Литературное чтение 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения 3 класс. К Паустовский "Барсучий нос"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_3_klass.docx | 43.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Копылова Ирина Васильевна
учитель начальных классов
МКОУ «Машкинская основная
общеобразовательная школа»
Конышевский район Курская область
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений
Тема: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».
УМК «Перспектива»
Цель: Продолжить работу над формированием навыка чтения и литературного анализа произведения; формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Паустовского «Барсучий нос»; формирование креативного мышления ; совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умения ставить вопросы по прочитанному тексту и отвечать на них; выделять главную мысль произведения.
Задачи урока
Дидактические:
1) формировать умение выразительно читать текст, осуществляя отбор информации;
2) формировать поисковый способ чтения.
Развивающие:
- развивать критичность мышления через чтение текста;
- обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к отечественной литературе;
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение.
Планируемые результаты
личностные: Создавать условия для формирования у ученика: целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; нравственных ценностей (любовь к природе, к животным);мотивации к чтению; стремления к совершенствованию собственной речи; навыков сотрудничества, самостоятельности; начальных форм познавательной и личностной рефлексии; правильного понимания причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
метапредметные:
оформлять свои мысли в устной и письменной формах, устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам, делать выводы;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. – использование знаково-символические средства для создания моделей изучаемых
предметные:
продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского через рассказ «Барсучий нос»;
учиться осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в его обсуждении;
анализировать текст, определять ключевые слова, понимать авторский замысел;
анализировать эмоциональное состояние героев;
делать выводы;
работать с текстом самостоятельно;
на основе художественного текста выделять причинно- следственные связи.
Ход урока:
Этап урока | Цель этапа урока | Содержание этапа | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Мотивация учебной деятельности | Создание эмоционального настроения, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Словесное приветствие | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.
- Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! - Вы готовы к нашему уроку? Организовывают рабочее место. Приветствуют учителя и друг друга. | Регулятивные: волевая саморегуляция; Личностные: действие смыслообразования; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Положительный настрой на урок, включение учащихся в деловой ритм |
Актуализация знаний. Мотивационно- ориентировочный этап. | Активизировать желание изучения темы; стимулировать эмоционально- ценностное отношение к изучению темы. | Загадка «Мозговой штурм» -беседа по содержанию | Ребята, угадайте загадку: Дом - глубокая нора, Ночь - рабочая пора, Корм - лягушка, черный жук, Зверь - надежный, верный друг. Там, где сосен сильный запах, Он идёт неторопливо, -Произведение какого автора мы начали читать на прошлом уроке? Можно ли считать работу над этим произведением, завершенной на прошлом уроке? (Нет) -Итак, какой будет тема нашего урока? (Продолжить работу над рассказом К.Паустовского) -Как вы думаете, что нам предстоит узнать и сделать на уроке? -А сейчас проведем блиц-опрос по прочитанному произведению | Познавательные УУД – уметь ориентироваться в системе знаний; осуществлять; анализ объектов, определять границы знания/незнания. Коммуникативные УУД участвовать в учебном диалоге; – уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, готовить рабочее место для включения в учебную деятельность. | Включения учащихся в учебную деятельность: стремление применить свои знания. готовность извлекать информацию и преобразовывать ее в соответствие с учебной задачей |
Поисковый этап | Создание учителем проблемной ситуации, побуждающую к мыслительной деятельности для решения проблемной ситуации | Беседа. | На доске записаны слова: студия, репортаж, корреспондент, зрители -Прочитайте слова. Что вы представили? - Как вы думаете, что будем делать на уроке? Чему будем учиться? - Сегодня наш класс – это телевизионная студия. А урок литературного чтения мы проведём в виде телепередачи. - Название какой телепередачи вы бы взяли для нашего урока? «Розыгрыш» «Телепузики» «Люби всё живое» «Галилео» «В мире животных» - Почему выбрали это название? (выслушиваются мнения детей) - Вы правы. Это передача «Люби всё живое». Именно так называется раздел, который мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения. Что значит для вас «любить все живое»? - На нашем необычном уроке мы будем учиться передавать содержание текста в виде репортажа. За основу репортажа возьмём рассказ К.Паустовского «Барсучий нос», работу над которым мы начали на прошлом уроке. | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
| Обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | Учиться планировать деятельность,прогнозировать работу, уметь оформлять свои мысли | Работа со словарем. Беседа. |
Дети читают выдержки из словарей. Репортаж – это сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печать, по радио, телевидению. (С.И. Ожегов) - Кто главное действующее лицо любого репортажа? (Корреспондент, репортёр, который ведёт репортаж) - Всегда ли в репортаже участвует один человек? - Обратимся к тексту рассказа «Барсучий нос». Кто герои нашего будущего репортажа? ( Мальчик, взрослый, барсук) - Как по-другому можно назвать мальчика, взрослого? Кто они в рассказе? Ответы: участники, очевидцы, герои, свидетели На доске: (дополнение к словам) очевидцы - Все ли слова вам понятны? (Если нет, объяснить вместе с детьми используя словарь) Как образовано слово «очевидцы»? (очи и видеть). Что означает слово «очи»? (глаза) (устаревшее) Как в русском языке называют такие слова? (сложные) | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
| |
Работа над подготовкой репортажа. Определение роли и действий участников Индивидуальная работа. Работа с карточкой №1 | - Как вы думаете, что надо сделать, чтобы правильно подготовиться к репортажу? - Выберите из предложенного материала тот, который подходит к каждому участнику. - Проверим. Какова роль и действия корреспондента, очевидцев? - Есть ли в их роли, действиях общее? | ||||
Практический этап. | Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу | Работа над языком текста. Словарная работа. Работа с картинным планом. | Посмотрим, насколько вы готовы участвовать в нашем проекте. Проведём кастинг, т.е. отбор, и выявим лучших знатоков содержания рассказа К. Паустовского «Барсучий нос». а). Воспроизведите правильный порядок сцен рассказа (один ученик у доски с картинным планом) б). Барсук – главный герой рассказа, и нам важно знать, что с ним происходило.(один ученик выбирает действия в соответствии с сюжетом рассказа). - Как вы понимаете значение слова «голосил»? Один ученик у доски работает с картинным планом | Познавательные УУД -проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
| Применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, извлечение нужной информации и преобразование ее в соответствие с учебной задачей;
|
Работа в парах по рядам | На прошлом уроке мы говорили об удивительном языке текста. Паустовский – мастер художественного слова. Какие средства художественной выразительности использует автор в рассказе? (Сравнение, эпитеты) Карточки №2 1 ряд (пары) Подберите к сравнениям предмет из текста и запишите его. 2 ряд (пары) Используя текст рассказа, добавьте недостающий эпитет. 3 ряд (пары) Подберите действия каждому герою рассказа Итог: Вы отлично справились с заданием. Я хочу вас похвалить за хорошее знание авторского текста и активную работу. Кастинг прошёл успешно. | ||||
Физминутка Как живешь? | |||||
Самостоятельная работа. | Организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий. | Отбор текстового материала. Работа в группах. | - Переходим к самому важному этапу подготовки репортажа. Для этого разделимся на группы. Каждая группа отбирает материал в соответствии с ролью в репортаже. - Но перед этим ещё раз повторим: О чём наш репортаж? Сформулируйте его тему. Как можно его назвать? «Случай на рыбалке» «Неожиданный визит» «Неожиданная встреча» «Как барсук картошкой лакомился» - К какому виду пересказа будет близок наш текст? Почему? - От какого лица будет вестись повествование? Итак: 1 группа - отбирает материал для корреспондента (дополнительная карточка: Как можно начать репортаж, чтобы он сразу же заинтересовал зрителей, захватил бы их внимание?) 2 группа - очевидцы. Отбирают материал для очевидца – мальчика. 3 группа - очевидцы. Отбирают материал для очевидца – взрослого. - Чтобы легче подготовить рассказ, выпишите на листок ключевые слова из материала текста. Можно воспользоваться материалом карточек. 4 группа - зрители в нашей студии. Они готовят вопросы к героям репортажа. 5 группа – эксперты. Кто такие эксперты? Внимательно слушают рассказы и дают комментарий, оценку. При возникновении трудностей воспользуйтесь подсказкой. (План комментирования. Карточка №3). Во время подготовки вы можете пользоваться символами (ладошка). Красная – нужна помощь. Синяя – готовы. | Познавательные УУД -проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения;
Регулятивные УУД
структурирование полученных знаний в форме таблицы;
Коммуникативные УУД
| Организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по эталону. |
Включение в систему знаний. | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Выступления детей. | - Мне так хочется вместе с вами поучаствовать в вашем проекте, иметь свою роль. С вашего позволения я буду ведущей телепередачи. - Итак, внимание! - Здравствуйте, уважаемые телезрители! - С вами вновь передача «Люби всё живое». У нас в студии ученики 3 класса -Эпиграф нашей передачи: « Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять». «Люби всё живое» И к вам первый вопрос: - Как вы понимаете эти слова? - Для чего надо «изучать книгу природы и правильно понять» её? - Наши корреспонденты подготовили для вас интересный репортаж. Я передаю им слово: (можно включить звуковое оформление) На экране: «Мещерский край» (Дети пересказывают текст по группам в следующей последовательности: 1)очевидец-взрослый 2) очевидец-мальчик 3)Корреспондент - Спасибо за репортаж. - Слово экспертам. Что вы можете сказать о подготовленном репортаже? - Как вы думаете, зачем мы рассказали эту историю в нашей передаче? - Какие вопросы хотели бы задать зрители? Задавая вопросы, помните о теме нашей передачи. Примерные вопросы:
| Познавательные УУД -проводить анализ прочитанного, сравнение, строить выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
| Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. |
Рефлексия. Оценочный этап | Рефлексия, нацелена на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ Подводит детей к решению проблемной ситуации. | - А сейчас мы проведём голосование. - Кто считает, что в этой истории виноваты люди, поднимите красную карточку. Кто считает, что это случайность – зелёную. Если вы затрудняетесь ответить – карточки поднимать не надо. - Поднимите зелёную карточку те, кто из сегодняшней передачи извлёк урок? Кому она помогла посмотреть на окружающий мир по-другому? У каждого из нас своё мнение. Но, я думаю, что сегодня все извлекли урок из нашей передачи. В любом случае, мы должны помнить, что природа – живой организм. Природа умеет чувствовать, и этому есть немало примеров. Помните, вы не одни на этой планете. Поделитесь своими впечатлениями с родными, друзьями. Спасибо. До новых встреч в эфире.
Работал отлично ! Работал хорошо + Не все получилось – |
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД осуществлять прогнозирование работы и самоконтроль деятельности. | Анализ и обобщение полученной информации, личная оценка прочитанного |
Приложение 1 Карточка №1
корреспондент
начинает репортаж
отвечает на вопросы
хорошо знает порядок событий и место
вовремя задаёт вопросы
умеет чётко излагать события
ведёт репортаж
речь точная, правильная, выразительная
очевидцы
Индивидуальные карточки для выбора действий барсука (работа у доски один ученик)
сунул нос; дрожал от жадности; холодил нос; как будто просил; расковырял пень; прибежал на запах; сел и заплакал; прыгнул к сковороде; шумел в траве; голосил на весь лес.
Карточки №2
1 ряд
_______________ с глазами, похожими на две маленькие луны
мелкие, как иглы _____________
_______________ , похожие на горы розового снега
_______________ , похожий на свиной пятачок
_______________ чёрная, как дёготь
2 ряд
Окуни _________________________________________
Вода __________________________________________
Плотва ________________________________________
Звёзды ________________________________________
Воздух _________________________________________
Облака _________________________________________
3 ряд
Хорошо переносил
Замечал
Хотелось крикнуть
Не поверил
Согласился
Опоздал
Рассказывал
Придумывал
Пробрались
Услышал первый
Помахал
Разбудил
Карточка №3. План комментирования ответа.
Оценка эксперта.
- Все ли понятно, правильно?
- Последовательность событий, действий рассказчиков
- Речь (точность, использование ключевых слов, эпитетов, сравнений, выразительность)
- Своё мнение, пожелания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....