Николай носов "На горке " 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Синявская Надежда Николаевна

Урок литературного чтения по теме « Николай Носов "На горке" изучается во 2 классе  и приходится на 2 четверть. В ходе урока предусмотрены разные виды работ по формированию временных представлений , по развитию кругозора и речи учащихся. Большое внимание уделяется работе с текстом, формированию навыков выразительного чтения. Игровые и занимательные моменты, наглядный материал направлены на развитие познавательного интереса к урокам литературы.

Урок имеет большое воспитательное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.nosov_na_gorke.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н. Носов «На горке».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «На горке».

Задачи:

Обучающая:

- отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения;

- формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты;

- умение высказывать собственное мнение.

Развивающая:

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отрабатывать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах, группах, развивать память, логическое мышление, речь учащихся.

Воспитывающая:

- создавать условия для воспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг к другу.

УУД:

Познавательные УУД:

- умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли текста.

Личностные УУД:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, осознание через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений (взаимопомощь, взаимовыручка)

Регулятивные УУД:

- формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, через приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать результаты своих действий и действий других учащихся.

Коммуникативные УУД:

- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование: учебник, карточки для работы в группах, портрет Н. Н. Носова, мультимедиапроектор, конверты с карточками-названиями частей плана

Формы работы учащихся: работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.

Ход урока:

1.Организационный момент 

Улыбнитесь друг другу. Смотрите, теперь в классе стало светлее. Ведь доброта и солнце согревает душу человеку.

Подготовим голос к работе:

Говорят для детворы

Веселее нет игры,

Чем катание с высокой ,

Ледяной , крутой горы!

А вот мы хотим поспорить:

Веселее горку строить! (прочитать с удивлением, весело, грустно, со слезами)

2.Постановка учебной задачи: Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся.

Знакомы вам фамилии этих писателей, какие произведения мы уже изучили?

Работа в парах

Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя:

Аг*ия Барт*

Чуков*ки й К*рней

Михалко* С*ргей

На доске.

Николай Николаевич Носов-(портрет)

3.Знакомство с творчеством Н.Носова

Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые. А сейчас наша рабочая группа расскажет вам о Николае Николаевиче Носове

Слайды

1.ученик: Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.

2.ученик:

Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии.

3.ученик: Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили. Свой первый рассказ он напечатал в журнале «Мурзилка» в 1938 году.

. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.

Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.

Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.

Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова. Дайте название выставке книг.

Кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)

Работа в парах. Упражнение  «Дешифровщик»

Для того, чтобы узнать какое произведение Н.Н.Носова мы будем сегодня читать на уроке, вы должны составить слово.

2-5, 2-3,      2-4, 3-1, 4-4, 6-5, 4-3.

1

2

3

4

5

6

1

Б

И

О

В

Ю

Е

2

Т

Р

Ж

З

Д

Я

3

Х  

А

Л

С

Е

Ф

4

Ч

Г

Щ

Р

Э

Ю

5

М

Н

У

П

Ц

К

Какое слово получилось? (На горке)!

Сформулируйте тему урока. Какие цели вы перед собой поставите?

(Н. Носов «На горке». Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «На горке».)

– прослушивание рассказа «На горке» в исполнении автора

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Истина или ложь». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”? с которым мы познакомились  на прошлом уроке литературного чтения.

Если истина, вы поднимаете веселого смайлика, если ложь показываете мне грустного смайлика.

- Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)

- Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать)

- Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)

- Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять)

- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)

- Котька посыпал горку позади себя. (Впереди)

- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)

- Котька сначала отпирался. (Нет, сразу признался)

- Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу)

- Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам)

-Поспешишь - людей насмешишь.(пословица)

Ребята, вы согласны с этим? Что это за выражение? Как вы думаете, в жизни нужны нам пословицы?

- Молодцы! Вы справились с заданием!

4. Физкультурная разминка

Быстро все ребята встали (руки на пояс)

Руки быстро вверх подняли

Быстро хлопнули 5 раз

А теперь морганье глаз:

Быстро – быстро поморгали ( 3-4сек.)

И ногами постучали (3-4 сек.)

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо – влево 10 раз (наклоны по 5 раз)

Отдохнул уставший класс…

Как пингвины полетели

И за парты тихо сели.

5.Повторное чтение с элементами анализа текста


Работа с текстом.

Выборочное чтение.

- Откройте учебник на стр. 117-120. Сейчас от вас потребуется хорошее знание текста, внимательность и сноровка.

- Я буду предлагать вам синквейн. Вы должны будете сказать, о каком отрывке рассказа идёт речь, найти его в тексте и прочитать.

1)          Ребята

Дружные, трудолюбивые

Трудились, строили, поливали

Хорошо работать дружно

Молодцы!

2)        Котька

Сообразительный, смешной

Схватил, посыпал, взобрался

Думал, думал и придумал

Фантазёр

3)        Котька

Трудолюбивый, смекалистый

Понравилось, проделал, взбираться

Котька всё правильно сделал

Изобретатель

4)        Котька

Смешной, недогадливый

Полез, упал, поднялся

Нелегко по льду подниматься

Сложная ситуация

5)        Котька

Хитрый, обманщик

Смотрел, выскочил, подъехал

Не работал, а кататься пошёл

Хитрец

6)        Котька

Смешной, глупый

Скачусь, оттолкнулся, лежит

По песку коньки не едут

Глупая ситуация

7)        Ребята

Разгневанные, справедливые

Прибежали, возмущались, посоветовали

Нам сегодня кататься надо!

Нетерпеливые

-Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с заданиями.

-Сейчас предлагаю вам несколько интересных творческих заданий к этому произведению.

1 ряд

-Нужно написать письмо Котьке, от своего имени.(2-3 предложения)

2 ряд

Работает вместе со мной. (Метод Фрейера)

3 ряд

Закончите фразу....

Если мой друг добился в чём-то успеха, то я

Если я обидел своего друга, то я

Если друг ошибается и может совершить опасный поступок, я:

Если мой друг предлагает мне похулиганить, то я

Если у меня есть конфета, то я

Если мой друг не умеет играть в игру, то я

Если я вижу, что моему другу не нравится, как я с ним поступаю, то я

  1. Рефлексия:

– Сегодня я узнал (а)…
– Было интересно…
– Было трудно….
– Теперь я могу…

Отмечаются лучшие варианты интерпретации текста.

  1. Домашнее задание:

– стр.119 – 122. Выразительное чтение по ролям. Отметить в тексте слова главных героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока чтения, Н.Н.Носов " На горке" ( класс коррекц.)

Конспект урока чтения по теме: Н. Н. Носов " На горке", для класса коррекции....

Николай Носов "На горке"

План-конспект урока для 2 класса УМК "Перспектива". Урок включает в себя новые педогогические технологии....

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Николай Носов "На горке"

Данная разработка урока содержит приемы технологии критического мышления и смыслового чтения....

Презентация к уроку по литературному чтению "Николай Носов "На горке"

Иллюстрации к произведению Н.Носова "На горке" - прием "пол-арбуза" технологии критического мышления....

Сценарий ко Дню Святого Николая "В день Святого Николая много радости желаем!"

Цели и задачи:познакомить обучающихся с особенностями  почитания нашим народом Святителя Николая;формировать впечатления о зимних изменениях в природе;создавать условия и вызвать желание тво...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе: "Николай Носов. На горке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе  содержит разнообразные формы, методы, приёмы работы на уроке для развития УУД....