Русская народная сказка «Лиса и рак», урок литературного чтения в 1 классе.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Логическая цепочка и синквейн, как способ формирования читательской компетенции на уроках литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 1б.

Учитель: Акимова А.А.

Тема урока:  Русская народная сказка «Лиса и рак», урок 2.

Учебник: Литературное чтение Э.Э. Кац, учебник с. 60-61.

Педагогические цели: повторить и обобщить изученный материал; создать условия для формирования понятия «логическая цепочка», «синквейн», развития умения глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; способствовать расширению словарного запаса, запоминанию текста, привитию любви к устному народному творчеству.

Планируемые результаты:

- личностные: формирование и развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

- познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; установление причинно-следственных связей; построение логических цепей рассуждений.

- регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- коммуникативные: ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; умение выражать свои мысли.

- предметные: научатся понимать содержание коротких произведений, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста.

Методы и формы обучения.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Формы: работа в группе.

Необходимое  оборудование: учебник, интерактивная доска для показа презентации, листочки с фразами для составления детьми логической цепочки и синквейна.

Ход  урока.

  1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

  1. Повторение изученного материала.

 На прошлом уроке мы познакомились с русской народной сказкой «Лиса и рак». Вспомним с помощью загадок главных героев.

Эта рыжая плутовка

 И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

 Может шустрая……. (Лисица)

Всё движется вперёд,

А он наоборот.

Он может два часа подряд

Всё время пятится назад. (Рак)

У. - Каким был рак в этой сказке? Смелым, глупым, умным, хитрым, находчивым? (ответы учеников).

    - В каких еще сказках вам встречалась лиса?

    - Вы  прочитали сказку два раза. Хорошо ли она вам запомнилась?

    - Сейчас мы с вами это проверим!

3. Сообщение темы и целей урока.

    Учащимся после работы с текстом предлагается восстановить нарушенную последовательность в специально «перепутанных» ключевых фразах и выстроить события в логической последовательности (дети разделены на две группы).

На слайде ключевые фразы в неправильной последовательности.

Рак уцепился за хвост лисы  → бег наперегонки → рак на месте → разговор лисы и рака → лиса вильнула хвостом.

   У.-  Давайте прочитаем фразы, которые мы видим на слайде (дети читают вслух). Как вы думаете, правильно ли здесь  выстроены события сказки? Так все происходило? (ответы детей). Конечно же нет, здесь что то напутали! Нам с вами  нужно срочно восстановить порядок в сказке. Для этого я раздам листочки с этими фразами, а вы соберете и  наклеите все по порядку. (С чего все началось? Что происходило? Чем закончилось?)

После того как дети закончат «восстанавливать» события сказки по порядку, каждая команда зачитывает свой вариант цепочки.

У.- Молодцы ребята! А теперь сверим ваши варианты  с правильным.

Чтение ключевых слов на слайде:

Разговор лисы и рака → бег наперегонки → рак уцепился за хвост лисы  

→ лиса вильнула хвостом → рак на месте.

  1. После составления логической цепочки детям предлагается охарактеризовать персонаж сказки – рака, в виде пятистишия (синквейна).

У.- Ребята, кто же у нас вышел победителем в беге? (ответ учеников)

 – Давайте охарактеризуем рака и составим синквейн. А что же такое синквейн ребята? Синквейн в переводе с французского означает нерифмованное стихотворение из пяти строк (показ слайдов - знакомство, определение).

У. – Попробуем и мы с вами составить синквейн на персонаж сказки – рака.

Дети предлагают слова к синквейну, учитель записывает их на доске, дети в группах по очереди дублируют слова на листочек.

Пример синквейна:

  1. Рак   (тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение);

  1.  Умный, находчивый (два прилагательных, которые описывают свойства темы);
  2. Схитрил, уцепился, выиграл  (три глагола рассказывающие о действиях темы);

  1. Бег наперегонки рака и лисы (предложение из четырех слов, выражающее отношении к теме);
  2.  Победитель  (одно слово выражающее суть темы).

Чтение пятистишия вслух (слайд).

У.- Молодцы ребята! Сегодня вы познакомились с такими понятиями как синквейн и логическая цепочка, с помощью таких приемов нам легче понять прочитанное, запомнить и пересказать текст.

Рефлексия

У.- хорошо ли вы запомнили сказку «Лиса и рак»?

    - Какое задание было наиболее интересным?

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская народная сказка Лиса и рак

Слайд 3

1 . Рак уцепился за хвост лисы 2. Бег наперегонки 3. Рак на месте 4. разговор лисы и рака 5. Лиса вильнула хвостом

Слайд 4

1. Разговор лисы и рака 2. Бег наперегонки 3. Рак уцепился за хвост лисы 4. лиса вильнула хвостом 5. рак на месте

Слайд 5

Синквейн

Слайд 6

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Слайд 7

Правила написания

Слайд 9

Примерный вариант синквейна

Слайд 10

Рак Умный, находчивый схитрил, уцепился, выиграл Бег наперегонки Победитель

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе по системе Гармония.Русская народная сказка "Лисичка со скалочкой"

Конспект урока по литературному чтению по теме РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ» составлен в соответствии с ФГОС....

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Русская народная сказка "Гуси-Лебеди" задание по литературному чтению /2 класс/ УМК "Школа России"

Задания используются на уроке как альтернатива упражнениям из рабочей тетради....

конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".

овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек...

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"". УМК "Планета знаний" 1 класс.

Урок проведён в 1 классе по УМК "Планета знаний" и содержит основные этапы  анализа содержания сказки, поступков и слов героев, языка народной сказки....

Русская народная сказка «Лиса и Сорока» (урок-театр)

Русская народная сказка «Лиса и Сорока»  (урок-театр)...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...