Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП Ю.И.Ермолаев. «Два пирожных»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
На данном уроке совершенствуются умения работы с текстом: зачитывать выразительно и по ролям отрывки из произведений отражая настроение героев, ориентироваться в произведениях учебника по теме «Я и мои друзья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения | 98 КБ |
Приложение 1 | 110 КБ |
Приложение 2 | 104.5 КБ |
Приложение3 | 30.5 КБ |
Приложение 4 | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Конспект урока литературного чтения во втором классе
с использованием приемов ТРКМЧП
Ю.И.Ермолаев. «Два пирожных»
(система учебников «ШКОЛА РОССИИ)
Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.
ОАО «Просвещение», Москва 2011г.
Учитель начальных классов высшей категории:
Горбачёва Светлана Викторовна
Раздел «Я и мои друзья»
Ю.И.Ермолаев. Два пирожных (1 урок)
Ведущая технология – технология развития критического мышления.
Цель урока:
- познакомить с творчеством Ю.И.Ермолаева;
Задачи урока:
- продолжить работу над совершенствованием навыка чтения, над выработкой хорошей дикциии;(регулятивные УУД)
- формировать умения, логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи(коммуникативные УУД)
- способствовать расширению кругозора, памяти, мышления. ;(познавательные УУД)
- воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, взаимопомощь в семье, в классе; доброжелательные отношения к окружающим.(личностные УУД)
Планируемые результаты:
Предметные: Совершенствовать умения работы с текстом: зачитывать выразительно и по ролям отрывки из произведений отражая настроение героев, ориентироваться в произведениях учебника по теме «Я и мои друзья».
Метапредметные:
- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
- Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
- Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: проявление познавательных мотивов, сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, стремление к самоизменению.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Оборудование:
Учебник литературного чтения,карточки с заданиями. Компьютер у каждого ребёнка и учителя, презентация, экран, проектор, .
Ход урока
1.Организационный момент.
Невозможно без вниманья
Получить образованье!
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
А) повторение
Как называется раздел, который мы изучаем
(Я и мои друзья)
Какие произведения уже изучили (вспомните и соедините стрелками (Приложение1):
(В.Берестов. За игрой;
Э.Мошковская. Я ушёл в свою обиду…;
В.Лунин. Я и Вовка;
Н.Булгаков. Анна, не грусти;)
Б) целеполагание
Почему именно эти произведения включены в данный раздел (ответы детей)
Давайте ещё вспомним задачи, которые мы ставили перед собой при знакомстве с этим разделом (Приложение 2).
Мы познакомимся:
- Со стихами и рассказами, в которых предлагается подумать над тем, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом.
Мы научимся:
- Определять последовательность событий в произведении.
- Придумывать продолжение рассказа;
- Соотносить основную мысль рассказа с пословицей.
Мы будем учиться:
- Поступать так, как может поступать настоящий друг и хороший человек;
- Объяснять поступки героев, понимать отношение автора к ним.
3. Изучение нового материала.
I. Подготовительная работа
Цель: продолжить работу над совершенствованием навыка чтения, над выработкой хорошей дикции.
а)Чтение поговорок: Счастливым быть – никому не досадить.
Не мил и свет, когда друга нет.
Какая из пословиц подходит к рассказу. С которым мы познакомились на прошлом уроке. Кто автор. Как называется рассказ.
б) Прочитайте скороговорку 3 раза ( Медленно,быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая, все звуки).
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
- Прочитайте скороговорку радостно, грустно.
в)Словарная работа. (приложение 1) СЛАЙД 2-4
Чтение по слогам, целыми словами,удивлённо
Аф-ри-ка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.
До-ли-на ре-ки Кон-го – удлинённая впадина(понижение) реки Конго.
Река Конго- название реки.
По-пу-гай – птица тропических стран с ярким оперением.
Паль-мы деревья южных стран, обычно с прямым ветвистым стволом и с очень крупными вечно -зелёными перистыми и веерообразными листьями.
Тро-пи-чес-кие ли-а-ны – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.
Крен-дель-ки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.
- Что объяснить смысл этих слов, куда я и вы сможем обратиться? Как вы поступите?
(Можно спросить у взрослых, поискать сведения в библиотеке, в Интернете.)
- Какие книги вы будете искать? (Энциклопедии)
II. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева.
А)Прогнозирование(предположения детей фиксируются на доске)
Обратите внимание на слова и скороговорку, которые мы только что читали. Как вы думаете, о чём будет идти речь в произведении, с которым мы познакомимся на уроке сегодня.
- Прочитайте, название произведения.( СЛАЙД 5)
- Кто написал этот рассказ?
- Читали ли мы его произведения? Кому знаком этот писатель. Хотите побольше узнать о нём. (СЛАЙД 6)
Б)Работа в парах
а) Самостоятельное чтение с пометами рассказа о творчестве Ю.Ермолаева.
ВОПРОСЫ (Приложение 3)
- образование автора
- профессии
- название первой книги
- качества характера
- что писал (стихи, басни или другие жанры)
- что таят в себе произведения, названные грустными шутками
Ермолаев Юрий Иванович (1921-1998г.г.), русский писатель. Окончил театральное училище им.Щепкина в г. Москве в 1943 г. Но прославился Ермолаев Юрий Иванович не как драматический актёр, а как детский писатель. Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году. Она называлась“Почему рассердились бумажные полоски”. С тех пор книги
Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Ермолаев Юрий Иванович писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей. Писал Ермолаев Юрий Иванович сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”.Некоторые свои произведения он назвал “Грустными шутками”, которые таят в себе много важного и поучительного.
В)проверка выполненной работы по пунктам (+ или -): (СЛАЙД 7)
III.Первичное знакомство с текстом
А)Прогнозирование(предположения детей фиксируются на доске)
Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе Ю.И.Ермолаева. Будет этот рассказ грустным или весёлым, а может быть поучительным.
Б)Инсценировка рассказа учениками. Учебник с.85.
Цель: восприятие на слух художественного произведения
Проверка результатов прогнозирования и первичного восприятия текста.
Проверка записей на доске (+ или -)
- Понравились ли вам дети, о которых говорится в рассказе?
- Почему Оля съела два пирожных?
Ребята, а вы помогаете маме? Давайте поможем маме выполнить домашние дела.
Физкультминутка.
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
IV.Повторное чтение и анализ произведения.
Самостоятельное чтение с пометами в группах
- Вопросы для анализа произведения (Приложение1)
- - О чём попросила мама дочек?
- - Чем занималась старшая сестра Наташа?
- - Что делала Оля?
- - Хотелось ли им мыть посуду?
- - Кто из сестёр пошёл помогать маме?
- - Что заметила Наташа у Оли?
- - Чем были вымазаны губы?
- - Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?
- Жалко ли Наташу и как вы поступили в данной ситуации?
- –Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?
- Что бы вы посоветовали Наташе
Проверка задания (+ или -)
5.Обобщение.
- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?
- Передайте своё отношение к девочкам.
Кто вам больше понравился? Почему?
- Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа? Подберите пословицу, выражающую главную мысль рассказа.
- Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в раздел “ Я и мои друзья”?
6. Домашнее задание.
С.85-86-подготовиться к инсценировке рассказа
Дополнительно (по желанию детей).
Что нового вы узнали о Юрии Ивановиче Ермолаеве? Хотели бы вы прочитать ещё рассказы этого автора. Вот перед вами два небольших сообщения о произведениях Ю.Ермолаева. Прочитайте и предположите, какой из текстов является отрывком произведения, а какой аннотацией?. Почему?(приложение 4)
Какой из рассказов захотелось прочитать? Почему. Где можно найти эти
произведения? (на сайте в пространстве «Началка семинфо» или в библиотеке) (СЛАЙД 8)
7. Подведение итогов. (Приложение 2)
Какие задачи мы решили, какие нет (+,-)Дети в парах работают по таблице
Мы познакомимся:
- Со стихами и рассказами, в которых предлагается подумать над тем, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом.
Мы научимся:
- Определять последовательность событий в произведении.
- Придумывать продолжение рассказа;
- Соотносить основную мысль рассказа с пословицей.
Мы будем учиться:
- Поступать так, как может поступать настоящий друг и хороший человек;
- Объяснять поступки героев, понимать отношение автора к ним.
8. Рефлексия. Выставление оценок.
Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? Кто всё понял? У кого остались вопросы? Кто может объяснить материал своему другу?
ТЕСТ он-лайн выполнятеся учениками на MacBook
У кого 100 баллов, 90-80, меньше? Какие выводы сделали? Почему получили высокий балл? Низкий балл? Какие действия нужно выполнить, чтобы достигнуть поставленной цели? (приложение5)
- Понравился ли урок? Что показалось самым интересным?
Спасибо за отличную работу на уроке. (СЛАЙД 9)
-[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=10198
Литература:
- Литературное чтение: Учебник: 2 класс: В 2 ч. /Сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,М. В. Голованова. ОАО «Издательство «Просвещение», Москва 2011
- Стефаненко Н.А.Литературное чтение: Методическое пособие: 2 класс ОАО «Издательство «Просвещение», Москва 2011
- Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Рабочая программа. 2 класс ОАО «Издательство «Просвещение», Москва 2011
Интернет-ресурсы.
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - преподавание в начальной школе. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/607040/
- Pedsovet.su- сообщество взаимопомощи учителей: « Подборка стихотворных физкультминуток и стихотворений для оргмоментов» -. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/244-1-0-5891
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru - Статья по теме:
Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо».. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pis-0
- Сайт «Дедсадклуб.ру» - физкультминутка «Дружно маме помогаем…» [Электронный ресурс]. – Режимдоступа:http://www.detsadclub.ru/index.php/bag/518-fizminutka-druzhno-mame-pomogaem
- Ермолаев Ю. И. - детский писатель, драматург и актер-[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://soyuz-pisatelei.ru/forum/51-586-1
- Сайт «Мои Детки» -[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.moi-detki.ru/detyam/skorogovorki/28-skorogovorki_dlya_otrabotki_zvuka_l.html
- Образовательный портал «Началка семинфо», личная веб-страница -[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=10198
- . Юрий Ермолаев. Дом отважных трусишек -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/TALES/ERMOLAEW_J/dom_trusishek.txt
- Юрий Иванович Ермолаев.Можете нас поздравить!-[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sharedbook.ru/onlineread/53765/
- .Доброе утро -[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vdobroeutro.ru/stihi-s-dobrym-utrom/
- Конспект занятия по риторике «Волшебные слова» -[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/volshebnye-slova.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Соедини стрелкой автора и название произведения : В.Берестов. Анна, не грусти! Э.Мошковская Я ушёл в свою обиду…;. В.Лунин За игрой; Н.Булгаков. Я и Вовка Соедини стрелкой автора и название произведения : В.Берестов. Анна, не грусти! Э.Мошковская Я ушёл в свою обиду…;. В.Лунин За игрой; Н.Булгаков. Я и Вовка Соедини стрелкой автора и название произведения : В.Берестов. Анна, не грусти! Э.Мошковская Я ушёл в свою обиду…;. В.Лунин За игрой; Н.Булгаков. Я и Вовка
Словарная работа. Аф-ри-ка . До-ли-на ре-ки Кон-го По-пу-гай Паль-мы Тро-пи-чес-ки-е ли-а-ны Крен-дель-ки Словарная работа. Аф-ри-ка . До-ли-на ре-ки Кон-го По-пу-гай Паль-мы Тро-пи-чес-ки-е ли-а-ны Крен-дель-ки Словарная работа. Аф-ри-ка . До-ли-на ре-ки Кон-го По-пу-гай Паль-мы Тро-пи-чес-ки-е ли-а-ны Крен-дель-ки
- О чём попросила мама дочек? - Чем занималась старшая сестра Наташа? - Что делала Оля? - Хотелось ли им мыть посуду? - Кто из сестёр пошёл помогать маме? - Что заметила Наташа у Оли? - Чем были вымазаны губы? - Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля? -Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? Что бы вы посоветовали Наташе - О чём попросила мама дочек? - Чем занималась старшая сестра Наташа? - Что делала Оля? - Хотелось ли им мыть посуду? - Кто из сестёр пошёл помогать маме? - Что заметила Наташа у Оли? - Чем были вымазаны губы? - Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля? -Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? Что бы вы посоветовали Наташе - О чём попросила мама дочек? - Чем занималась старшая сестра Наташа? - Что делала Оля? - Хотелось ли им мыть посуду? - Кто из сестёр пошёл помогать маме? - Что заметила Наташа у Оли? - Чем были вымазаны губы? - Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля? -Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? Что бы вы посоветовали Наташе - О чём попросила мама дочек? - Чем занималась старшая сестра Наташа? - Что делала Оля? - Хотелось ли им мыть посуду? - Кто из сестёр пошёл помогать маме? - Что заметила Наташа у Оли? - Чем были вымазаны губы? - Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля? -Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? Что бы вы посоветовали Наташе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ВОПРОСЫ:
- образование автора
- профессии
- название первой книги
- качества характера
- что писал (стихи, басни или другие жанры)
- что таят в себе произведения, названные грустными шутками
Ермолаев Юрий Иванович (1921-1998г.г.), русский писатель. Окончил театральное училище им.Щепкина в г. Москве в 1943 г. Но прославился Ермолаев Юрий Иванович не как драматический актёр, а как детский писатель. Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году. Она называлась“Почему рассердились бумажные полоски”. С тех пор книги
Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Ермолаев Юрий Иванович писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей. Писал Ермолаев Юрий Иванович сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”.Некоторые свои произведения он назвал “Грустными шутками”, которые таят в себе много важного и поучительного.
ВОПРОСЫ:
- образование автора
- профессии
- название первой книги
- качества характера
- что писал (стихи, басни или другие жанры)
- что таят в себе произведения, названные грустными шутками
Ермолаев Юрий Иванович (1921-1998г.г.), русский писатель. Окончил театральное училище им.Щепкина в г. Москве в 1943 г. Но прославился Ермолаев Юрий Иванович не как драматический актёр, а как детский писатель. Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году. Она называлась“Почему рассердились бумажные полоски”. С тех пор книги
Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем. Ермолаев Юрий Иванович писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей. Писал Ермолаев Юрий Иванович сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”.Некоторые свои произведения он назвал “Грустными шутками”, которые таят в себе много важного и поучительного.
Предварительный просмотр:
ДОМ ОТВАЖНЫХ ТРУСИШЕК
Надя вздыхает: почему так - у ящерицы вырастает новый хвост, а у людей
ничего нового не вырастает. Как было бы хорошо, если б больные ноги сами по себе отпали, а на их месте выросли бы новые, здоровые и прямые.
Руководительница только сказала Наде, что
хочет показать еe преподавательнице фигурного плавания и, возможно, та
возьмeт Надю к себе в группу. А артист сказал об этом так, как будто Надя
была уже принята.
______________________________________________________________________
Можете нас поздравить!
Дорогие ребята, юные читатели!
Вы откроете книгу, и с первых страниц писатель Юрий Ермолаев введёт вас в знакомую вам жизнь школы. Знакомую и незнакомую, потому что так много разных любопытных и забавных случаев известно писателю, о каких вы и не слышали. Множество ребят знает он, и вам их узнать будет интересно и радостно.
Вы и посмеётесь, читая книгу Юрия Ермолаева, расхохочетесь даже на иных страницах, не раз и задумаетесь. И наверное, захотите после прочтения книги внимательно приглядеться к своей собственной школе, своим товарищам.
Юрий Ермолаев весёлый и добрый человек, оттого и его книги весёлые и добрые.
______________________________________________________________________
Аннотация— краткая характеристика издания: или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе
ДОМ ОТВАЖНЫХ ТРУСИШЕК
Надя вздыхает: почему так - у ящерицы вырастает новый хвост, а у людей
ничего нового не вырастает. Как было бы хорошо, если б больные ноги сами по себе отпали, а на их месте выросли бы новые, здоровые и прямые.
Руководительница только сказала Наде, что
хочет показать еe преподавательнице фигурного плавания и, возможно, та
возьмeт Надю к себе в группу. А артист сказал об этом так, как будто Надя
была уже принята.
______________________________________________________________________
Можете нас поздравить!
Дорогие ребята, юные читатели!
Вы откроете книгу, и с первых страниц писатель Юрий Ермолаев введёт вас в знакомую вам жизнь школы. Знакомую и незнакомую, потому что так много разных любопытных и забавных случаев известно писателю, о каких вы и не слышали. Множество ребят знает он, и вам их узнать будет интересно и радостно.
Вы и посмеётесь, читая книгу Юрия Ермолаева, расхохочетесь даже на иных страницах, не раз и задумаетесь. И наверное, захотите после прочтения книги внимательно приглядеться к своей собственной школе, своим товарищам.
Юрий Ермолаев весёлый и добрый человек, оттого и его книги весёлые и добрые.
______________________________________________________________________
Аннотация— краткая характеристика издания: или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературное чтение во 2-м классе по учебнику О.В.Кубасовой ( УМК «Гармония»)План и пересказ. В. Сухомлинский «Вьюга», Ю.Ермолаев «Проговорился».
Конспект урока....
Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Главная мысль в рассказе Ю.Ермолаева «Два пирожных»
Урок расчитан для детей 2 года обучения по программе "Школа России"Цель урокапознакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведе...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Ю. Ермолаев «Проговорился»" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКАПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Пр...
Конспект урока литературного чтения "Ю. Ермолаев «Проговорился" (3 класс)
Цели деятельности учителя:- ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраже...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе Ю.Ермолаев «Два пирожных».
Целью урока является знакомство учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных», помощь в осознании главной мысли произведения...
Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 1)
Задача данного урока познакомить с содержанием рассказа с помощью технологии развития критического мышления (приём - таблица «Что? Где? Когда? Почему?») и освоить социокультурные кат...
Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 2)
На данном уроке ведущая технология – технология развития критического мышления (приём рефлексии– «Синквейн»). Задача урока продолжение работы с содержанием рассказа...