Тема: А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Анализ образа героев. Составление рассказа по аналогии.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Наталья Викторовна Серегина

Разработка урока литературного чтения в 4 классе  (УМК "Перспектива"). Комбинированный урок с использованием технологи критического мышления, выполнение краткосрочных проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.docx51.79 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературного чтения в 4 классе

Тема: А.П. Гайдар  «Тимур и его команда». Анализ образа героев. Составление рассказа по аналогии.

Тип урока: комбинированный

Используемыетехнологии:"Развитие критического мышления", выполнение краткосрочных проектов, игровые.

Планируемые  результаты

Личностные результаты

  • воспринимать одноклассников как членов своей команды;
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
  • уметь применять полученные знания в жизни;
  • уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • уметь проверять правильность выполненного задания.

Коммуникативные УУД:        

  • активно участвовать в обсуждениях на уроке;
  • формулировать вопросы и ответы на вопросы других учеников и педагога;
  • участвовать в обсуждениях, работая в паре и группе;
  • формулировать свои затруднения.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунка;
  • давать характеристику литературного героя на основе его поступков и языка;
  • сравнивать литературных героев по заданным параметрам;;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Слушать других, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном выполнении задания, выполняя разные роли в паре, группе.

Предметные результаты

  • Давать характеристику героя произведения через анализ его поведеня.
  • Составлять рассказ по аналогии.

ЦЕЛЬ: систематизировать учебный материал повести «Тимур и его команда» для составления рассказа по аналогии.

ЗАДАЧИ:

1. Решение проблемного вопроса

2. Развитие творческих способностей учащихся.

3.Привитие детям чувства любви и уважения к родине, к истории страны.

4.Воспитание чувства милосердия и взаимопомощи.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организацион-ный момент

Начнём урок с приветствия работающих в группе.

 Д.(парах, стоя лицом друг к другу):

- Я желаю тебе сегодня добра! (рука на своей груди)

 - Ты желаешь мне сегодня добра! (одна рука на плече соседа)

 - Мы желаем друг другу добра! (вторая рука на плече соседа)

 - Если тебе будет трудно, (рукопожатие)

 - Я тебе помогу! (рука на своей груди)

У. Вспомним правила работы в группах. Слайд 2

Дети демонстрируют готовность к началу урока

  1. Стадия вызова

Настроимся на работу, определив качества, которые нам будут нужны на уроке. Слайд 3

1) Упражнение на расширение поля чтения

Прочитайте по направлению стрелочек слова и назовите ключевое слово урока по первым буквам.

Коллективизм

Ответственность

Мудрость

Активность

Находчивость

Дружба

                           Артистизм-       КОМАНДА.

В каком значении мы будем рассматривать это слово на нашем уроке? Слайд 4

2) Приём «Встреча с автором»    Слайд 5

-Посмотрите на обложки к11ниг. Что у них общего?

3) Приём «Верю- не верю» Приложение 1 и слайд 6

Вчера вы познакомились с биографией Аркадия Гайдара, давайте проверим насколько хорошо вы запомнили некоторые факты из биографии автора.

Сравнение с эталоном

4) Прием антиципации Слайд 7

Сам Гайдар о своей биографии сказал так: «Это просто обыкновенная биография в необыкновенное время». Как вы думаете, почему он так утверждал?

5)  Целеполагание

Вчера мы познакомились с отрывком из повести «Тимур и его команда». Сегодня продолжим работу над этим произведением.

6) Приём «Корзина идей» Слайд 8

Давайте попытаемся обозначить цели своей работы.

На уроке мы уточним представление о команде Тимура и других героях. Подготовимся к составлению рассказа по аналогии.

Работают по слайду «Чтение по стрелочкам» индивидуально

Ответы детей

Дети на листочках фиксируют верные высказывания+, неверные -

Размышления детей

Формулируют задачи

  1. Стадия осмысления

7) Приём «Перепутанные логические цепочки» Слайд 9

Восстановите последовательность событий в тексте

1. Команда составляет план действий

2. Женя на чердаке

3. Разговор Тимура и Квакина

4. Беседа Жени и Ольги

5. Встреча Жени с командой Тимура

6. Картонный человечек очутился на крыше сарая

7. Беспокойство Ольги

8) Приём «Оживи картинку» Слайд 9 

Эпизод «Беседа Жени с Ольгой»

9) Приём «Вопросы к тексту»

  1. Какой предстала перед вами Женя?
  2. А её сестра Ольга?
  3. Кто из сестёр старше? Докажите это текстом.
  4. В какое время происходит действие? Что в тексте это подтверждает?
  5. Как вы думаете, на что могла обидеться Женя?

10) Отгадайте загадку «Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик»

Какое отношение имеет этот предмет к событиям в рассказе?

11) Приём «Дерево предсказаний»

К чему привела история с парашютом?

А как могли развиваться события, если бы               Женя не стала выручать бумажного человечка? Ка это характеризует Женю?

12) Творческий проект «Рисунок чердака»

Рассмотрите изображения, представленные ребятами. Кто из них более точно изобразил чердак, представленный в тексте?

13) Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Послушаем, какие вопросы дома составили ребята к тексту.

Тонкие: Кто оборудовал чердак? Для чего? Кем представила себя Женя? Что ей представилось неприятелем?

   Как характеризуется героиня в этом отрывке и почему? Почему штаб-квартира выглядела как корабль?

Ребята предвоенных, 40-х годов, ваши сверстники зачитывались романами и повестями Ж.Верна, Л.Стивенсона. Они мечтали оказаться на месте 15-летнего капитана, помогать детям капитана Гранта в поисках их пропавшего отца, отправиться на поиски сокровищ пирата Флинта.

14) Фронтальный опрос

Дома вы прочитали о том, кому принадлежал этот штаб. Сколько человек присутствовало на заседании штаба? Как вы думаете, это все члены команды или есть ещё? Кто был руководителем команды? Мог ли ещё кто-то из членов команды претендовать на роль командира? Подтвердите своё мнение словами текста.

15) Приём «Круги на воде» Слайд10 и Приложение 3

 Попробуем определить какие качества помогли Тимуру?

C:\Users\admin\YandexDisk\Скриншоты\2015-10-18 20-04-35 Скриншот экрана.png

- Заполните «круги на воде» важными ценностями главного героя. Чем ближе волна к центру, тем более ценно главное качество героя.

16) Приём «Концептуальная таблица» Слайд11 и Приложение 4

Давайте сравним лидеров двух групп. На все ли вопросы вам удалось ответить? Почему?

Линия сравнения

Тимур

Квакин

Что организовали

команда

шайка

Как себя называли

атаман

комиссар

Как называлось место сбора

штаб

-

Род занятий

Помощь

Кражи

Друзья

Коля Колокольчиков, Сима Симаков, Гейка

У кого возникло желание заполнить всю таблицу? Для этого вам предстоит прочитать повесть полностью.

О каких тимуровских делах вы узнали? Слайд12

Ученики в группах восстанавливают последовательно

сть событий. Проверяют по эталону на слайде.

инсенировка с. 112-113

ответы детей

Рассуждения детей

Стараются предугадать события

Соотносят иллюстрацию с текстом.

Дети задают вопросы и находят ответы.

Рассуждения с опорой на текст.

Выделяют в парах существенное из общего.

Заполнение таблицы в группах с опорой на отрывок повести, делают вывод, что не удаётся заполнить всю таблицу, так как познакомились только с отрывком повести, чтобы заполнить всё, нужно читать произведение полностью.

  1. Физминутка

Снятие напряжение с глаз

  1. Стадия Рефлексии

- Как называется произведение? Почему именно такое название выбрал автор?

-Какой сценой начинается этот текст? А чем заканчивается? Обосновано ли беспокойство Ольги?

А могла бы Женя быть членом команды Тимура? Почему вы так думаете?

Вспомните Золотое правило этики. У Тимура во времена атеизма тоже было правило, которое можно назвать дорогим, золотым. Прочитайте слова на слайде, сформулируйте его. Проверьте себя. Слайд 13

Какая русская поговорка подойдёт к образу нашего героя? Слайд 13

Приём творческой мастерской

А могли бы вы стать членом этой команды. На пальцах бумажной ладони запишите 5 своих самых важных качества, а на ладони- дело, в котором вы бы могли поучаствовать. Давайте послушаем мнение своих одноклассников и прикрепим его к эмблеме команды Тимура Слайд14 и заготовка на листе А3

Самооценка деятельности учеников на уроке

Оцените свою работу на уроке по листу самооценки Приложение5

Посмотрите свой результат. Слайд15-17

Домашнее задание. Выберите задание по желанию

  1. пересказ понравившегося отрывка от имени одного из героев базовый уровень);
  2. составить рассказ по аналогии (повышенный уровень);
  3. продолжить читать повесть полностью;

Подведение итогов

Рассуждения детей

Золотое правило Тимура «Все счастливы, значит, счастлив и я»

Самооценка своих качеств детьми, самоанализ поступков.

Работа по индивидуальному листу

Выбирают и записывают задание

Приложение к уроку.  ВЕРНЫЕ – НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

  1.  Аркадий Голиков 9 января 1904 года в семье военного. (нет)
  2. Псевдонимом Гайдар обозначает  «всадник, скачущий впереди» (да)
  3. По закону того времени он прошёл комиссию и его приняли на курсы красных командиров. (нет)
  4. В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов. (да)
  5. В семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитами. (да)
  6.  В декабре 1924 Гайдар ушел из армии после ранения и начал писать. (да)
  7. Истинное свое призвание А.П.Гайдар нашел в научной литературе. (нет)
  8. Во время второй мировой войны Гайдар отправился на фронт командиром полка. (нет)
  9. Однажды его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде командиром (нет)
  10. 26 октября 1941 на Украине  Гайдар погиб в схватке с фашистами. (да)

-

+

-

+

+

+

-

-

-

+

Задание 1 «Биография А.П.Гайдара

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

Приложение к уроку.  Восстановление последовательности событий:

1. Команда составляет план действий

2. Разговор Тимура и Квакина

3.Беседа Жени и Ольги

4. Встреча Жени с командой Тимура

5. Картонный человечек очутился на крыше сарая

6. Беспокойство Ольги

Приложение к уроку. Сравнение команд.

Выберите ответственного в группе, напишите его имя в названии своей команды

«                                                              и его (её) команда»

Линия сравнения

   Тимур

   Квакин

Что организовали

Как себя называли

Как называлось место сбора

Род занятий

Друзья

Приложение к уроку.  Лист самооценки работы на уроке чтения _________________

по отрывку из повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»

  1. Биография А.П. Гайдара

1-2-3 верных ответа –1 балл

4-5-6 верных ответа - 2 балла

7-8-9 верных ответов –3 балла

  1.  «Логические цепочки»

Допущено 3-4 ошибки- 1 балл

Допущены 1-2 ошибки 2 балла

Нет ошибок- 3 балла

  1. Работа по тексту.

Активная работа, ответы полные, точные, слушаю товарищей внимательно. 3 балла

Больше слушаю, чем отвечаю. 2 балла

Не участвую в обсуждении. 1 балл

4. Творческая работа.

Мне удалось создать свой текст. 3 балла

Мне удалось с большим трудом создать свой текст. 2балла

Мне не удалось создать свой текст. 1 балла

Отметка за работу          б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.П.Гайдар "Тимур и его команда"

Урок литературного чтения с элементами критического мышления разработан для учащихся 4 класса. На уроке исользуется работа в группах....

Презентация к уроку литературного чтения. Образ героя в рассказе В. Осеевой "Почему?"

Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа Росии.  Образ героя в рассказе В. Осеевой "Почему?" - презентация....

Конспект урока литературного чтения по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс

Урок составлен для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа  XXI  века" .  По данной программе на уроке изучается  отрывок из произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда"...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда» 3 класс УМК "Школа 21 века"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда»...

Конспект урока «А. Гайдар. Тимур и его команда. Образ главного героя, поступки» 3 класс

Цели деятельности учителя:·        Формирователь  умение анализировать литературное произведение, формировать  читательский навык, воспитывать...

Конспект урока по литературному чтению на тему: А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

Класс: 3УМК: «Начальная школа ХХI века»Тема урока: А.П. Гайдар «Тимур и его команда» Тип урока: урок открытия нового знания....

Литературное чтение 4 класс «Авторское мастерство создания образов героев –животных» Рассказ Е.Чарушина «Кабаны».

Знакомство с рассказом Е.Чарушина «Кабаны». Анализ произведения, создание плана для того, чтобы проследить, как меняется настроение автора, подготовке к пересказу и создания аннотации. Наб...