Тема (название и кол-во часов) | Н. Носов «Федина задача», 1 час |
Цель изучения темы | Научить: - анализировать текст на примере рассказа Н. Носова; - правильно понимать выражение «учиться надо весело, чтоб хорошо учиться», те. с хорошим настроением выполнять задания; - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Формировать: - приёмы понимания и анализа текста; - интерес к чтению; - эмоциональность; - умение правильно оценивать поведение героя произведения.
|
Термины и понятия | Рокочущий бас, борзая, титулярный советник, полуденное море, кафтан, чурбан, юмор. |
Информационно образовательная среда | Ресурсы: - презентация к уроку (Н. Н. Носов) с музыкальным сопровождением (Л. Дуров)
- портрет Н. Н. Носова
- карточки с пословицами
- таблица для установления соответствия
- тест
- облачка для высказывания главной мысли рассказа
| Межпредметные связи: - «Музыка» - прослушивание текста в исполнении Л. Дурова с целью правильно формировать детскую эмоциональность, восприимчивость для выявления первичного восприятия, приобщения к литературе как виду искусства, а также для расширения кругозора в области музыкальных произведений.
- «Математика» - «Решение задач»- решение задачи с целью довести дело до конца за главного героя рассказа, доказать возможность выполнимости любого задания при условии правильной организации труда.
- «Ознакомление с окружающим миром» - «Охрана здоровья» - составление памятки «Как правильно выполнять домашнее задание» с целью сравнения условий выполнения домашнего задания Федей и собственно детьми.
- «Русский язык» - «Части речи» -составление портрета главного героя в краткой форме.
|
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- работать с текстом произведения; - анализировать текст; - проводить исследование поведения героя. | Регулятивные УУД - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять учебное задание, используя план; - осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; - соотносить результат с поставленной целью. Познавательные УУД - раскрывать значения слов «рокочущий бас», «борзая», «титулярный советник», «полуденное море», «кафтан», «чурбан», «сатира», «юмор». - определять черты характера героя и обосновывать своё мнение; - определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение; - определять особенности сатирического произведения. Коммуникативные УУД - формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | - проявлять интерес к изучению темы; - желание читать произведения Н. Н. Носова. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемый результат |
1.Организационный момент
| -С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Но даже если у кого-то сегодня и было плохое настроение, то к концу урока оно обязательно должно улучшиться! - Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи друг.
| Хорошим. Спокойным.
| включение в учебную деятельность(Л) |
2.Актуализация знаний.
|
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам надо вспомнить те произведения этого автора, которые мы уже с вами читали. Игра «Отгадай произведение»
1.Любители придумывать разные истории –
2. Маленький весёлый человечек на спутнике Земли –
3. Большие охотники до работы на приусадебном участке -
4. Котёнок в головном уборе
5. Полезное блюдо, которое готовил незадачливый поварёнок-
6.Кусочек ткани, маскирующий дыру на одежде - «Заплатка».
- - С произведением какого автора мы с вами будем знакомиться сегодня?
- Какие по характеру рассказы Носова?
-А если произведения Н. Носова веселые и смешные, тогда предлагаю вам девиз нашего урока:
«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться !» -Как вы понимаете? |
1.-«Фантазёры».
2.-«Незнайка на Луне».
3.-«Огородники».
4.-«Живая шляпа».
5.- .-«Мишкина каша».
6.-«Заплатка».
Н.Н. Носова
Добрые, смешные, весёлые.
Надо учиться с хорошим настроением
|
- соотносить автора и название произведения (ПР)
- осознать успешность (Л)
|
3.Объявление темы и цели урока
| Объявление темы и цели урока. (Учащиеся сами выводят цель урока) - С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А какое? Отгадайте. Слово «Федина» (получилось из названия произведений) + кроссворд слова «задача». - Сформулируйте цель урока.
| «Федина задача»
Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Федина задача» и анализировать произведение
| - научаться проявлять интерес и желание читать произведения Н. Н. Носова (Л)
|
4.Составление плана. | Давайте с вами составим план достижения наших целей.
1.Узнать… толкование новых слов.
2.Познакомиться …с произведение Н.Н.Носова « Федина задача».
3.Научиться …выразительно читать его.
4.Уметь …анализировать произведение
|
|
|
5.Работа над новым материалом
| 1) Вступительная беседа - Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. Давайте вспомним, что мы знаете о писателе Н. Носове. Рассказ одного ученика Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили. «Носовские мальчики» оказываются сильнее свалившихся на них неудач. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными и отзывчивыми.
|
| - научаться проявлять интерес и желание читать произведения Н. Н. Носова (Л) |
6.Первичное восприятие
| Первичное восприятие
1) Работа над текстом до начала чтения: - Чтение автора, заглавия произведения.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?
2.Словарная работа
На слайде: Рокочущим басом – низким мужским голосом Борзая – быстрая ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК - высокий служебный чин (должность) в России до революции. В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень. КАФТАН – удлинённый пиджак Чурбан – глупый человек Репродуктор — радиоприемник.
|
| прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям (ПР) раскрывать значение слов «рокочущий бас», «борзая» и др. и использовать их в активном словаре (П)
|
7.Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова | Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова. - Понравилось вам произведение? - Подтвердились ваши предположения по заглавию? - К какому жанру относится произведение?
|
-Да.
Рассказ | - воспринимать текст на слух (ПР) - осознанно, правильно читать вслух (ПР) - определять - выполнять взаимопроверку задания (Р)
|
8.Самостоятельное чтение рассказа.
| Самостоятельное чтение рассказа. - Самостоятельно прочитайте рассказ, читая, обратите внимание на задания. 1 задание. Сколько всего задач прочитал Федя? 2 задание. Сколько концертных номеров прослушал Федя? Сделайте пометки при подсчете концертных номеров (начало и конец). -Какие несоответствия вы заметили в прочитанном тексте и прослушанном? Рассказ был написан в 40 – годы, тогда телевизоров не было!! А издаваться стал в 50-х, тогда в некоторых редакциях заменили слово «радио» на «телевизор», поэтому можно встретить разные варианты, что слушал Федя. - Скажите, в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает? - Он разговаривает с кем-то или с самим собой? - Какой тип речи он использует: монолог или диалог? |
-2 задачи
-7 номеров
Радио и телевизор.
-Да. Сам с собой, рассуждает вслух
-Монолог
|
высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному (ПР);
|
9.Физкультминутка | Физкультминутка (под музыку). Предлагаю вам тоже решить небольшую задачку: На прослушивание 1 песни Федя потратил 3 мин. А на решение каждой задачи на 4 минуты больше. На что Федя потратил больше времени и насколько? (Одинаково:3х7=21, а (3+4)х3=21 -Что вам мешало?? -О чем была песня??
-Какой вывод можно сделать? -А теперь давайте выполним физ-кие упр-я. Мешала вам музыка? Под веселые напевы Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Влево шаг! И снова стой. Повернись направо к другу. Правую дай руку другу. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)
|
Музыка отвлекала.
Не у слышали, т. к. решали задачу.
Трудно делать 2 дела одновременно.
Нет, наоборот было весело. Музыка помогает там. |
|
10.Работа над произведением. Чтение по частям ( по песням). | Работа над произведением.
- Какое настроение вызвал у вас рассказ?
- Как Федя готовился делать уроки?
Работа в парах. Чтение по частям. ( по песням)
- Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на поведение Феди во время решения задачи.
Музыкальный номер (песня) |
| Эмоциональное состояние |
1.«Блоха» ♪ | Начал с хорошим настроением, хочет выполнять домашнюю работу, но отвлекается на песню. Песня не понравилась. | 2.«Он был титулярный советник, она – генеральская дочь» ♪ | Проблема – «кто такой титулярный советник?» так и остается не раскрыта. Попытка сосредоточить внимание: (тёр уши обеими руками, словно они у него замерзли, старался не обращать внимания на радио) не привела к решению математической задачи.
|
3.«Легко на сердце от песни весёлой!» ♪ | Жизнерадостной настрой песни целиком привлёк внимание Феди. Мальчик забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт. Эта песенка очень понравилась Феде.
|
4.«Однозвучно гремит колокольчик» ♪
| Простые слова о колокольчиках ввели мальчика в полное замешательство. Рассеянность сыграла с мальчиком злую шутку: была прочитана совсем другая задача. Федя начал нервничать, волноваться, сердиться. |
5.«По дороге зимней скучной тройка борзая бежит» ♪
| Повтор слова колокольчик уже во второй песне вызвал у него бурю негодования. - Опять про колокольчик! Колокольчик утомительно гремит, и Федя тоже утомился и путает слова песни и текст задачи.
|
6.«Колокольчики мои» ♪ | Хоть из дому беги, с ума сойти! – восклицает Федя. Начал нервничать, сердиться, раздражаться, злиться, даже ругаться.
|
7.«Песня индийского гостя» («Не счесть алмазов в каменных пещерах») ♪ | - Очень нам нужно ещё алмазы считать! Тут ещё мешки с мукой никак не сосчитаешь! Слова этой песни как бы в насмешку над самим Федей (над его неумением справиться с задачей, со счётом) становятся последней каплей в терпении мальчика. Он принимает решение – обраться к товарищу, чтобы, наконец, закончить это «наказание». Двадцать раз прочитал задачу – и ничего не понял! Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил радио и пошёл к своему другу Сорокину.
|
|
-Веселое, радостное. | черты характера героя и обосновывать своё мнение (П)
- устанавливать соответствия (П); - пользоваться разными видами чтения (П); - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (в паре) (К);
|
11.Работа по содержанию | Работа по содержанию. - Проследите по таблице, как меняется настроение героя.
- Какая песня полностью затормозила работу над задачей?
- Почему Феде так и не удалось решить задачу?
- Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать. -Что бы вы посоветовали Феде?
-Какие черты характера ему необходимо развивать?
-Как автор относится к герою своего рассказа? Посмеивается над ним? Осуждает его? Или помогает ему что-то понять? Не случалось ли с вами подобных историй?
- Какой это рассказ сатирический или юмористический?
Н. Н. Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования.
- Как вы думаете, для чего Н. Н. Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?
Автор придумал вполне жизненную ситуацию, которая может случиться с каждым, кто не обладает целеустремленностью, и с доброй насмешкой показал, почему Федя не смог решить задачу.
| Вначале у нашего героя хорошее настроение, но чем больше песен он слушает, тем больше запутывается и не справляется с решением задачи. Он начал нервничать, волноваться, сердиться, раздражаться.
Последняя песня.
Ему мешало радио, он не мог сосредоточиться.
Пошел к другу .
Выключить радио и самому решить задачу. Он должен научиться правильно организовывать подготовку домашнего задания.
Усидчивость, сосредоточенность
Весело посмеивается.
Юмористический
Чтобы мы смогли увидеть себя со стороны и не повторяли Фединых ошибок. |
черты характера героя и обосновывать своё мнение (П)
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному (ПР);
|
12.Работа с пословицами.
| Работа с пословицами
Выбери пословицу, которая подходит к рассказу: 1) Ум хорошо, а два лучше. 2) Делу время, потехе час. 3) Сделал дело, гуляй смело. 4) Какие труды, такие и плоды 5) За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
- Почему?
|
|
|
13.Тест | Тест Проверяем умение внимательно читать текста. 1.Как звали главного героя рассказа? Отметь свой ответ +. Федя Сорокин Юра Сорокин Юра Рыбкин Федя Рыбкин
Проверяем умение понимать содержание текста. 2.Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его +. Радио в доме вообще не выключалось. Радио включил Федин друг. Федя сам включил радио. Радио висело так, Федя не мог дотянуться и выключить его.
Проверяем умения видеть языковые средства. 3.Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «отрегулировал репродуктор»? Отметь свой ответ +. включил выключил настроил громкость поймал нужную волну
Проверяем умение читать «между строк», объяснять и оценивать прочитанное. 4.Почему Федя назвал короля противным? Отметь свой ответ +. Он не любит королей. Король предпочел блоху родному брату. Король обидел блоху. Король мешал Феде решать задачу.
Проверяем умение определять тему текста. 5. О чем главным образом хотел рассказать автор. Отметь свой ответ +. о любви Феди к концертам о том, как надо готовить уроки о нерешаемых задачах о дружбе Феди и Юры Сорокина
Проверяем умение понимать авторский замысел (главную мысль)
6. Какова главная мысль текста? Отметь свой ответ +.
Бесполезно делать сразу два дела. В трудную минуту на помощь всегда придет друг. Задача легче решается, если никого нет дома. Качество концертов влияет на подготовку уроков.
|
|
|
14.Рефлексия. Оценивание.
| -Посмотрим на наш план. Выполнили его? - Вернёмся к девизу нашего урока. Что, по-вашему, означают слова: «Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться!» с точки зрения прочитанного рассказа?
- Какой вывод можете сделать на нашем уроке? Напишите, закончив предложение. Закончите предложение: 1. сегодня я узнал… 2. я понял, что… 3. теперь я могу… 4. теперь я знаю, что…
| - Речь идёт не о развлечениях во время учёбы, а о том, что выполнять работу нужно с хорошим настроением, активно, с желанием. | - осознать успешность при изучении темы (Л); - оценивать результат собственной деятельности
|
15.Домашнее задание (выбрать по желанию)
| 1.Прочитать рассказы Н.Н.Носова 2.Нарисовать рисунки 3.Придумать продолжение рассказа 4.Решить Федину задачу. 5.Попробуйте сами написать смешной рассказ
|
|
|