Технологическая карта урока по литературному чтению «М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель: анализ литературного произведения В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»
Задачи:
- формировать умение анализировать художественный текст;
- выделять в тексте основную мысль;
- отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 31.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата: 17.01.2022
Тема урока: «М.Гаршин «Лягушка – путешественница.»
Предмет: литературное чтение
Урок разработан для учащихся 3 класса
Ключевые слова: авторская сказка, народная сказка
Тип урока: урок закрепления знаний
Цель: анализ литературного произведения В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»
Задачи:
- формировать умение анализировать художественный текст;
- выделять в тексте основную мысль;
- отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста;
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- умеют осуществлять поиск необходимой информации в книге;
- ориентируются в учебной и художественной книге, делают самостоятельный и целенаправленный выбор.
Регулятивные УУД:
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- планируют в сотрудничестве с учителем необходимые действия и операции;
Коммуникативные УУД:
- вступают в учебный диалог;
- умеют формулировать собственные мысли и высказывать свою точку зрения.
Методы обучения: учебный диалог, демонстрация, работа в парах.
Ресурсы: учебник «Литературное чтение 1 часть» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова), презентация, раздаточный материал (карточки с тестовой работой), карточки для кластера.
№ | Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1 | I этап. Организационный момент. | Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу | Приветствует учеников, напоминает о правилах поведения и учебных принадлежностях. | Дети рассаживаются по местам, готовятся к уроку | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации |
С целью мотивации детей к учебной деятельности на уроке организуется работа с демонстрационным экраном | |||||
2 | II этап Вызов. Актуализация опорных знаний | Повторение пройденного материала, актуализация знаний | Работа со скороговоркой. - Обратите внимания на слайд. Лягушка - квакушка квакала лягушке на ушко. 1)Прочитайте текст про себя 2)Прочитайте все вместе, следя за указкой 3) Прочитайте тихо с нарастанием 4)Читать громко с переходом на тихое чтение 5)Вопросительно 6)С радостью -Ребята, к какому жанру относится данное предложение? -Верно. Кто готов прочитать скороговорку согласно особенностям её чтения? | Чтение скороговорки Чтение согласно заданию Скороговорка | Личностные УУД: - формирование понятийного аппарата на основе знаний, сформированных на предыдущих уроках. |
С целью актуализации учебного содержания и активизации мыслительных операций организуется учебный диалог с наглядным материалом | |||||
3 | III этап. Формулирование учащимися темы и цели урока. | Формулировка главных целей и темы урока | - Сегодня мы отправимся в «Бюро сказочных находок» 1. В какой сказке герой, имеющий отношение к службе, приготовил обед из металлического орудия для рубки леса? 2. В какой сказке говорится про обувное изделие, потерянное владелицей на балу? 3. В какой сказке была говорящая рыбка, исполняющая желания? 4. Какая сказка заканчивается словами «Как аукнулось, так и откликнулось, и с тех пор дружба врозь? «Лиса и журавль». 5. Героиня сказки мечтала о тёплых странах, где много мошек. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
- На какие две группы можно разделить названные вами сказки? - Чем авторская сказка отличается от народной? -К какой сказке относится иллюстрация на слайде? -Кто автор этой сказки? -Какова тема нашего урока, как думаете? -Какие цели можем поставить перед собой? | Рассматривают иллюстрации и называют название сказки и её автора Народные и авторские «Лягушка – путешественница» В. М. Гаршин | Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу; - развивать логическое мышление; - развивать навыки исследовательской деятельности; - развивать навыки анализа и сравнения; |
С целью организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия и его фиксации, целесообразно организовать учебный диалог с самостоятельной работой по учебнику | |||||
4 | IV этап. Первичное закрепление | Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по заданному плану. Индивидуальная или работа по решению практических задач | Сегодня на уроке чтения мы продолжим работу со сказкой В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Будем учиться читать выразительно, давать характеристику главному герою сказки, соотносить текст и иллюстрации, развивать внимание и сообразительность, а в конце урока вы выполните тестовую работу. Давайте поговорим о биографии автора сказки, В.М.Гаршине. Прожил писатель 33 года. У него была нелёгкая судьба. Он рано научился читать. К 7 годам он прочитал очень взрослое произведение В.Гюго «Собор Парижской Богоматери». На протяжении всей жизни у него несколько раз случались моменты, приводящие к депрессии. В 1955 г. в честь Гаршина была выпущена почтовая марка с его изображением. На протяжении всей жизни Гаршин отличался крайней впечатлительностью и нервозностью. Всеволод Михайлович Гаршин написал сказку «Лягушка-путешественница», когда ему было 32 года, поэтому в этом году сказке исполниться 135 лет. -Как вы думаете, какие качества имела лягушка? На доске у нас водоём с надписью «Лягушка – путешественница» давайте выберем качества, которыми она обладает. Посмотрите на кластер, который у нас получился. С помощью него вы сможете с лёгкостью рассказать, какими качествами была наделена Лягушка в сказке. По сказке «Лягушка-путешественница» вы работаете уже не первое занятие. Давайте вспомним некоторые моменты. -Где жила лягушка? -Как жилось лягушке на болоте? -О чём думала, когда сидела на сучке? Найдите в тексте и прочтите. -Чем наслаждалась лягушка? -В чём было счастье лягушки? - Почему утки не съели лягушку? -Кого увидела лягушка на болоте? -Куда летели утки? -Что интересного рассказали утки лягушке про юг? -Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? -Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? А теперь найдите в тексте слова, относящиеся к этой иллюстрации. - Несмотря на то, что лягушка так любила жизнь, была умна, можно ли её назвать осторожной? Докажите текстом. - А вспомните, где лягушка размышляла? И что она придумала? Прочитайте. Передайте голосом лягушачий восторг. -Чему радовалась лягушка во время полёта? Кем она гордилась? Докажите текстом. - Почему лягушка попросила уток лететь пониже? | Рассматривают иллюстрацию к сказке Слушают дополнительные сведения об авторе Выбирают качества и приводят пример из текста, подтверждающий наличие и проявление этого качества. Лягушка жила в болоте Жила благополучно, ловила комаров и мошку. Наслаждалась тёплым мелким дождиком. Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг. Они подумали, что она слишком велика и не пролезет в горло Лягушка увидела уток. На юг Ей было скучно на болоте; она была очень любопытна; ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте Нет. Зачитывают момент из текста, относящийся к иллюстрации Размышляют, анализируют, зачитывают подтверждение | Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу; - развивать логическое мышление; - развивать навыки исследовательской деятельности; - развивать навыки анализа и сравнения; |
С целью фиксирования и отработки полученных знаний, считаю целесообразным провести учебный диалог с использованием демонстрационного материала | |||||
5 | V этап. Обобщение и систематизация знаний. | Зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного | Совершилось ли путешествие лягушки? Прочитайте момент, где лягушка забыла об осторожности. Передайте переполнявшие её чувства гордости. А почему всё-таки не состоялось путешествие Лягушки? Какова же главная мысль произведения? Как вы поняли? Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». Автор относился к лягушке с иронией. Знаете ли вы, что значит слово «ирония»? Ирония-скрытая насмешка. В чём заключается ирония автора по отношению к Лягушке? Давайте попробуем составить синквейн о лягушке. Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос. Прочитайте пословицы и обсудите в паре и объясните, как вы понимаете смысл каждого высказывания? «Тише едешь, дальше будешь» «Друг познаётся в беде» «Хвастовство само себя наказывает» -Какая из пословиц подходит к главной мысли произведения? | Нет Потому что она захотела похвастаться Высказывают своё мнение Слушают учителя Высмеивает её хвастовство Выполняют тестовую работу Читают, высказывают своё мнение | Регулятивные УУД: - развивать навыки исследовательской деятельности; - развивать навыки анализа и сравнения; |
С целью закрепление навыков новых знаний, целесообразно на данном этапе провести тестирование по содержанию произведения | |||||
6 | VI этап. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания. | Соотнесение цели, которые ставили на уроке и результаты своей деятельности | Кто герой сказки? Как она выглядит? Каковы её действия в сказке? Что в характере лягушки вам понравилось? Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему? Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки). -Если вы считаете, что урок прошёл успешно, вы запомнили, как зовут автора, можете объяснить и рассказать о главной мысли сказки - поднимите большой палец вверх. -Если вам было что-то непонятно, вы не могли включить в работу, не уверенны, что что-то запомнили с сегодняшнего урока- опустите большой палец вниз. Домашнее задание: подготовить пересказ эпизода. | Подводят итоги и обобщают информацию Проводят самооценку. | Личностные УУД: - развитие самооценки |
С целью зафиксировать полученные знания и умения, затруднения, которые остались, и способы их преодоления, считаю целесообразно выполнить самостоятельную работу в виде домашнего задания. Оценить собственную деятельность на уроке; дать качественную оценку всего класса поможет проведенная на уроке рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по литературному чтению по сказке "Лягушка- путешественница"
Презентация включает работу спословицей, словарную работу....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Урок литературного чтения В.Гаршин "Лягушка - путешественница".
Знакомство с новым произведением. Работа с текстом: составление плана, словарная работа. Высказывание своего отношения к героине....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...
Конспект урока по литературному чтению. В. Гаршин "Лягушка-путешественница"
Тема: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: В. Гаршин "Лягушка-путешественница"
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством В.М. Гаршина, научатся определять нравственный смысл сказки, сравнивать сюжет различных сказок о животных, отвечать на вопросы, выделять главную мыс...