Технологическая карта урока по литературному чтению «М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пяткова Анастасия Сергеевна

Цель: анализ литературного произведения В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»

Задачи:

  • формировать умение анализировать художественный текст;
  • выделять в тексте основную мысль;
  • отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата: 17.01.2022

Тема урока: «М.Гаршин «Лягушка – путешественница.»

Предмет: литературное чтение

Урок разработан для учащихся 3 класса

Ключевые слова: авторская сказка, народная сказка

Тип урока: урок закрепления знаний

Цель: анализ литературного произведения В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»

Задачи: 

  • формировать умение анализировать художественный текст;
  • выделять в тексте основную мысль;
  • отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста;

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • умеют осуществлять поиск необходимой информации в книге;
  • ориентируются в учебной и художественной книге, делают самостоятельный и целенаправленный выбор.

Регулятивные УУД:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;
  • планируют в сотрудничестве с учителем необходимые действия и операции;

Коммуникативные УУД:

  • вступают в учебный диалог;
  • умеют формулировать собственные мысли и высказывать свою точку зрения.

Методы обучения: учебный диалог, демонстрация, работа в парах.

Ресурсы: учебник «Литературное чтение 1 часть» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова), презентация, раздаточный материал (карточки с тестовой работой), карточки для кластера.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

I этап. Организационный момент.

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Приветствует учеников, напоминает о правилах поведения и учебных принадлежностях.

Дети рассаживаются по местам, готовятся к уроку

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

С целью мотивации детей к учебной деятельности на уроке организуется работа с демонстрационным экраном

2

II этап

Вызов. Актуализация опорных знаний

Повторение пройденного материала, актуализация знаний

Работа со скороговоркой.

- Обратите внимания на слайд.

Лягушка - квакушка квакала лягушке на ушко.

1)Прочитайте текст про себя

2)Прочитайте все вместе, следя за указкой

3) Прочитайте тихо с нарастанием

4)Читать громко с переходом на тихое чтение

5)Вопросительно

6)С радостью

-Ребята, к какому жанру относится данное предложение?

-Верно. Кто готов прочитать скороговорку согласно особенностям её чтения?

Чтение скороговорки

Чтение согласно заданию

Скороговорка

Личностные УУД:

- формирование понятийного аппарата на основе знаний, сформированных на предыдущих уроках.

С целью актуализации учебного содержания и активизации мыслительных операций организуется учебный диалог с наглядным материалом

3

III этап. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Формулировка главных целей и темы урока

- Сегодня мы отправимся в «Бюро сказочных находок»

1. В какой сказке герой, имеющий отношение к службе, приготовил обед из металлического орудия для рубки леса?

2. В какой сказке говорится про обувное изделие, потерянное владелицей на балу?

3. В какой сказке была говорящая рыбка, исполняющая желания?

4. Какая сказка заканчивается словами «Как аукнулось, так и откликнулось, и с тех пор дружба врозь? «Лиса и журавль».

5. Героиня сказки мечтала о тёплых странах, где много мошек. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

 

- На какие две группы можно разделить названные вами сказки?

- Чем авторская сказка отличается от народной?

-К какой сказке относится иллюстрация на слайде?

-Кто автор этой сказки?

-Какова тема нашего урока, как думаете?

-Какие цели можем поставить перед собой?

Рассматривают иллюстрации и называют название сказки и её автора

Народные и авторские

«Лягушка – путешественница»

В. М. Гаршин

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу;

- развивать логическое мышление;

- развивать навыки исследовательской деятельности;

- развивать навыки анализа и сравнения;

С целью   организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия и его фиксации, целесообразно организовать учебный диалог с самостоятельной работой по учебнику

4

IV этап. Первичное закрепление

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по заданному плану. Индивидуальная или работа по решению практических задач

Сегодня на уроке чтения мы продолжим работу со сказкой В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Будем учиться читать выразительно, давать характеристику главному герою сказки, соотносить текст и иллюстрации, развивать внимание и сообразительность, а в конце урока вы выполните тестовую работу.

Давайте поговорим о биографии автора сказки, В.М.Гаршине.

Прожил писатель 33 года.

У него была нелёгкая судьба.

Он рано научился читать.

К 7 годам он прочитал очень взрослое произведение В.Гюго «Собор Парижской Богоматери».

На протяжении всей жизни у него несколько раз случались моменты, приводящие к депрессии.

В 1955 г. в честь Гаршина была выпущена почтовая марка с его изображением.

На протяжении всей жизни Гаршин отличался крайней впечатлительностью и нервозностью.

Всеволод Михайлович Гаршин написал сказку «Лягушка-путешественница», когда ему было 32 года, поэтому в этом году сказке исполниться 135 лет.

-Как вы думаете, какие качества имела лягушка?

На доске у нас водоём с надписью «Лягушка – путешественница» давайте выберем качества, которыми она обладает.

Посмотрите на кластер, который у нас получился. С помощью него вы сможете с лёгкостью рассказать, какими качествами была наделена Лягушка в сказке.

По сказке «Лягушка-путешественница» вы работаете уже не первое занятие. Давайте вспомним некоторые моменты.

-Где жила лягушка?

-Как жилось лягушке на болоте?

-О чём думала, когда сидела на сучке? Найдите в тексте и прочтите.

-Чем наслаждалась лягушка?

-В чём было счастье лягушки?

- Почему утки не съели лягушку?

-Кого увидела лягушка на болоте?

-Куда летели утки?

-Что интересного рассказали утки лягушке про юг?

-Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками?

-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев?

А теперь найдите в тексте слова, относящиеся к этой иллюстрации.

- Несмотря на то, что лягушка так любила жизнь, была умна, можно ли её назвать осторожной? Докажите текстом.

- А вспомните, где лягушка размышляла? И что она придумала? Прочитайте. Передайте голосом лягушачий восторг.

-Чему радовалась лягушка во время полёта? Кем она гордилась? Докажите текстом.

- Почему лягушка попросила уток лететь пониже?

Рассматривают иллюстрацию к сказке

Слушают дополнительные сведения об авторе

Выбирают качества и приводят пример из текста, подтверждающий наличие и проявление этого качества.

Лягушка жила в болоте

Жила благополучно, ловила комаров и мошку.

Наслаждалась тёплым мелким дождиком.

Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.

Они подумали, что она слишком велика и не пролезет в горло

Лягушка увидела уток.

На юг

Ей было скучно на болоте; она была очень любопытна; ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте

Нет.

Зачитывают момент из текста, относящийся к иллюстрации

Размышляют, анализируют, зачитывают подтверждение

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу;

- развивать логическое мышление;

- развивать навыки исследовательской деятельности;

- развивать навыки анализа и сравнения;

С целью фиксирования и отработки полученных знаний, считаю целесообразным провести учебный диалог с использованием демонстрационного материала

5

V этап. Обобщение и систематизация знаний.

Зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного

Совершилось ли путешествие лягушки?

Прочитайте момент, где лягушка забыла об осторожности. Передайте переполнявшие её чувства гордости.

А почему всё-таки не состоялось путешествие Лягушки?

Какова же главная мысль произведения? Как вы поняли?

Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». Автор относился к лягушке с иронией.

Знаете ли вы, что значит слово «ирония»? Ирония-скрытая насмешка.

В чём заключается ирония автора по отношению к Лягушке?

Давайте попробуем составить синквейн о лягушке. Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос.

Прочитайте пословицы и обсудите в паре и объясните, как вы понимаете смысл каждого высказывания?

 «Тише едешь, дальше будешь»

«Друг познаётся в беде»

«Хвастовство само себя наказывает»

-Какая из пословиц подходит к главной мысли произведения?

Нет

Потому что она захотела похвастаться

Высказывают своё мнение

Слушают учителя

Высмеивает её хвастовство

Выполняют тестовую работу

Читают, высказывают своё мнение

Регулятивные УУД:

- развивать навыки исследовательской деятельности;

- развивать навыки анализа и сравнения;

С целью закрепление навыков новых знаний, целесообразно на данном этапе провести тестирование по содержанию произведения

6

VI этап. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

Соотнесение цели, которые ставили на уроке и результаты своей деятельности

Кто герой сказки?

Как она выглядит?

Каковы её действия в сказке?

Что в характере лягушки вам понравилось?

Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему?

Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки).

-Если вы считаете, что урок прошёл успешно, вы запомнили, как зовут автора, можете объяснить и рассказать о главной мысли сказки - поднимите большой палец вверх.

-Если вам было что-то непонятно, вы не могли включить в работу, не уверенны, что что-то запомнили с сегодняшнего урока- опустите большой палец вниз.

Домашнее задание: подготовить пересказ эпизода.

Подводят итоги и обобщают информацию

Проводят самооценку.

Личностные УУД:

- развитие самооценки

С целью зафиксировать полученные знания и умения, затруднения, которые остались, и способы их преодоления, считаю целесообразно выполнить самостоятельную работу в виде домашнего задания. Оценить собственную деятельность на уроке; дать качественную оценку всего класса поможет проведенная на уроке рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературному чтению по сказке "Лягушка- путешественница"

Презентация включает работу спословицей, словарную работу....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Урок литературного чтения В.Гаршин "Лягушка - путешественница".

Знакомство с новым произведением. Работа с текстом: составление плана, словарная работа. Высказывание своего отношения к героине....

Конспект урока по литературному чтению. В. Гаршин "Лягушка-путешественница"

       Тема: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: В. Гаршин "Лягушка-путешественница"

На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством В.М. Гаршина, научатся определять нравственный смысл сказки, сравнивать сюжет различных сказок о животных, отвечать на вопросы, выделять главную мыс...