Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. Описание деятельности учащихся с ОВЗ | УУД |
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
| Все дружно встали. СЛАЙД №1 День погожий, день весёлый, небо – золото и синь! Белокаменная школа - среди елок и осин. Рядом роща, рядом поле, Знают заяц и сурок, Если тихо в нашей школе, значит там идёт урок.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг- другу на весь урок. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуем их. Мы чуть позже с нашими гостями познакомимся поближе. - В начале урока мы проведем дыхательную, речевую зрительную разминку. (дых. упр «Свеча», «Шарик»). Реч.упражнения, развивающие быстроту и выразительность чтения. Ча-ча-ча-горит в комнате свеча. Чу-чу-чу-есть я больше не хочу.Чо-чо-чо-молоко так горячо.Чи-чи-чи-продавали кирпичи. Работа с таблицей «Шульте». Мотивация к познавательной деятельности: Реч.упражнения, развивающие быстроту и выразительность чтения. - Учимся читать выразительно. -Читаем быстро, скороговоркой, проговаривая каждое слово: Строчки из стихотворения на карточках у каждого на столе. Жили в квартире сорок четыре Сорок четыре веселых чижа. - Прочитайте медленно ( жужжащее чтение) - Прочитайте с интонацией удивления, - Прочитайте с восхищением, - Прочитайте все вместе с ускорением (хоровое чтение). - А для чего проводится речевая разминка? - О каких животных мы читали? - И пришли чиж и еж к нам на урок, чтобы посмотреть на вас как вы читаете, как вы отвечаете. -А вы помните, кто автор этих строк? - Молодцы, не забыли! -Прежде, чем перейти к знакомству с новым произведением, давайте проверим дом. задание. - Вы, ребята, знаете, что кроме книг для детей издаются и разнообразные детские журналы. На прошлом уроке мы познакомились со многими детскими журналами. Какие журналы вы видели, читали? - Что было задано на дом? На дом было задано, что надо найти интересные вопросы из детских журналов? - Мы сейчас проверим ваше домашнее задание, сыграв в игру «Ты мне, я тебе» -У кого готов вопрос? Поднимаем быстро руки. | Пожимают друг другу руки.
Смотрят друг на друга, кивают головой.
Обращаются к гостям.
каждая группа хором проговаривает речевую разминку
чиж и еж | Личностные УУД -Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Просмотр выставки детских журналов «Мурзилка», «Чижи».
| . – Когда ваши родители были детьми, они читали детские журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка». Эти журналы выходят и сейчас, с интересными стихами, загадками, головоломками, сказками, рассказами. (Знакомство с выставкой журналов. Учитель показывает детям журналы.)
|
| Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД-. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение |
3) Этап выявления места и причины затруднения. Слайд 2: Детские журналы 1929 года
Слайд 3: портреты писателей Д. Хармса и С. Маршака
| -А вот когда малышами были ваши прабабушки и прадедушки, как вы думаете, они какие журналы читали? –Конечно, трудно сказать. Но в те далёкие времена тоже были и издавались журналы и назывались они так: «Еж» и «Чиж». Сейчас вряд ли можно найти эти журналы, но некоторые произведения, которые печатались в них, мы прочесть сможем. Одним из авторов, который печатался в журналах «Еж» и «Чиж» был Даниил Хармс.( Биография Д. Хармса). – Вот посмотрите, если бы сейчас продолжали печатать такие журналы, нам бы так же интересно было их читать. - А теперь послушайте о самом писателе! – Слушайте внимательно, в ходе урока я проверю то, что вы запомнили о Данииле Ивановиче Хармсе - Что вы запомнили из рассказа о Данииле Хармсе? - Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством этого писателя и ещё одним его произведением, которое называется « Весёлые Чижи». Это произведение печаталось в детских журналах того времени. И написал его Д.Хармс вместе с С.Я.Маршаком в 1929 году. | Ответы детей
| Регулятивные УУД-.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания |
4) Этап построения проекта выхода из затруднения.
Показ слайдов о детском доме
Звучит гимн детского дома ( песня «Дорогою добра»)
| – На предыдущих уроках мы с вами говорили, что стихи -это особые произведения, отличные от других произведений. - Чем же они отличаются? - Правильно. Поэзия- это особый жанр, где авторы хотят поделиться с нами своими мыслями, чувствами. Стихи могут быть посвящены разным темам: природе, животным, людям. - Прослушайте стихотворение и просмотрите мультфильм. - Почему стихотворение называется « Весёлые Чижи?» - Как вы думаете, кому мог автор посвятить это стихотворение? - Да, чижи – это такие птицы (рассказ о птицах) А теперь откройте учебник и прочтите, кому на самом деле Д.Хармс посвятил это произведение? - Как вы думаете, из каких двух корней состоит это слово? - А что это за дом? Какие дети в нём живут? - Правильно, это дом для детей, которые остались без родителей. В те далёкие времена, шла гражданская война, наше государство было молодое, только начинало зарождаться и много детей потеряли своих родителей и , чтобы эти дети не жили на улице и у них был свой дом, наша молодая страна заботилась о них, строила дома, которые так и назывались «Детский дом». В них такие детки и жили, чтобы им было хорошо и тепло и , чтобы они не чувствовали себя брошенными и одинокими. - Давайте прочтём это стихотворение. Но в нём встречаются трудные, незнакомые слова. Читаем и находим эти слова. Судомойка. Как вы понимаете это слово? Работа с толковым словарём. -Найдите в толковом словаре значения слов: Кухарка. На цимбале. На тромбоне. Остальные значения неизвестных слов прочтите на экране: На моторе. На запятках. На оглобле. В таратайке. Физминутка. Чтение и анализ стихотворения -Приготовились читать стихотворение вслух. - Как жили чижи? (дружно, всё делали вместе) А что именно они вместе делали? -Каждый из вас живёт в семье, где родители очень много для вас делают, заботятся о вас, берегут, любят. -А в детских домах кто всё делает? Правильно, в этих домах дети стараются всё делать сами: помогают поварам на кухне мыть посуду, гладят утюгом свои вещи, убирают свои спальные комнаты, игровые. Им, конечно, помогают взрослые, стараются научить их всему. Но дети не только трудятся, но и отдыхают, причем вместе с взрослыми. У нас в районе тоже есть детский дом. Я вам хочу показать слайды о их жизни. - В детском доме свой гимн ! Послушайте и посмотрите. -И, как я вам и обещала, что мы ближе познакомимся с нашими гостями, так сейчас я вам их представлю. Представляю гостей. Приглашенный воспитатель и воспитанники детского дома рассказывают о жизни в детском доме .
|
Ответы детей
Просмотр мультфильма
Ответы детей
| Регулятивные УУД-.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
5) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
| - А как живут и всё делают наши чижи, давайте прочтём в стихотворении ещё раз про себя (чтение про себя) и прослушаем в стихотворение в записи. Звучит аудиозапись стихотворения «Чижи». Работа в парах. -Какая пара быстрее найдёт нужный отрывок: -Какую работу Чижи выполняют? -Где чижи спят? -На каких музыкальных инструментах играют? -Как и на чём едут в гости? - Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? -А почему автор сравнивает чижей и детей? - К какому жанру относится это произведение? Выберите карточку и поднимите вверх с правильным ответом
Сказка | Пословица | Рассказ | Стихотворение | Басня | Загадка | Скороговорка |
- Почему вы так решили? -И мы будем также вести себя дружно, на уроках друг друга слушать и при ответе поднимать руки. На переменах отдыхать так, чтобы мы никому не мешали. Будем выручать и помогать друг другу.
- А сейчас посмотрите на экран. На экране разбросаны словосочетания, высказывания, попробуйте собрать правильно и прочитать их. - А можете вы определить к какому виду жанра устного народного творчества, относятся эти высказывания? - Правильно, это пословицы. Вместе тесно, а врозь скучно. Один за всех все за одного. Доброе братство, дороже богатства. -Подходят ли эти пословицы к нашему произведению? -Когда так говорят? | Выборочное чтение
Слушают аудиозапись
Отвечают на вопрос
Работа с карточками. Ответы детей
На экране вразброс частями пословицы. Дети их собирают. дружно, никто ни кого не перебивает
| Регулятивные УУД-.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
|
|
|
|
7) Этап включения в систему знаний и повторения.
| Игры со словами. - Помните ли вы, что такое рифма? - Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы. Д.Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети. - Вы уже поняли, что Даниил Хармс и его друзья по литературному объединению любили играть со словами. Поиграем и мы. - На слайде презентации будут показаны строки, но у них не будет конца, вы должны его отгадать. Та-та-та-та – В нашем доме три …(кота) Ты-ты-ты-ты – У них рыжие… (хвосты) То-то-то-то – Почитай стихи ...(Барто) Ту-ту-ту-ту – Ты любимому…(коту) Пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко» А ты ответишь: («низко»). Скажу я слово «далеко», А ты ответишь: («близко»). Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: («пол»). Скажу я слово «потерял», А скажешь ты: («нашел»). Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты: («храбрец»). Теперь «начала» я скажу. Ну, отвечай: («конец»). - Доскажите строчку. Будьте внимательны! Весной венки из одуванчиков Плетут, конечно, только…(мальчики). Коньком на льду чертили стрелочки, В хоккей играли только … (девочки). | Созвучие слов в конце стихотворных слов
Ответы детей | Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; |
8) Этап рефлексии учебной деятельности.
| - Назовите тему раздела. - Какие животные пришли к нам на урок? - Кто догадался, зачем именно они пришли к нам на урок? - С каким стихотворением Хармса мы сегодня познакомились? - Как вы думаете, это стихотворение нас чему научило? Какую главную мысль автор хотел донести до нас? -Цените свою семью, своих родителей, родных, дарите им своё тепло - этого так не хватает детям, которые живут в детских домах. А им очень хочется дарить тепло, но нет мам и пап. А у вас , дети есть такая возможность. -Старшеклассники приготовила подарок для всех деток детского дома. Это скворечник. -Как вы думаете, почему скворечник?( это дом, только для птиц) -Правильно, скворечник- это символ дома. Хочется пожелать , чтобы у каждого из детей детдома был свой дом, своя семья. И мы хотим его вручить нашим гостям, а они в свою очередь передадут этот дом для птиц всем ребятам и повесят его во дворе, чтобы в нём поселились птицы , жили там счастливо, выводили потомство и радовали детей своими трелями. 8. Оценивание. - А теперь давайте оценимте свои достижения на уроке светофором. Наши маленькие животные остались очень довольными вашими результатами. - Что вам больше всего понравилось на уроке? Оцените свою работу. На какую лесенку вы себя поставите? (На доске «Лесенка».) -Чем запомнился вам урок? Д\З
| Тема раздела «Из детских журналов» Чиж и еж они пришли к нам, потому что наши бабушки читали журнал «Чиж и еж» Автор нашего стихотворения был самым первым писателем этого журнала
ответы детей
| Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Личностные УУД -Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
|