Уроки доброты. В Осеева, Л. Н. Толстой. Рассказы о почитании родителей
методическая разработка по чтению (2 класс)

Дергунова Ирина Валентиновна

Урок "открытия" нового знания с применением технологии критического мышления. Цель урока  - знакомство с нравственными нормами почтительного отношения к родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока22.95 КБ
Файл Презентация к уроку793.69 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС

Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева, Л. Н. Толстой. Рассказы о почитании родителей»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Используемая технология: технология критического мышления.

Цель: знакомство с нравственными христианскими нормами уважительного отношения к родителям

Планируемый результат: осознание нравственных норм уважения родителей, знакомство с христианской заповедью о почитании отца и матери; умение отличать особенности уважительного  отношения к старшим; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; развитие личной ответственности за свои поступки; воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам близких людей.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с текстом; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной  и письменной формах, грамотно и логично строить доказательные высказывания, понимать речь других, учиться работать в группе, паре, договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, словесный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, работать с информацией, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, рисунок), развивать  умение чтения по ролям.

Основные понятия: «любовь», «уважение», «сопереживание», «благодарность», «почитание», «заповедь» на уровне формирования представлений.

Формы работы: групповая работа, работа в паре, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ресурсы: рассказы В. Осеевой «Сыновья», Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»; экран, проектор, компьютер, с презентацией к уроку, портреты В. А. Осеевой и Л. Н. Толстого, чистые листы на каждого ученика, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», песни «Добрая сказка» (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой).

Ход урока:

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин)

Задачи этапа: cоздать приятный психологический настрой на работу.

Приём, форма работы: индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Добрый день, ребята.

- Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь, пожелайте успехов друг другу.

- А теперь повторим правила работы на уроке

Приветствуют учителя и одноклассников.

Учащиеся вспоминают правила работы на уроке.

Смотри, слушай → думай → говори → доказывай

II. Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока (5-6 мин)

Задачи этапа: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока.

Приём, форма работы: приём ассоциаций, мозговой штурм, работа в паре, индивидуальная работа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- На доске анаграммы, работая в паре, поменяйте порядок букв и вы узнаете зашифрованные слова, объединённые одной темой (Слайд 2)

цето

аьмт

абшабку

дукаедш

- Да, мы будем говорить о старших членах семьи. С чем у вас ассоциируются  эти слова?

Проблема:

- Почему ещё в древности люди сформулировали заповедь (нравственный закон) «Почитай отца и мать»? Какие у вас предположения? (Слайд 3)

- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

- Верно, тема урока о почитании и заботе о родителях.

- Чему мы должны научиться на этом уроке?

Учащиеся составляют слова, сверяют (Слайд 2)

- Отец, мать, бабушка, дедушка.

- С любовью, добротой, …

Учащиеся предполагают

- Мы будем говорить о родителях, бабушках и дедушках, почему их надо уважать.

- Как относиться к родителям? Как себя вести?

III. Знакомство с новым материалом (7-8 мин)

Задачи этапа: включение учащихся в целенаправленную деятельность, формирование умения чтения по ролям

Приём, форма работы: групповая, индивидуальная работа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Чтобы ответить на эти вопросы, мы познакомимся с двумя короткими рассказами. Прочитаем по ролям рассказ В. Осеевой «Сыновья». Нам потребуется автор, роли трёх женщин и старичка. (Слайд 4)

- А теперь послушайте рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». (Слайд 5)

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

Ну что? Каковы наши сыновья?

А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

IV. Физкультминутка (1 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Прежде чем мы продолжим работу, мы сделаем паузу. Кто хочет провести физкультминутку?

Учащиеся повторяют движения за учеником под музыку.

V. Этап анализа прочитанного, первичного закрепления материала (5-6 мин)

Задачи этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы

Приём, форма работы: индивидуальная работа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Проанализируем рассказ «Сыновья». (Слайд 6) Какими умениями обладали сыновья первых двух женщин? Зачитайте цитаты из текста.

- Почему же из троих мальчиков старичок увидел лишь одного сына?

-  Какие качества проявил он?

- Можно ли сказать, что эти качества присущи героям рассказа Л. Н. Толстого? Как они относились к старику? (Слайд 7)

- Почему же они изменили своё отношение старику?

- Кто из героев почитал родителей?

- Ловок да силен, никто с ним не сладит.

- Поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет.

- Только один из них помог матери.

- Любовь к матери, уважение, сопереживание.

- Сын не любил своего отца: обижал, унижал, …

- Им стало стыдно. Они поняли, что с ними будет, когда постареют.

- Только герой рассказа «Сыновья»

VI. Этап самостоятельной творческой работы (5 мин)

Задачи этапа: развитие умения рассуждать, делать умозаключения; дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Приём, форма работы: групповая, индивидуальная работа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Я напомню вам заповедь: «Почитай отца и мать»

- А за что мы должны почитать, своих родителей, быть им благодарны?

Напишите на листе свои мысли, можете сделать рисунок. (Слайд 8, звучит песня «Добрая сказка»)

Учащиеся записывают на листке свои мысли, рисуют

VII. Этап включения в систему знаний, взаимопроверки, повторения. (9-10 мин)

Задачи этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Приём, форма работы: индивидуальная, фронтальная работа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Ребята, представьте свои работы.

- С чьими высказываниями вы согласны?

- Действительно, родители подарили нам  жизнь, были первыми учителями, они нас в детстве обеспечивают всем необходимым: едой, одеждой, учат быть вежливыми, воспитанными людьми. Они – самые близкие люди, самые любимые на всю жизнь. За это мы им благодарны.

Учащиеся выходят к доске, зачитывают свои высказывания, прикрепляют рисунки к доске.

Дети приводят свои доводы.

VII. Этап рефлексии учебной деятельности (3-4 мин)

Задачи этапа: инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе, подведению итогов урока.

Приём, форма работы: индивидуальная работа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Какой была тема урока?

- Что узнали? Чему научились?

- Чему учат произведения Л. Н. Толстого и В. Осеевой?

- Что вам больше всего запомнилось на уроке? Что понравилось?

- Спасибо за работу.

- Я узнал …

- Я научился …

- Учат выполнять заповедь «Почитай отца и мать».

- Я запомнил …

- Мне понравилось …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уроки доброты. В. Осеева, Л. Н. Толстой. О почитании родителей Автор: Дергунова Ирина Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 44 г. Иркутск

Слайд 2

цето аьмт абшабку дукаедш отец мать бабушка дедушка

Слайд 3

Заповеди Божьи 1… 2… 3… 4… 5. Почитай отца и мать 6 … 7… 8… 9… 10…

Слайд 4

. В. А. Осеева

Слайд 5

Л. Н. Толстой

Слайд 6

«Сыновья»

Слайд 7

«Старый дед и внучек»

Слайд 8

«Почитай отца и мать»

Слайд 9

Интернет-ресурсы https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fprodromos.by%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Fdesyat-zapovedey-624x550.jpg&imgrefurl=https%3A%2F%2Fprodromos.by%2Fdesyat-zapovedey-zakona-bozhego-i-ih-tolkovanie%2F&tbnid=WmW2sPatMQ8qdM&vet=12ahUKEwi1v4qIp_P4AhWMG3cKHeDwBLAQMygDegUIARDHAQ..i&docid=wTnF-k3r5h6uNM&w=624&h=550&q=%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D1%8C%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&hl=ru&ved=2ahUKEwi1v4qIp_P4AhWMG3cKHeDwBLAQMygDegUIARDHAQ https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fwww.miloserdie.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2F019348-1.jpg%3Fx41640&imgrefurl=https%3A%2F%2Fdrugolia.livejournal.com%2F5371675.html&tbnid=Misf_TsfXNtLEM&vet=12ahUKEwjixIKeovP4AhXo-ioKHTqmBp0QMygIegUIARDOAQ..i&docid=JwaENx7ziSE14M&w=570&h=383&q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&ved=2ahUKEwjixIKeovP4AhXo-ioKHTqmBp0QMygIegUIARDOAQ https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fcdn.culture.ru%2Fimages%2F34b5ec61-08f3-5afa-aea5-338405de9255&imgrefurl=https%3A%2F%2Fwww.culture.ru%2Fmaterials%2F183271%2Flenitsya-kak-lev-tolstoi&tbnid=AJm3D1iwExr9PM&vet=12ahUKEwiznsysqfP4AhVqxosKHbYLASYQMygZegUIARD3AQ..i&docid=cbGDhjW1Plv42M&w=587&h=440&q=%D0%BB%D0%B5%D0%B2%20%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80 %D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&hl=ru&ved=2ahUKEwiznsysqfP4AhVqxosKHbYLASYQMygZegUIARD3AQ https://рассказы.дети/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B/%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9/830-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D0%B4-%D0%B8-%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BA https://www.google.com/search?q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0+%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&bih=657&biw=1366&hl=ru&tbm=isch&source=iu&ictx=1&vet=1&fir=p7ICeDqs69R1sM%252Cec3HrhvBMimWiM%252C_%253ByoeqURHJ5_-X4M%252CFit0vMODR-_n-M%252C_%253B_8SEg427MZ_GYM%252ClvzXxRJTMPtikM%252C_%253BmdBJjNFK3gjeHM%252CmCEyXxi-Czi4-M%252C_%253BcP__59LFn_bDKM%252C1WTTprS7qccavM%252C_%253BEXXWMCFttMRT7M%252CYHUtTDSH47CbDM%252C_%253Br-zQ2H7hlMqUHM%252CA5DKSR9dJnPx9M%252C_%253BPVDJHAyzRGu9lM%252CfRCXXkwDcvLVvM%252C_%253BgOfkHTQ61fKEMM%252Cr4aYm1hqU-U9kM%252C_%253BOysgq-kSDAz_nM%252ClvzXxRJTMPtikM%252C_&usg=AI4_-kTx6XxHzix0UKc5JJOu23o2U0yPag&sa=X&ved=2ahUKEwiat7qAuPP4AhXn-ioKHe5WC34Q9QF6BAgFEAE#imgrc=p7ICeDqs69R1sM https://www.google.com/search?q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0+%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&bih=657&biw=1366&hl=ru&tbm=isch&source=iu&ictx=1&vet=1&fir=p7ICeDqs69R1sM%252Cec3HrhvBMimWiM%252C_%253ByoeqURHJ5_-X4M%252CFit0vMODR-_n-M%252C_%253B_8SEg427MZ_GYM%252ClvzXxRJTMPtikM%252C_%253BmdBJjNFK3gjeHM%252CmCEyXxi-Czi4-M%252C_%253BcP__59LFn_bDKM%252C1WTTprS7qccavM%252C_%253BEXXWMCFttMRT7M%252CYHUtTDSH47CbDM%252C_%253Br-zQ2H7hlMqUHM%252CA5DKSR9dJnPx9M%252C_%253BPVDJHAyzRGu9lM%252CfRCXXkwDcvLVvM%252C_%253BgOfkHTQ61fKEMM%252Cr4aYm1hqU-U9kM%252C_%253BOysgq-kSDAz_nM%252ClvzXxRJTMPtikM%252C_&usg=AI4_-kTx6XxHzix0UKc5JJOu23o2U0yPag&sa=X&ved=2ahUKEwiat7qAuPP4AhXn-ioKHe5WC34Q9QF6BAgOEAE#imgrc=_8SEg427MZ_GYM https://www.google.com/search?q=%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9+%D0%B4%D0%B5%D0%B4+%D0%B8+%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BA+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&bih=657&biw=1366&hl=ru&tbm=isch&source=iu&ictx=1&vet=1&fir=5AO9CgDwqc_xNM%252CiR-eap8N_EV1PM%252C_%253BM8g-KlIgE2FNoM%252C_-E48o3oTGkHkM%252C_%253BjrLHYz1jdBEBoM%252CbojEWmeZVJ2Y1M%252C_%253BTZJeGn7_dyEbVM%252C8a0tlNfsEFoajM%252C_%253Bs6iQ_ao_9A18ZM%252CVuLD-LYhni-8FM%252C_%253Bqx2sR3MA-DuNYM%252CVuLD-LYhni-8FM%252C_%253BRbPTF1QnmEBbwM%252C3WzkwXrSw0SBOM%252C_%253BpXhZm7ReCBxBoM%252CaqWCDJoPpX3W2M%252C_%253B0FZ8UpsyxbbzgM%252Cqulhr_wfwrP06M%252C_%253B829wNazwcGpewM%252Csh_jMwOoRfQWcM%252C_%253BsOSlQ_6av5RVqM%252CetqeirxzuibjBM%252C_%253B_KHOyc_PETztmM%252C2fjySgFxjRym3M%252C_%253BOW68n139Cz3SMM%252C8a0tlNfsEFoajM%252C_%253B1TSoGoATJ8rb9M%252Ci-rwtX69MZM1cM%252C_&usg=AI4_-kQDBwWVCRtpokl8ETJ_OXrlBFPJSw&sa=X&ved=2ahUKEwigwMKpuPP4AhXNwosKHVJUB1IQ9QF6BAgDEAE#imgrc=5AO9CgDwqc_xNM

Слайд 10

https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fwachanga-res.cloudinary.com%2Fc_thumb%2Cq_85%2Cw_480%2Fd7b2f9d721cacf84bbe10b234d5c24e0.jpg&imgrefurl=https%3A%2F%2Fwachanga.com%2Fru%2Fkreativnost%2Fzvezdnoe-nebo&tbnid=aUjN9R_mRBH-SM&vet=12ahUKEwiIlvHVvfP4AhWUBxAIHeRgAUQQMygOegUIARD6AQ..i&docid=Mx-pDs1FcKcm8M&w=480&h=480&q=%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BD%D0%B5%D0 %B1%D0%BE%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&ved=2ahUKEwiIlvHVvfP4AhWUBxAIHeRgAUQQMygOegUIARD6AQ https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2F474x%2F6d%2Fa6%2F3d%2F6da63d301294480c825baca9f3f73903--siluet-cuda.jpg&imgrefurl=https%3A%2F%2Fwww.pinterest.ru%2Fpin%2F438538082440900757%2F&tbnid=_FhlmO-4-ZaO7M&vet=12ahUKEwjN-bP0mfP4AhVmxosKHYcLALkQMygpegUIARCnAg..i&docid=HKKMMujuNSlMVM&w=264&h=300&q=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%86%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&ved=2ahUKEwjN-bP0mfP4AhVmxosKHYcLALkQMygpegUIARCnAg https://babysongs.ru/pesni/olga-rojdestvenskaya-dobraya-skazka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия "Уроки доброты"(по произведениям В.Осеевой).

Данная разработка может быть использована как во внеклассной работе,так и на уроках чтения в 1 классе. Цель данной разработки: создать условия для работы над развитием нравственных качеств личности пр...

Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: «Почитание родителей»

Цель урока: формирование у учащихся почтительного отношения к родителям....

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ, УВАЖЕНИЯ И ПОЧИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цели и задачи:1.     Восприятие учащихся себя как носителей мужского или женского начала в русле российской традиции.2.     Знакомство учащихся с традиционным р...

Презентация к уроку "Почитание родителей"

Презентация к уроку "Почитание родителей"...

Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте

Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценнос...

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».

Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....