урок литературного чтения по теме А.Куприн "Слон" 3класс
методическая разработка по чтению (3 класс)

Ольга Александровна  Уткина

Методическая разработка урока  литературного чтения А.Куприн "Слон" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

А.Куприн «Слон» 3  класс «Школа России»

 

 Цели: создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. И. Куприна, его произведением «Слон»; способствовать формированию читательской компетенции, умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащению словарного запаса через работу с толковым словарем; развитию умения определять жанр произведения; содействовать воспитанию чувства сострадания к ближнему

Технологии                               Элементы продуктивного чтения, критического мышления ,здоровьесберегающие

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
А. И. Куприна;

научатся читать вслух бегло, осо-

знанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; составляют план работы по решению учебной задачи урока;

коммуникативные: осознают цель своего высказывания; строят диалог
в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы

Личностные: 

оценивают поступки героев произведения и свои собственные

под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Образовательные ресурсы: учебник “«Литературное чтение», авт.    Л. Ф. Климанова, 3 класс, 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение,2019. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.


Этапы урока

учитель

ученик

Организа ционный  момент.

Эмоциональный настрой

- Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Вдохните в себя свежесть сегодняшнего дня. Я желаю вам хорошего  настроения и бережного отношения  друг  к другу.  

Актуализация  знаний

Работа в парах:

        

Стадия вызова

Проблема.  

Прогнозирование содержания рассказа

Работайте в парах.

1)-С каким произведением мы познакомились на пошлом уроке?

   -Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала?

  -О чём она заставляет задуматься?

 

-Какие пословицы подходят  к этому произведению?

-Убрать лишнюю

-Объяснить  как понимают пословицы.

1. Значит то, что счастье нужно искать внутри, а не во внешних факторах.

2. Если человек стремится к счастью к тому оно и придет.

3. Если ты будешь хорошо относиться к человеку, он будет относиться к тебе так же.)

-Что же нас ждёт сегодня на уроке литературы?

- Прочитайте загадку, отгадайте её и попробуйте определить тему нашего урока.

 Набирает воду носом,

 Будто шлангом и насосом.

 Ставьте зонтиков заслон:

 Всех сейчас окатит ….(Слон)

 - Кто это?

Назовите отгадку

-А что вы знаете о слонах?

— Кто-нибудь из вас видел живого слона?

— Где в СПб можно увидеть героя , о котором говорится в отгадке и видите на иллюстрации ?

-Почему?

-« Верите ли Вы..»

Верите ли Вы”

Учитель: Верите ли вы,что каждый из вас талантлив и уникален?

Учитель: Верите ли вы, что слон может ночевать в одной комнате с человеком?

Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? другом?

Учитель: Верите ли вы в чудеса?

Учитель: Верите ли вы, что чудеса можно сделать своими руками?

Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

Учитель: Верите ли вы, что любящие  родители  ради выздоровления ребенка могут привести в дом слона?

– И сегодня мы познакомимся с удивительным слоном. Рассказ так и называется – «Слон» .

-Откройте учебник  стр. 25, прочтите   название, автора, полистайте и рассмотрите  иллюстрацию к тексту.

-Кто автор?

-Какие книги вы читали этого автора?

-Предположите, о чём будет произведение?

-Какая  тема  урока?

Дерево «Предсказаний». Получится или нет?

-Какая  тема  урока?

Определим цели урока, расставив  их по порядку

4-Высказывать свою точку зрения.

3 -Работать над грамотным выразительным чтением.

 

1-Познакомиться с содержанием рассказа"Слон".

2-отвечать на вопросы по содержанию  , подтверждая выдержками из текста(ориентироваться в тексте)

 ( на доске  прикрепляю  -получается план урока)

ответы детей

Автор хотел донести мысль, что и в обычной жизни есть место волшебству. А как иначе объяснить то, что птица поняла переживания девочки и помогла ей в трудную минуту? Делайте добро другим, и оно к вам вернется в трудную минуту.

Счастье в нас, а не вокруг да около.

Кто за счастье борется, к тому оно и клонится

На добрый привет - добрый ответ. -

Жаль друга, да не как себя.

читают

слон

Живёт в Африке, очень крупное и т.д.,  Это большое животное, имеет хобот …

-В зоопарке, в цирке.

Дети отвечают

Предположения

-Знакомство  с произведением Александра Куприна « Слон»

отвечают

Первичное чтение                   Прослушивание текста

Беседа

Словарная работа

-Проверим предположения, прослушав  часть произведения .Вы следите по ходу прослушивания по тексту для  подготовки к грамотному выразительному чтению. Слушайте внимательно.

Чтение « Буксир»

( Чтение первой части рассказа стр.25 до слов " Через 2 часа..."-29(4 абзац)

- Понравился ли вам  отрывок произведения? Чем?

- Что почувствовали при прослушивании ?

-Обратите внимание на доску, где записаны ваши

предположения до чтения.

Подтвердились ли они? Почему есть несовпадения?

- Так как рассказ был написан в начале ХХ века в 1907 году, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения.

-Где мы можем найти объяснение слов.  

- Объяснить значение этих слов постарайтесь сами, опираясь на подсказку..

Толковый словарик

Гостиная

Комната для приема гостей.

Горничная

Работница в частном доме, убирающая комнаты.

Равнодушно

Безразличный, безучастный к людям, к окружающим.

сударыня

Вежливое обращение к женщине

зверинец

Место ,где содержат зверей для показа

передняя

прихожая

Читают, следят.

-Было очень грустно и тревожно в начале текста. Девочка больна, не могут понять, чем она больна и как ее лечить

1.У нас не было информации о героях и их поступках

2. Не дочитали до конца

Толковый словарь

Ожегова

Читают- объясняют

 

физминутка

Работа с текстом

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немножко нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

(Далее шепотом)

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

-  В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные фантастические события?

- От чьего лица ведется рассказ?

 1-ю часть (стр  25-29  до слов «Через два часа......  )

Ответьте на ?

- Кто главный герой   произведения?

- Что вы узнали о девочке?  Прочтите

-Давно ли больна Надя?      Прочтите.

- Что посоветовал доктор родителям?  Подтвердите .

- Найдите подтверждение тому, что с девочкой что-то не так.

- Так чем же больна Надя,какой диагноз поставил доктор?

-Иными словами, Надина болезнь не физического, а

душевного происхождения. Как мы видим, это опасно.

-Как же помочь девочке?

!!- Чтобы  вы посоветовали родителям Нади?

-Какие еще вопросы по содержанию  этой части вы хотели бы задать автору ?

История, возможно ,была в реальности.

автора

 девочка Надя

нездорова

давным –давно

Главное – не давайте ей скучать. Исполняйте все её капризы

-«не отвечает...», «неподвижные, невеселые глаза...», «худеет и слабеет с каждым днем...», «ничего не нужно...», «жару нет, боли нет...», «лежит целые дни и ночи...», «тихая, печальная...», «не спит, дремлет по полчаса...», «сны серые, длинные, скучные...»

Больна  равнодушием к жизни и больше не чем

-Она больна не физически, а душевно. Ей неинтересно жить.

Друга ,больше двигаться

Работа в группе

 1,5,4 группа: - Живой или совсем как живой — есть ли разница? А в чем видит разницу Надя? Найдите и прочитайте, как отреагировала Надя на игрушку слона?

2,3 группа: - Как Надин папа сначала воспринял просьбу дочери привести настоящего слона? Подтвердите словами из текста.

-Защита—Кто искал ответ на этот ?

-У вас есть другой ответ?

- Подумайте: а может ли живой слон излечить девочку?

- Как вы думаете, приведет ли папа живого слона?

- Об этом мы прочитаем и узнаем на следующем уроке.

Защита   своего  выступления

Творческая работа . составление Сиквейна

Итог урока

Рефлексия

-Я предлагаю сочинить мини -сочинение Синквейн  про девочку  Надю . Какой мы её увидели в начале рассказа.

Сегодня на уроке я прочитал…

Меня удивило…

Я сказать спасибо…, за…

                             

-

   

 

Составляют ,зачитывают

Домашнее задание

Выразительное чтение по ролям отрывка

Подготовить краткий пересказ отрывка истории (по выбору)

Рисунок Мечту девочки ( по желанию)

Приложение  1                        Толковый словарик

Гостиная

Комната для приема гостей.

Горничная

Работница в частном доме, убирающая комнаты.

Равнодушно

Безразличный, безучастный к людям, к окружающим.

Сударыня

Вежливое обращение к женщине

Зверинец

Место ,где содержат зверей для показа

Передняя

Прихожая

 

                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...