Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: «Почитание родителей»
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме
Цель урока: формирование у учащихся почтительного отношения к родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №96
города Санкт-Петербурга»
Курс ОРКСЭ
Модуль « Основы православной культуры »
Тема урока: «Почитание родителей»
Составитель:
учитель начальных классов
Андреева Ирина Борисовна
Тема: Почитание родителей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: Формирование у учащихся почтительного отношения к родителям.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
Создать условия для осознания школьниками ценности взаимоотношений с родителями на личностно-значимом уровне.
Продолжить формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности в процессе групповой работы.
Учить выстраивать эти отношения в формате общечеловеческих нравственных ценностей.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Продолжить работу по развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий:
- Регулятивные: действия оценивания, прогнозирования, саморегуляции.
- Коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов.
- Познавательные: действия постановки и решения проблемы, анализ, исключение.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Раскрыть понятия «почитание», «уважение».
- Закреплять знания детей о Священных книгах разных религий.
Технологическая карта урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 этап. Организационный момент. + Эмоциональный настрой на урок. | ||
-Здравствуйте. Мы начинаем наш урок. Давайте поприветствуем улыбкой гостей и друг друга. Сегодня наш урок я предлагаю начать с песни «Родители как крылья ангела» | Дети приветствуют друг друга улыбкой. Дети слушают музыку, смотрят видеоряд ( создание положительной эмоциональной атмосферы в связи с определенной тематикой ). | Регулятивные УУД (волевая саморегуляция) Личностные УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им. |
Формулировка темы урока. - О чем мы будем сегодня говорить на уроке? -Я предлагаю вам прочитать пословицы и объяснить их смысл: Учебник. С. 124, слайд на доске: Птица радуется весне, а младенец – матери. При солнышке тепло, при матери добро. Нет лучше дружка чем родная матушка. Мать кормит детей – сохнет, а они по ней и не охнут. -Какую пословицу можно назвать лишней? Почему? -Исходя из заданий, предложенных вам в начале урока, попробуйте определить тему нашего урока, о чем мы с Вами сегодня будем говорить? | Объяснение учащимися смысла пословиц. Дети определяют как лишнюю 4 пословицу , т.к. она, в отличие от всех остальных, несет негативную смысловую нагрузку. Дети определяют ключевые понятия урока: ДЕТИ, РОДИТЕЛИ. Запись на доске или слайд презентации. | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Личностные УУД ( формирование ценностно – смысловых установок: положительное отношение к родителям). Познавательные УУД: Анализ, исключение по существенному признаку. Регулятивные действия: прогнозирование. |
2 этап. Постановка проблемы. | ||
- Мы с вами сформулировали основные понятия нашего урока: ДЕТИ, РОДИТЕЛИ. -Какого связующего слова не хватает в этой схеме? -Попробуйте задать вопрос , исходя из этой схемы. -Это и будет главный вопрос (проблема) нашего урока. | -Слово «Отношения». - Примерный ответ: «На чем строится отношение детей к родителям? (Возможны более простые варианты ответа, важно довести детей до смысла вопроса, уточнить формулировку может учитель). | Познавательные УУД ( действия постановки проблемы . Коммуникативные УУД: постановка вопросов. |
3 этап. Актуализация знаний. -Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выполнить маленькое творческое задание. Возьмите листики и напишите на них своё отношение к вашим близким, что вы хотели бы исправить в себе или пообещать самому себе, никогда не совершать в жизни по отношению к родителям. Начать можете со слов: обещаю, постараюсь, я хочу, буду… Кто желает прочитать, что он написал? Не повторяться. | Ученики выполняют творческое задание. Представляют результаты своей работы. Письменные результаты выносятся на доску. | Регулятивные УУД : действие адекватной оценки процесса работы. Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Коммуникативные: построение речевых высказываний. |
4 этап. Поиск решения проблемы. | ||
-Посмотрите, как непросты эти отношения: дети – родители. Любовь с одной стороны и конфликты с другой. Давайте вместе разберемся, как же правильно их строить? Работа с текстом. - Прочитайте текст учебника на с. 119 – 121 (чтение вслух). - Почему Вам предлагаются именно эти тексты. - Я попрошу вас прочитать эти тексты еще раз про себя и найти 1 слово, которое определяет отношение детей к родителям. Подскажу, оно встречается в 3 из 4 текстов. - А что же такое почитание? Групповая работа. - Попробуйте сформулировать в группах, что такое «почитание», а одна группа поработает со словарем. -Мы вышли на другое слово «Уважение». Я просила группу найти и его определение. - Какой возникает вопрос? - Продолжим работать в группах. Каждая группа поработает с 1 из 4 текстов и попытается «расшифровать», что каждая религия вкладывает в понятие «почитать родителей». Оцените эти высказывания. Согласны вы с ними или нет? Почему? - Обобщение: какие еще слова оказались «включены» в понятие «почитание»? Запись на доске или слайд. Взаимооценка. Я прошу вас назвать тех участников работы, кому вы хотите сказать «Спасибо» и объяснить, за что. | - Эти тексты из Священных книг разных религий, они говорят об отношении к родителям. - Это слово «Почитание». Дети в группах в ходе обсуждения формулируют свое понимание этого слова. Обсуждение полученных результатов. Обращение к словарю. «Почита́ть, почти́ть кого, чтить, уважать, иметь почтенье, уваженье. Почитай старших и достойных. Меня, его почтили приглашеньем, удостоили, приложили честь. Он почтен общею доверенностью. Я почитаю и уважаю всякого делателя по призванью. Выпили заздравную и вас почтили! Почтенный человек, уважаемый. Он в почтенных летах, в средних, ближе к старости.»(Даль) «УВАЖА́ТЬ, ува́жить кого, ува́дить арх. почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко». -Действительно ли «почитание» и « «уважение» слова-синонимы? Дети озвучивают : Ислам: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо». Христианство: «…воздаяние должного родителям, повиновение, забота». Буддизм: « поддержка, исполнение своих обязанностей по отношению к ним, сохранение семейного уклада и традиций, поведение, хранить добрую память о родителях после их смерти.» Иудаизм: «Не злословь на отца своего и мать свою, почитай их, как повелел тебе Господь». - Забота, поддержка, помощь, …. Дети по желанию оценивают лучших участников групповой работы. | Общеучебные УУД (владение терминологией). Личностные УУД ( умение взаимодействовать с другими в группе. Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний). Познавательные УУД: обобщение. Регулятивные: действия оценивания. |
Работа с рассказом Л. Н. Толстой “Старый дед и внучек”. | -Обсуждение. - О чем это произведение? Каков смысл рассказа? (об отношении родителей и детей; отношения переходят из поколение в поколение. . Как ты относился к своим родителям, так и к тебе будут относится дети) Попробуем вместе поразмышлять над произведением: - почему сын и невестка перестали сажать деда за стол? - почему невестка решила давать старику еду в лоханке? - кому обычно дают еду в лохани? - как вы думаете, правы или нет были сын и невестка? - как вы охарактеризуете отношение сына к своему старому отцу? - можно ли считать это проявлением хамства? - что заставило сына и невестку одуматься, понять всю недопустимость такого отношения к отцу? А возникли ли у вас вопросы к писателю? У меня возник такой: для кого все-таки больше написан этот рассказ – для родителей или для детей? Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны его читать? Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у родителей. | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний). Общеучебные УУД (умение работать с текстом) |
5 этап. Выражение решения проблемы. | ||
- Давайте вспомним наш вопрос – проблему урока « На чем строится отношение детей к родителям?» Еще один важный вопрос «Почему мы должны так поступать?» -Я предлагаю вам посмотреть видеоролик – притчу «Воробей». (я бы остановила ролик в середине, дав небольшой комментарий по поводу состояния отца, т.к. дети в силу возраста могут не понять этот момент). Я повторю свой вопрос: «Почему?» | Ученики приходят к примерной формулировке: « На почитании, которое означает …….» Дети выдвигают свои версии. Выслушиваются ответы детей, ключевые слова «любовь, терпение». | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания). Личностные УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им. Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания и самооценивания) |
6 этап. Применение нового знания. Творческая индивидуальная работа. - На с. 123 учебника вашему вниманию предлагается картина В.Максимова «Все в прошлом». Попробуйте написать маленький рассказ о жизни этих женщин. Слова-подсказки прилагаются в учебнике. | Желающие озвучивают свои работы, возможно обсуждение. | Общеучебные УУД (построение речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей) |
Рефлексия. И в завершении нашего урока попробуйте составить синквейн со словом «родители». | Чтение работ. | Личностные УУД:ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих. |
Домашнее задание. Найти в литературных произведениях примеры, подтверждающие, что непочтительное отношение к родителям влечет наказание, а почтительное – поощрение. | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
Ознакомление родителей с модулем "Основы мировых религиозных культур" федерального компонента ОРКСЭ
Презентация подготовлена для родительского собрания с целью ознакомить родителей с основными целями, принципами и задачами модульного курса "Основы мировых религиозных культур" федерального компонента...
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Презентация к уроку "Почитание родителей"
Презентация к уроку "Почитание родителей"...
Методическая разработка по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: "Основы православия". Тема: "Благовещение Пресвятой Богородицы".
Тема занятия: «Благовещение Пресвятой Богородицы» Тип занятия: интегрированное Образовательная цель: знакомство с понятием «Благовещение».Познакомить ...
Конспект собрания для родителей на тему: «Введение модуля «Основы православной культуры»
Материалы помогут учителю познакомить родителей обучающихся 3-х классов с содержанием модуля «Основы православной культуры» на примере образовательной игры "Мир иконы"....