Иван Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
методическая разработка по чтению
Конспект урока по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Иван Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
Тип урока: изучение нового материла.
Цель: изучить и проанализировать басню И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», определить мораль произведения, детально проанализировать героев басни и мораль.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни; соотносить смысл басни и пословицы.
Метапредметные:
- Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и получением результата; принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
- Познавательные: понимать заданные вопросы, в соответствии с ними строить ответ в устной форме; составлять устно монологические высказывания по предложенной теме; осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение языкового материала.
- Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.
Личностные: демонстрировать развитие познавательного интереса, активно участвовать на уроке; пробуждается внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подрожать.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Методическое обоснование |
Орг. момент. | Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Учитель помогает настроиться учащимся на восприятие нового материала. | Необходимо настроить детей на работу по новой теме. |
Актуализация знаний и проверка домашнего задания | Проверка домашнего задания: несколько учеников выразительно по ролям читают фрагмент из басни И. Крылова «Квартет» Организуется беседа по теме прошлого урока: С каким литературным жанром мы работали на прошлом уроке? (басня) В чем его отличия от других жанров? (состоит из двух частей, есть мораль) Что такое мораль в басне? (Мораль — это нравоучительное заключение в басне) Какая еще есть отличительная особенность басни? (в ней главные герои животные и есть комическая ситуация, которая высмеивает пороки человека) | Вспомнить, что было пройдено на прошлом уроке. Прогнозирование, что будет на этом уроке. Обобщение раннее пройденного материала, с целью структурирования имеющихся знаний. |
Постановка темы урока и целеполагание | Сегодня мы познакомимся с другой басней И. Крылова. Постарайтесь расшифровать ее название: (на доске) ДЬЕЛЕБ УЩАК АКР (Лебедь, Щука и Рак) Что объединяет этих героев? (Их среда обитания связана с водой) Откройте учебники на стр. … и проверьте, правильно ли мы определили название басни. Какова будет тема сегодняшнего урока? Скажите, какую цель мы будем достигать на уроке? | Определяют тему урока и выдвигают цель.
|
Установка на первичное восприятие | Давайте сначала прочитаем только первые три строчки Обратите внимание на слова лад, мУка, согласие. Как вы понимаете их значение? (Лад - действие вместе, совместно; МУка - сильное физическое или нравственное страдание; Согласие - единство, общность точек зрения) Можете ли вы привести пример из жизни, с подобным смыслом? Можем ли мы, зная название и то, что это произведение в жанре басни, предположить, какая ситуация приключится с героями? | Подготовка к восприятию басни. Предполагают, фантазируют содержание басни по ее названию.
|
Первичное восприятие | Сейчас я прочитаю вам басню, ваша задача внимательно слушать и постараться определить, в чем мораль данной басни. (Читаю басню) | Развитие навыка слушания, с определенным заданием. |
Первичный синтез и анализ | Скажите, о чем эта история? Почему у героев ничего не получилось, ведь они так старались? Давайте подтвердим наши ответы, самостоятельно прочитав басню. | Высказывают свое мнение после слушания басни, делают вывод. |
Вторичное восприятие | Учащимися осуществляется чтение басни «по цепочке». Какие признаки басни вы тут увидели? Докажите. Случайно ли И. Крылов выбрал именно этих животных? Почему? Какими, автор показал их в своей басне? Опишите и найдите подтверждение в тексте. (Лебедь - упрямый, стремительный, рак – неповоротливый, упрямый, щука – упрямо делает свое дело) С помощью, каких глаголов автор описывает каждого героя. Найдите и прочитайте. (лебедь рвется в облака, рак пятится назад, щука – тянет в воду) | Делятся своими впечатлениями о прочитанном, выделяют признаки басни. |
Вторичный синтез и анализ | Как вы себе представили героев этой басни? (упрямые, не могут договориться между собой, но старательно каждый выполняет свою работу) Как вы думайте, почему воз не сдвинулся с места? Он слишком тяжелый? Найдите подтверждение в тексте. (Нет, так как поклажа для них казалась и легка) Как вы думайте, что такое поклажа? (Груз, багаж, вещи) Тогда почему у них ничего не получилось? (Потому что они работали не сообща, и каждый герой хочет решить проблему своим способом) Что главное они не сделали? (не договорились) Найдите мораль басни, в какой части она находится? Прочитайте ее. Скажите, какой смысл автор вкладывает в слово «согласие»? (единство целей и действий для достижения общего результата) Вам понравилась эта басня? Какой урок из нее вы для себя извлекли? | Подробный разбор басни. Обсуждение смысла басни, обобщение, подведение итогов анализа, выделение главной мысли, соотнесение стихотворения с картиной, с пословицами и поговорками. |
Предлагаем сравнить две басни И. Крылова «Квартет» и «Лебедь, Щука и Рак». Скажите, какую басню мы изучали на прошлом уроке? Есть ли сходство между басней «Квартет» и сегодняшней басней? Если есть, то в чем оно заключается? (Речь идет о деле, которое друзья пытаются сделать вместе; Друзья спорят и действуют «кто во что горазд») - Подходит ли мораль басни «Лебедь, Щука и Рак» к басне «Квартет»? Почему? (да, потому что речь идет о совместном деле, а в басне «Квартет» герои также действуют не сообща, а кто во что горазд) - А есть ли в этих баснях отличия? («Квартет» шла речь о создании дружного инструментального ансамбля, а в этой басне о совместной работе, чтобы сдвинуть багаж с места; в сегодняшней басне – героям необходимо было договориться, а в другой, нужно умение игры на инструментах) | ||
Подведение итогов. Рефлексия. | Зачем же И. Крылов написал эту басню? (он старается научить как нужно поступать, жить и видеть чужие ошибки, что при выполнении любого совместного дела, сначала нужно всем договориться, чтобы был положительный результат) Какую цель ставили? Достигли мы ее? С какой басней мы сегодня на уроке познакомились? Какова была мораль басни? | Обобщают знания, полученные на уроки, подводят итоги урока. |
Домашнее задание | Подготовиться к выразительному чтению басни. Подготовить текст басен: Лафонтен «Волк и журавль», И. Крылов «Волк и журавль» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение: И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак» 4 класс
Цели:1. Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.Научить определять басню как жанр литературы по...
Диафильм И. А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....
И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Урок литературного чтения во 2 классепо учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной...
И. Крылов. "Лебедь, щука и рак"
Презентация составлена к уроку "Басня И. Крылова "Лебедь, щука и рак"...
Урок литературного чтения во 2 классе И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Урок литературного чтения во 2 классеИ.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"Цель:познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;познакомить с произведением И. А. К...
Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак".
Урок посвящён ознакомлению обучающихся с творчеством И.А.Крылова и полностью соответствует новым стандартам....
Урок чтения "И.А. Крылов. "Лебедь, щука и рак"
Работа над басней. Использование интерактивных технологий на уроке чтения....