урок литературного чтения в 1 кл
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Парфёновская средняя общеобразовательная школа
Топчихинского района
Конспект урока
литературного чтения
по теме: «Буква Ё, ё»
Шубина Юлия Геннадьевна
учитель начальных классов
1 класс
1 квартал, 2018 г.
Класс: 1
Тема: Буква Ё, ё
Тип урока: Урок закрепления знаний
Характеристика класса: В классе 10 учеников, из них 5 мальчиков и 5 девочек. Классный коллектив находится в стадии становления. Ведется работа по сплочению детского коллектива. Дети в классе, в основном, эмоциональные, гиперактивные, очень подвижные. Уровень обучаемости у детей разный: 30% детей имеют высокий уровень обучаемости, 60% средний и 10% низкий уровень.
Ученики любознательные, в классе есть и дух соперничества. Ребята с желанием учат стихи и рассказывают в классе, очень любят выходить отвечать у доски.
Цель урока:
- создать условия для обобщения сведений о букве «ё» и формирования у учащихся понимания смысла различительной функции фонем буквы.
Задачи:
- образовательные: производить слого - звуковой анализ слов. Обозначать слияние [j’о] буквой ё. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние — два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность.
Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с ё. Делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [о], то пишется буква ё. Обозначать буквой ё гласный звук [о] после мягких согласных.
Находить в текстах слова с буквой ё и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных.
-развивающие: развивать фонематический слух детей, речь, логическое мышление, внимание, память, воображение.
-воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.
Целевые установки урока:
Предметные результаты: учащийся обобщает сведения о букве Ё и её двойной роли, находит место буквы Ё на ленте букв в сопоставлении с местом буквы О; приводит примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность; сравнивает, группирует и классифицирует изученные буквы; читает предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; совершенствует технику чтения.
Метапредметные результаты: учащийся принимает учебную задачу и контролирует её выполнение, использует базовые предметные понятия; работает со знаково – символическими средствами представления информации (слого - звуковыми схемами, лентой букв); сравнивает звуки; оценивает свою работу.
Личностные результаты: учащийся соблюдает правила поведения на уроке, объясняет необходимость целеполагания при работе над каждым упражнением.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор с экраном и музыкальными колонками, презентация к уроку, набор фишек – звуков, касса букв, наглядность для рефлексии – ёлка и шары.
Цель: настроить учащихся на работу, напомнить правила поведения на уроке. Метод: словесный. Дл | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |||||
Настраиваются на работу. Вспоминают правила работы на уроке. | Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Вспомним правила работы на уроке: На уроке я сижу, Не шумлю и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят, отвечаю. | Слайд 1 | |||||
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к работе; закрепить знание изученных букв. Методы: наглядный, словесный. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |||||
Проговаривают. Сигнализируют (Берутся в парах за руки). Проговаривают парами; все вместе. - ['к], [к], и [л] Выполняют задание. Находят «заблудившиеся буквы», доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место. -«Ь» - не обозначает звука. - «П» - глухой согласный. - «И» - указывает на мягкость предшествующего согласного. -«Ч» - обозначает всегда мягкий согласный звук. - «И» - выполняет только одну работу в отличие от «хитрых» букв. - Скороговорку учились говорить быстро – для развития речевого аппарата. - Работу с буквами – для лучшего запоминания изученных букв и их работы в слове. | А) - Приготовим наш речевой аппарат для работы: - Проговорите на одном дыхании 2 – 4 раза скороговорку: (читают со слайда) - Проговорите скороговорку друг другу. - А теперь вслух. - Какие звуки здесь повторяются? Передайте голосом восторг; удивление, грусть, радость. Б) Игра «Покажи букву». Учитель показывает буквы. В) Игра «Буква заблудилась». Группы букв: АМЬСЫ РБПДЗ УОИА ШЧЖ ЯИЕЁ Вывод: - Для чего мы выполняли эти задания? | Слайд 2 Учитель стоит с указкой у «ленты букв» и показывает буквы, а ученики по «цепочке» называют их. Если буква показана неправильно – сигнализируют сигнальными карточками красного цвета, если правильно – жёлтого. На магнитной доске расставлены буквы, среди них есть «заблудившиеся». Нужно найти их и поставить к своей группе букв. | |||||
Цель: проверить правильность усвоения ранее изученного материала; отрабатывать умение определять тему урока, осуществлять целеполагание. Основные формы и методы: словесный, наглядный, использование дидактических игр. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |||||
- С буквой Ё. Ученик выходит к доске, показывает букву: - Буква «Ё»- гласная, в «ленте букв» она находится на первом этаже – потому что указывает на мягкость согласного звука в слиянии и обозначает звук [о], но в начале слова и после гласных эта буква обозначает два звука. Поэтому мы называем её хитрой буквой. В слове она всегда ударная. Является парной к букве О. -Буквы гласных звуков: Е,Я -Тема урока –«Закрепление. Буква «Ё»». (Ученики формулируют тему урока). - Я хочу повторить сведения о работе буквы Ё в словах. - Буду учиться различать двойную роль буквы «Ё». - Будем упражняться в чтении слов, предложений и текстов с этой буквой. | 1. Самоопределение к учебной деятельности: - С какой буквой познакомились на прошлом уроке? - Кто выйдет, покажет эту букву на «ленте букв» и расскажет о ней?
- А какие буквы мы так же называем хитрыми? - Откройте учебник на стр. 32 – 33, внимательно рассмотрите, определите тему урока.
Сформулируйте учебные задачи нашего урока: (На слайде: Повторить …(и обобщить знания о букве Ё) Научиться отличать …(когда буква Ё обозначает 1 звук, а когда 2 звука) Тренироваться … 2. Планирование. - Спланируем нашу работу. 1) Работа со слогами. 2) Игра «Найди лишнее слово». 3) Загадки + игра «Живые звуки». | (Вопросы в помощь ученику: - Обозначает гласный звук или согласный? Какой? - Какую работу выполняет буква Ё в слове? - Почему мы называем её хитрой?) -К какой букве является парной?) Слайд 3 Слайд 4 План работы написан на доске. | |||||
Цель: отрабатывать умение различать двойную роль буквы Ё; сопоставлять работу букв Ё и О; развивать логическое мышление (операции: анализ, сравнение, синтез); отрабатывать чтение слов с изученными буквами; обобщать полученные знания. Основные формы и методы: наглядный, словесный, практический, работа в паре, дидактические игры. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание | |||||
Буква Ё указывает на мягкость предшествующего согласного, тогда как буква О – на твёрдость. - Ёлка. - Буква Ё стоит в начале слова и обозначает два звука. - Нет, ещё после гласных в слове. Выполняют физмин. - Будем работать с загадками. - Потому что загадка учит думать и размышлять. Читают сначала про себя, затем хором. - Туча. - Она плывёт по небу и проливается дождём. - На странице есть рисунок, который является подсказкой. - Два. - Первый. - Снежинка. - «Звёздочки сквозные, вырезные», «на пальто и на платке», «возьмёшь – вода в руке». Отвечают на вопросы учителя. - Восклицательный. Читаем радостно, даже немного удивлённо. - Снег. - С белой скатертью. Придумывают предложение. Читают по рядам. - Ёжик! - В нём звуков больше чем букв. Один ученик работает у доски, остальные на местах. Дети выходят к доске, выстраиваются в «слово». Вызванный ученик читает слово по фишкам. - Потому что буква Ё в начале слова обозначает два звука. Дети выполняют команду. «Прочитывают» слово. Садятся по команде. Дети следят, отгадывают загадку. - Лёд. Выполняют задание. Отвечают. - Лёд, ёжик. Отвечают. - Мы поработали с загадками, читали слова и предложения с буквой Ё; наблюдали за работой буквы Ё в словах, играли в игру «Живые звуки». Слушают стихотворение. Читают про себя. - Два предложения. - Красивой, блестящей. - Озарена солнцем. - Пахнет смолой. - Радость, предчувствие праздника. Читают. Сигнализируют поднятыми руками. - В слове «ёлка» буква Ё находится в начале слова и обозначает два звука. - Указывает на мягкость предшествующего согласного. - Мы поработали со стихотворением – учились его выразительно читать, наблюдали за словами в нём, и вычитывали слова по заданию. Подводят итог с помощью опорных слов на слайде. -Ёлка. - Потому, что ёлочка на букву «Ё». - Потому, что скоро Новый год. | Организация познавательной деятельности. 1) Работа по таблице (С. 32) - Посмотрите внимательно на таблицу и попробуйте догадаться, о какой работе букв О и Ё в ней говорится? 2)- Мы повторили одну работу, которую выполняет буква Ё в слове. Но, как мы знаем, у неё есть ещё другая работа. Для того, чтобы вспомнить какая, предлагаю найти лишнее слово в группе слов: ПЕНЁК, ЗВЕРЁК, ЁЛКА, КОТЁНОК. -Почему? -Только в начале слова буква Ё обозначает два звука? Вывод: Буква Ё обозначает звук [о] в слиянии после согласного и указывает на мягкость согласного звука. Буква О также обозначает звук [о], но показывает на твёрдость согласного звука в слиянии. Буква Ё – хитрая буква – в начале слова и после гласных она обозначает два звука. 3) Физ. Минутка. Ёлочки зеленые На ветру качаются, - Переходим к следующей части нашего плана. -Чем займёмся? 1) Почему говорят: «Загадка – уму зарядка?» -Посчитайте, сколько всего здесь загадок? 2) Прочитайте первую загадку про себя, подготовьтесь к чтению вслух. -Что это? - Как догадались? - МОЛОДЦЫ! - Сколько слогов в слове «туча»? - Какой слог ударный? 3)Следующую загадку читает сначала учитель. - Можно следующую загадку прочитаю я? -Отгадали? Затем прошу прочитать детей шёпотом: - Прочитайте шёпотом и найдите слова, которые помогли вам догадаться о чём идёт речь. -Определите, сколько в слове - отгадке слогов. - Назовите первый слог; второй слог; третий слог. - Найдите ударный слог. - Какое правило спряталось во втором слоге? - Какой знак стоит в конце загадки? Значит, с какой интонацией надо её прочитать? -Прочитайте ещё раз шёпотом, подготовьтесь к чтению вслух. - Я предлагаю эту загадку прочитать по частям: первую и вторую строчки прочитает один ученик, третью строчку – второй ученик и последнюю строчку – третий ученик. - Кто готов прочитать вслух? 4)-Третью загадку прочитает вслух …(Читает один ученик). - Кто знает отгадку? - С чем сравнивается снег в загадке? - Придумайте предложение со словом «снег». - Прочитаем загадку хором по рядам. Сначала прочитает первый ряд. - Теперь второй ряд читает хором. 5) - Следующую загадку, я думаю, вы все знаете. - Прочитайте шёпотом. -Кто хочет прочитать вслух? - Кто это? - Как догадались? - Чем интересно слово – отгадка? 6)- Я предлагаю вам поработать в парах - составить звуковую модель слова «ёжик». 7)- Поиграем в игру «Живые звуки» с этим словом. - Встаньте так, чтобы мы могли по вашим фишкам прочесть слово. Учитель вызывает пятерых детей к доске по очереди, говоря каждому, кто каким звуком будет. Учитель вызывает к доске ученика и он, ведя указкой по фишкам в руках детей, прочитывает слово. После этого учитель подзывает к себе звуки: - Пусть ко мне подойдёт первый твёрдый согласный звук, второй твёрдый согласный звук, второй гласный звук, буква Ё. - Я вызываю одну букву Ё, а выходят сразу два звука. Почему? (Дети подходят и вновь выстраиваются в слово). После прочтения слов с указкой возвращаюсь к доске: -Подойдёт ко мне второй звук в слове, первый звук, четвёртый, третий, пятый. Слово повторно прочитывается, учитель предлагает: -Второй согласный звук слова, садись; первый согласный звук садись; первый гласный звук садись; второй гласный звук слова, садись, третий согласный звук, садись. 8)- Последнюю загадку прочитает … (Если ученики затрудняются ответить, внимание на рисунок!) - Кто знает отгадку? – Ребята, на слайде вы видите слова – отгадки, прочитайте и подумайте, на какие две группы их можно разделить? - Объясните, почему. (- В каких словах – отгадках есть буква Ё?) - Одинакова ли работа буквы Ё в этих словах? Сделаем вывод: - выполнена ли эта часть учебной задачи? (-Чему учились, работая с загадками?) - Какое задание вам здесь больше всего понравилось? 10) Каждой картинке – своя схема! Игра «Ловушка». Вывод: выполнили последнюю часть учебной задачи. - Ребята, давайте познакомимся со стихотворением Е. Благининой о ёлочке. - Послушайте внимательно. (Читает учитель). - Понравилось ли вам стихотворение? А хотелось бы вам его прочитать самим? - Прочитайте стихотворение про себя, определите, сколько в нём предложений. - Прочитаем стихотворение по предложению. - Теперь прочитаем стихотворение шёпотом и попробуем представить себе эту ёлочку. - Какой вы её увидели? - Почему она вся блестит? - А какие – то запахи почувствовали? - Правильно, как красиво поэт употребил слова: «в тёплых слёзках смоляных». -Какое настроение создаёт это стихотворение? - Поработаем в парах - прочитаем стихотворение с радостью, восхищением. - А кто – то хочет прочитать вслух? - Найдите и вычитайте слова с буквой Ё. В каком слове буква выполняет двойную роль? - А в остальных словах? Вывод: - Чему учились? - Молодцы! 7. Итог урока. - Всё ли мы успели сделать по плану? - Вспомним, какие учебные задачи ставили в начале урока? Повторить …(и обобщить знания о букве Ё) Научиться отличать …(когда буква Ё обозначает 1 звук, а когда 2 звука) Тренироваться … -Какие задания понравились? - Кто считает, что сегодня на уроке хорошо потрудился? 8.Рефлексия «Ёлочка настроения». – Какая красавица раз в году наряжается? У нас тоже есть ёлочка. - Как вы думаете, почему я вам ёлочку приготовила, а не какой – то другой предмет? - Выберите игрушку, соответствующую вашему настроению и повесьте её на ёлочку: Жёлтый цвет – всё понравилось, всё понятно. Красный цвет – было неплохо, но ещё не всё ясно. Синий цвет – было скучно, ничего непонятно. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Проводится словарная работа со словами «сквозные», «вырезные» Загадку по частям читают три ученика. Слайд 9 Слайд 10 Работа в парах: на партах фишки с обозначением звуков. Надо выполнить фонетический анализ и составить звуковую модель слова. По окончании работы ученики проверяют друг друга и поднимают руки вместе. Слайд11 Слайд 12 Слайд 13 На слайде – картинки и схемы слов. Соотнести, соединить линией. Слайд 14 Слайд 15 К доске прикрепляет-ся изображение ёлочки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....