«БУКВА Ь – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ»
план-конспект занятия по чтению (1 класс)
Цели: познакомить учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных; развивать речь, память, логическое мышление.
Тип урока: урок открытия нового знания
Технология построения урока: проблемно-диалогическая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_literaturnoe_chtenie_1_kl.docx | 62.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
по теме «БУКВА Ь – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ»
в 1 классе А (вариант 5.2)
Цели: познакомить учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных; развивать речь, память, логическое мышление.
Тип урока: урок открытия нового знания
Технология построения урока: проблемно-диалогическая
Планируемые результаты:
Предметные
Знать:
– особенности мягкого знака (звука не обозначает, но обозначает мягкость предшествующего согласного)
Уметь:
– отличать букву «мягкий знак» от других букв, читать слова с новой буквой.
Метапредметные
Личностные УУД:
− внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
− учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД:
ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме,
осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в учебнике, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи.
− Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
− уметь слушать и слышать учителя;
− строить речевые высказывания в устной форме;
− задавать вопросы;
− использовать речь для регуляции своих действий;
− умение формулировать собственное мнение и позицию.
Средства обучения : учебник, предметные картинки, доска, тетрадь по чтению.
Ход урока
I. Этап самоопределения к деятельности
Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинаем мы урок.
II. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднения в деятельности
1. Беседа.
Чтобы книги нам читать, Надо буквы повторять.
Буквы сделала рука, а увидят глазки,
Чтоб потом мы без труда прочитали сказки.
- Назовите изученные гласные буквы.
- Какие гласные буквы показывают мягкость согласного звука? Твердость согласного звука?
- Какие гласные буквы мы называем «хитрыми»? Почему?
- Когда буквы Е и Я обозначают два звука?
- А теперь давайте поиграем в игру и заодно понаблюдаем за работой гласных звуков. Я буду называть вам слоги, если вы услышите мягкий согласный – поднимаете зелёную карточку, а если твердый – синюю.
Ма, мя, ра, ни, се, пя, ло, ро, чи, ве, гу, ди.
- Как вы думаете, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают звуков?
- Об этом мы узнаем, изучив сегодня новую тему.
2. Постановка целей и определение темы урока.
Учитель показывает детям предметную картинку с изображением одного гуся и просит составить звуковую схему этого слова.
- Сколько слогов в этом слове? (Слог-слияние и мягкий согласный, образующий один слог).
- Как обозначим слог слияния? А последний согласный звук?
- Сколько звуков получилось в этом слове?
- А теперь ниже под схемой напечатаем слово ГУСЬ в тетради. (Ученик работает у доски и может напечатать слово без мягкого знака)
- Прочитайте записанное слово. (ГУС)
- А нам нужно слово ГУСЬ.
- Какой звук мы слышим на конце слова ГУСЬ? (Мягкий согласный)
- А какие буквы показывают мягкость согласного? Давайте попробуем их поставить и прочитать, что получится? (ГУСИ, ГУСЯ)
- Тогда почему мы произносим звук [с'] мягко? Что-то указывает на мягкость согласного?
- Послушайте сказку и скажите, что ещё может указывать на мягкость согласного?
-Жили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.
Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
— Что ты за буква? — возмущались они.
Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил, не разговаривал. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Решили они составить слово гвоздь.
Стали буквы составлять слово гвоздь. ГВОЗД — получается.
— Что-то у нас не получается! — говорили буквы. — Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый.
— Буква И вдруг говорит: — Встану я и обозначу мягкость Д, — и быстро пристроилась в конце.
— Но получилось «гвозди», на нужно было составить слово гвоздь.
— Лучше я встану, — сказала буква Я. Получилось гвоздя, опять не то. Все буквы попробовали встать в слово, но никому не удалось составить нужное слово.
Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в сторонке.
— Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.
Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова. Получилось гвоздь.
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.
Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.
- Какую же букву нужно поставить, чтобы получилось слово ГУСЬ?
- Давайте напечатаем ее в конце слова. Теперь получилось слово ГУСЬ.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой мягкий знак , которая обозначает мягкость согласного звука, но сама по себе звука не обозначает
3. Физминутка
III. Этап построение проекта выхода из затруднений
1. Знакомство с новой буквой.
Букву Р перевернули
И уселись как на стуле,
И назвали букву так —
Мягкий знак — «Ь».
2. Чтение буквосочетаний с мягким знаком
- Попробуем прочитать эти сочетания. Какая буква стоит после согласных? (Мягкий знак)
- Значит как мы должны прочитать эти согласные звуки? (Мягко)
ль вь пь рь сь мь нь бь ть
- Сколько букв в каждом сочетании? (две)
- А звуков? (один)
- Звуков меньше чем букв?
- В чем же секрет мягкого знака? (Он не обозначает звука, но показывает, что согласный перед ним нужно читать мягко)
Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
3. Звуко-буквенный анализ слов.
– Отгадайте загадки и напечатайте слова отгадки.
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый …
(Лось)
- Теперь составим звуковую схему этого слова. Сколько в нем слогов? (слог-слияние и согласный звук вне слога слияния)
Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный …
(Рысь)
- Теперь составим звуковую схему этого слова. Сколько в нем слогов? (слог-слияние и согласный звук вне слога слияния)
- Сравним количество букв и звуков в этих словах? Почему звуков меньше, чем букв?
IV. Этап реализации построенного проекта и самостоятельная работа
1. Чтение слов в столбиках (с. 11) Образование слов единственного и множественного числа.
- В каких словах встретился мягкий знак? (они обозначают один предмет или стоят в единственном числе)
- А давайте придумаем свои пары слов и образуем единственное число (окуни – окунь, лоси – лось, гуси – гусь, кони – конь)
- А в каких словах встретился мягкий знак? Что они обозначают? (один предмет)
2. Чтение текста на (с. 11)
Вопросы:
– О ком говорится в рассказе?
– Чем питается лось?
– Что насыпали мальчики лосю?
– Как можно назвать рассказ? («Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам».)
Дети повторно читают рассказ, подчеркивая слова, в которых встречается ь. Определяют, мягкость каких звуков обозначена с помощью ь?
3. Самостоятельная работа (карточка для каждого ученика)
V. Этап рефлексии учебной деятельности
– С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
- В чем секрет этой буквы?
- Что она обозначает?
- Оцените свою работу на уроке. Если было все понятно – поднимите весёлый смайлик, если нужно ещё поработать с этой темой – поднимите смайлик, ну а если ничего не понятно – поднимите грустный смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".
Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Технологическая карта урока чтения...
Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Урок обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению: "Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...
«Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»
Обучающие· познакомить с особенностями буквы ь;· учить выполнять звуко-бу...
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"
Предмет: обучение грамоте;УМК: Школа РоссииТип урока: открытие новых знаний...
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе , тема "Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков"
Урок строился в соответствии с ФГОС на основе системно- деятельностного подхода, где детям надо было самим определить тему и учебные задачи урока, справиться с реальными ...