мастер-класс для педагогов "Использование карт Проппа при обучении творческому рассказыванию"
методическая разработка

Коновалова Наталья Николаевна

мастер-класс для педагогов "Использование карт Проппа при обучении творческому рассказыванию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karty_proppa.docx249.95 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 303»

Мастер – класс для педагогов

«Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию»

C:\Users\Сергей\Desktop\Мамины доки\домашние животные\ппппнекн.jpg

Воспитатель:

Коновалова Н.Н.

2019 г.

Мастер - класс

«Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию».

ФГОС дошкольного образования регламентирует осуществление
речевого развития с учетом ряда значимых направлений, где развитие связной речи, овладение родным языком как средством общения и культуры являются одними из самых важных социально-личностных характеристик достижений ребенка в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день существует множество практических приемов и методов, с помощью которых можно стимулировать процесс развития речи у детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи детей является одним из направлений работы педагога. Обучение творческому рассказыванию –важная составляющая этой деятельности. В процессе работs над творческим рассказыванием дети овладевают сложными формами связной речи.

 Удивительная методика развития речевого творчества детей
дошкольного возраста известна в практической педагогике как метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества Владимира Яковлевича Проппа.

Его методика заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.

«Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен
условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки.

Для того, чтобы детям легче было освоить карты Проппа, работа была поделена на несколько этапов.

1 этап.

Познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения.

Объяснить общую структуру сказки (зачин, повествование, концовка).

2 этап.

Чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа.

3 этап.

Пересказ сказки, опираясь на карты Проппа.

4 этап.

Сочинение собственных сказок.

Описание элементов-функций сказок.

  1. Жили-были.

Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором царстве, в тридевятом государстве…

  1. Особое обстоятельство.

Нестандартное, неординарное событие: рожь кто-то топчет каждую ночь, курочка золотое яйцо снесла;

  1. Запрет.

Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…

  1. Нарушение запрета.

 Сказочные персонажи нарушают запрет. А этого только и дожидается вредитель: убежала Маша с подружками, выглянул петушок в окошко…

  1. Вредительство 

Враг начинает действовать: гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли, а лиса только этого и ждала…

  1. Герой покидает дом

Варианты: Сам отправляется на поиски (пропавшего братца).

Изгоняется из родного дома (мачеха велит увезти падчерицу в лес)…

  1. Задача. 

Способ достижения цели, чего герой должен достичь: вернуть братца, освободить красавицу…

  1. Появление друга- помощника.

Доброму делу всегда кто-то помогает.

  1. Встреча с дарителем.  

Появление персонажа, имеющего нечто волшебное…

  1. Получение волшебного средства

Клубочек шерстяных ниток, заветные слова, волшебную палочку, серебряные башмачки…

  1. Трудные испытания.

Соткать ковёр, построить хрустальный мост за одну ночь…

  1. Герой появляется и вызывает на бой вредителя.

Сверхъестественные свойства врага: Змей Горыныч огнём дышит; Кощей смерти не имеет…

  1. Борьба

 Бой с врагом: бьются на мечах, устраивают состязания…

  1. Победа.

Враг может быть побеждённым в бою, проиграть в соревновании, а также быть изгнанным или уничтоженным хитростью…

  1. Ликвидация беды.

Красавица спасена, враги убрались восвояси…

16. Прибытие домой.

17. Дома его не узнают из-за заклятья, изменившего внешность…

18. Ложный герой, выдающий себя за героя или присваивающий себе его заслуги: волк переоблачился в бабушку…

19. Героя узнают.

 Подмена обнаружена, ложный герой убегает сам или изгнан с позором.      народ приветствует героя…

19. Счастливый конец.

Подарки, свадьба, народное гулянье – пир на весь мир…

20. Мораль сей сказки.

Нравственный итог сказки.

Важно помнить: в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции. Приведём совсем простой пример на анализе потешки.

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живёт.

Тебе хвостик отгрызёт.

Что мы здесь имеем:

• Герой – огуречик.

• Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.

• Вредитель – мышка.

• Вредительство – хвостик отгрызёт.

• Мораль – не послушался – остался без хвоста.

Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют элементы сказки.

Последовательность знакомства с картами Проппа:

-Изготовление карт. 

Карты, используемые в начале работы, в младшем и среднем возрасте должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, используются карты с довольно схематичным изображением каждой функции, смысл которой был бы понятен детям.

-Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).

-Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок. Читаем сказку вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.

- Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).

- Работа с индивидуальным набором карт (в начале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).

Карты Проппа являются интересными и актуальными формами деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО. 
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. 

Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.   

  
Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, повышается интерес у детей к поисковой активности. Дети учатся сочинять новое, интересное своё произведение, в котором добро всегда побеждает зло. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках О.С."Школа 2100"

В данной статье представлены материалы из опыта работы по технологии  проблемно - диалогического обучения на уроках....

Адаптация программы Т.А. Ткаченко «Обучение творческому рассказыванию по картинкам» для младших школьников с билингвизмом в условиях общеобразовательной школы»

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих «СОШ № 14», является значительное число детей с билингвизмом, уровень владения русским языком которых различен, вплоть до полно...

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»

Цели:1)    актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач; 2)    создание условий д...

Мастер - класс на городском семинаре по проблемно - диалогическому обучению. Тема урока: "Буква мягкий знак". 1 класс.

На семинаре по проблемно-диалогической технологии я показала методику работы на уроке обучения грамоте в 1 классе. ("Школа России"). Тема урока: "Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков". М...

Самохвалова Ольга Стефановна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии проблемно-диалогического обучения младших школьников»

Меня, как  учителя волновала проблема, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для с...

Мастер-класс для педагогов по ПДД "Формы организации обучения младших школьников ПДД"

Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как профилактика детского доро...

Метод ТРИЗ "Метод каталога" Обучение творческому рассказыванию

Использование технологии ТРИЗ в работе учителя-логопеда...