Конспект урока по литературному чтению "Тема детства в стихах Н.А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
пробного урока литературного чтения
Тема детства в стихах Н.А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»
____________________________________________________________________________________
Составила Анисимова Анастасия Дмитриевна
Класс 4
Дата проведения урока
3.12.2020
ФИО преподавателя-консультанта:
Клековкина Е.Д.
Допущена к проведению урока:
____________________, дата ________
(подпись преподавателя)
Сыктывкар, 2020
Тема урока: Тема детства в стихах Н.А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | Тип урока: Урок открытия нового знания | |
Цели урока: Деятельностная: создание условий для реализации УУД. Содержательная: познакомить учащихся с произведением «Школьник», показать тему детсва | ||
Методы и формы обучения: фронтальная, коллективная | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1) Закреплять умение выразительно читать стихотворение; 2) Развивать умение воспринимать на слух чтение и рассказ товарищей по классу; 3) Высказывать своё мнение о прочитанном; 4) Определять главную мысль текста; 5) Осознавать сущность поведения героев, с помощью учителя делать выводы; 6) Уметь работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию. | Познавательные: 1) Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; 2) Строить речевое высказывание в устной форме; 3) Устанавливать причинно-следственные связи; 4) Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; Регулятивные: 1) Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; 2) Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные: 1) Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; 2) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 3) Формулировать собственное мнение и позицию; 4) Приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 5) Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; 6) Задавать вопросы. | Будут сформированы: 1) Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; 2) Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; 3) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; 4) Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Время на этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный этап | 1 минуты | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я у вас проведу урок по литературному чтению. Надеюсь, мы с вами хорошо поработаем и узнаем что-то новое -Проверьте, дети, всё ли готово к уроку, все ли красиво и правильно сидят. | Приветствуют учителя. |
II. Этап речевой разминки или разминки перед чтением | 5 минут | - Чтобы наша речь была четкой и выразительной, нам нужно провести речевую разминку. - Посмотрите на слайд (1) и прочитайте высказывание. Как называются такие высказывания? Детство — время золотое. - Как вы понимаете эту пословицу? – Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове. Прочитайте: 1. с удивлением; 2. с вопросительной интонацией; 3. с веселой интонацией. Сегодня на уроке мы будем придерживаться этой пословицей. | Слушают учителя. - Такие высказывания называются пословицы. - Детство – самое лучшее время, которое надо ценить. Читают с удивлением. Читают с вопросительной интонацией. Читают с весёлой интонацией. |
III. Этап введения в тему | 15 минут | - Рассмотрите рисунок (2). Как вы думаете, к какому произведению они выполнены? - Правильно. Знаете ли вы автора этого произведения? - Это Николай Алексеевич Некрасов (3). Что вы знаете о самом поэте? - Николай Некрасов родился на Украине 10 декабря 1821 года, где тогда служил его отец. Вскоре отец Николая вышел в отставку и вернулся с семьей в родные места ̶ в деревню Грешнево. Здесь, на берегу могучей и прекрасной реки Волги, прошло детство писателя. Отец Николая был богатым человеком - помещиком. Он был жестокий. Не жалел крестьян, которые трудились на него с утра до позднего вечера. Не жалел он и мать Николая, которая ради счастья детей, терпеливо сносила обиды. Жестокий отец, встреча с бурлаками ̶ были не заживавшими ранами детства, которые стали началом его поэзии. Потом была гимназия, где Некрасов написал свои первые стихи. В 16 лет, без разрешения отца, Некрасов уехал в Петербург. Отец пришел в ярость, и оставил Николая без денег и поддержки. Но, несмотря на это, Николай учился и работал, и стал известнейшим русским писателем. Писал он о Родине: её лесах и полях, снегах и морозах, о простых людях. Писал Николай Некрасов и о детях. Его герои – крестьянские ребята, которые с малых лет помогали своим родителям. - Ребята, вы меня внимательно слушали, поэтому сейчас мы выполним следующее задание. По очереди вы будете задавать друг другу вопросы по изученной биографии Н.А. Некрасова. Физминутка: Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.) Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.) Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.) То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.) То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.) То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.) Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».) Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.) - Откройте учебник на страницах 147-149 учебника и назовите произведения, с которыми познакомимся. Словарная работа (5-6) - Так как произведения Некрасова написаны давно, в них встречаются незнакомые слова. Как вы думаете, что значит это слово…? ЕЛЬНИК – еловый лес КОТОМКА - дорожный заплечный мешок на лямках из грубой холщовой ткани ГРОШ - старинная медная монета САЛАЗКИ - маленькие ручные санки СУМЕРКИ – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи. - Мы узнали значения неизвестных слов. - Ребята, сейчас я вам прочитаю историю создания стихотворения «Школьник». Слушайте меня внимательно! (7) Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова – великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал, но всё же учился, прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским учёным, совершившим много научных открытий. | - «Дед Мазай и зайцы». - Да (Нет) Рассказывают, если что-то знают. Слушают учителя. Задают друг другу вопросы. Выполняют задание. Отвечают. Слушают. |
IV. Этап первичного чтения текста | 5 минут | - Ребята, давайте прочитаем стихотворение «Школьник». Я начну, а вы следите, потому я могу попросить любого из вас продолжить читать. - Как начинается стихотворение? - Кто обращается к мальчику? - Какое у вас возникло настроение? Что встревожило? Как вы думаете, понятна ли речь рассказчика мальчику? - Ребята, рассмотрите иллюстрации к произведению, что вы можете сказать? Какое настроение у вас, когда вы смотрите на эти иллюстрации? | Слушают и следят. - Стихотворение начинается с обращения к мальчику. - Автор. Отвечают, делятся впечатлениями. Отвечают. |
V. Этап вторичного чтения текста | 3 минут | - Прочитайте стихотворение в учебнике самостоятельно.
| Читают самостоятельно. |
VI. Этап первой ступени анализа произведения | 3 минут | - Перечитайте начало стихотворения. Как Вы думаете, какое значение, прямое или переносное, имеет слово дорога в данном произведении? - Кто помог мальчику собраться в город на учебу? Подтвердите свой ответ словами из текста. - Обратите внимание на шестую строфу сверху. Прочтите ее. - Кого имел ввиду автор? | - Слово дорога употреблено и в прямом, и в переносном значении, можно сказать, что это судьба, жизнь. - … батька на сынишку издержал последний грош. Знаю, старая дьячиха отдала четвертачок, что проезжая купчиха подарила на чаек. - Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик По своей, по Божьей воле стал разумен и велик. - Ломоносова |
VII. Этап второй ступени анализа произведения | 4 минут | - Найдите в тексте синоним к слову дорога. - Почему автор называет дорогу невесёлой, подумайте. - Как человек узнал, что мальчик идет в город учиться? Зачитайте. - Как вам кажется, как сложится жизнь этого мальчика? - Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний? Не бездарна та природа, не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько знатных-то и знай… - Как вы понимаете эти строки? - Какое значение имеют эти строки? - Докажите текстом, что Некрасов любит свою Родину и гордится русским простым народом. | - Это многих славных путь. - Мальчику будет нелегко в жизни, его ждёт много преград. Зачитывают. - Ему будет трудно Отвечают Отвечают - главная мысль произведения |
IV. Этап первичного чтения текста | 5 минут | - Прочитаем ещё одно стихотворение Николая Алексеевича Некрасова. - Стихотворение называется «В зимние сумерки нянины сказки». Предположите, о чём будет это произведение. - Рассмотрите иллюстрации к произведению. Подумайте, кто буде героем, как могут развиваться события. - Ребята, давайте прочитаем стихотворение «В зимние сумерки нянины сказки…». Я начну, а вы следите, потому я могу попросить любого из вас продолжить читать. - Наши предположения оказались верными? - Назовите героя произведения - Каким настроением проникнуто это произведение? - Да, это стихотворение действительное доброе и светлое. В этом произведении автор показывает нам картину детства, сильно отличающуюся от картины в произведении «Школьник». В стихотворении «В зимние сумерки» мы слышим детских смех, веселье, и от этого нам становится легко и радостно на душе. | Слушают. Предполагают. Отвечают. Слушают. Отвечают. - Девочка Саша. - Стихотворение проникнуто радостью, светом, весельем, добром. Слушают. |
V. Этап вторичного чтения текста | 5 минут | - Перечитайте произведение. - Обратите внимание, как написано это произведение. Оно разделено на части и в каждой части по две строчки. Каждая часть стихотворных строк называется строфой. Строфа – это части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и смысловой законченностью. В зависимости от количества строк различают следующие строфы: двустишие, четверостишие, трехстишие и т. д. - Сколько строф в нашем стихотворении? | Перечитывают - Шесть строф. |
VI. Этап первой ступени анализа произведения | 3 минуты | - Найдите в тексте слова, которые передают нам настроение произведения. - Что вы можете сказать о характере Саши? - Какие слова помогли нам определить характер нашей героини? - Что вы можете сказать о няне? Как она относится к Саше? - А какие слова нам помогли это понять? Найдите и прочитайте их в тексте. | - Полная счастья. Весело мчится, смеётся, любит. - Она весёлая, озорная девочка. - Весело мчится. На полном бегу Набок салазки — и Саша в снегу! Выбьются косы, растреплется шубка – Снег отряхает, смеётся, голубка! - Няня добрая и заботливая. Она любит девочку, заботится о ней. - В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Няня кричит: «Не убейся, родная!» Не до ворчанья и няне седой: Любит она её смех молодой… |
VII. Этап второй ступени анализа произведения | 3 минуты | - Как няня называет Сашу? Почему? - Прочитайте, как катается девочка. - Расстроена ли Саша после падения? Как вы думаете, она упала случайно? - Опишите девочку словами автора. - Почему он называет ее «голубка»? - Как Некрасов относится к героям произведения? Почему вы так решили? - Какие средства художественной выразительности текста применил автор? Приведите примеры выразительных средств произведении | Отвечают. Читают. Отвечают. Описывают. Отвечают. - В этом произведении есть сравнение, эпитеты и метафора. |
VIII. Этап обобщения прочитанного | 4 минуты | - С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились? - Какие произведения мы прочитали? - Какая главная мысль произведения «Школьник»? - С какой темой мы столкнулись в произведении «Школьник»? - Какая главная мысль произведения «В зимние сумерки нянины сказки…»? - Чему учит произведение «В зимние сумерки нянины сказки…»? - Ребята, как вы думаете, о ком эти стихотворения? - Сегодня мы познакомились с двумя произведениями великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Оба произведения о детстве, о детях. Детство школьника, идущего по дороге, тяжёлое, в отличие от детства девочки Саши, которое наполнено весельем и любовью. Некрасов показал нам два разных мира детства. Оба стихотворения пронизаны любовью к детям. Поэт любуется девочкой Сашей, он радуется вместе с ней, счастлив и спокоен за неё. Судьба школьника его очень волнует, он переживает за мальчика, понимая, что в жизни ему придётся нелегко и надеется, что будущее этого замечательного маленького человека будет светлым. | - С творчеством Николая Некрасова - «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» - благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой. - С темой детства, природы - Нет ничего прекрасней счастливого детского смеха. - Стихотворение учит любить слушать сказки и любить играть. Учит искренне веселиться, смеяться даже над своими неудачами. Учит быть счастливыми. - о детях Слушают. |
IX. Этап выразительного чтения произведения либо отрывка | 3 минуты | - Ребята, давайте потренируем выразительное чтение произведения. Мы будем читать четверостишья по очереди. | Читают отрывки. |
X. Этап творческой работы | 5 минут | -Ребята, сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему «Детство», давайте вспомним, что такое синквейн? -Ваш синквейн должен быть составлен по следующей теме: 1. Название темы - одно существительное (Детство). 2. Два прилагательных по теме «Детство». 3. Три глагола по теме «Детство». 4. Небольшое предложение по теме «Детство», в котором вы можете описать своё детство. 5. Одно слово – главное на ваш взгляд по теме «Детство». | Составляют синквейн. |
XI. Этап домашнего задания | 2 минуты | - Ребята, я хочу задать вам творческое домашнее задание. Я хочу, чтобы вы нарисовали любой момент из этого стихотворения так, как вы его видите. | Записывают домашнее задание. |
XII. Этап рефлексии | 5 минут | «Лестница успеха» -Я вам предлагаю оценить вашу работу на уроке. Под первой ступенькой лесенки скажите свое самое запомнившееся знание по новой теме, на второй ступеньке, что поняли, а на третьей, чему научились. Вы можете дать ответ не на всех ступеньках -Ребята, урок окончен | Отвечают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе: «Тема детства в стихах Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»»
Цели урока:кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа;познакомить учащихся с важными вехами жизни М.В.Ломон...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"
На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – твор...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"
На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание &ndash...
Урок литературного чтения в 4 классе Н.А. Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."
Учащиеся работают с выставкой книг, вспоминают произведения Н.А. Некрасова. Рассказывают об одной из книг по плану: автор, название, тема, образы...Слушают историю создания стихотворения "Школьник". У...
А.Н.Некрасов " Школьник", " В зимние сумерки нянины сказки".
Знакомство с автобиографией Некрасова ( презентация). Учащиеся знакомятся с его произведениями....
Урок литературного чтения в 4 классе I отделения «Поэзия Николая Алексеевича Некрасова. Работа над содержанием и выразительностью стихотворений: «В зимние сумерки нянины сказки», «Школьник»
На уроке учащиеся анализируют литературные произведения, опираясь на вопросы учителя. На занятии закрепляется произношение звуков [c] - [з], проходит работа по развитию слухового внимания....
Н. А. Некрасов "В зимние сумерки нянины сказки..."
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе...