Литературное чтение 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Копылова Ирина Васильевна

Урок литературного чтения 3 класс. К Паустовский "Барсучий нос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_3_klass.docx43.94 КБ

Предварительный просмотр:

Копылова Ирина Васильевна

учитель начальных классов

МКОУ «Машкинская основная

 общеобразовательная школа»

Конышевский район Курская область

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений

Тема: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».

УМК «Перспектива»

Цель: Продолжить работу над формированием  навыка чтения и литературного анализа произведения; формирование читательской компетенции в процессе работы над  произведением Паустовского «Барсучий нос»; формирование креативного мышления ; совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умения ставить вопросы по прочитанному тексту и отвечать на них; выделять главную мысль произведения.

Задачи урока

Дидактические:

1) формировать умение выразительно читать текст, осуществляя отбор информации;

2) формировать поисковый способ чтения.

Развивающие:

  1. развивать критичность мышления через чтение текста;
  2. обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к отечественной литературе;
  2. воспитывать умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение.

 

Планируемые результаты

личностные: Создавать условия для формирования у ученика: целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; нравственных ценностей (любовь к природе, к животным);мотивации к чтению; стремления к совершенствованию собственной речи; навыков сотрудничества,  самостоятельности; начальных форм познавательной и личностной рефлексии; правильного понимания причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

метапредметные: 

оформлять свои мысли в устной и письменной формах, устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам, делать выводы;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. – использование знаково-символические средства для создания моделей изучаемых

предметные:

продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского через рассказ «Барсучий нос»;

учиться осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в его обсуждении;

анализировать текст, определять ключевые слова, понимать авторский замысел;

анализировать эмоциональное состояние героев;

делать выводы;

работать с текстом самостоятельно;

на основе художественного текста выделять причинно- следственные связи.

Ход урока:

Этап урока

Цель этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Мотивация учебной деятельности

Создание эмоционального настроения, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Словесное приветствие

              Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 

- Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Добрый день!

- Вы готовы к нашему уроку?

Организовывают рабочее место.

Приветствуют учителя и друг друга.

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Личностные: действие смыслообразования;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Положительный настрой на урок, включение учащихся в деловой ритм

Актуализация знаний.

Мотивационно- ориентировочный этап.

Активизировать желание изучения темы;

стимулировать эмоционально- ценностное отношение  к изучению темы.

Загадка

«Мозговой штурм» -беседа по содержанию

Ребята, угадайте загадку:

Дом - глубокая нора,

Ночь - рабочая пора,

Корм - лягушка, черный жук,

Зверь - надежный, верный друг.

Там, где сосен сильный запах,
В чаще леса в тишине,
Положив на брюхо лапу,
Сплю я только на спине.

Он идёт неторопливо,
Зацепил хвостом он сук.
Полосатый он, красивый.
Зверь хозяйственный
 (барсук)

-Произведение какого автора мы начали читать на прошлом уроке?

Можно ли считать работу над этим произведением, завершенной на прошлом уроке? (Нет)

-Итак, какой будет тема нашего урока? (Продолжить работу над рассказом К.Паустовского)

-Как вы думаете, что нам предстоит узнать и сделать на уроке?

-А сейчас проведем блиц-опрос по прочитанному произведению

Познавательные УУД

– уметь ориентироваться в системе знаний; осуществлять; анализ объектов, определять границы знания/незнания.

Коммуникативные УУД

участвовать в учебном диалоге; – уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, готовить рабочее место для включения в учебную деятельность.

Включения учащихся в учебную деятельность: стремление применить свои знания.

готовность извлекать информацию и преобразовывать ее в соответствие с учебной задачей

Поисковый этап

Создание учителем проблемной ситуации, побуждающую к мыслительной деятельности для решения проблемной ситуации

Беседа.

На доске записаны слова: студия, репортаж, корреспондент, зрители

-Прочитайте слова. Что вы представили?

- Как вы думаете, что будем делать на уроке? Чему будем учиться?

- Сегодня наш класс – это телевизионная студия.

А урок литературного чтения мы проведём в виде телепередачи.

- Название какой телепередачи вы бы взяли для нашего урока?

«Розыгрыш»

«Телепузики»

«Люби всё живое»

«Галилео»

«В мире животных»

- Почему выбрали это название? (выслушиваются мнения детей)

- Вы правы. Это передача «Люби всё живое». Именно так называется раздел, который мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения. Что значит для вас «любить все живое»?

- На нашем необычном уроке мы будем учиться передавать содержание текста в виде репортажа. За основу репортажа возьмём рассказ К.Паустовского «Барсучий нос», работу над которым мы начали на прошлом уроке.

Познавательные УУД

  • проводить анализ прочитанного;
  • уметь оформлять свои мысли
  • Регулятивные УУД
  • умение планировать свою деятельность;
  • прогнозирование работы, самоконтроль деятельности.

Коммуникативные УУД

  • умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;
  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

Обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий:

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Учиться планировать деятельность,прогнозировать работу, уметь оформлять свои мысли

Работа со словарем.

Беседа.

  • А что такое репортаж? Откуда вы взяли эту информацию?

Дети читают выдержки из словарей.

Репортаж – это сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печать, по радио, телевидению. (С.И. Ожегов)

- Кто главное действующее лицо любого репортажа? (Корреспондент, репортёр, который ведёт репортаж)

- Всегда ли в репортаже участвует один человек?

- Обратимся к тексту рассказа «Барсучий нос». Кто герои нашего будущего репортажа?

( Мальчик, взрослый, барсук)

 - Как по-другому можно назвать мальчика, взрослого? Кто они в рассказе?   Ответы:

участники, очевидцы, герои, свидетели

На доске: (дополнение к словам) очевидцы

- Все ли слова вам понятны? (Если нет, объяснить вместе с детьми используя словарь)

Как образовано слово «очевидцы»? (очи и видеть).

Что означает слово «очи»? (глаза) (устаревшее)

Как в русском языке называют такие слова? (сложные)

Познавательные УУД

  • проводить анализ прочитанного;
  • уметь оформлять свои мысли
  • Регулятивные УУД
  • умение планировать свою деятельность;
  • прогнозирование работы, самоконтроль деятельности.

Коммуникативные УУД

  • умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;
  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

 

Работа над подготовкой репортажа.

Определение роли и действий участников

Индивидуальная работа. Работа с карточкой №1

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы правильно подготовиться к репортажу?

- Выберите из предложенного материала тот, который подходит к каждому участнику.

- Проверим. Какова роль и действия корреспондента, очевидцев?

- Есть ли в их роли, действиях общее?

Практический этап.

Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу

Работа над языком текста.

Словарная работа.

Работа с картинным планом.

Посмотрим, насколько вы готовы участвовать в нашем проекте. Проведём кастинг, т.е. отбор, и выявим лучших знатоков содержания рассказа К. Паустовского «Барсучий нос».

а). Воспроизведите правильный порядок сцен рассказа (один ученик у доски с картинным планом)

б). Барсук – главный герой рассказа, и нам важно знать, что с ним происходило.(один ученик выбирает действия в соответствии с сюжетом рассказа).

- Как вы понимаете значение слова «голосил»?

Один ученик у доски работает с картинным планом

Познавательные УУД

-проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения.

Регулятивные УУД

  • работать по плану, инструкции;
  • поиск и выделение необходимой информации; структурирование полученных знаний;
  • осуществлять самоконтроль деятельности.

Коммуникативные УУД

  • умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;
  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса;
  • допускать существование различных точек зрения.

Применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, извлечение нужной информации и преобразование ее в соответствие с учебной задачей;

  • анализ и обобщение полученной информации;
  • овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной и речи учащихся;

Работа в парах по рядам

На прошлом уроке мы говорили об удивительном языке текста.

Паустовский – мастер художественного слова. Какие средства художественной выразительности использует автор в рассказе? (Сравнение, эпитеты)

Карточки №2

1 ряд (пары) Подберите к сравнениям предмет из текста и запишите его.

2 ряд (пары) Используя текст рассказа, добавьте недостающий эпитет.

3 ряд (пары) Подберите действия каждому герою рассказа

Итог: Вы отлично справились с заданием. Я хочу вас похвалить за хорошее знание авторского текста и активную работу. Кастинг прошёл успешно.

Физминутка

Как живешь?
- Вот так! 
(Дети показывают большой палец.)
- Как идешь?
- Вот так! 
(По ладони ведут двумя пальцами, показывая шаги.)
- Как бежишь?
- Вот так! 
(Дети имитируют бег движениями рук.)
- Как ты спишь?
- Вот так! 
(Дети подкладывают на руки голову.)
- Как смеешься?
- Вот так! 
(Дети улыбаются друг другу.)
- Как садишься?
- Вот так! 
(Дети садятся тихонько за парты.)

Самостоятельная работа.

Организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий.

Отбор текстового материала.

Работа в

группах.

- Переходим к самому важному этапу подготовки репортажа.

Для этого разделимся на группы. Каждая группа отбирает материал в соответствии с ролью в репортаже.

- Но перед этим ещё раз повторим:

О чём наш репортаж? Сформулируйте его тему. Как можно его назвать?

«Случай на рыбалке»

«Неожиданный визит»

«Неожиданная встреча»

«Как барсук картошкой лакомился»

- К какому виду пересказа будет близок наш текст? Почему?

- От какого лица будет вестись повествование?

Итак:

1 группа - отбирает материал для корреспондента (дополнительная карточка: Как можно начать репортаж, чтобы он сразу же заинтересовал зрителей, захватил бы их внимание?)

2 группа - очевидцы. Отбирают материал для очевидца – мальчика.

3 группа - очевидцы. Отбирают материал для очевидца – взрослого.

- Чтобы легче подготовить рассказ, выпишите на листок ключевые слова из материала текста. Можно воспользоваться материалом карточек.

4 группа - зрители в нашей студии. Они готовят вопросы к героям репортажа.

5 группа – эксперты.

 Кто такие эксперты? Внимательно слушают рассказы и дают комментарий, оценку. При возникновении трудностей воспользуйтесь подсказкой.

 (План комментирования. Карточка №3).

Во время подготовки вы можете пользоваться символами (ладошка). Красная – нужна помощь. Синяя – готовы.

Познавательные УУД

-проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения;

  • заполнять таблицу.

Регулятивные УУД

  • работать по плану, инструкции;
  • поиск и выделение необходимой информации; –

структурирование полученных знаний в форме таблицы;

  • осуществлять самоконтроль деятельности в группе.

Коммуникативные УУД

  • умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;
  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса;
  • допускать существование различных точек зрения.

 Организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по эталону.

Включение в систему знаний.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Выступления детей.

- Мне так хочется вместе с вами поучаствовать в вашем проекте, иметь свою роль. С вашего позволения я буду ведущей телепередачи.

- Итак, внимание!

- Здравствуйте, уважаемые телезрители!

- С вами вновь передача «Люби всё живое». У нас в студии ученики 3 класса

-Эпиграф нашей передачи:  

« Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять».

«Люби всё живое»

И к вам первый вопрос:

- Как вы понимаете эти слова?

- Для чего надо «изучать книгу природы и правильно понять» её?

- Наши корреспонденты  подготовили для вас интересный репортаж. Я передаю им слово:

(можно включить звуковое оформление)

На экране: 

«Мещерский край»

(Дети пересказывают текст по группам в следующей последовательности:

1)очевидец-взрослый

2) очевидец-мальчик 

3)Корреспондент 

- Спасибо за репортаж.

- Слово экспертам. Что вы можете сказать о подготовленном репортаже?

- Как вы думаете, зачем мы рассказали эту историю в нашей передаче?

- Какие вопросы хотели бы задать зрители? Задавая вопросы, помните о теме нашей передачи.

Примерные вопросы:

  1. Есть ли виновники страданий барсука или это случайность?
  2. Взрослые могли помочь беде барсука?
  3. Могут ли люди предупредить такие случаи, когда животные попадают в беду?

Познавательные УУД

-проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения.

Регулятивные УУД

  • работать по плану, инструкции;
  • поиск и выделение необходимой информации; структурирование полученных знаний;
  • осуществлять самоконтроль деятельности.

Коммуникативные УУД

  • умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;
  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса;
  • допускать существование различных точек зрения.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Рефлексия.

Оценочный этап

Рефлексия, нацелена на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ

Подводит детей к решению проблемной ситуации.

- А сейчас мы проведём голосование.

- Кто считает, что в этой истории виноваты люди, поднимите красную карточку. Кто считает, что это случайность – зелёную. Если вы затрудняетесь ответить – карточки поднимать не надо.

- Поднимите зелёную карточку те, кто из сегодняшней передачи извлёк урок? Кому она помогла посмотреть на окружающий мир по-другому?

У каждого из нас своё мнение. Но, я думаю, что сегодня все извлекли урок из нашей передачи.

В любом случае, мы должны помнить, что природа – живой организм. Природа умеет чувствовать, и этому есть немало примеров. Помните, вы не одни на этой планете.

Поделитесь своими впечатлениями с родными, друзьями.

Спасибо. До новых встреч в эфире.

  • Наш урок заканчивается. Оцените свою работу в листе самооценки.
  • Критерии оценивания:

Работал отлично  !   Работал хорошо  +   Не все получилось –

  • .

Познавательные УУД

  • проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения.

Регулятивные УУД

  • работать по плану, инструкции;
  • осуществлять самоконтроль деятельности в группе.

Коммуникативные УУД

  • умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;
  • допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные УУД

 осуществлять прогнозирование работы и самоконтроль деятельности.

Анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного

Приложение 1                                         Карточка №1

корреспондент

начинает репортаж

отвечает на вопросы

хорошо знает порядок событий и место

вовремя задаёт вопросы

умеет чётко излагать события

ведёт репортаж

речь точная, правильная, выразительная

очевидцы


Индивидуальные карточки для выбора действий барсука (работа у доски один ученик)

сунул нос; дрожал от жадности; холодил нос; как будто просил; расковырял пень; прибежал на запах; сел и заплакал; прыгнул к сковороде; шумел в траве; голосил на весь лес.

Карточки №2

1 ряд

_______________ с глазами, похожими на две маленькие луны

мелкие, как иглы _____________

_______________ , похожие на горы розового снега

_______________ , похожий на свиной пятачок

_______________ чёрная, как дёготь

2 ряд

Окуни _________________________________________

Вода __________________________________________

Плотва ________________________________________

Звёзды ________________________________________

Воздух _________________________________________

Облака _________________________________________

3 ряд

Хорошо переносил

Замечал

Хотелось крикнуть

Не поверил

Согласился

Опоздал

Рассказывал

Придумывал

Пробрались

Услышал первый

Помахал

Разбудил


Карточка №3. План комментирования ответа.

Оценка эксперта.

  1. Все ли понятно, правильно?
  2. Последовательность событий, действий рассказчиков
  3. Речь (точность, использование ключевых слов, эпитетов, сравнений, выразительность)
  4. Своё мнение, пожелания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...