Конспект урока по литературному чтению. Тема: Адыгейская сказка «Девочка-птичка»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Данный урок разработан с интересными заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya._tema_adygeyskaya_skazka_devochka-ptichka.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тема урока: Адыгейская сказка «Девочка-птичка»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить детей с адыгейской сказкой «Девочка-птичка»
Задачи:
- познакомиться с адыгейским народом;
- разобрать виды сказок;
- прочитать сказку;
- учится понимать содержание сказки.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
- выражать своё отношение к герою и его поступкам;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-уважать культуру народов многонациональной России и других стран.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
-осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и в дальнейшей жизни;
- понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);
- выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту;
- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других
- уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;
- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть.
Предметные:
- применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое);
-распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Ресурсы: учебник литературного чтения, мультимедиа.
Основные этапы организации учебной деятельности. | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. (30 сек.) | Психологический настрой на урок. | - Здравствуйте ребята. -Проверьте, все ли необходимые принадлежности лежат у вас на парте (учебник, тетрадь, письменные принадлежности). - Садитесь. | Эмоциональный отклик. Проверка готовности к уроку. | |
2.Актуализация знаний. (5 мин.)
| Подготовка к постановке цели урока. | Послушайте загадку и определите кто это. У них есть крылья, голова, Две лапки, клюв и перья. Все появляются с яйца. Слышны их песенки с деревьев. (Слайд 1) - Правильно, ребята. Скажите, а каких птиц вы знаете? - А слышали ли вы пение птиц? Давайте сейчас вместе послушаем как поют птицы. (Слайд 2) (Слушаем пение птиц) - Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной адыгейской сказкой, которая называется «Девочка-птичка». (слайд 3) - Кто сможет мне сказать задачи нашего урока? (слайд 4) Правильно, ребята. - Какие виды сказки вы знаете? Правильно, ребята, существует два вида сказок – это литературные сказки и народные сказки. (Слайд 5) Ребята, а наша сказка какая? Как вы думаете? Почему? Давайте попробуем определить, чем они отличаются. Народная: 1.Автор – народ 2.Существует в устной форме. 3.Существует в нескольких вариантах. 4.Время создания невозможно определить. Литературная: 1.Автор – конкретное лицо. 2.В письменной форме. 3.Внесение изменений не допускается. 4.Время создания сказки известно. - Правильно, молодцы. Ребята, скажите, о ком и о чем бывают сказки? Как мы их обобщенно называем, например, сказки, где есть волшебство и превращения мы называем как? Сказки, где главные герои животные мы так и называем сказки о животных. Сказки, где высмеивают жадность и глупость людей – бытовые сказки. (слайд 6). - Ребята, а как вы думаете к какому виду относится наша сказка? Давайте прочитаем сказку и постараемся определить к какому виду она относится. | Слушают загадку. Птица. Сороки, голуби, чайки и т.д. - проанализировать сказку; -найти особенности сказки и определить вид; - узнать, почему она так называется. Отвечают на вопрос. Народная сказка. Про животных, людей, птиц, бытовые предметы и т.д. Волшебные сказки. Отвечают на вопрос. | |
4.Основной этап. (25 мин.) | Познакомить со сказкой, развивать умения работать с текстом произведения. Анализировать поступки героев, эмоционально переживать, описываемые события. | - Прежде чем мы начнем читать, я расскажу вам кто такие адыгейцы. Адыги – это общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Жили адыги на Северном Кавказе и Черноморском побережье. На слайде вы видите фотографию адыгейцев. Вот так необычно и красиво выглядели девушки и вот так статно выглядели адыгейские мужчины. (Слайд 7). Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке? (о девочке, которая превратилась в птичку). - Сейчас вы послушаете сказку. Я буду читать, а вы следите за моим чтением, обращая внимание на интонацию, с которой я буду читать, чтобы при самостоятельном чтении вы смогли передать чувства, переживания героев. В сказке вам встретятся не понятные слова, которые мы сейчас не употребляем в речи. Давайте прочтем их и узнаем, что они обозначают. (Слайд 8). Явственно – наяву, четко перед глазами. Здешние селяне – народ, который живет в определенной местности. Души не чаяла – любить без ума, без памяти. Усадьба – дом в сельской местности, для семьи. Заплутала – сбиться с дороги, заблудиться. Забрезжило утро – показалось, появилось утро. Извилистая тропинка – узкая, кривая дорожка. Мечется – движется из стороны в сторону. Коренья лесные – корни деревьев, кустарников. Кличет – зовет. Нане – имез – адыгейское слово, которое переводится Мамин лес. (Чтение сказки). - Ребята, скажите о ком или о чем идет речь в сказке? - Какие чувства вы испытывали при прослушивании сказки? - Кто герои этой сказки? Физминутка. (слайд 8). - Сейчас давайте немного отдохнем и проведем физминутку, а поможет нам в этом робот, которого вы видите на слайде. - Молодцы, ребята. Садитесь на свои места. - А сейчас мы поработаем с текстом. - Ребята, давайте прочитаем то, как жили брат с сестрой и матерью («Жили они бедно… … кисленькие яблоки, терпкую, алую калину.») - Что случилось однажды с мамой? - Как решили поступить брат и сестра? - А теперь давайте прочитаем как описывается дом, когда мама долго не возвращалась домой. («А в темном дому от остылого очага… … от неизвестности».) - Ребята, как вы думаете почему искать маму первый побежал мальчик- Туцук? - О чем просила брата Куля после его возвращения? - Ребята, что же произошло после того как во-второй раз мальчик побежал искать маму? Давайте прочитаем этот момент. («И он попил водички… тоненький голосок»). - Что же случилось с Кулей? - Что осталось у птички от прежней девочки? - Как адыгейский народ называют густые чащи в лесу? - Что говорят пожилые люди об этой истории? Давайте прочтем этот отрывок (« А еще люди, особенно пожилые говорят:… делать целую сказку…»). Хорошо ребята, достаточно. - Во что верит адыгейский народ, рассказывая эту сказку? Ребята, какова же идея этой сказки? Что хотели сказать адыгейцы, передавая сказку из поколения в поколение? - Давайте попробуем определить, к какому же виду относится эта сказка? Почему? - Сейчас мы будем читать с вами текст по цепочке. Но прежде чем вы начнете читать, давайте определим, с какой интонацией вы будете читать слова девочки? Как мы будем читать слова мальчика? - Откройте учебник на странице 45 | Слушают, воспринимают информацию. Высказывают предположения о содержании сказки. Повторяют движения. О девочке, которая превратилась в птичку. Мальчик – Туцук, девочка – Куля и их мама. Она не вернулась с работы. Ждать, когда наступит утро. Он волновался, был старше Кули и смелее. Дождаться рассвета. За ним побежала девочка и заблудилась. Заблудилась в лесу, упала, сил у нее не было и уснула и превратилась в птичку. Тоненький голосок, которым она звала брата. Нане – имез, то есть Мамин лес. Что Туцук и Куля найдут маму. «Хорошим людям должно быть и в сказке в конце концов хорошо». Волшебная сказка, потому что девочка превратилась в птичку. Тоненьким голосом, жалобно. Уверенно. | |
5.Рефлексия. (4 мин.) | Оценить усвоение изученного материала. | - Итак, ребята, давайте обобщим задачи нашего урока. - Давайте вспомним какую сказку мы прочитали сегодня? - К какому виду относится адыгейская сказка «Девочка-птичка»? - Почему эта сказка называется «Девочка-птичка»? - Ребята, мы все задачи решили с вами? | Адыгейскую сказку «Девочка-птичка» Волшебная сказка. В сказке девочка превращается в птицу. | |
6.Домашнее задание. (1 мин.) | Информация о домашнем задании. | - Все сказки имеют счастливый конец. Дома в рабочих тетрадях вы придумаете и напишите как бы вы хотели закончить адыгейскую сказку «Девочка-птичка». | Слушают и записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка "Снегурочка"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чуракова. (Л.В. Занков) Русская народная сказка "Снегурочка"....
Конспект урока по литературному чтению, тема: «Ганс-Христиан Андерсен и его сказка «Соловей». 4 класс
Представлен подробный конспект урока....
Конспект урока по литературному чтению Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).
Пояснительная записка к уроку литературного чтения с презентацией по теме «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка. Цели урока:Познакомить детей с новым видом сказок ...
Конспект урока по литературному чтению тема:" Викторина по сказкам А. С. Пушкина".
Этот материал можно использовать при подгортовке к уроку по литературному чтению....
Конспект урока по Литературному чтению. Тема: "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин.
Конспект урока по литературному чтениюКласс: 2Тема урока: Сравнение авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и народной «Сказки о рыбаке и его жене» Братьев Грим...
Конспект урока по литературному чтению "Тема детства в стихах Н.А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…"
Конспект урока по литературному чтению...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Планируемые результатыПредметные:- читать осознанно, выразительно и без ошибок- работать с ...