Технологическая карта В. Драгунский "Сверху вниз, наискосок"
план-конспект по чтению
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»
633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33, а, тел. (341) 5- 25-56 ИНН/КПП 5445116506/544501001
Технологическая карта занятия
Речевое развитие
В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»
Подготовила: воспитатель
1 квалификационной категории
Козлова О.А.
Образовательные области: Речевое развитие.
Тема занятия: Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок».
Возрастная группа: Старшая группа
Цель занятия: Уточнить, что такое рассказ; продолжать знакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. Проверить, насколько богат словарный запас детей.
Задачи занятия:
- Связная речь: Обучение детей новому юмористическому рассказу;
- Словарь: Обогащение речи прилагательным (юмористический, умение называть и определять значение новых непонятных слов, услышанных в тексте произведения;
- Грамматика: Формирование умения строить сложные предложения;
- Звуковая культура: Закрепление умения находить и выделять звук «Ш»;
- Воспитательная: Воспитание у детей внимательности и любознательности. Чувства коллективизма и сплочённости.
Подготовительная работа: создание детской книжки по рассказу В. Драгунского своими руками с опорой на ресурсы интернет, чтение рассказа «Сверху вниз, наискосок», рассматривание иллюстраций, беседы по данной теме, работа по сюжетным картинкам «Найди пару», «В чём ошибся художник», «Поменяй местами», «Что смешного в картинке» и т. п.
Материалы и оборудование: карточки-подсказки для воспитателя с поэтапным ходом занятия, книжка с рассказом В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок», сделанная своими руками; книга с рассказами, прочитанными ранее детям, картинки для сравнения ИНДЕЙКИ и ИНДЕАНКИ, картинки с изображением смешных животных «Что перепутал художник», схемы – мнемотаблицы с юмористическим сюжетом для составления детьми смешных предложений, карточки – фишки в виде кисточек и карандашей, предметные картинки со - и без - звука «Ш», аудиозапись с чтением рассказчика данного произведения на ноутбуке, мешочек с фишками – кисточками внутри, символы, сделанные своими руками «КАРАНДАША» и «КИСТОЧКИ», 2 стола с символами «КАРАНДАША» и «КИСТОЧКИ», колокольчик, корзинки для наглядного раздаточного материала для команд.
Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы и приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | ||
1 | Организационно – мотивационный этап | Организационный момент – ритуал начала занятия «Я здороваюсь везде» (настрой на занятие) (дети выходят на середину ковра и становятся в круг, имитируя движения в соответствии с текстом) «Дома и на улице, Даже «Здравствуй» говорю Я соседской… (курице) (Дети показывают «крылышки») Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце – руки кверху) Здравствуй, небо голубое! (Руками машут наверху) Здравствуй, вольный ветерок! (Руками вверх-вниз) Здравствуй, маленький дубок! (Руки вверх, сложенные «домиком») Здравствуй, утро! (Жест вправо) Здравствуй, день! (Жест влево) Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны и пожимают друг другу руки)» | Организует и настраивает детей на совместную работу. | • ИКТ, • показ, • наглядно-дидактическое сопровождение, • беседа, • проблемная ситуация, • вопрос – ответ, • загадка, • лексические упражнения, • динамическая деятельность. | Стоят в кругу Отвечают на вопросы Слушают. | Высказывать свои мысли в устной форме. | |
2 | Основной этап | ||||||
2.1 | Этап постановки проблемы | – Ребята, любите ли вы слушать рассказы? А есть ли у вас любимые рассказы? (Если необходимо, напоминаю о Денискиных рассказах, о Живой шляпе, кот-ворюга и другие). - А что такое рассказ? (Ответы детей) - Рассказ – это жанр литературы. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, реальное, которое бывает на самом деле, а так же могут быть отрывки из всей жизни героя. - Вы не забыли рассказ В. Драгунского, который мы с вами читали ранее «Сверху вниз, наискосок»? - Это рассказ? (Ответы детей) - И причём юмористический рассказ – это смешной рассказ. - А давайте послушаем его ещё раз, но только сейчас вам его буду читать не я, а рассказчик по аудиозаписи. (Включить аудиозапись на ноутбуке) (Прослушивание детьми и воспитателем аудиозаписи) | Предлагает подумать и представить о чем этот рассказ. Задает проблемный вопрос | Дети высказывают предположения, какие чувства вызывает и что может произойти. | |||
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Смешные рассказы ещё называют другим словом – «юмористический» - Ребята, а давайте подумаем, из-за чего рассказ стал юмористическим, и вспомним, какие смешные истории были в рассказе? (Ответы детей – Красили ноги Алёнке, да и вообще всю девочку; красили бельё Мишки; покрасили управдома Алексея Акимыча) - А какие слова в рассказе вы услышали впервые? Какие слова вам были непонятны? (Ответы детей – Шабаш, во всю ивановскую, любо-дорого смотреть, слесарь, скипидар, парадная). Обсуждение с детьми непонятных слов. - Объясните своими словами,что значат следующие выражения: Качал во всю ивановскую – Качал со всей силы. Шабаш, девчата! – Стоп, девчата! Вошёл в азарт – Разошёлся, завёлся. Прямо остолбенел – Застыл. | Аннотация Чтение Вопросы | Ответы на вопросы Дети вспоминают строчки Отрывки | |||
2.3 | Этап практического решения проблемы | Кто главные герои рассказа? (Ответы детей – Дениска, Мишка, Алёнка). - Правомерно ли я поступлю, если назову этих детишек «проказниками»? Какие слова наиболее точно характеризуют детей? Какие они? (Ответы детей – Добрые, весёлые, шаловливые, любознательные, смелые). - А как звали девушек – маляров? (Ответы детей – Санька, Раечка, Нелли). - А какой звук издавала краска, когда выливалась из шланга, которым Дениска поливал Алёнку? (Ответы детей – Шшшшшшш) - Что выкрикивала Алёнка? (Ответы детей – «Я буду настоящая индейка») - Загадка вам в помощь: «Важно по двору ходил с острым клювом крокодил, Головой весь день мотал, что-то громко бормотал. Только это, верно, был никакой не крокодил, а индюшек лучший друг. Угадайте - кто?.» (Ответы детей – Индюк) - Правильно, молодцы, отгадали загадку! - Как зовут самку и индюка? (Ответы детей - индейка) ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ИНДЕЙКИ. - Хорошо! Молодцы! - А как зовут женщину у индейцев? (Ответы детей – индеанка. - Где жили индейцы? (Ответы детей – в Индии, в Америке….) (Уточнить детям (дать новые знания, как называют женщину у индейцев, и где они жили). ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ИНДЕАНКИ. - Много народов живёт на земле: индусы, индейцы, россияне… (Дети подсказывают воспитателю ещё другие народности, которые они знают) - Но,не путайте два таких похожих друг на друга слова: птица называется ИНДЕЙКА, а женщина… (уточняю у детей, а они подсказывают) … ИНДЕАНКА.\ Показать 2 картинки для сравнения индейки и индианки. - Так правильно ли Алёнка назвала себя ИНДЕЙКОЙ, когда Дениска поливал её краской из шланга? (Ответы детей - НЕТ – СМЕШНО) Динамическая пауза «Маляры» Маляры извёстку носят (идут по кругу, держат в руках воображаемые вёдра) Стены кистью купоросят (лицом в круг изображают движения кистью) Не спеша разводят мел (наклонившись, мешают в ведре) Я бы тоже так сумел (повернувшись спиной в круг, «красят стену») | Предлагает поиграть Приглашает к интерактивной доске Напоминает правила безопасности Проводит гимнастику для глаз | Дети играют | |||
3 | Заключительный этап | Как назывался рассказ? (Ответы детей - «Сверху вниз, гаискосок») - Вам понравился рассказ? (Ответы детей -. .. .. .. .. .. ..) - Чем закончился рассказ? Исправили свои «проделки» ребята? Осознали, что натворили? (Ответы детей -. .. .. .. .. .. .. ..) - Какой это рассказ? (Ответы детей - Юмористический) - Что конкретно вам понравилось в рассказе? (Ответы детей -. .. .. .. .. .. . .) - Как вы считаешь, чему нас научил этот рассказ? Воспитатель уточняет: «Нельзя брать чужие вещи без спроса». | Рефлексия. Задаёт проблемный вопрос | Предлагаю, если вам понравился рассказ, похлопать, а если не понравился – потопать. (Воспитатель отмечает детей и их успехи). | Дети высказывают свою точку зрения. Отвечают на проблемный вопрос | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок».
Урок литературного чтения 2 класс, с использованием нетбуков....
Первый закон смешного на примере рассказа В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
Используя технологию продуктивного чтения расследовать, почему рассказ Виктора Драгунского получился таким смешным....
Технологическая карта урока математики 1 класс по теме: "Пространственные отношения: "слева", "справа", "сверху", "внизу". (в соответствии с ФГОС)
На данном уроке в ходе практической работы и наблюдений выявляются умения учащихся ориентироваться в пространстве и соотносить понятия:"слева", "справа", "сверху", "внизу"...
Технологическая карта урока по математике 1 класс. Тема "Пространственные отношения "вверху", "внизу". "слева", "справа". (УМК "Школа России")
Технологическая карта урока по математике 1 класс. Тема "Пространственные отношения "вверху", "внизу". "слева", "справа". (УМК "Школа России")...
Технологическая карта урока письма «Письмо наклонной длинной линии с закругление внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).»
Конспект урока...
Технологическая карта урока на тему: «Пространственные представления. Вверху. Внизу. Слева. Справа».1 класс
Технологическая карта урока по математике с использованием учебной платформы https://uchi.ru/...
Конспект урока литературного чтения. Тема: Разнообразие интонации в рассказе В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
Цель урока: продолжить выявлять секреты «смешного», показать примеры, когда наличие контраста делает ситуацию смешной.Задачи:- продолжить формирование навыков осознанного...