Конспект урока по литературному чтению. Тема: Адыгейская сказка «Девочка-птичка»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Головень Вероника Юрьевна

Данный урок разработан с интересными заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тема урока: Адыгейская сказка «Девочка-птичка»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить детей с адыгейской сказкой «Девочка-птичка»

Задачи:

- познакомиться с адыгейским народом;

- разобрать виды сказок;

- прочитать сказку;

- учится понимать содержание сказки.

Формировать УУД:

Личностные УУД:

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

- выражать своё отношение к герою и его поступкам;

- эмоционально  «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-уважать культуру народов многонациональной России и других стран.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

-осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и в дальнейшей жизни;

- понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);

 - выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту;

- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других

- уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;

- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть.

Предметные:

- применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое);

-распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);

- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Ресурсы: учебник литературного чтения, мультимедиа.

Основные этапы организации учебной деятельности.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

(30 сек.)

Психологический

настрой на урок.

- Здравствуйте ребята.

-Проверьте, все ли необходимые принадлежности лежат у вас на парте (учебник, тетрадь, письменные принадлежности).

- Садитесь.

Эмоциональный отклик.

Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний.

(5 мин.)

 

Подготовка к постановке цели урока.

Послушайте загадку и определите кто это.

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца.

Слышны их песенки с деревьев. (Слайд 1)

- Правильно, ребята. Скажите, а каких птиц вы знаете?

- А слышали ли вы пение птиц? Давайте сейчас вместе послушаем как поют птицы.  (Слайд 2)

(Слушаем пение птиц)

- Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной адыгейской сказкой, которая называется «Девочка-птичка». (слайд 3)

- Кто сможет мне сказать задачи нашего урока? (слайд 4)

Правильно, ребята.

- Какие виды сказки вы знаете?

Правильно, ребята, существует два вида сказок – это литературные сказки и народные сказки. (Слайд 5)

Ребята, а наша сказка какая? Как вы думаете? Почему?

Давайте попробуем определить, чем они отличаются.

Народная:

1.Автор – народ

2.Существует в устной форме.

3.Существует в нескольких вариантах.

4.Время создания невозможно определить.

Литературная:

1.Автор – конкретное лицо.

2.В письменной форме.

3.Внесение изменений не допускается.

4.Время создания сказки известно.

- Правильно, молодцы.  Ребята, скажите, о ком и о чем бывают сказки?

Как мы их обобщенно называем, например, сказки, где есть волшебство и превращения мы называем как?

Сказки, где главные герои животные мы так и называем сказки о животных. Сказки, где высмеивают жадность и глупость людей – бытовые сказки. (слайд 6).

- Ребята, а как вы думаете к какому виду относится наша сказка? Давайте прочитаем сказку и постараемся определить к какому виду она относится.

Слушают загадку.

Птица.

Сороки, голуби, чайки и т.д.

- проанализировать сказку;

-найти особенности сказки и определить вид;

- узнать, почему она так называется.

Отвечают на вопрос.

Народная сказка.

Про животных, людей, птиц, бытовые предметы  и т.д.

Волшебные сказки.

Отвечают на вопрос.

4.Основной этап.

(25 мин.)

Познакомить со сказкой, развивать умения работать с текстом произведения.

Анализировать поступки героев, эмоционально переживать, описываемые события.

- Прежде чем мы начнем читать, я расскажу вам кто такие адыгейцы. Адыги – это общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов.  Жили адыги на Северном Кавказе и Черноморском побережье. На слайде вы видите фотографию адыгейцев. Вот так необычно и красиво выглядели девушки и вот так статно выглядели адыгейские мужчины. (Слайд 7).

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке? (о девочке, которая превратилась в птичку).

- Сейчас вы послушаете сказку. Я буду читать, а вы следите за моим чтением, обращая внимание на интонацию, с которой я буду читать, чтобы при самостоятельном чтении вы смогли передать чувства, переживания героев.  В сказке вам встретятся не понятные слова, которые мы сейчас не употребляем в речи. Давайте прочтем их и узнаем, что они обозначают. (Слайд 8).

Явственно – наяву, четко перед глазами.

Здешние селяне – народ, который живет в определенной местности.

Души не чаяла – любить без ума, без памяти.

Усадьба – дом в сельской местности, для семьи.

Заплутала – сбиться с дороги, заблудиться.

Забрезжило утро – показалось, появилось утро.

Извилистая тропинка – узкая, кривая дорожка.

Мечется – движется из стороны в сторону.

Коренья лесные – корни деревьев, кустарников.

Кличет – зовет.

Нане – имез – адыгейское слово, которое переводится Мамин лес.

(Чтение сказки).

- Ребята, скажите о ком или о чем идет речь в сказке?

- Какие чувства вы испытывали при прослушивании сказки?

- Кто герои этой сказки?

Физминутка. (слайд 8).

- Сейчас давайте немного отдохнем и  проведем физминутку, а поможет нам в этом робот, которого вы видите на слайде.

- Молодцы, ребята. Садитесь на свои места.

- А сейчас мы поработаем с текстом.

- Ребята, давайте прочитаем то, как жили брат с сестрой и матерью («Жили они бедно… … кисленькие яблоки, терпкую, алую калину.»)

- Что случилось однажды с мамой?

- Как решили поступить брат и сестра?

- А теперь давайте прочитаем как описывается дом, когда мама долго не возвращалась домой. («А в темном дому от остылого очага… … от неизвестности».)

- Ребята, как вы думаете почему искать маму первый побежал мальчик- Туцук?

- О чем просила брата Куля после его возвращения?

- Ребята, что же произошло после того как во-второй раз мальчик побежал искать маму? Давайте прочитаем этот момент. («И он попил водички… тоненький голосок»).

- Что же случилось с Кулей?

- Что осталось у птички от прежней девочки?

- Как адыгейский народ называют густые чащи в лесу?

- Что говорят пожилые люди об этой истории? Давайте прочтем этот отрывок (« А еще люди, особенно пожилые говорят:… делать целую сказку…»). Хорошо ребята, достаточно.

- Во что верит адыгейский народ, рассказывая эту сказку?

Ребята, какова же идея этой сказки? Что хотели сказать адыгейцы, передавая сказку из поколения в поколение?

- Давайте попробуем определить, к какому же виду относится эта сказка? Почему?

- Сейчас мы будем читать с вами текст по цепочке. Но прежде чем вы начнете читать, давайте определим, с какой интонацией вы будете читать слова девочки?

Как мы будем читать слова мальчика?

- Откройте учебник на странице 45

Слушают, воспринимают информацию.

Высказывают предположения о содержании сказки.

Повторяют движения.

О девочке, которая превратилась в птичку.

Мальчик – Туцук, девочка – Куля и их мама.

Она не вернулась с работы.

Ждать, когда наступит утро.

Он волновался, был старше Кули и смелее.

Дождаться рассвета.

За ним побежала девочка и заблудилась.

Заблудилась в лесу, упала, сил у нее не было и уснула и превратилась в птичку.

Тоненький голосок, которым она звала брата.

Нане – имез, то есть Мамин лес.

Что Туцук и Куля найдут маму.

«Хорошим людям должно быть и в сказке в конце концов хорошо».

Волшебная сказка, потому что девочка превратилась в птичку.

Тоненьким голосом, жалобно.

Уверенно.

5.Рефлексия.

(4 мин.)

Оценить усвоение изученного материала.

- Итак, ребята, давайте обобщим задачи нашего урока.

- Давайте вспомним какую сказку мы прочитали сегодня?

- К какому виду относится адыгейская сказка «Девочка-птичка»?

- Почему эта сказка называется «Девочка-птичка»?

- Ребята, мы все задачи решили с вами?

Адыгейскую сказку «Девочка-птичка»

Волшебная сказка.

В сказке девочка превращается в птицу.

6.Домашнее задание.

(1 мин.)

Информация о домашнем задании.

- Все сказки имеют счастливый конец. Дома в рабочих тетрадях вы придумаете и напишите как бы вы хотели закончить адыгейскую сказку «Девочка-птичка».

Слушают и записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка "Снегурочка"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чуракова. (Л.В. Занков) Русская народная сказка "Снегурочка"....

Конспект урока по литературному чтению Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).

Пояснительная записка к уроку литературного чтения с презентацией по теме «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.   Цели урока:Познакомить детей с новым видом сказок ...

Конспект урока по литературному чтению тема:" Викторина по сказкам А. С. Пушкина".

Этот материал можно использовать при подгортовке к уроку по литературному чтению....

Конспект урока по Литературному чтению. Тема: "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин.

Конспект урока по литературному чтениюКласс: 2Тема урока: Сравнение авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и народной «Сказки о рыбаке и его жене» Братьев Грим...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Планируемые результатыПредметные:- читать осознанно, выразительно и без ошибок- работать с ...