Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьников художественным словом во внеурочное время»
методическая разработка

Лущик Светлана Александровна

Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьников

художественным словом во внеурочное время»

Тема: Составление рассказа на основе деформированного текста и серии картинок «Петушок и курочка».

Цель: развивать связную речь.

Планируемые результаты:

1. Предметные

- научить восстанавливать деформированный текст;

- развить умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей;

- научить подбривать заглавие к тексту.

2Метапредметные

познавательные УУД:

- развить умение грамматически правильно оформлять предложения;

- обогатить словарный запас учащихся на материале занятия.

коммуникативные УУД:

- научить точно выражать свои мысли;

- научить вступать в диалог.

регулятивные УУД:
- научить принимать и сохранять учебную задачу;

- научить планировать свою деятельность.

3. Коррекционно-развивающие

- сформировать произносительную сторону речи;

- развить речевой слух;

- развить мышление;

- сформировать навык речевого поведения и общения.

4. Личностные

- развить усидчивость, терпение, аккуратность;

- воспитать стремление осознанно соблюдать дисциплину;

- закрепить умение выполнять поручения воспитателя;

- научить организовывать своё рабочее место.

Ресурсы занятия: сюжетные картинки, деформированный текст (полоски с предложениями), образец текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelskoe_zanyatie_po_chteniyu.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат №31 Невского района Санкт-Петербурга

 

 

 

Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьников

художественным словом во внеурочное время»

Подготовила:

Лущик Светлана Александровна


                  

2021 - 2022 учебный год 

Тема: Составление рассказа на основе деформированного текста и серии картинок «Петушок и курочка».

Класс:

Дата проведения:

Цель: развивать связную речь.

Планируемые результаты

Предметные

- научить восстанавливать деформированный текст;

- развить умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей;

- научить подбривать заглавие к тексту.

Метапредметные

познавательные УУД:

- развить умение грамматически правильно оформлять предложения;

- обогатить словарный запас учащихся на материале занятия.

коммуникативные УУД:

- научить точно выражать свои мысли;

- научить вступать в диалог.

регулятивные УУД:
- научить принимать и сохранять учебную задачу;

- научить планировать свою деятельность.

Коррекционно-развивающие

- сформировать произносительную сторону речи;

- развить речевой слух;

- развить мышление;

- сформировать навык речевого поведения и общения.

Личностные

- развить усидчивость, терпение, аккуратность;

- воспитать стремление осознанно соблюдать дисциплину;

- закрепить умение выполнять поручения воспитателя;

- научить организовывать своё рабочее место.

Ресурсы занятия: сюжетные картинки, деформированный текст (полоски с предложениями), образец текста.

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание деятельности воспитателя

Характеристика деятельности обучающегося

Примечания

I. Организация начала занятия.

1. Приветствие.

2. Речевая разминка.




3. Вопросы к началу занятия.


Побуждает к приветствию. Создает положительный настрой на сотрудничество. Мотивирует на учебную деятельность.
- Здравствуйте, ребята.



Проводит речевую разминку.

- Будем выполнять речевую разминку.

- Вдыхайте воздух через нос и выдыхайте через рот.

- А теперь представьте, что вам нужно задуть большую свечку. Сделайте глубокий вдох через нос и разом выдохните весь воздух через рот. А теперь попробуйте задуть три свечки подряд. Вдохните воздух через нос и выдохните через рот три раза.

- Будем петь.

- Сначала долго, а затем кратко произносим звуки [а], [о], [у], [и].

Задаёт вопросы к началу занятия.

(вопросы задаются на слух)

- Какое сейчас занятие?

- Что мы делаем на занятии?


Приветствуют воспитателя. Настраиваются на учебный процесс. Слушают, отвечают на вопросы воспитателя.


- Здравствуйте, Светлана Александровна.


Выполняют упражнение, произносят звуки.



Отвечают на вопросы.


- Сейчас чтение.

- На занятии мы учимся думать, читать, красиво писать, составлять предложения и рассказы, отвечать на вопросы.

Развитие речевого дыхания (длительный и короткий выдох).


Развитие слухового восприятия (опознавание на слух фраз, связанных с организацией начала занятия)

II. Основной этап занятия.

1. Рассмотрение серии картинок и установление их последовательности.

2. Словарная работа по каждой картинке.


3. Чтение деформированного текста.


4. Установление последовательности предложений, относящихся к каждой картинке.


5. Запись на доске правильно составленного текста.

6. Чтение правильно составленного текста учениками.

7. Озаглавливание текста.

Предлагает рассмотреть серию картинок, которые расположены не по порядку, и задаёт вопросы.

- Посмотрите на доску. Что это?

- Картинки расположены в правильном порядке?

- Как вы думаете, как картинка должна быть первая?

- Какая картинка должна быть второй?

- Какая картинка должна быть третьей?

Располагает картинки в правильной последовательности.

Воспитатель указкой показывает на детали картинок и опорные слова в соответствии с логикой будущего рассказа.

Картинка 1.
Словарь: жили-были, петух, петушок; курица, курочка; однажды, как-то раз; вышли погулять, решили прогуляться; день был солнечный, на улице светило солнце; холодный, но было холодно; вода в лужах стала замерзать, начала замерзать, превратилась в лёд, лужа покрылась льдом.

Воспитатель показывает на картинке фигуры курочки и петушка.

- Говорите предложением.

- Скажите по-другому.

Воспитатель показывает на картинке на солнце и на березу, качающуюся от ветра.

- Скажите по-другому.

Картинка 2.

Словарь: захотелось попить, решил попить; водички, воды, водицы; говорит, сказала, предупредила; не пей, не надо пить; холодная, ледяная; заболеешь, простудишься, простынешь; не послушался, решил сделать по-своему; подошёл, подбежал, напился.

- Почему петушок подошёл к луже?

- Скажите по-другому.

Воспитатель обводит на картинке курочку, делает акцент на её позе.

- Как вы думаете, что курочка говорит петушку?

- Скажите по-другому.

Воспитатель обводит на картинке фигуру петушка, делает акцент на том, что петушок пьет воду из лужи.

- Скажите по-другому.

Картинка 3.

Словарь: позвала, пригласила; врача, доктора; посмотрел горло, осмотрел; дал лекарство, напоил сиропом.

Воспитатель обводит фигуру петушка, лежащего в постели.

- Скажите по-другому.

Воспитатель показывает на фигуру курочки и не отрывая указки ведёт к фигуре врача.

- Скажите по-другому.

Воспитатель показывает на горло петушка и на лекарства.

- Скажите по-другому.

Располагает текст, написанный на полосках бумаги, на доске произвольно. Предлагает прочитать деформированный текст.

- Прочитайте текст.

- Предложения расположены в правильном порядке?

Предлагает установить последовательность. В процессе работы перемещает полоски в правильном порядке.

- Подумайте, как начинается рассказ. Найдите первое предложение.

- О чём говорилось дальше?

- Найдите следующее предложение.

- Что было дальше?

- А дальше?

- Какое следующее предложение?

- Найдите следующее предложение.

- Что было дальше?

- О чём говорилось дальше?

- Какое следующее предложение?

- Чем всё закончилось? Найдите последнее предложение.


Воспитатель прикрепляет карточку с цельным (правильно-составленным) текстом. Предлагает сверить текст, составленный детьми, с образцом.

Жили-были курочка да петушок. Однажды вышли они погулять. День был солнечный, но холодный. Вода в лужах начала замерзать. Захотелось петушку попить водички. А курочка говорит ему: «Не пей. Вода холодная. Заболеешь». Не послушался петушок курочку. Подошёл он к луже. Напился холодной воды и заболел. Позвала курочка врача. Врач посмотрел горло и дал петушку лекарство.

- Посмотрите на доску. Мы правильно составили текст?

Предлагает ученикам прочитать рассказ.

- Прочитайте рассказ по цепочке.

Задаёт вопросы.

- Мы прочитали рассказ или сказку?

- Почему ты так думаешь?

- Придумайте название сказки.

- А по-другому?

- А ещё?

Рассматривают серию картинок и устанавливают правильную последовательность.

- Это картинки.

- Нет.

- Картинка, на которой петух и курица идут по тропинке.

- Картинка, на которой петух пьёт из лужи.

- Картинка, на которой петуха лечат.



Учащиеся смотрят на детали картинок и опорные слова. Составляют предложения.


- Петух, петушок, курица, курочка



- На картинке нарисованы курочка и петушок.

- На рисунке изображены курица и петух.

- На улице светит солнце, но было холодно.

- День был солнечный, но холодный.

- Однажды купила мама к праздничному столу клубнику. Мишка нашёл её и решил попробовать.        Сначала он помыл ягоды.        



- Петушок захотел попить воды.

- Петух решил попить водицы.


- Курочка говорит петушку, что воду пить нельзя, так как она холодная.

- Курица сказала петуху, чтобы он не пил водицу, так как она ледяная.

- Не послушался петушок курочку. Он напился воды из лужи.



- Петух сделал по-своему. Он выпил водицы из лужи.


- Петушок заболел.

- Петух простыл.


- Курочка позвала врача.



- Курица пригласила доктора.

- Врач посмотрел горло и дал петушку лекарство.

- Доктор осмотрел петушка и напоил его сиропом.

Читают деформированный тест.


- Нет, предложения перепутаны.


Устанавливают последовательность предложений, относящихся к каждой картинке.


- Жили-были курочка да петушок.

- Однажды вышли они погулять.

- День был солнечный, но холодный.

- Вода в лужах начала замерзать.

- Захотелось петушку попить водички.

- А курочка говорит ему: «Не пей. Вода холодная. Заболеешь».

- Не послушался петушок курочку.

- Подошёл он к луже.

- Напился холодной воды и заболел.

- Позвала курочка врача

- Врач посмотрел горло и дал петушку лекарство.


Сверяют текст из разрезных предложений с образцом.

- Да.

Читают рассказ.



Отвечают на вопросы. Озаглавливают текст.

- Мы прочитали сказку.

- В жизни такого не бывает.

- Непослушный петушок.

- Петушок заболел.

- Петушок и курочка.

Проводится работа по развитию слухо-зрительного восприятия.



Чтение словарных слов и словосочетаний по картинкам.

В ходе работы исправляются аграмматизмы в речи учащихся с опорой на грамматический вопрос с последующим обязательным повторением правильно оформленной фразы.

В ходе работы осуществляется контроль за речью учащихся (звукопроизношение, словесное ударение, слитность, интонация).

В ходе работы исправляются аграмматизмы в речи учащихся с опорой на грамматический вопрос с последующим обязательным повторением правильно оформленной фразы.

III. Организация окончания занятия.

1. Организация подведения итогов

2. Рефлексия учебной деятельности


3. Общая оценка воспитателя.

Подводит итоги.

- Что мы сегодня делали на занятии?


Просит оценить занятие.

- Поднимите руки, кому было трудно?

- Что было трудно?

Оценивает деятельность обучающихся.

- Хорошо работал на занятии: …, …

Много ошибался: …, ….

Не работал на занятии: ….

Слушаю воспитателя, отвечают на вопросы.

- Рассматривали картинки, составляли рассказ из предложений, придумывали название рассказу.

 Оценивают свою работу на занятии, отвечают на вопросы.

 

Слушают воспитателя.

 


Осуществляется контроль за речью учащихся (звукопроизношение, словесное ударение, слитность, интонация).

Развитие слухового восприятия (опознавание на слух фраз, связанных с организацией конца занятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Патриотическое воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время"

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются  люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то ж...

Мастер-класс по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»

Мастер-клас по теме  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»...

Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности "Шахматы" - тема "Этот слон совсем на слона не похож".

Задачи: 1. Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах. 2. Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся, расширять кругозор учащихс...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций» (из опыта работы)

В статье рассказывается о том какие формы , методы я использую в своей работе по духовно - нравственному воспитанию в начальной школе. правильная организация работы позволяет воспитывать личность ребе...

Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьников художественным словом во внеурочное время»

Одним из важнейших аспектов при обучении и воспитании детей с нарушением слухая является развитие связной речи. Существует множество форм работы для развития связной речи. Данная серия занятий посвяще...

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время

Чтобы наши дети развивались гармоничными личностями , с правильными ориентирами в жизни, им нужно помогать. В презентации я описала свой опыт работы с учащимися младших классов, постаралась раскрыть т...