию.

 

Первичное восприятие

Сейчас я прочитаю вам басню, ваша задача внимательно слушать и постараться определить, в чем мораль данной басни. (Читаю басню) 

Развитие навыка слушания, с определенным заданием.

Первичный

синтез и анализ

Скажите, о чем эта история?  

Почему у героев ничего не получилось, ведь они так старались?  

Давайте подтвердим наши ответы, самостоятельно прочитав басню.  

Высказывают свое мнение после слушания басни, делают вывод.

Вторичное восприятие

Учащимися осуществляется чтение басни «по цепочке».

Какие признаки басни вы тут увидели? Докажите.

Случайно ли И. Крылов выбрал именно этих животных? Почему? Какими, автор показал их в своей басне? Опишите и найдите подтверждение в тексте.  (Лебедь - упрямый, стремительный, рак – неповоротливый, упрямый, щука – упрямо делает свое дело)

С помощью, каких глаголов автор описывает каждого героя. Найдите и прочитайте.  (лебедь рвется в облака, рак пятится назад, щука – тянет в воду)  

Делятся своими впечатлениями о прочитанном, выделяют признаки басни.

Вторичный синтез и анализ

Как вы себе представили героев этой басни? (упрямые, не могут договориться между собой, но старательно каждый выполняет свою работу) 

Как вы думайте, почему воз не сдвинулся с места? Он слишком тяжелый?  

Найдите подтверждение в тексте. (Нет, так как поклажа для них казалась и легка)

Как вы думайте, что такое поклажа? (Груз, багаж, вещи)

Тогда почему у них ничего не получилось? (Потому что они работали не сообща, и каждый герой хочет решить проблему своим способом)

Что главное они не сделали? (не договорились)

Найдите мораль басни, в какой части она находится? Прочитайте ее.  

Скажите, какой смысл автор вкладывает в слово «согласие»? (единство целей и действий для достижения общего результата)

Вам понравилась эта басня? Какой урок из нее вы для себя извлекли?  

Подробный разбор басни. Обсуждение смысла басни, обобщение, подведение итогов анализа, выделение главной мысли, соотнесение стихотворения с картиной, с пословицами и поговорками.

Предлагаем сравнить две басни И. Крылова «Квартет» и «Лебедь, Щука и Рак».  

Скажите, какую басню мы изучали на прошлом уроке?  

Есть ли сходство между басней «Квартет» и сегодняшней басней? Если есть, то в чем оно заключается? (Речь идет о деле, которое друзья пытаются сделать вместе;

Друзья спорят и действуют «кто во что горазд»)  

- Подходит ли мораль басни «Лебедь, Щука и Рак» к басне «Квартет»? Почему?  (да, потому что речь идет о совместном деле, а в басне «Квартет» герои также действуют не сообща, а кто во что горазд)  - А есть ли в этих баснях отличия?  

(«Квартет» шла речь о создании дружного инструментального ансамбля, а в этой басне о совместной работе, чтобы сдвинуть багаж с места; в сегодняшней басне – героям необходимо было договориться, а в другой, нужно умение игры на инструментах)

Подведение итогов.

Рефлексия.

Зачем же И. Крылов написал эту басню? (он старается научить как нужно поступать, жить и видеть чужие ошибки, что при выполнении любого совместного дела, сначала нужно всем договориться, чтобы был положительный результат)

Какую цель ставили? Достигли мы ее?  

С какой басней мы сегодня на уроке познакомились? Какова была мораль басни?

Обобщают знания, полученные на уроки, подводят итоги урока.

Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению басни.  Подготовить текст басен: Лафонтен «Волк и журавль», И. Крылов «Волк и журавль»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение: И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак» 4 класс

Цели:1.     Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.Научить определять басню как жанр литературы по...

Диафильм И. А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....

И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Урок литературного чтения во 2 классепо учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной...

И. Крылов. "Лебедь, щука и рак"

Презентация составлена к уроку "Басня И. Крылова "Лебедь, щука и рак"...

Урок литературного чтения во 2 классе И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

Урок литературного чтения  во 2 классеИ.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"Цель:познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;познакомить с произведением И. А. К...

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак".

Урок посвящён ознакомлению обучающихся с творчеством И.А.Крылова и полностью соответствует новым стандартам....

Урок чтения "И.А. Крылов. "Лебедь, щука и рак"

Работа над басней. Использование интерактивных технологий на уроке чтения....