Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьников художественным словом во внеурочное время»
методическая разработка по чтению (2, 3, 4 класс)
Одним из важнейших аспектов при обучении и воспитании детей с нарушением слухая является развитие связной речи. Существует множество форм работы для развития связной речи. Данная серия занятий посвящена изложению по прочитанному тексту. В зависимости от уровня развития связной речи детей и их словарного запаса данные занятия можно проводить во 2-4 классах.
Большую роль в понимании прочитанного текста играет словарная работы. В данной методической разработке опубликованы два конспекта занятия и презентация для словарной работы по тексту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 занятие | 707.11 КБ |
2 занятие | 35.47 КБ |
Презентация для словарной работы | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа-интернат №31
Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьников художественным словом во внеурочное время»
Составитель: воспитатель
Конашенко К.И.
2022-2023 учебный год
Тема: «Первая вахта». Изложение | Класс: 2-4 | |||
Цель: развитие связной речи. | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные - развивать умение описывать картинки, используя новый словарь; - развивать умение отвечать на вопросы по содержанию рассказа. | Метапредметные - планировать учебное сотрудничество с воспитателем и одноклассниками; - развивать умение поддерживать беседу и следить за ее ходом. | Личностные - развить вариативность речевых высказываний; - дополнять и исправлять ответы одноклассников. | Коррекционные - соблюдать слухоречевой режим на занятии; - с помощью воспитателя следить за высотой голоса. | |
Ресурсы занятия (оборудование): речевой материал на доске, экран, текст физкультминутки на доске, текст рассказа для каждого ребенка, презентация к занятию. |
Речь воспитателя | Речь детей | Примечание |
Организация начала занятия | ||
-Проверьте работу аппаратов. -Следите за высотой голоса. -Как вы будете работать на занятии? -Отвечай, …. -Узнай у …. -Узнай у …. -Как ты будешь говорить, …? -Спроси у …. | -У меня работают слуховые аппараты. -У меня работают аппараты. -Я слышу вас. -Я буду следить за высотой голоса. -На занятии я буду работать вдумчиво и активно. -Как ты будешь работать на занятии, …? -На занятии я буду работать активно и внимательно. -Как ты будешь работать на занятии, …? -На занятии я буду работать быстро и внимательно. -Я буду говорить так, чтобы всем было понятно. -Как ты будешь говорить, …? -Я буду говорить так, чтобы всем было понятно. | За экраном. Воспитатель говорит устно, при необходимости использует дактилирование. Дети отвечают устно-дактильно. |
Выяснение темы занятия | ||
-Попроси … узнать у меня темузанятия, …. -Тема занятия: «Первая вахта». Изложение». -Прочитаем все вместе тему занятия. -Следите за высотой голоса. -Напомни, что такое изложение, …. | -…, узнай у Ксении Игоревны тему занятия. -Ксения Игоревна, какая тема занятия? -Я буду следить за высотой голоса. - Первая вахта. Изложение. -Изложение – это пересказ текста своими словами. | Воспитатель говорит устно, при необходимости использует дактилирование. Дети отвечают устно-дактильно. |
Чтение текста | ||
-Попроси ребят положить перед собой текст, … -Прочитайте рассказ. Я буду слушать, как вы читаете. -Следите за высотой голоса. -Прочитайте текст внимательно. Думайте, о ком и о чем говорится в тексте. -Что делают ребята? -Что ты сделал(а)? -Ребята, читайте быстрее. Заканчиваем читать. -Что вы сделали? -О ком говорится в рассказе,…? -Следи за высотой голоса, … . -Скажи по-другому, …. -О чем говорится в рассказе? -Скажи по-другому, …. -Кто такой Василий Васильевич? -Отвечай, …. -Ребята, вы согласны с …? | -Ребята, положите перед собой текст. -Я положил(а) перед собой текст. -Я взял(а) текст. -Я буду следить за высотой голоса. -Я буду читать текст внимательно. -Я буду читать внимательно. -Ребята читают рассказ. -Я прочитала рассказ. -Я прочитал текст и подумал над вопросами. -Я прочитал текст. -Я прочитал. -В рассказе говорится о Саше. -Я буду следить за высотой голоса. -В рассказе говорится о мальчике Саше. -В рассказе говорится о том, как Саша провел свои каникулы. -В рассказе говорится о том, как Саша провел каникулы на большом корабле. -Я знаю ответ на вопрос. -Спросите меня. -Я хочу ответить. -Василий Васильевич – это командир корабля. -Я согласен с …. -… ответил верно. | Воспитательговорит устно, при необходимости использует дактилирование. Дети отвечают устно-дактильно. Речевой материал на доске: |
Физкультминутка | ||
-Ребята, вы устали? -Давайте отдохнем. Встаньте. -Я буду читать стихотворение, а вы повторять за мной и показывать. -Следите за высотой голоса. -Вы поняли задание? -Тогда слушайте внимательно. -Мы шагаем, мы шагаем. -Руки выше поднимаем, -Голову не опускаем, -Дышим ровно, глубоко. -Вдруг мы видим: из куста -Выпал птенчик из гнезда. -Тихо птенчика берем -И назад его кладем. -Впереди из-за куста -Смотрит хитрая лиса. -Мы лисицу обхитрим, -На носочках побежим. -На полянку мы выходим -Много ягод там находим. -Земляника так видна! -Мы едим ее с куста. -Вы молодцы. Внимательно слушали и показывали. -Отдохнули? -Сядьте. | -Да. -Я устал. -Я хочу отдохнуть. -Я встал. -Я встала. -Я буду следить за высотой голоса. -Да, я понял задание. -Я поняла задание. -Мы шагаем, мы шагаем. Шагают на месте. -Руки выше поднимаем, Поднимают руки над головой, тянутся вверх. -Голову не опускаем, Держат голову прямо. -Дышим ровно, глубоко. Глубоко вздыхают. -Вдруг мы видим: из куста -Выпал птенчик из гнезда. Смотрят по сторонам и вниз. -Тихо птенчика берем Присаживаются и показывают, как берут птенчика. -И назад его кладем. Показывают, как перекладывают его в сторону. -Впереди из-за куста -Смотрит хитрая лиса. Смотрят по сторонам. -Мы лисицу обхитрим, Потирают ладошки. -На носочках побежим. Ходят на цыпочках на месте. -На полянку мы выходим -Много ягод там находим. Изображают удивление. -Земляника так видна! -Мы едим ее с куста. Показывают, как едят ягоды. -Я отдохнул. -Я успела отдохнуть. -Я сел. -Я села. | Воспитатель проговаривает стихотворение устно-дактильно. Дети проговаривают стихотворение устно-дактильно вслед за воспитателем и выполняют действия. На доске висит полное стихотворение. |
Обсуждение незнаковых слов и выражений | ||
-Ребята, какие слова и словосочетания в тексте вам были непонятны? -Будем разбираться все вместе. -Прочитаем название рассказа все вместе. -Вахта – это время дежурства моряка на корабле. -Что такое вахта, …? -Повтори, … . -Посмотрите на доску. -Прочитаем задание все вместе. -Что будем делать, …? -Прочитайте определение. -Что значит «усыновить сироту»,…? -Повтори, … . -Прочитаем следующее задание все вместе. -Следите за высотой голоса. -Что мы будем делать, …? -Прочитаем первое предложение. -Василий Васильевич (что сделал?) сироту. -Дополни предложение, … . -Вы согласны с ответом …? -Прочитаем второе предложение. -(Кто?) взял в семью (кого?), у которого нет родителей. -Дополни предложение, … . -Вы согласны? -Верно. -Посмотрите на доску. -Прочитаем задание все вместе. -Что будем делать, …? -Прочитаем текст все вместе. -Что такое Нахимовское училище? -Отвечай, … . -Ребята, вы согласны с … . -В честь кого названо Нахимовское училище? -Отвечай, … . -Верно. -Кто такой Павел Степанович Нахимов? -Отвечай, … . -Следи за высотой голоса. -Верно. Вы правильно ответили на вопросы. -Прочитаем следующее задание все вместе. -Что мы будем делать, …? -Рассмотрите фотографии. -Что изображено на первой фотографии, …? -Что изображено на второй фотографии, …? -Опишите фотографии, используя словарь. -Посмотрите на доску. -Прочитаем задание все вместе. -Что мы будем делать, …? -Рассмотрите фотографии. -Что изображено на этой фотографии,…? -Что изображено на этой фотографии,…? -Что изображено на этой фотографии,…? -Что изображено на этой фотографии,…? -Прочитаем следующее задание. -Рассмотрите фотографии. -Покажите на фотографиях те части формы, которые мы узнали раньше. -Выйди к доске и покажи часть формы, … . -Выйди к доске и покажи часть формы, … . -Выйди к доске и покажи часть формы, … . -Выйди к доске и покажи часть формы, … . -Вы верно показали все части формы на фотографиях. -Опишите фотографии, используя словарь. -Следите за высотой голоса. -Вы составили очень хорошие предложения. Молодцы. -Прочитаем задание на доске все вместе. -Давайте прочитаем определение все вместе. -Кто такой сигнальщик, …? -Рассмотрите фотографии. -Кто изображен на фотографиях, …? -Верно. На фотографиях изображены сигнальщики. -Опишите фотографии, используя словарь. | -Я не знаю, что такое нахимовское училище. -Я не знаю, что такое первая вахта. -Вахта – это время дежурства моряка на корабле. -Вахта – это время дежурства моряка на корабле. -Мы будем читать определение. -Усыновить сироту – взять в семью ребенка, у которого нет родителей. -Усыновить сироту – взять в семью ребенка, у которого нет родителей. -Я буду следить за высотой голоса. -Мы будем дополнять предложения. -Василий Васильевич усыновил сироту. -Я согласна с ответом … . -Я согласна. -Василий Васильевич взял в семью ребенка, у которого нет родителей. -Я согласна с ответом … . -Я согласна. -Будем читать текст и отвечать на вопросы. -Я хочу ответить. -Спросите меня. -Я знаю ответ. -Это учебное заведение в Санкт-Петербурге, где мальчиков готовят к службе на флоте. -Я согласна с … . -Я согласен. -Я думаю также. -Я хочу ответить. -Спросите меня. -Я знаю ответ. -Нахимовское училище названо в честь Павла Степановича Нахимова. -Я хочу ответить на вопрос. -Я хочу ответить. -Можно я отвечу? -Я буду следить за высотой голоса. -Павел Степанович Нахимов – великий русский флотоводец адмирал. -Мы будем рассматривать фотографии и описывать их, используя словарь. -Я рассмотрел(а) фотографии на доске. -Я рассмотрел(а) фотографии. -Я рассмотрел(а). -На второй фотографии изображен памятник в Севастополе. -На памятнике Павел Степанович Нахимов задумчиво смотрит вдаль. -Рядом с Нахимовским училищем тянется гранитная набережная. -На памятнике Павлу Степановичу Нахимову изображен струящийся флаг. -Мы будем рассматривать фотографии и называть, что на них изображено. -Я рассмотрел фотографии. -Я рассмотрела. -Это бескозырка. -Это тельняшка. -Это фланка. -Это гюйс. -Я рассмотрел фотографии. -Я рассмотрела. -Это бескозырка. -Это тельняшка. -Это фланка. -Это гюйс. -Я буду следить за высотой голоса. -На палубе корабля установлен развивающийся флаг. -Мальчики стоят на палубе корабля. -На фотографиях у мальчиков гордый взгляд. -Сигнальщик – это матрос, который подает сигналы о кораблях вокруг. -Я рассмотрел(а) фотографии. -Я рассмотрел(а). -На фотографиях изображены сигнальщики. -У сигнальщика на шее висит большой бинокль. -Сигнальщик держит в руках красные флажка. -Сигнальщик наблюдает за кораблями через бинокль. | Воспитатель говорит устно, при необходимости использует дактилирование. Дети отвечают устно-дактильно. |
Организация окончания занятия | ||
-Ребята, вам понравилось занятие? -Что мы делали на занятии? -О чем вы узнали на занятии? -На занятии вы работали активно, правильно отвечали. -Вы молодцы. | -Мне понравилось занятие. -Мне очень понравилось занятие. -Занятие было очень интересным. -На занятии мы читали рассказ. -Мы отвечали на вопросы. -На занятии мы говорили рассказе. -На занятии я узнал(а) о форме моряков. -На занятии я узнал(а) о Нахимовском училище. | Воспитатель говорит устно, при необходимости использует дактилирование. Дети отвечают устно-дактильно. |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа-интернат №31
Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьников художественным словом во внеурочное время»
Составитель: воспитатель
Конашенко К.И.
2022-2023 учебный год
Тема: «Первая вахта» | Класс: 2-4 | |||
Цель: развитие связной речи. | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные - развить умение определять части текста; - развивать умение составлять план изложения. | Метапредметные - планировать учебное сотрудничество с воспитателем и одноклассниками; - развивать умение поддерживать беседу и следить за ее ходом; | Личностные - развивать умение выбирать более удачный вариант из предложенных; - дополнять и исправлять ответы одноклассников. | Коррекционные - соблюдать слухоречевой режим на занятии; - с помощью воспитателя следить за высотой голоса. | |
Ресурсы занятия (оборудование): речевой материал на доске, экран, текст физкультминутки на доске, текст рассказа для каждого ребенка. |
Речь воспитателя | Речь учеников | Примечание |
Организация начала занятия | ||
-Проверьте работу аппаратов. -Следите за высотой голоса. -Как вы будете работать на занятии? -Отвечай, …. -Узнай у …. -Узнай у …. -Как ты будешь говорить, …? -Спроси у …. | -У меня работают слуховые аппараты. -У меня работают аппараты. -Я слышу вас. -Я буду следить за высотой голоса. -На занятии я буду работать вдумчиво и активно. -Как ты будешь работать на занятии, …? -На занятии я буду работать активно и внимательно. -Как ты будешь работать на занятии …? -На занятии я буду работать быстро и внимательно. -Я буду говорить так, чтобы всем было понятно. -Как ты будешь говорить, …? -Я буду говорить так, чтобы всем было понятно. | За экраном. Воспитетель говорит устно, при необходимости использует дактилирование. Дети отвечают устно-дактильно. |
Выяснение темы занятия | ||
-Попроси … узнать у меня тему занятия, …. -Тема занятия: «Первая вахта». Изложение». -Прочитаем все вместе тему занятия. -Следите за высотой голоса. -Напомни, что такое изложение, Сеня. | -…, узнай у Ксении Игоревны тему занятия. -Ксения Игоревна, какая тема занятия? -Я буду следить за высотой голоса. - Первая вахта. Изложение. -Изложение – это пересказ текста своими словами. | Воспитатель говорит устно, при необходимости использует дактилирование. Дети отвечают устно-дактильно. |
Чтение рассказа | ||
-Попроси ребят положить перед собой текст, … -Прочитайте рассказ. Я буду слушать, как вы читаете. -Следите за высотой голоса. -Прочитайте текст внимательно. -Что делают ребята? -Что ты сделал(а)? -Ребята, читайте быстрее. Заканчиваем читать. -Что вы сделали? -О ком говорится в рассказе,…? -Скажи по-другому, …. -О чем говорится в рассказе? -Скажи по-другому, …. | -Ребята, положите перед собой текст. -Я положил(а) перед собой текст. -Я взял(а) текст. -Я буду следить за высотой голоса. -Я буду читать текст внимательно. -Я буду читать внимательно. -Ребята читают рассказ. -Я прочитала рассказ. -Я прочитал текст. -Я прочитал рассказ. -Я прочитал. -В рассказе говорится о Саше. -В рассказе говорится о мальчике Саше. -В рассказе говорится о том, как Саша провел свои каникулы. -В рассказе говорится о том, как Саша провел каникулы на большом корабле. | Воспитатель говорит устно, при необходимости использует дактилирование. Дети отвечают устно-дактильно. Речевой материал на доске: |
Составление плана | ||
-Для того, чтобы ваше изложение было полным, вы ничего не пропустили, необходимо составить план. -Сколько частей в рассказе? -Отвечай, … . -Ребята, вы согласны с ответом …? -Найдите первую часть рассказа. -Прочитай первое и последнее слово первой части рассказа, … . -Ребята, вы согласны с …? -О чём говорится в первой части рассказа, …? -Ребята, вы согласны с … ? -Придумайте название первой части. -Ребята, будем выбирать самое удачное название для первой части рассказа. -Покажите на пальцах, какое название вам нравится больше. -Ребята, большинство проголосовало за название «Каникулы на корабле». Аналогично проводится работа по каждому пункту плана. Примерный план:
-Ребята, что мы делали? -Отвечай, … . | -Я хочу ответить. -Я знаю ответ. -Я думаю, что в рассказе 5 частей. -Я согласен с ответом … . -Я думаю также. -Мне кажется, что … прав(а). -Я нашла первую часть рассказа. -Я нашел. -Каникулы, училище. -Я согласна с … . -Я согласен. -В первой части рассказа говорится о том, как Саша попал в Нахимовское значение. -Я согласна с … . -Я согласен. -Каникулы на корабле. -Сашины каникулы. -Нахимовское училище. Дети показывают количество пальцев в соответствии с порядковым номером варианта названия. -Я хочу ответить. -Можно я отвечу? -Мы составляли план. | Воспитатель говорит устно, при необходимости использует дактилирование. Дети отвечают устно-дактильно. Воспитатель пишет на доске цифры от 1 до 5 в столбик. Воспитатель записывает все варианты названий на доске. |
Физкультминутка | ||
-Ребята, вы устали? -Давайте отдохнем. Встаньте. -Я буду читать стихотворение, а вы повторять за мной и показывать. -Вы поняли задание? -Тогда слушайте внимательно. - Буратино потянулся, -Раз – нагнулся, два – нагнулся, -Руки в стороны развел, -Видно ключик не нашел. -Чтобы ключик нам достать, -На носочки нужно встать. -Буратино потянулся, -Раз – нагнулся, два – нагнулся, -Руки вытянул, согнул -И по улице шагнул. -Вы молодцы. Внимательно слушали и показывали. -Отдохнули? -Сядьте. | -Да. -Я устал. -Я хочу отдохнуть. -Я встал. -Я встала. -Да, я понял задание. -Я поняла задание. - Буратино потянулся, Потягиваются руками в стороны. -Раз – нагнулся, два – нагнулся, Наклоняются в разные стороны. -Руки в стороны развел, Разводят руки в стороны. -Видно ключик не нашел. Изображают грусть. -Чтобы ключик нам достать, -На носочки нужно встать. Встают на носочки. -Буратино потянулся, Потягиваются руки в разные стороны. -Раз – нагнулся, два – нагнулся, Наклоняются в разные стороны. -Руки вытянул, согнул Вытягивают и сгибают руки в локтях. -И по улице шагнул. Шагают на месте. -Я отдохнул. -Я успела отдохнуть. -Я сел. -Я села. | Воспитатель проговаривает стихотворение устно-дактильно. Дети проговаривают стихотворение устно-дактильно вслед за воспитателем и выполняют действия. На доске висит полное стихотворение. |
Устный пересказ по плану | ||
-Ребята, для чего мы с вами составили план? -Отвечай, … . -Верно. -Будем пересказывать рассказ устно по плану. -Кто хочет пересказать … часть плана? - Следи за высотой голоса. -Что мы делали, …? | -Я хочу ответить. -Спросите меня. -Можно я отвечу? -Мы составляли план, чтобы написать изложение. -Я хочу пересказать … часть плана. -Я буду следить за высотой голоса. Дети устно пересказывают каждый пункт плана, используя словарь к каждому пункту на доске. -Мы устно пересказывали рассказ. | Воспитатель говорит устно, при необходимости использует дактилирование. Дети отвечают устно-дактильно. На доске написан примерный план:
|
Организация окончания занятия | ||
-Ребята, вам понравилось занятие? -Что мы делали на занятии?
-О чем мы говорили на занятии,…? -На занятии вы работали активно, правильно отвечали. -Вы молодцы. | -Мне понравилось занятие. -Мне очень понравилось занятие. -Занятие было очень интересным. -На занятии мы читали рассказ. -Мы поставляли план. -На занятии мы пересказывали рассказ. -На занятии мы говорили о рассказе «Первая вахта» | Воспитатель говорит устно, при необходимости использует дактилирование. Дети отвечают устно-дактильно. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Усыновить сироту – взять в семью ребенка, у которого нет родителей . Прочитайте определение. Василий Васильевич (что сделал?) сироту. (Кто?) взял в семью (кого?), у которого нет родителей . Дополните предложения.
Нахимовское училище – учебное заведение в Санкт-Петербурге, где мальчиков готовят к службе на флоте. Нахимовское училище названо в честь в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова . Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Что такое Нахимовское училище? В честь кого названо Нахимовское училище? Кто такой Павел Степанович Нахимов? Рассмотрите фотографии. Опишите их, используя словарь. Нахимовское училище в Санкт-Петербурге Памятник Павлу Степановичу Нахимову в Севастополе Словарь: задумчиво смотрит вдаль, ясное небо, струящийся флаг, гранитная набережная, голубой фасад, одет в форму, тонкий шпиль, красивая архитектура.
Нахимовец – мальчик, который учится в Нахимовском училище. Рассмотрите фотографии. Назовите, что на них изображено. Это бескозырка. Это тельняшка. Это фланка. Это гюйс. Рассмотрите фотографии. Покажите части формы нахимовцев. Опишите фотографии, используя словарь. Словарь: гордый взгляд, хорошо выглаженный гюйс, развивающийся флаг, палуба корабля, высоко поднятая голова .
Сигнальщик – матрос, который подает сигналы о кораблях вокруг. Словарь: большой бинокль, сообщает по рации, красные флажки, радостный матрос, развиваются на ветру, проплывает мимо, наблюдает за кораблями. Прочитайте определение. Рассмотрите фотографии. Расскажите, кто на них изображен. Опишите фотографии, используя словарь.
В рассказе говорится о … В рассказе говорится о том … Вахта – это время дежурства моряка на корабле. В … части рассказа говорится о … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности "Шахматы" - тема "Этот слон совсем на слона не похож".
Задачи: 1. Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах. 2. Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся, расширять кругозор учащихс...
Методическая разработка занятия по нравственному воспитанию "Мы живы, пока помним!"
Мероприятие рекомендовано для учащихся 3-4 классов. Проведено в форме устного журнала, который состоит из трех страниц:1. А завтра была война.2. Блокадный Ленинград3. Наши родственники в годы во...
Методическая разработка занятия по половому воспитанию 5-6 класс "Мы взрослеем"
Методическая разработка занятия по половому воспитанию 5-6 класс "Мы взрослеем"...
Внеурочная деятельность, методическая разработка занятия "Как понимать друг друга без слов"
Занятие разработано на основе системно-деятельностного подхода и в контексте надпредметного курса "Мир деятельности" по УМК "Перспектива"...
Методическая разработка занятия на тему: Аппликация «Пасхальная открытка» внеурочной деятельности курса «Бумажная фантазия»
Пасха — один из самых светлых и душевных праздников в году. Приближается день Светлой Пасхи - главный христианский праздник, лучший подарок - это красивая открытка, сделанная детскими ...
Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьников художественным словом во внеурочное время»
Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьниковхудожественным словом во внеурочное время»Тема: Составление рассказа на основе деформированного текста и сери...