Конспект внеклассного мероприятия "Уроки доброты"(по произведениям В.Осеевой).
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Щербакова Анна Александровна

Данная разработка может быть использована как во внеклассной работе,так и на уроках чтения в 1 классе. Цель данной разработки: создать условия для работы над развитием нравственных качеств личности при работе с текстом.Воспитывает честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. Развивает самооценку учащихся.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  внеклассного мероприятия

«Уроки доброты»

(по произведениям В.Осеевой)

в 1-«А» классе

Учитель: Щербакова  Анна Александровна

2012-2013уч.год

 

Тема: «Урок доброты» (по произведениям В.Осеевой)

Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе с текстом.

Задачи:

Обобщить знания детей по теме: «Рассказы В.А.Осеевой».

Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека.

Формировать умение определять основную мысль рассказов.

Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события,  отвечать  на вопросы.

Развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение.

Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.

 Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Спешите делать добро”; карточки для работы по группам, ноутбук, ватман, заготоки для газеты.

Ход урока.

Учитель:
 В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)

 -О чем это стихотворение?

-Что вам показалось необычным?

Сегодня у нас с вами   урок –урок доброты.  Проведем его вместе с замечательной писательницей, автором детских коротких рассказов В.А.Осеевой.

Урок доброты… Ребята, что вы ожидаете от урока?

Ответы детей.

 Беседа.  
  -Итак, что же  такое добро? О чем вы думаете, когда слышите слово-добро?

Ответы детей.
 -Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папы, родные близкие люди….

Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.
- Добрый человек – это тот, кто …….продолжите фразу ,а я вам помогу….
• любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
• любит природу и бережет ее.
• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
• любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу. И тд
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

 Давайте выясним, что такое доброта? (Ответы детей.)

А вот как об этом пишет Сергей Ожегов: «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

-  Готовясь к уроку ,я нашла письмо- обращение В.Осеевой к  читателям, послушайте я его прочитаю:

 «Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

 Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

- Что посоветовала, автор письма?

 -А зачем нам думать, ведь мы с вами научились читать и теперь можем самостоятельно прочесть любые книги и это уже достижение для нас?

 Ответы детей.

-  Мы продолжим исследование, чтобы разгадать, в чём волшебная сила слов и поступков.

-Увидим наш общий результат –газету, которую сами и создадим на этом уроке.

 

- И первую заметку я помещу  на нашу газету.

Мало уметь читать, надо уметь думать.(приклеить на ватман)

-Произведения  В.Осеевой мы читали в классе и дома, но вот о самом авторе мы ничего не знаем.

Работа по группам.

 

   Первая группа готовила сообщение  об авторе, это материал для рубрики нашей газеты «Автор детских коротких рассказов»

Портрет

1группа.

 Ученик 1.Нас заинтересовала биография В.А.Осеевой. И нам захотелось узнать еще о ее жизни. Мы   нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет назад. Так же, как и вы, ребята, она училась в гимназии. В.А. мечтала стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей.

2группа.

Ученик 2.Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо».  

 

3 группа.

Ученик 3.1. Родилась 28 апреля 1902 года.

2. Первый рассказ «Гришка».

3. Первая книга «Рыжий кот».

4. Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.

5.  Мы прочитали много рассказов В.Осеевой,такие как

 Мы предлагаем поместить эти сведения на нашу газету.

-Учитель. Добрая, честная, смелая и по рыцарски благородная ,так говорили о ней ее друзья.

Газета учащихся 1 –а класса  « Уроки доброты »

Мало уметь читать, надо уметь думать,

 В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:

На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)


 -Ну, раз мы уже познакомились с биографией, то  переходим к рассказам.

 Рассказ «Печенье»  показывает,  первая группа  и обсуждаем.  

Инсценировка рассказа «Печенье»

  Беседа нравственно-этического содержания:

- Какие бы вопросы вы задали ребятам? … маме? … бабушке?

- Какими вам показались Вова и Миша? Как мы называем таких людей?

Какие советы ,вы, бы дали ребятам?

Какие чувства испытывали вы, когда читали рассказ В.Осеевой?

Инсценировка «Три товарища» ,2 группа, обсуждение.

Учитель.

Назовите героев рассказа?

Дети называют имена мальчиков.

Учитель

Кто из героев вам понравился? Почему?

Ученики.

Володя и Витя.

Учитель.

Кто не понравился? Почему?

Ученики.

Коля и Миша, потому что они не помогли товарищу, не поделились с ним завтраком.

Учитель.

Кто из героев положительный, а кто отрицательный?

Ученики.

Володя - положительный герой, а Коля и Миша – отрицательные герои.

Учитель.

Значит, он обладает набором определенных качеств характера, которые его делают таковым? Но в тексте ни разу о них напрямую не упоминается, так может быть, их у Володи нет?

Ученики.

Есть.

Работа со словарем характеристик.

Фронтальная работа.

Учитель:

 Попробуйте определить те качества характера, которыми обладает Володя, отметьте галочкой:

Заготовка:

- послушный

- скромный

- внимательный

- смелый

- заботливый

- добрый

- гордый

- внимательный

- заботливый

- добрый

Учитель.

А, что в отношениях героев осуждает автор?

Ученики.

Жадность и равнодушие.

 3группа показывает «Хорошее»

- Что же хорошего в рассказе? (хорошие мысли, хорошее желание)

- А что было не очень хорошим в рассказе? ( поступки мальчика)

- О каких делах мечтал Юра?

- А как поступал на самом деле?

- Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?

- Мог ли Юрик стать хорошим другом? Почему?

- Что бы вы  посоветовали Юре?

Групповая работа.

 Сядьте, пожалуйста, по группам.

1 группа-  будет работать  по произведению «Волшебное слово».

Карточка заготовка.

 

сказал

сердито буркнул

сжал кулаки

засопел от обиды

крикнул

стукнул кулаком по скамейке

вдруг замолчал

подошёл боком, потянул за рукав, глядя в глаза, тихим голосом сказал

заглянул в глаза и прошептал, расцеловал в обе щёки

сидел притихший, положил руку на плечо и тихо попросил

 

 Прочитайте   слова. Подумайте ,из какого произведения эти слова?

Как звали этого героя?

Обсуждение работы в группе.

- Такие разные слова, сказанные об одном и том же герое. Что заставило героя так измениться?

- Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика?

- Как волшебное слово меняет героев?

- Как меняется поведение Павлика? ( Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.)

- Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?

Задание второй группы.

  Работа с пословицами «Соберите пословицу»  

Варианты пословиц в конвертах на листочках .

- Какая из пословиц   выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово»?

Вариант 1

Где труд, там и радость.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Добрый человек добру и учит.

Нет друга лучше, что родная матушка.

Вариант 2

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Друзья познаются в беде.

Добрый человек добру и учит.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Вариант 3

Вежливость открывает все двери.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

 

  3группа.

Задание для  1группы –творческое.  Состоит из двух частей.

1.Задание. «Мой читательский дневник». Вы проводили   исследовательскую работу: читая рассказы,  вы выписывали  умные мысли , наиболее важные мысли, мудрые замечания писателей, произведения которых мы с вами изучали, и которые вам могут пригодиться в жизни.

Задание такое, поработать  с дневником « умных мыслей» ,найти пословицы, советы, которые были в рассказах  В.Осеевой.

 2 задание.

Ответить на вопросы:Хотел ли я быть героем рассказов  В.Осеевой? Почему?

«Если бы я был главным героем рассказа «Волшебное слово», то …»

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП.

 Заключительная беседа.

Что общего   в рассказах   В.Осеевой? (герои творят добро, совершают добрые поступки).

Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела).

Чему учили нас рассказы В.А. Осеевой?

О каких человеческих качествах заставляют задуматься?( честность, доброта, любовь к ближнему)

В чем заключается волшебная сила слов и поступков? ( Она делает людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее.  )

Что вам понравилось на уроке?

Ответы детей.

Учитель: Но самое главное, вы смогли получить частичку этой волшебной силы, которая делает мир добрее.

Итог.

Учитель. Для вас ,ребята, я еще заготовила задания, которые помещу в нашу газету.

Для газеты:

  Рубрика: «Викторина по произведениям В.Осеевой».

Рубрика:  «Прочтите!»

 Заключительная  песня. «Добрым быть совсем ,совсем не просто…»

Спасибо за урок доброты. Вы все успешные читатели.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия "Сказка в произведениях русских художников"

Вашему вниманию предоставляется конспект внеклассногозанятия по теме "Сказка в произведениях русских художников". Материал предусмотрен для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вид...

Внеклассное мероприятие по произведениям В.Осеевой "Хорошо и плохо"

Занятие предназначенно для детей 2 класса коррекционной школы. Направленно на формирование знаний о хороших и плохих поступках....

Конспект внеклассного занятия "Доброта"

Конспект внеклассного занятия "Доброта"...

чтение внеклассное мероприятие по произведениям В. Осеевой

чтение внеклассное мероприятие по произведениям В. Осеевой...

Конспект внеклассного мероприятия «Доброта» 3 класс

Тема: «Дружба»Цели: формирование у учащихся доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать  нравственные ценности, сплотить учащихся в классе, воспитывать уважительное отношение...

Конспект внеклассного мероприятия "Доброте сопутствует терпение" 1 класс

Конспект внеклассного мероприятия "Доброте сопутствует терпение" для 1 класса.Цели: ознакомить учащихся с понятием «дружба» и способствовать сплочению коллектива 1 класса.Оборудо...