Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою…»
учебно-методический материал по чтению
Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stihotvoreniya_f.i.tyutcheva_charodeykoyu_zimoyu.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою…»
Ф.И.Тютчев – поэт-философ. Большинство его произведений не имеют заглавия.
В своей лирической миниатюре поэт описывает зимний лес.
Стихотворение состоит из трёх строф, в строфах по пять строк с перекрёстной и со смежной рифмами. Каждая строфа представлена одним предложением.
В первой части задана тема стихотворения – зимний лес. Во второй части описан волшебный сон леса. В третьей части говорится, что под
лучами солнца лес блещет ослепительной красой.
Автор отожествляет своё любимое время года с очаровательной женщиной, которая до неузнаваемости изменила окружающий мир. Имя этой женщины – волшебница Зима. Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес «околдован, не мертвец и не живой», и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой». Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива. Ведь цепь не может быть соткана из пуха. Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение рисует занесенную снегом рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима. Здесь жизнь течет по своим правилам, которые обычному человеку понять очень сложно.
Стихотворение «Чародейкою Зимою…» насыщено эпитетами. Чтобы у нас возник образ заснеженного красивого леса Тютчев написал, что лес покрыт «снежной бахромой». Также к эпитетам можно отнести выражения «пуховая цепь» и «волшебный сон». Эти строки рисуют в нашем воображении тихий, спокойный лес, в котором деревья покрыты только выпавшим снегом. А когда днём засияет солнышко, то снег будет блестеть как драгоценный камень.
Также в этом стихотворении есть олицетворение. В этом случае Тютчев сравнивает лес с живым человеком. Он пишет, что лес «сном волшебным очарован», но в реальности только человек может видеть сны. Так, природа наделяется человеческими качествами. Этот приём автор использует, когда описывает зиму. Для него она чародейка, что околдовала лес. Она привела живой лес в такое зимнее состояние.
Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа. «В нем ничто не затрепещет», — отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить. Пройдет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, наденут новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант. «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», — отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги. И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении «Чародейкою Зимою…» попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу.
После прочтения такого стихотворения легко становится на душе. Хочется побыть наедине с природой, помечтать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"
Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя...
Тема: «Образы зимы и весны в стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
Цель урока:- раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;- учить выразительному чтению стихов, формировать навыки анал...
План-конспект урока "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф,И, Тютчева "Зима недаром злится"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится". Цель урока показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта Ф.И....
«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)
Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на группы по интере...
Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."
В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...
Презентация к уроку "Какое настроение у Зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою.."?
Уважаемые коллеги, это презентация к интегрированному уроку. Она содержит текст, аудио, фото- и видеоматериалы. Творческих успехов,коллеги!...
Конспект урока по теме «Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...», система Л.В. Занкова, 3 класс
Цель: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя …» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою …»....