В.А.Осеева «Волшебное слово». Урок литературного чтения УМК «ГАРМОНИЯ», 3 класс.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Чепрасова Светлана Викторовна

Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»

Цель: знакомство с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;

научить детей давать нравственную самооценку поступкам;

добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.

Задачи:Обучающие:

1. Учить детей анализировать литературное произведение.

2. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

3. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ.

Развивающие:

1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.

3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.

4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

2. Развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет.

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

•коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Форма урока: проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: О.В.Кубасова «Литературное чтение 3 класс» 1 часть, компьютер, проектор, план рассказа напечатанный на листочках, сердечки, пословицы, выставка книг В. Осевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку34.79 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения УМК «ГАРМОНИЯ», 3 класс

Учитель: Чепрасова С.В.

Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»

Цель: знакомство с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;

научить детей давать нравственную самооценку поступкам;

добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.

Задачи:Обучающие:

1. Учить детей анализировать литературное произведение.

2. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

3. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ.

Развивающие:

1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.

3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.

4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

2. Развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет.

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

•коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Форма урока: проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Форма работыиндивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: О.В.Кубасова «Литературное чтение 3 класс» 1 часть, компьютер, проектор, план рассказа напечатанный на листочках, сердечки, пословицы, выставка книг В. Осевой.

Ход урока:

I.Организационный момент. Психологический настрой.

Начать наш урок литературного чтения  я хочу такими словами:

-Добрый день! Придумано кем-то

Просто и мудро при встрече здороваться.

Добрый день солнцу и птицам!

Добрый день улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть добрый день длится до вечера!

-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Садитесь. Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам доброго дня.

-А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу? (ответы детей)

- Для чего мы говорим эти слова?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом. Но начнем мы наш урок, как всегда, с проверки домашнего задания.

II.Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности.  1)Проверка домашнего задания. Чтение по ролям.

- С каким разделом мы знакомились на прошлых уроках? (Ежели вы вежливы)

-О чём этот раздел? (О вежливости, о вежливом отношении к людям)

-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Вежливый ослик», «Очень вежливый индюк») Кто авторы?

-Прочитайте эти произведения по ролям.

-Объясните названия двух последних произведений? (Они ироничны, содержат скрытою насмешку)

-Как вы думаете, как относится автор к своим персонажам?

– А по какому ещё слову можно определить, что рассказчику

не нравятся его персонажи? (Индюк- всех хвалит в глаза, а за глаза говорит другое. герои двуличны, не искренне, лживы)

- Случайно ли героя зовут «Индюк»?

(Не случайно: индюком обычно называют того, кто задаётся, важничает.)

-Что нужно, чтобы не быть похожими на этих героев? (Не обзываться, не льстить,  не хвалиться, не наговаривать на людей, в глаза говорить одно, а за глаза - другое, не лгать, быть искренним)

– Хотели бы вы дружить с человеком, который ведёт себя, как Ослик и Индюк? Почему?  (Автор смеётся, «посинел от злости». Индюк- задаётся, важничает)

– Народ сложил о таких людях пословицу «На языке мёд, а на сердце лёд».

-Какие  пословицы о вежливости вы принесли? (дети читают пословицы)

- Молодцы, вы хорошо подготовились, вспомнили много пословиц на тему ВЕЖЛИВОСТЬ

Учитель: Я назову еще одну  пословицу о вежливости. И я хочу, чтобы она была девизом нашего урока:

ВЕЖЛИВОСТЬ УКРАШАЕТ ЧЕЛОВЕКА

IÍÍ. Сообщение темы урока. (Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию)

1)Беседа. Проблемная ситуация.

Учитель: Вернемся к тому, о чем говорили в начале урока. Мы вели разговор о словах, которые способны творить чудеса.

 -Прочитай слова на доске? Назовите те, которыми в различных сказках пользовались волшебники?

•Крибли-крабли-бумс

•Спасибо

•Эники-беники

•Пожалуйста

•Трах-тибидох

•Извините

•Абракадабра

Учитель: - А какие еще слова здесь записаны?

-Почему они тоже записаны в волшебные слова? (Эти слова делают нас добрее, внимательнее друг к другу)

-Сегодня мы познакомимся с рассказом, в котором тоже встречается одно из таких слов.

2)- А вот, кто автор этого рассказа, отгадайте из отрывков тех произведений, с которыми мы знакомились в 1-3 классе.

Картинка первая:

Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»…

«Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»…

«Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»

- Из какого произведения отрывок?( «Почему?»)

Картинка вторая:

-Ну что, позволил тебе брат?

-Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

-Я осторожненько.

-Смотри, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

(Разговор Лены и Кати из рассказа «Синие листья». Катя - жадная девочка. Она не умеет дружить. Катя не выручила подругу в трудную минуту.)

Картинка третья:

Няня: Убери посуду, Юрочка

Юра: Убери сама - некогда мне.

Юра: Вот если бы Трезорка в колодец упал… Я бы его вытащил.

Собака: «Пи-и – ить…»

Юра: Пошел вон! Не мешай думать!

(Няня, Юра и Трезорка из рассказа «Хорошее». Юра мечтал о многом… В мыслях был спасителем, защитником, а на деле не только не помогал, но и был грубым, доставлял огорчения близким.

-Все эти рассказы написала замечательная детская писательница Валентина Александровна Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия)

3) Знакомство с писательницей. Выставка книг.

-А что вы знаете о ней?

 (Использование презентации, рассказы детей о В.А. Осеевой, выставка книг В.А.Осеевой)

-Валентина Александровна Осеева написала много книг для детей, о детях. Эти книги учат добру, справедливости, учат дружить.

В.А. Осеева много лет учила детей. Для своих учеников она сочиняла интересные рассказы,  придумывала игры, ставила с ними спектакли. В одной из своих книг В.Осеева обратилась к своим читателям с такими  словами: «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

IV. Работа над новой темой (Построение проекта выхода из затруднений)

-Возьмите, пожалуйста, листочки желтого цвета и зачеркните буквы английского алфавита. Так  с каким произведением мы будем сегодня работать. ВVОSЛШWЕБRНОIЕ   СLЛОGВQО

 - Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Волшебное слово». Сегодня мы поговорим  о главных героях, поразмышляем об их поступках.

1)Словарная работа

Учитель: Прежде, чем познакомимся с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте (слайд презентации)

Чуть не поддал хорошенько - …( чуть не ударил)

Стряпала -…(готовила пищу)

Противень - …(железный лист с загнутыми краями для жарки печения)

Противень - парк, сад а огороде)

Морщинки-…(складки на коже лица)

2) Первичное чтение. Чтение рассказа с остановками, используя метод маркировки (1 часть – до слов «Он вскочил и побежал домой»)

Учитель: Читать рассказ будем с остановками. Послушайте1 часть рассказа.

3)Проверка восприятия

-Назовите главного героя?

-Понравился вам мальчик? Почему?

-Как вёл себя мальчик, пока не знал волшебное слово?

-Почему у Павлика было такое настроение?

 - Опишите действия мальчика?

(Присел, покосился, буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком)

-Каким представляется вам мальчик? (грубый, сердитый, красное лицо)

- Поведение, какого героя вам понравилось и почему?

- Найдите в тексте, как выглядел старичок. (маленький, с длинной седой бородкой)

-Какими качествами обладает старичок? (Мудрый, добрый, советует, наблюдает, спрашивает)

-Кого он вам напомнил? (Волшебника)

-Почему? (Он говорит о волшебном слове)

-Что посоветовал «волшебник» Павлику?

-Как надо произносить эти слова? (тихо, спокойно)

-Прочитайте разговор Павлика с «волшебником» по ролям.

V. Физкультминутка. Игра на внимание «Пожалуйста»

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

-Вы выполняете упражнение только тогда, когда услышите слово «пожалуйста».

-Руки вверх!

-Пожалуйста, руки вверх!

-В стороны!

-Пожалуйста, в стороны!

-Пожалуйста вниз!

-Руки на пояс!

-Пожалуйста, руки на пояс!

-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!

-Пожалуйста, начинай!

-Закончить упражнение!

-Пожалуйста, закончите упражнение!

-Пожалуйста, садитесь!

4) Чтение 2 части рассказа (до слов: - Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?

- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?

- Как только вы найдете это слово, остановитесь.

- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).

- Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?

5)Чтение 2 части текста до конца.

-Как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.

(говорил тихим голосом, смотрел в глаза, думал о волшебном слове, подпрыгнул от радости, прошептал, глядя в глаза, прислушивался, сидел тихо, положил руку на плечо, попросил тихо)

-Почему домочадцы мальчика не хотели выполнять его просьбы в начале рассказа?

-Действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника? (Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту маленькую тайну Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь. Старичок помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.

Вывод:- Ребята, в жизни очень важно быть вежливым и стараться как можно чаще говорить людям волшебные слова.

- А какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)

6) ИГРА «Доскажи словечко»

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…СПАСИБО

Зазеленеет старый пень

Когда услышит .. ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Мальчик вежливый и развитый

Говорит встречаясь…ЗДРАВСТВУЙТЕ

- Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА.

- И во Франции, и в Дании

На прощание говорят …ДО СВИДАНИЯ.

7) Выборочное  чтение. Игра в ТЕАТР

-Как действовало на окружающих волшебное слово Павлика? (на Лену, брата, бабушку)

-Найдите эти строки в тексте?

 «Лена широко раскрыла глаза...»,

«Бабушка выпрямилась...».

«За столом все сразу замолчали».

«Брат громко засмеялся...».

-Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад?

 (Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).

-  В чём состоит главная мысль рассказа? (В том, что если будешь добрым с людьми, то и  они с тобой будут добрыми. «За добро добром и платят», волшебные слова действительно существуют)

VI. Первичное закрепление нового материала

-Сегодня мы познакомились с ещё одним произведением из раздела «Ежели вы вежливы…» и узнали, что вежливость украшает человека. Помогает ему и что волшебные слова приятны всем.

1)Работа в группах над содержанием текста (Самостоятельна работа с самопроверкой)

-А сейчас проверим, как вы запомнили материал урока, внимательны ли вы были, хорошо ли запомнили содержание текста. Проведем работу в группах. У каждого на парте (группе) отрывки из рассказа - план. Вы должны расставить их в той последовательности, как они следуют в тексте.

2.Разговор с Леной.

4.Беседа за обедом.

1.Встреча со стариком.

5. Возвращение в сквер.

3. Разговор с бабушкой.

- Что у нас получилось?  (План текста.)
2)Работа с пословицами

- Сейчас я предлагаю вам несколько пословиц. Вы должны их составить, а затем выбрать ту, которая больше всех подходит  к содержанию рассказа.

 «Доброе слово путь к сердцу открывает»

«Крепкую дружбу топором не разрубишь»

 «Под лежачий камень вода не течет»

«Волшебное слово всегда помочь готово»

«Вежливость  украшает человека»

-Подумайте и ответьте на вопрос: легко ли быть вежливым? Что для этого нужно?  (Волшебные слова творят чудеса, помогают людям стать добрее,  внимательнее друг к другу. Волшебные слова существуют. И если ты будешь добрым, вежливым с окружающими, то и к тебе будут относиться с добром – «За добро - добром и платят»)

VII. Подведение итогов. Домашнее задание. (Пересказ рассказа, придумать рассказ об одном из «волшебных слов»)

Учитель: - Подводя итог занятию, хочется пожелать вам иметь доброе сердце для того, чтобы говорить добрые, волшебные  слова и совершать добрые поступки. На память об уроке подарить вам сердечки со словами. (на доске)

 «До свидания», « Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте» щедро дарите.

Дарите прохожим, друзьям и знакомым,

В троллейбусе, парке, и в школе, и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти нужно с улыбкой дарить!

                           В.Кудлачев

VIII.Рефлексия.

У вас на столе  кружочки разного цвета: красные, желтые, голубые. Оцените свою работу на уроке:

красный – работал в полную силу;

желтый – работал как обычно;

голубой – не хотел работать

УОК ОКОНЧЕН.

Знакомство с биографией В.Осеевой

1. Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве 28 апреля  1902 году, в семье инженера-строителя. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях, где находились беспризорные дети. ( Беспризорные - это лишенные присмотра, бездомные). Некоторые из них проявляли иногда грубость в отношении к товарищам и взрослым. Валентина Александровна очень любила детей. И для своих воспитанников она и стала писать рассказы, чтобы помочь этим детям стать лучше.

2. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ  - «Гришка». Первая книга - «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.

3. Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР. По её повестям снимали фильмы.

4. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

5.  Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=114&source=&block=0&capping=0&cb=ecf274d4a54cab03f439ce6d2b6a0ef0

Картинка вторая:

1.Ну что, позволил тебе брат?

2.Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

1.Я осторожненько.

2.Смотри, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Картинка третья:

Няня: Убери посуду, Юрочка

Юра: Убери сама - некогда мне.

Юра: Вот если бы Трезорка в колодец упал… Я бы его вытащил.

Собака: «Пи-и – ить…»

Юра: Пошел вон! Не мешай думать!

(Няня, Юра и Трезорка из рассказа «Хорошее»).

Картинка вторая:

1.Ну что, позволил тебе брат?

2.Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

1.Я осторожненько.

2.Смотри, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Картинка третья:

Няня: Убери посуду, Юрочка

Юра: Убери сама - некогда мне.

Юра: Вот если бы Трезорка в колодец упал… Я бы его вытащил.

Собака: «Пи-и – ить…»

Юра: Пошел вон! Не мешай думать!

(Няня, Юра и Трезорка из рассказа «Хорошее»).

«До свидания», « Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте» щедро дарите.

Дарите прохожим, друзьям и знакомым,

В троллейбусе, парке, и в школе, и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти нужно с улыбкой дарить!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"

конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Осеева "Волшебное слово"...

Урок литературного чтения во 2 классе по рассказу В.А.Осеевой "Волшебное слово"

Урок составлен по требованиям ФГОС. УМК  "Школа России". Авторы учебника Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Прилагается презентация к уроку....

Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"

Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Такж...

Урок литературного чтения в 1 классе "Волшебная сила слов" (по произведениям В. Осеевой)

В жизни не всегда просто разобраться, как нужно поступить в том или ином случае. Научиться понимать самих себя, других людей нам помогают книги, в том числе и книги В.А.Осеевой....

Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 1)

Задача данного урока познакомить с содержанием рассказа с помощью технологии развития критического мышления (приём - таблица «Что? Где? Когда? Почему?»)  и освоить социокультурные кат...

Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 2)

На данном уроке ведущая технология – технология развития критического мышления (приём рефлексии– «Синквейн»). Задача  урока продолжение работы  с содержанием рассказа...