Уроки доброты. В Осеева, Л. Н. Толстой. Рассказы о почитании родителей
методическая разработка по чтению (2 класс)
Урок "открытия" нового знания с применением технологии критического мышления. Цель урока - знакомство с нравственными нормами почтительного отношения к родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 22.95 КБ |
Презентация к уроку | 793.69 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС
Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева, Л. Н. Толстой. Рассказы о почитании родителей»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Используемая технология: технология критического мышления.
Цель: знакомство с нравственными христианскими нормами уважительного отношения к родителям
Планируемый результат: осознание нравственных норм уважения родителей, знакомство с христианской заповедью о почитании отца и матери; умение отличать особенности уважительного отношения к старшим; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; развитие личной ответственности за свои поступки; воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам близких людей.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с текстом; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной формах, грамотно и логично строить доказательные высказывания, понимать речь других, учиться работать в группе, паре, договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, словесный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, работать с информацией, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, рисунок), развивать умение чтения по ролям.
Основные понятия: «любовь», «уважение», «сопереживание», «благодарность», «почитание», «заповедь» на уровне формирования представлений.
Формы работы: групповая работа, работа в паре, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Ресурсы: рассказы В. Осеевой «Сыновья», Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»; экран, проектор, компьютер, с презентацией к уроку, портреты В. А. Осеевой и Л. Н. Толстого, чистые листы на каждого ученика, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», песни «Добрая сказка» (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой).
Ход урока:
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин)
Задачи этапа: cоздать приятный психологический настрой на работу.
Приём, форма работы: индивидуальная.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Добрый день, ребята. - Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь, пожелайте успехов друг другу. - А теперь повторим правила работы на уроке | Приветствуют учителя и одноклассников. Учащиеся вспоминают правила работы на уроке. Смотри, слушай → думай → говори → доказывай |
II. Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока (5-6 мин)
Задачи этапа: обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока.
Приём, форма работы: приём ассоциаций, мозговой штурм, работа в паре, индивидуальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- На доске анаграммы, работая в паре, поменяйте порядок букв и вы узнаете зашифрованные слова, объединённые одной темой (Слайд 2) цето аьмт абшабку дукаедш - Да, мы будем говорить о старших членах семьи. С чем у вас ассоциируются эти слова? Проблема: - Почему ещё в древности люди сформулировали заповедь (нравственный закон) «Почитай отца и мать»? Какие у вас предположения? (Слайд 3) - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? - Верно, тема урока о почитании и заботе о родителях. - Чему мы должны научиться на этом уроке? | Учащиеся составляют слова, сверяют (Слайд 2) - Отец, мать, бабушка, дедушка. - С любовью, добротой, … Учащиеся предполагают - Мы будем говорить о родителях, бабушках и дедушках, почему их надо уважать. - Как относиться к родителям? Как себя вести? |
III. Знакомство с новым материалом (7-8 мин)
Задачи этапа: включение учащихся в целенаправленную деятельность, формирование умения чтения по ролям
Приём, форма работы: групповая, индивидуальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Чтобы ответить на эти вопросы, мы познакомимся с двумя короткими рассказами. Прочитаем по ролям рассказ В. Осеевой «Сыновья». Нам потребуется автор, роли трёх женщин и старичка. (Слайд 4) - А теперь послушайте рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». (Слайд 5) | Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: — Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. — А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит. — Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки. — Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: — Ну что? Каковы наши сыновья? — А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу! |
IV. Физкультминутка (1 мин)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Прежде чем мы продолжим работу, мы сделаем паузу. Кто хочет провести физкультминутку? | Учащиеся повторяют движения за учеником под музыку. |
V. Этап анализа прочитанного, первичного закрепления материала (5-6 мин)
Задачи этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы
Приём, форма работы: индивидуальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Проанализируем рассказ «Сыновья». (Слайд 6) Какими умениями обладали сыновья первых двух женщин? Зачитайте цитаты из текста. - Почему же из троих мальчиков старичок увидел лишь одного сына? - Какие качества проявил он? - Можно ли сказать, что эти качества присущи героям рассказа Л. Н. Толстого? Как они относились к старику? (Слайд 7) - Почему же они изменили своё отношение старику? - Кто из героев почитал родителей? | - Ловок да силен, никто с ним не сладит. - Поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет. - Только один из них помог матери. - Любовь к матери, уважение, сопереживание. - Сын не любил своего отца: обижал, унижал, … - Им стало стыдно. Они поняли, что с ними будет, когда постареют. - Только герой рассказа «Сыновья» |
VI. Этап самостоятельной творческой работы (5 мин)
Задачи этапа: развитие умения рассуждать, делать умозаключения; дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Приём, форма работы: групповая, индивидуальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Я напомню вам заповедь: «Почитай отца и мать» - А за что мы должны почитать, своих родителей, быть им благодарны? Напишите на листе свои мысли, можете сделать рисунок. (Слайд 8, звучит песня «Добрая сказка») | Учащиеся записывают на листке свои мысли, рисуют |
VII. Этап включения в систему знаний, взаимопроверки, повторения. (9-10 мин)
Задачи этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Приём, форма работы: индивидуальная, фронтальная работа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Ребята, представьте свои работы. - С чьими высказываниями вы согласны? - Действительно, родители подарили нам жизнь, были первыми учителями, они нас в детстве обеспечивают всем необходимым: едой, одеждой, учат быть вежливыми, воспитанными людьми. Они – самые близкие люди, самые любимые на всю жизнь. За это мы им благодарны. | Учащиеся выходят к доске, зачитывают свои высказывания, прикрепляют рисунки к доске. Дети приводят свои доводы. |
VII. Этап рефлексии учебной деятельности (3-4 мин)
Задачи этапа: инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе, подведению итогов урока.
Приём, форма работы: индивидуальная работа
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Какой была тема урока? - Что узнали? Чему научились? - Чему учат произведения Л. Н. Толстого и В. Осеевой? - Что вам больше всего запомнилось на уроке? Что понравилось? - Спасибо за работу. | - Я узнал … - Я научился … - Учат выполнять заповедь «Почитай отца и мать». - Я запомнил … - Мне понравилось … |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
цето аьмт абшабку дукаедш отец мать бабушка дедушка
Заповеди Божьи 1… 2… 3… 4… 5. Почитай отца и мать 6 … 7… 8… 9… 10…
. В. А. Осеева
Л. Н. Толстой
«Сыновья»
«Старый дед и внучек»
«Почитай отца и мать»
Интернет-ресурсы https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fprodromos.by%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Fdesyat-zapovedey-624x550.jpg&imgrefurl=https%3A%2F%2Fprodromos.by%2Fdesyat-zapovedey-zakona-bozhego-i-ih-tolkovanie%2F&tbnid=WmW2sPatMQ8qdM&vet=12ahUKEwi1v4qIp_P4AhWMG3cKHeDwBLAQMygDegUIARDHAQ..i&docid=wTnF-k3r5h6uNM&w=624&h=550&q=%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D1%8C%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&hl=ru&ved=2ahUKEwi1v4qIp_P4AhWMG3cKHeDwBLAQMygDegUIARDHAQ https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fwww.miloserdie.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2F019348-1.jpg%3Fx41640&imgrefurl=https%3A%2F%2Fdrugolia.livejournal.com%2F5371675.html&tbnid=Misf_TsfXNtLEM&vet=12ahUKEwjixIKeovP4AhXo-ioKHTqmBp0QMygIegUIARDOAQ..i&docid=JwaENx7ziSE14M&w=570&h=383&q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&ved=2ahUKEwjixIKeovP4AhXo-ioKHTqmBp0QMygIegUIARDOAQ https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fcdn.culture.ru%2Fimages%2F34b5ec61-08f3-5afa-aea5-338405de9255&imgrefurl=https%3A%2F%2Fwww.culture.ru%2Fmaterials%2F183271%2Flenitsya-kak-lev-tolstoi&tbnid=AJm3D1iwExr9PM&vet=12ahUKEwiznsysqfP4AhVqxosKHbYLASYQMygZegUIARD3AQ..i&docid=cbGDhjW1Plv42M&w=587&h=440&q=%D0%BB%D0%B5%D0%B2%20%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80 %D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&hl=ru&ved=2ahUKEwiznsysqfP4AhVqxosKHbYLASYQMygZegUIARD3AQ https://рассказы.дети/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B/%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9/830-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D0%B4-%D0%B8-%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BA https://www.google.com/search?q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0+%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&bih=657&biw=1366&hl=ru&tbm=isch&source=iu&ictx=1&vet=1&fir=p7ICeDqs69R1sM%252Cec3HrhvBMimWiM%252C_%253ByoeqURHJ5_-X4M%252CFit0vMODR-_n-M%252C_%253B_8SEg427MZ_GYM%252ClvzXxRJTMPtikM%252C_%253BmdBJjNFK3gjeHM%252CmCEyXxi-Czi4-M%252C_%253BcP__59LFn_bDKM%252C1WTTprS7qccavM%252C_%253BEXXWMCFttMRT7M%252CYHUtTDSH47CbDM%252C_%253Br-zQ2H7hlMqUHM%252CA5DKSR9dJnPx9M%252C_%253BPVDJHAyzRGu9lM%252CfRCXXkwDcvLVvM%252C_%253BgOfkHTQ61fKEMM%252Cr4aYm1hqU-U9kM%252C_%253BOysgq-kSDAz_nM%252ClvzXxRJTMPtikM%252C_&usg=AI4_-kTx6XxHzix0UKc5JJOu23o2U0yPag&sa=X&ved=2ahUKEwiat7qAuPP4AhXn-ioKHe5WC34Q9QF6BAgFEAE#imgrc=p7ICeDqs69R1sM https://www.google.com/search?q=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0+%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&bih=657&biw=1366&hl=ru&tbm=isch&source=iu&ictx=1&vet=1&fir=p7ICeDqs69R1sM%252Cec3HrhvBMimWiM%252C_%253ByoeqURHJ5_-X4M%252CFit0vMODR-_n-M%252C_%253B_8SEg427MZ_GYM%252ClvzXxRJTMPtikM%252C_%253BmdBJjNFK3gjeHM%252CmCEyXxi-Czi4-M%252C_%253BcP__59LFn_bDKM%252C1WTTprS7qccavM%252C_%253BEXXWMCFttMRT7M%252CYHUtTDSH47CbDM%252C_%253Br-zQ2H7hlMqUHM%252CA5DKSR9dJnPx9M%252C_%253BPVDJHAyzRGu9lM%252CfRCXXkwDcvLVvM%252C_%253BgOfkHTQ61fKEMM%252Cr4aYm1hqU-U9kM%252C_%253BOysgq-kSDAz_nM%252ClvzXxRJTMPtikM%252C_&usg=AI4_-kTx6XxHzix0UKc5JJOu23o2U0yPag&sa=X&ved=2ahUKEwiat7qAuPP4AhXn-ioKHe5WC34Q9QF6BAgOEAE#imgrc=_8SEg427MZ_GYM https://www.google.com/search?q=%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9+%D0%B4%D0%B5%D0%B4+%D0%B8+%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BA+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&bih=657&biw=1366&hl=ru&tbm=isch&source=iu&ictx=1&vet=1&fir=5AO9CgDwqc_xNM%252CiR-eap8N_EV1PM%252C_%253BM8g-KlIgE2FNoM%252C_-E48o3oTGkHkM%252C_%253BjrLHYz1jdBEBoM%252CbojEWmeZVJ2Y1M%252C_%253BTZJeGn7_dyEbVM%252C8a0tlNfsEFoajM%252C_%253Bs6iQ_ao_9A18ZM%252CVuLD-LYhni-8FM%252C_%253Bqx2sR3MA-DuNYM%252CVuLD-LYhni-8FM%252C_%253BRbPTF1QnmEBbwM%252C3WzkwXrSw0SBOM%252C_%253BpXhZm7ReCBxBoM%252CaqWCDJoPpX3W2M%252C_%253B0FZ8UpsyxbbzgM%252Cqulhr_wfwrP06M%252C_%253B829wNazwcGpewM%252Csh_jMwOoRfQWcM%252C_%253BsOSlQ_6av5RVqM%252CetqeirxzuibjBM%252C_%253B_KHOyc_PETztmM%252C2fjySgFxjRym3M%252C_%253BOW68n139Cz3SMM%252C8a0tlNfsEFoajM%252C_%253B1TSoGoATJ8rb9M%252Ci-rwtX69MZM1cM%252C_&usg=AI4_-kQDBwWVCRtpokl8ETJ_OXrlBFPJSw&sa=X&ved=2ahUKEwigwMKpuPP4AhXNwosKHVJUB1IQ9QF6BAgDEAE#imgrc=5AO9CgDwqc_xNM
https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fwachanga-res.cloudinary.com%2Fc_thumb%2Cq_85%2Cw_480%2Fd7b2f9d721cacf84bbe10b234d5c24e0.jpg&imgrefurl=https%3A%2F%2Fwachanga.com%2Fru%2Fkreativnost%2Fzvezdnoe-nebo&tbnid=aUjN9R_mRBH-SM&vet=12ahUKEwiIlvHVvfP4AhWUBxAIHeRgAUQQMygOegUIARD6AQ..i&docid=Mx-pDs1FcKcm8M&w=480&h=480&q=%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BD%D0%B5%D0 %B1%D0%BE%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&ved=2ahUKEwiIlvHVvfP4AhWUBxAIHeRgAUQQMygOegUIARD6AQ https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2F474x%2F6d%2Fa6%2F3d%2F6da63d301294480c825baca9f3f73903--siluet-cuda.jpg&imgrefurl=https%3A%2F%2Fwww.pinterest.ru%2Fpin%2F438538082440900757%2F&tbnid=_FhlmO-4-ZaO7M&vet=12ahUKEwjN-bP0mfP4AhVmxosKHYcLALkQMygpegUIARCnAg..i&docid=HKKMMujuNSlMVM&w=264&h=300&q=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%86%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&ved=2ahUKEwjN-bP0mfP4AhVmxosKHYcLALkQMygpegUIARCnAg https://babysongs.ru/pesni/olga-rojdestvenskaya-dobraya-skazka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия "Уроки доброты"(по произведениям В.Осеевой).
Данная разработка может быть использована как во внеклассной работе,так и на уроках чтения в 1 классе. Цель данной разработки: создать условия для работы над развитием нравственных качеств личности пр...
Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: «Почитание родителей»
Цель урока: формирование у учащихся почтительного отношения к родителям....
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ, УВАЖЕНИЯ И ПОЧИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Цели и задачи:1. Восприятие учащихся себя как носителей мужского или женского начала в русле российской традиции.2. Знакомство учащихся с традиционным р...
Презентация к уроку "Почитание родителей"
Презентация к уроку "Почитание родителей"...
Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте
Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценнос...
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».
Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....
Конспект урока литературного чтения по теме "Л.Толстой " Рассказы для детей"
Конспект урока по литературному чтению...