В.А.Осеева «Волшебное слово». Урок литературного чтения УМК «ГАРМОНИЯ», 3 класс.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»
Цель: знакомство с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;
научить детей давать нравственную самооценку поступкам;
добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.
Задачи:Обучающие:
1. Учить детей анализировать литературное произведение.
2. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
3. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ.
Развивающие:
1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.
2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.
3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
2. Развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет.
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
•познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
•коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
•личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Форма урока: проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: О.В.Кубасова «Литературное чтение 3 класс» 1 часть, компьютер, проектор, план рассказа напечатанный на листочках, сердечки, пословицы, выставка книг В. Осевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 34.79 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения УМК «ГАРМОНИЯ», 3 класс
Учитель: Чепрасова С.В.
Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»
Цель: знакомство с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;
научить детей давать нравственную самооценку поступкам;
добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.
Задачи:Обучающие:
1. Учить детей анализировать литературное произведение.
2. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
3. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ.
Развивающие:
1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.
2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.
3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
2. Развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет.
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
•познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
•коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
•личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Форма урока: проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: О.В.Кубасова «Литературное чтение 3 класс» 1 часть, компьютер, проектор, план рассказа напечатанный на листочках, сердечки, пословицы, выставка книг В. Осевой.
Ход урока:
I.Организационный момент. Психологический настрой.
Начать наш урок литературного чтения я хочу такими словами:
-Добрый день! Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться.
Добрый день солнцу и птицам!
Добрый день улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть добрый день длится до вечера!
-Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Садитесь. Я не случайно начала урок с приветствия. Я пожелала вам доброго дня.
-А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу? (ответы детей)
- Для чего мы говорим эти слова?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом. Но начнем мы наш урок, как всегда, с проверки домашнего задания.
II.Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности. 1)Проверка домашнего задания. Чтение по ролям.
- С каким разделом мы знакомились на прошлых уроках? (Ежели вы вежливы)
-О чём этот раздел? (О вежливости, о вежливом отношении к людям)
-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Вежливый ослик», «Очень вежливый индюк») Кто авторы?
-Прочитайте эти произведения по ролям.
-Объясните названия двух последних произведений? (Они ироничны, содержат скрытою насмешку)
-Как вы думаете, как относится автор к своим персонажам?
– А по какому ещё слову можно определить, что рассказчику
не нравятся его персонажи? (Индюк- всех хвалит в глаза, а за глаза говорит другое. герои двуличны, не искренне, лживы)
- Случайно ли героя зовут «Индюк»?
(Не случайно: индюком обычно называют того, кто задаётся, важничает.)
-Что нужно, чтобы не быть похожими на этих героев? (Не обзываться, не льстить, не хвалиться, не наговаривать на людей, в глаза говорить одно, а за глаза - другое, не лгать, быть искренним)
– Хотели бы вы дружить с человеком, который ведёт себя, как Ослик и Индюк? Почему? (Автор смеётся, «посинел от злости». Индюк- задаётся, важничает)
– Народ сложил о таких людях пословицу «На языке мёд, а на сердце лёд».
-Какие пословицы о вежливости вы принесли? (дети читают пословицы)
- Молодцы, вы хорошо подготовились, вспомнили много пословиц на тему ВЕЖЛИВОСТЬ
Учитель: Я назову еще одну пословицу о вежливости. И я хочу, чтобы она была девизом нашего урока:
ВЕЖЛИВОСТЬ УКРАШАЕТ ЧЕЛОВЕКА
IÍÍ. Сообщение темы урока. (Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию)
1)Беседа. Проблемная ситуация.
Учитель: Вернемся к тому, о чем говорили в начале урока. Мы вели разговор о словах, которые способны творить чудеса.
-Прочитай слова на доске? Назовите те, которыми в различных сказках пользовались волшебники?
•Крибли-крабли-бумс
•Спасибо
•Эники-беники
•Пожалуйста
•Трах-тибидох
•Извините
•Абракадабра
Учитель: - А какие еще слова здесь записаны?
-Почему они тоже записаны в волшебные слова? (Эти слова делают нас добрее, внимательнее друг к другу)
-Сегодня мы познакомимся с рассказом, в котором тоже встречается одно из таких слов.
2)- А вот, кто автор этого рассказа, отгадайте из отрывков тех произведений, с которыми мы знакомились в 1-3 классе.
Картинка первая:
Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»…
«Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»…
«Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»
- Из какого произведения отрывок?( «Почему?»)
Картинка вторая:
-Ну что, позволил тебе брат?
-Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
-Я осторожненько.
-Смотри, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
(Разговор Лены и Кати из рассказа «Синие листья». Катя - жадная девочка. Она не умеет дружить. Катя не выручила подругу в трудную минуту.)
Картинка третья:
Няня: Убери посуду, Юрочка
Юра: Убери сама - некогда мне.
Юра: Вот если бы Трезорка в колодец упал… Я бы его вытащил.
Собака: «Пи-и – ить…»
Юра: Пошел вон! Не мешай думать!
(Няня, Юра и Трезорка из рассказа «Хорошее». Юра мечтал о многом… В мыслях был спасителем, защитником, а на деле не только не помогал, но и был грубым, доставлял огорчения близким.
-Все эти рассказы написала замечательная детская писательница Валентина Александровна Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия)
3) Знакомство с писательницей. Выставка книг.
-А что вы знаете о ней?
(Использование презентации, рассказы детей о В.А. Осеевой, выставка книг В.А.Осеевой)
-Валентина Александровна Осеева написала много книг для детей, о детях. Эти книги учат добру, справедливости, учат дружить.
В.А. Осеева много лет учила детей. Для своих учеников она сочиняла интересные рассказы, придумывала игры, ставила с ними спектакли. В одной из своих книг В.Осеева обратилась к своим читателям с такими словами: «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
IV. Работа над новой темой (Построение проекта выхода из затруднений)
-Возьмите, пожалуйста, листочки желтого цвета и зачеркните буквы английского алфавита. Так с каким произведением мы будем сегодня работать. ВVОSЛШWЕБRНОIЕ СLЛОGВQО
- Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Волшебное слово». Сегодня мы поговорим о главных героях, поразмышляем об их поступках.
1)Словарная работа
Учитель: Прежде, чем познакомимся с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте (слайд презентации)
Чуть не поддал хорошенько - …( чуть не ударил)
Стряпала -…(готовила пищу)
Противень - …(железный лист с загнутыми краями для жарки печения)
Противень - парк, сад а огороде)
Морщинки-…(складки на коже лица)
2) Первичное чтение. Чтение рассказа с остановками, используя метод маркировки (1 часть – до слов «Он вскочил и побежал домой»)
Учитель: Читать рассказ будем с остановками. Послушайте1 часть рассказа.
3)Проверка восприятия
-Назовите главного героя?
-Понравился вам мальчик? Почему?
-Как вёл себя мальчик, пока не знал волшебное слово?
-Почему у Павлика было такое настроение?
- Опишите действия мальчика?
(Присел, покосился, буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком)
-Каким представляется вам мальчик? (грубый, сердитый, красное лицо)
- Поведение, какого героя вам понравилось и почему?
- Найдите в тексте, как выглядел старичок. (маленький, с длинной седой бородкой)
-Какими качествами обладает старичок? (Мудрый, добрый, советует, наблюдает, спрашивает)
-Кого он вам напомнил? (Волшебника)
-Почему? (Он говорит о волшебном слове)
-Что посоветовал «волшебник» Павлику?
-Как надо произносить эти слова? (тихо, спокойно)
-Прочитайте разговор Павлика с «волшебником» по ролям.
V. Физкультминутка. Игра на внимание «Пожалуйста»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
-Вы выполняете упражнение только тогда, когда услышите слово «пожалуйста».
-Руки вверх!
-Пожалуйста, руки вверх!
-В стороны!
-Пожалуйста, в стороны!
-Пожалуйста вниз!
-Руки на пояс!
-Пожалуйста, руки на пояс!
-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!
-Пожалуйста, начинай!
-Закончить упражнение!
-Пожалуйста, закончите упражнение!
-Пожалуйста, садитесь!
4) Чтение 2 части рассказа (до слов: - Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?
- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?
- Как только вы найдете это слово, остановитесь.
- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).
- Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?
5)Чтение 2 части текста до конца.
-Как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.
(говорил тихим голосом, смотрел в глаза, думал о волшебном слове, подпрыгнул от радости, прошептал, глядя в глаза, прислушивался, сидел тихо, положил руку на плечо, попросил тихо)
-Почему домочадцы мальчика не хотели выполнять его просьбы в начале рассказа?
-Действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника? (Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту маленькую тайну Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь. Старичок помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.
Вывод:- Ребята, в жизни очень важно быть вежливым и стараться как можно чаще говорить людям волшебные слова.
- А какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)
6) ИГРА «Доскажи словечко»
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…СПАСИБО
Зазеленеет старый пень
Когда услышит .. ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
Мальчик вежливый и развитый
Говорит встречаясь…ЗДРАВСТВУЙТЕ
- Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА.
- И во Франции, и в Дании
На прощание говорят …ДО СВИДАНИЯ.
7) Выборочное чтение. Игра в ТЕАТР
-Как действовало на окружающих волшебное слово Павлика? (на Лену, брата, бабушку)
-Найдите эти строки в тексте?
«Лена широко раскрыла глаза...»,
«Бабушка выпрямилась...».
«За столом все сразу замолчали».
«Брат громко засмеялся...».
-Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад?
(Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).
- В чём состоит главная мысль рассказа? (В том, что если будешь добрым с людьми, то и они с тобой будут добрыми. «За добро добром и платят», волшебные слова действительно существуют)
VI. Первичное закрепление нового материала
-Сегодня мы познакомились с ещё одним произведением из раздела «Ежели вы вежливы…» и узнали, что вежливость украшает человека. Помогает ему и что волшебные слова приятны всем.
1)Работа в группах над содержанием текста (Самостоятельна работа с самопроверкой)
-А сейчас проверим, как вы запомнили материал урока, внимательны ли вы были, хорошо ли запомнили содержание текста. Проведем работу в группах. У каждого на парте (группе) отрывки из рассказа - план. Вы должны расставить их в той последовательности, как они следуют в тексте.
2.Разговор с Леной.
4.Беседа за обедом.
1.Встреча со стариком.
5. Возвращение в сквер.
3. Разговор с бабушкой.
- Что у нас получилось? (План текста.)
2)Работа с пословицами
- Сейчас я предлагаю вам несколько пословиц. Вы должны их составить, а затем выбрать ту, которая больше всех подходит к содержанию рассказа.
«Доброе слово путь к сердцу открывает»
«Крепкую дружбу топором не разрубишь»
«Под лежачий камень вода не течет»
«Волшебное слово всегда помочь готово»
«Вежливость украшает человека»
-Подумайте и ответьте на вопрос: легко ли быть вежливым? Что для этого нужно? (Волшебные слова творят чудеса, помогают людям стать добрее, внимательнее друг к другу. Волшебные слова существуют. И если ты будешь добрым, вежливым с окружающими, то и к тебе будут относиться с добром – «За добро - добром и платят»)
VII. Подведение итогов. Домашнее задание. (Пересказ рассказа, придумать рассказ об одном из «волшебных слов»)
Учитель: - Подводя итог занятию, хочется пожелать вам иметь доброе сердце для того, чтобы говорить добрые, волшебные слова и совершать добрые поступки. На память об уроке подарить вам сердечки со словами. (на доске)
«До свидания», « Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» щедро дарите.
Дарите прохожим, друзьям и знакомым,
В троллейбусе, парке, и в школе, и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить!
В.Кудлачев
VIII.Рефлексия.
У вас на столе кружочки разного цвета: красные, желтые, голубые. Оцените свою работу на уроке:
красный – работал в полную силу;
желтый – работал как обычно;
голубой – не хотел работать
УОК ОКОНЧЕН.
Знакомство с биографией В.Осеевой
1. Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве 28 апреля 1902 году, в семье инженера-строителя. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях, где находились беспризорные дети. ( Беспризорные - это лишенные присмотра, бездомные). Некоторые из них проявляли иногда грубость в отношении к товарищам и взрослым. Валентина Александровна очень любила детей. И для своих воспитанников она и стала писать рассказы, чтобы помочь этим детям стать лучше.
2. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ - «Гришка». Первая книга - «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.
3. Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР. По её повестям снимали фильмы.
4. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
5. Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.
Картинка вторая:
1.Ну что, позволил тебе брат?
2.Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
1.Я осторожненько.
2.Смотри, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
Картинка третья:
Няня: Убери посуду, Юрочка
Юра: Убери сама - некогда мне.
Юра: Вот если бы Трезорка в колодец упал… Я бы его вытащил.
Собака: «Пи-и – ить…»
Юра: Пошел вон! Не мешай думать!
(Няня, Юра и Трезорка из рассказа «Хорошее»).
Картинка вторая:
1.Ну что, позволил тебе брат?
2.Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
1.Я осторожненько.
2.Смотри, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
Картинка третья:
Няня: Убери посуду, Юрочка
Юра: Убери сама - некогда мне.
Юра: Вот если бы Трезорка в колодец упал… Я бы его вытащил.
Собака: «Пи-и – ить…»
Юра: Пошел вон! Не мешай думать!
(Няня, Юра и Трезорка из рассказа «Хорошее»).
«До свидания», « Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» щедро дарите.
Дарите прохожим, друзьям и знакомым,
В троллейбусе, парке, и в школе, и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"
конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "В.Осеева "Волшебное слово"...
Урок литературного чтения во 2 классе по рассказу В.А.Осеевой "Волшебное слово"
Урок составлен по требованиям ФГОС. УМК "Школа России". Авторы учебника Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Прилагается презентация к уроку....
Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"
Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Такж...
Урок литературного чтения в 1 классе "Волшебная сила слов" (по произведениям В. Осеевой)
В жизни не всегда просто разобраться, как нужно поступить в том или ином случае. Научиться понимать самих себя, других людей нам помогают книги, в том числе и книги В.А.Осеевой....
Редактирование Презентация "Волшебное слово" к конспекту урока литературного чтения во 2 классе "В.А. Осеева. Волшебное слово". (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")
Презентация для интерактивной доски....
Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 1)
Задача данного урока познакомить с содержанием рассказа с помощью технологии развития критического мышления (приём - таблица «Что? Где? Когда? Почему?») и освоить социокультурные кат...
Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 2)
На данном уроке ведущая технология – технология развития критического мышления (приём рефлексии– «Синквейн»). Задача урока продолжение работы с содержанием рассказа...