Обучение рассказыванию по картине
методическая разработка по чтению (2 класс)
Для успешного освоения программы обучения в школе у детей должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но, чтобы этому научиться, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Это, так называемый стандарт, которым должен овладеть ребенок: «Научить учащихся «сознательно выражать свои мысли и чувства в таких языковых формах, которые будут полностью понятны слушателям и читателям, которые побуждают к деятельности их ум, чувства или желания».
Замечено, что особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине. Учитель зачастую становится свидетелем сцены: «раскрывает школьник рот, да не слышно, что поет». Значит, есть в этой задаче камни преткновения для ребенка. И если их не преодолеть, то потом возникнут трудности с составлением рассказа, написанием сочинений.
Эту проблему можно решить с помощью методов обучения рассказыванию про картине И.Н.Мурашковской, Н.П.Валюмс и методов составления загадок А.А.Нестеренко.
Новизна работы заключается в том, что с использованием адаптированных развития воображения и элементов теории решения изобретательских задач (автор ТРИЗ Г.С.Альтшуллер), появляется достаточно гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение рассказыванию по картине (ТРИЗ) | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс
по теме:
«Обучение творческому рассказыванию по картине с использованием методики ТРИЗа»
Сыровой Н.А., учителя МОУ
«Пивоваровская средняя
общеобразовательная школа»
2020
Для успешного освоения программы обучения в школе у детей должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но, чтобы этому научиться, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Это, так называемый стандарт, которым должен овладеть ребенок: «Научить учащихся «сознательно выражать свои мысли и чувства в таких языковых формах, которые будут полностью понятны слушателям и читателям, которые побуждают к деятельности их ум, чувства или желания».
Замечено, что особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине. Учитель зачастую становится свидетелем сцены: «раскрывает школьник рот, да не слышно, что поет». Значит, есть в этой задаче камни преткновения для ребенка. И если их не преодолеть, то потом возникнут трудности с составлением рассказа, написанием сочинений.
Эту проблему можно решить с помощью методов обучения рассказыванию про картине И.Н.Мурашковской, Н.П.Валюмс и методов составления загадок А.А.Нестеренко.
Новизна работы заключается в том, что с использованием адаптированных развития воображения и элементов теории решения изобретательских задач (автор ТРИЗ Г.С.Альтшуллер), появляется достаточно гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности.
Пусть вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Цель методики:
•развитие познавательно-творческой активности детей на основе АТРИЗ (адаптивной теории решения изобретательских задач);
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) предполагает деятельность, в результате которой развиваются важные показатели личности:
•системность мышления,
•умение видеть мир в противоречиях,
•способность генерировать неожиданные идеи.
Новизна работы заключается в том, что с использованием адаптированных приёмов развития воображения и элементов теории решения изобретательских задач (автор ТРИЗ Г.С.Альтшуллер), появляется достаточно гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности.
Автор ТРИЗ - Г.С.Альтшуллер (1979) и М. Гафитулин (1991г) предлагают рассматривать объект по многоэкранной схеме.
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО,
Это ЧТО-ТО для чего-то.
Это ЧТО-ТО часть чего-то.
Это ЧТО-ТО из чего-то.
Что-то было раньше с ЧТО-ТО,
Что-то будет с этим ЧТО-ТО,
ЧТО-ТО ты теперь возьми,
На экранах рассмотри.
е
Тема мастер-класса
I - Сегодня мы совершим путешествие в картину, а помогут нам его совершить наши волшебники. Если у самого что-то не получается, то волшебник всегда поможет; если стало скучно и безрадостно, то волшебнику ничего не стоит сотворить какое-нибудь чудо. Правда, каждый из них занимался только своей специфической работой.
Познакомимся и мы с ними.
Волшебник Дели-Давай может все, что угодно, разделить на части, объединить с чем-нибудь другим.
•доказать, что в этом одном предмете на самом деле МНОГО ПРЕДМЕТОВ: карандаш один, но в нем есть грифель, краска, оболочка из дерева;
• расческа одна, но у нее много зубьев и т.п.
Поиграем?
- Волшебник «Дели», (игра с мячиком).
дом книга лес человек (учащиеся называют части предметов) - Волшебник «Давай» (объединение) просит объединиться
всех кто:
- сам передвигается
- сам передвигается
- издает звуки
- съедобное
Выводы: • предмет один,но частей у него много;
- у одного предмета много признаков.
Волшебница Фея Инверсия может все изменить на противоположное, сделать наоборот. Например, сделать день темным, а ночь светлой.
Лёгкий - ?
Чистый - ?
Тупой-?
Пустой-?
Что может быть одновременно «Твердое- жидкое»:
•кокосовый орех•
•свежее куриное яйцо•
•кувшин с водой и т.д.
Задания Феи Инверсии. (Противоположные герои)
«Фея Инверсия просит назвать противоположных героев для Буратино по характеристикам?
по характеристике «веселый - грустный» - Пьеро
- - по характеристике «шаловливый -послушный»- , Мальвина, по характеристике «наивный -проницательный» - черепаха Тортила) .
(
Сесть! (Встать)! Опустить руки (поднять). Подпрыгнуть (присесть), наклон влево (вправо).
А волшебник Великан -Кроха все увеличивает или уменьшает. Представьте себе, что ВЫ ПОСТЕПЕННО УВЕЛИЧИВАЕТЕСЬ (УМЕНЬШАЕТЕСЬ). Опишите свои впечатления и новые возможности.
Я такой большой, что:
- могу достать до потолка;
- могу посадить на ладошку несколько одноклассников;
- могу пройти улицу за один шаг;
- ничего не вижу, так как моя голова застряла в облаках и т. д.
- Кем бы вы хотели быть, чтобы:
- быстро ходить,
- хорошо прятаться,
- доесть невкусную кашу,
наслаждаться вкусным пирогом, - залезть в щель.
- А Волшебник Тянулыцик-Стремглав тоже замедляет или ускоряет события.
- Какие события вы бы хотели ускорить или замедлить:
- когда вас хвалят
- когда ругают
- время учебы и каникул.
■
- II. Приглашаем Волшебников поработать в картине.
Шаг1. «Дели»
Определение состава картины.
- Волшебник «Дели-Давай» подарил всем по подзорной
трубе, в которой виден только один объект.
--Кого вы там видите?
(заяц, снег, лиса, деревья разные, лед, кочки, сухая трава).
Шаг 2. «Давай»
Объединение и нахождение взаимосвязей.
- Какие предметы связаны между собой. Объясните эти
взаимосвязи.
лиса — снег
(По снегу пробирается лиса.)
береза – земля, лед - кочка
ель-снег
Шаг 3.
Приём вхождения в картину
(органы чувств)
-Представьте, что мы попали в этот лес. Что вы слышите?
Я слышу как дует ветер, пищит мышка под снегом, как потрескивает лед,
. хрустит снег под лапами у лисы...).
- Какие запахи чувствуете?
(пахнет свежестью, хвоей, смолой, весной).
- Потрогайте зайчика, что вы чувствуете?
(шерстка мягкая, холодноватая, гладкая, пушистая). - А дерево?
(твердое, шероховатая кора, веточки гладенькие).
Я слышу…
Я ощущаю запахи…
Я ощущаю лицом и руками
Я пробую на вкус…
Шаг 4.
Копилка образных характеристик.
Колючая как
Зелёная как …
Высокая, но не…
Острая, но не
- Обучение составлению загадки.
- Колючая, но не ежик,
- Высокая, но не скала,
- Могучая, но не богатырь.
(Ель).
Зеленая, но не трава,
Колючая, но не ежик,
Пахнет, но не цветок.
(Ель).
«Зеленая, но не лягушка,
Колючая, но не шьет,
Острая, но не пилка»
(Иголка ели).
- Посмотрите на зайчика
- Какой он?
- Белый как (снег, лист бумаги, вата, марля).
- Какие у него уши?
Длинные как (у слона, стебель, палка, труба).
- С чем сравните бег зайца? (бегает как стрела, пуля, гонка,
машина, волк).
Загадка.
Быстрый, но не конь,
Осторожный, но не разведчик,
Мягкий, но не снег.
Белый как снег, прыгает как мячик,
пушистый как шапка.
- Объясните значение выражения.
Почему так говорят?
Лиса живет хитростью, а заяц прыгкостью
Шаг 5. «Отставай-Забегай»
(выстраивание временной последовательности)
- К нам познакомиться с картиной пришел волшебник
времени «Замри-Отомри».
- Какое время года и суток на картине остановилось?-
- (ближе к вечеру. Это ранняя весна.)
- Что было с зайцем утром?
(Проснулся голодным и прошел искать себе еду. В деревне нашёл капустные листья и съел).
- А что будет поздним вечером?
(напала сова, убежал от волка). - А прошлым летом что с ним было?
- Используй словесные обороты:
- • до того как…
- •перед тем как...
- •Потом…)
Шаг 6. «Разные точки зрения»
(рассказ от имени какого-нибудь объекта)
- Представьте, что вы — трусливый заяц.
- Что вы чувствуете?
«Я - трусливый зайчик... сижу под деревом и дрожу. Ой, кажется лиса бежит, где бы мне спрятаться? Нет, не лиса, это ветка упала, А вот сейчас, наверное, и правда лиса. Поставлю уши по ветру, может что услышу. Вдруг поймает меня лиса и съест. Хорошо другим зверям, у них дома есть норы. Была бы у меня нора, я бы спрятался туда и не выходил никогда, и лиса меня бы оттуда не достала.
III. Итоговое рассказывание по картине.
«Я – хитрая лиса»
«Я – зайчик.»
«Я - прошлогодний листочек».
«Я – травинка».
Жило-было маленькое семечко. Его носило по миру ветром. И вот однажды его опустило на лесной полянке. Всю зиму лежало семечко в земле. Ему там не нравилось: сыро и холодно. Как хорошо, что наступила весна! Из семечка выросла травинка. Она радовалась дождю, но не любила, чтобы по ней ходили. Самое тяжёлое – звери: медведь и волк. Заяц легче, но всё равно приминает её. Сейчас травинке грустно: от холода она засохла. С замиранием сердца смотрит на зайчика и старается спрятать его от лисы.
IV.Итог работы.
Волшебники благодарят Вас за работу и с нетерпением
ждут следующей встречи с вами.
Результативность методики АТРИЗа:
ò способствуют формированию познавательной и творческой активности детей;
ò повышение уровня основных показателей речи;
òрасширение и обогащение словарного запаса учащихся.
ò способствуют формированию системно-генетического мышления;
- «Я не знаю никакого другого метода,
который предлагал бы такой
богатый арсенал как практических,
так и образных интеллектуальных
средств.
Одним словом: ТРИЗ – сокровище.»
Психолог Джорж Принс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация программы Т.А. Ткаченко «Обучение творческому рассказыванию по картинкам» для младших школьников с билингвизмом в условиях общеобразовательной школы»
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих «СОШ № 14», является значительное число детей с билингвизмом, уровень владения русским языком которых различен, вплоть до полно...
Урок устного рассказывания "Моя любимая игрушка". 2 класс. (конспект + презентация)
При подготовке к уроку (за несколько дней) детям предлагается карточка-помогайка по составлению рассказа о своей любимой игрушке. Дети (при необходимости при помощи взрослых) составляют дома рассказы,...
Обучение рассказыванию к теме «Дифференциация звуков Ц-С» Б. Жидков. Красавица.
Презентация к рассказу Б.Жидкова "Красавица". дополнительный материал к теме "Дифференциация согласных звуков С-Ц". Материал: рассказ, вопросы по содержанию рассказа, иллюстр...
мастер-класс для педагогов "Использование карт Проппа при обучении творческому рассказыванию"
мастер-класс для педагогов "Использование карт Проппа при обучении творческому рассказыванию"...
Метод ТРИЗ "Метод каталога" Обучение творческому рассказыванию
Использование технологии ТРИЗ в работе учителя-логопеда...