Урок литературного чтения в 4 классе по теме Н.Н.Носов «Федина задача»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Обеспечение мотивации и принятия учащимися целей учебно-познавательной деятельности осуществляла при помощи создания на уроке ситуации успеха,  стимулирования  любознательности, постановкой интересных вопросоов и  разнообразных заданий, поддержанием доброжелательной обстановки, демострацией презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока34.1 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Урок  литературного чтения

в 4 классе

по теме

Н.Н.Носов  «Федина задача»

учитель высшей категории: Митрохина Н.Е.

г. Новомосковск, 2021-2022 учебный год

Тема (название и кол-во часов)

Н. Носов «Федина задача», 1 час

Цель изучения темы

Научить:

- анализировать текст на примере рассказа Н. Носова;

-  правильно  понимать выражение  «учиться надо весело, чтоб  хорошо учиться», те. с  хорошим настроением  выполнять  задания;

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Формировать:

- приёмы понимания и анализа текста;

- интерес к чтению;

- эмоциональность;

- умение правильно оценивать поведение героя произведения.

Термины и понятия

Рокочущий бас, борзая, титулярный советник, полуденное море, кафтан, чурбан, юмор.

Информационно образовательная среда

Ресурсы:

  • презентация к уроку (Н. Н. Носов) с музыкальным сопровождением (Л. Дуров)
  • портрет Н. Н. Носова
  • карточки с пословицами
  • таблица для установления соответствия
  • тест
  • облачка для высказывания главной мысли рассказа

Межпредметные связи:

  • «Музыка» - прослушивание текста в исполнении Л. Дурова с целью правильно формировать детскую эмоциональность, восприимчивость для выявления первичного восприятия, приобщения к литературе как виду искусства, а также для расширения кругозора в области музыкальных произведений.
  • «Математика» - «Решение задач»- решение задачи с целью довести дело до конца за главного героя рассказа, доказать возможность выполнимости любого задания при условии правильной организации труда.
  • «Ознакомление с окружающим миром» - «Охрана здоровья» - составление памятки «Как правильно выполнять домашнее задание» с целью сравнения условий выполнения домашнего задания Федей и собственно детьми.
  • «Русский язык» -  «Части речи» -составление  портрета главного героя в краткой форме.

Планируемые  результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

- работать с текстом произведения;

- анализировать текст;

- проводить исследование поведения героя.

Регулятивные УУД

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя план;

- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

- соотносить результат с поставленной целью.

Познавательные УУД

- раскрывать значения слов «рокочущий бас», «борзая», «титулярный советник», «полуденное море», «кафтан», «чурбан», «сатира», «юмор».

- определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;

- определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;

- определять особенности сатирического произведения.

Коммуникативные УУД

- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

- проявлять интерес к изучению темы;

- желание читать произведения Н. Н. Носова.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемый результат

1.Организационный момент

-С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Но даже если  у кого-то сегодня и было плохое настроение, то  к концу урока оно обязательно должно  улучшиться!

-  Давайте улыбнемся  друг другу и пожелаем  удачи друг.

Хорошим.

Спокойным.

включение в учебную деятельность(Л)

2.Актуализация знаний.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам надо вспомнить те произведения этого автора, которые  мы уже с вами читали.

Игра «Отгадай  произведение»

1.Любители придумывать разные истории –

2. Маленький весёлый человечек на спутнике Земли –

3. Большие охотники до работы на приусадебном участке -

4. Котёнок в головном уборе

5. Полезное блюдо, которое готовил незадачливый поварёнок-

 6.Кусочек ткани, маскирующий дыру на одежде - «Заплатка».

  • -  С произведением какого автора мы с вами будем знакомиться сегодня?

        

-    Какие по характеру  рассказы Носова?

-А если произведения Н. Носова  веселые и смешные, тогда предлагаю вам девиз нашего урока:

«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться !»

-Как вы понимаете?

1.-«Фантазёры».

2.-«Незнайка на Луне».

3.-«Огородники».

4.-«Живая шляпа».

5.- .-«Мишкина каша».

 

6.-«Заплатка».

Н.Н. Носова

Добрые, смешные, весёлые.

Надо учиться с хорошим настроением

- соотносить автора и название произведения (ПР)

- осознать успешность (Л)

3.Объявление темы и цели урока

Объявление темы и цели урока. (Учащиеся сами выводят цель урока)

- С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А какое? Отгадайте.

Слово «Федина» (получилось из названия произведений)

+ кроссворд  слова «задача».

- Сформулируйте цель урока.

«Федина задача»

Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Федина задача» и анализировать произведение

- научаться проявлять интерес и желание читать произведения Н. Н. Носова (Л)

4.Составление плана.

Давайте с вами составим план достижения наших целей.

1.Узнать… толкование новых слов.

2.Познакомиться …с произведение Н.Н.Носова « Федина задача».

3.Научиться …выразительно читать его.

4.Уметь …анализировать произведение

5.Работа над новым материалом

1) Вступительная беседа

- Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. Давайте вспомним,   что мы знаете о писателе Н. Носове.

Рассказ одного ученика

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.

 «Носовские мальчики» оказываются сильнее свалившихся на них неудач. Они  изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными  и отзывчивыми.

- научаться проявлять интерес и желание читать произведения Н. Н. Носова (Л)

6.Первичное восприятие

Первичное восприятие

1) Работа над текстом до начала чтения:

  1. Чтение автора, заглавия произведения.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?

2.Словарная работа

На слайде:

Рокочущим басом – низким мужским голосом

Борзая – быстрая

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК - высокий служебный чин (должность) в России до революции.

В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень.

КАФТАН – удлинённый пиджак

Чурбан – глупый человек

Репродуктор — радиоприемник.

прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям (ПР)

раскрывать значение слов «рокочущий бас», «борзая» и др. и использовать их в активном словаре (П)

7.Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова

Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова.

- Понравилось вам произведение?

- Подтвердились ваши предположения по заглавию?

- К какому жанру относится произведение?

-Да.

Рассказ

- воспринимать текст на слух  (ПР)

- осознанно, правильно читать вслух (ПР)

- определять

- выполнять взаимопроверку задания (Р)

8.Самостоятельное чтение рассказа.

Самостоятельное чтение рассказа.

- Самостоятельно прочитайте рассказ, читая, обратите внимание на задания.

1 задание. Сколько всего задач прочитал Федя?

2 задание. Сколько концертных номеров прослушал Федя?

Сделайте пометки при подсчете концертных номеров (начало и конец).

-Какие несоответствия вы заметили в прочитанном тексте и прослушанном?

Рассказ был написан в 40 – годы, тогда телевизоров не было!! А издаваться стал в 50-х, тогда  в некоторых редакциях заменили слово «радио» на «телевизор», поэтому можно  встретить разные варианты, что слушал Федя.

- Скажите, в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает?

- Он разговаривает с кем-то или с самим собой?

- Какой тип речи он использует: монолог  или  диалог?

-2 задачи

-7 номеров

Радио и телевизор.

-Да.

Сам с собой, рассуждает вслух

-Монолог

высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному (ПР);

9.Физкультминутка

Физкультминутка (под музыку).

Предлагаю вам тоже  решить небольшую задачку:

На прослушивание  1 песни Федя потратил 3 мин. А на решение каждой задачи на 4 минуты больше. На что Федя потратил больше времени и насколько?

(Одинаково:3х7=21, а (3+4)х3=21

-Что вам мешало??

-О чем была песня??

-Какой вывод можно сделать?

-А теперь давайте выполним физ-кие упр-я.

Мешала вам музыка?

Под веселые напевы

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу. (Дети выполняют движения за учителем по содержанию текста.)

Музыка отвлекала.

Не у слышали, т. к. решали задачу.

Трудно делать 2 дела одновременно.

Нет, наоборот было весело.

Музыка помогает там.

10.Работа над произведением. Чтение по частям

( по песням).

Работа над произведением.

- Какое настроение вызвал у вас рассказ?

- Как Федя готовился делать уроки?

Работа в парах. Чтение по частям. ( по песням)

- Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на  поведение Феди во время решения задачи.

Музыкальный номер (песня)

Эмоциональное состояние

1.«Блоха»                                     ♪

Начал с хорошим настроением, хочет выполнять домашнюю работу, но отвлекается на песню.

 Песня не понравилась.

2.«Он был титулярный советник, она – генеральская дочь»                                        ♪

Проблема – «кто такой титулярный советник?»  так и остается не раскрыта.

Попытка сосредоточить внимание:

 (тёр уши обеими руками,  словно они у него  замерзли, старался не обращать внимания на радио)  не привела к решению математической задачи.

3.«Легко на сердце от песни весёлой!»                                  ♪

Жизнерадостной настрой песни целиком привлёк  внимание Феди.

Мальчик забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт.

Эта песенка очень понравилась Феде.

4.«Однозвучно гремит колокольчик»                           ♪

Простые слова о колокольчиках  ввели мальчика в полное замешательство. Рассеянность  сыграла с мальчиком злую шутку: была прочитана  совсем другая задача.

Федя начал нервничать, волноваться, сердиться.

5.«По дороге зимней скучной тройка борзая бежит»                           ♪

Повтор слова колокольчик уже во второй песне вызвал у него бурю негодования.

- Опять про колокольчик!

Колокольчик утомительно гремит, и Федя тоже утомился и путает слова песни и текст задачи.

6.«Колокольчики мои»      ♪

Хоть из дому беги, с ума сойти! – восклицает Федя.

Начал нервничать,  сердиться,

 раздражаться, злиться, даже ругаться.

7.«Песня индийского гостя» («Не счесть алмазов в каменных пещерах»)               ♪

- Очень нам нужно ещё алмазы считать! 

Тут ещё мешки с мукой никак не сосчитаешь!

Слова этой песни как бы в насмешку над самим

Федей  (над его неумением справиться с задачей,  

со  счётом) становятся последней каплей в терпении мальчика. Он принимает решение – обраться к  товарищу, чтобы, наконец, закончить это «наказание».

 Двадцать раз прочитал задачу – и ничего не понял!

Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил радио и пошёл к своему другу Сорокину.

-Веселое, радостное.

черты характера героя и обосновывать своё мнение (П)

- устанавливать соответствия (П);

- пользоваться разными видами чтения (П);

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (в паре) (К);

11.Работа  по содержанию

Работа  по содержанию.

- Проследите по таблице, как меняется настроение героя.

- Какая песня полностью затормозила работу над задачей?

- Почему Феде так и не удалось решить задачу?

- Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать.

-Что бы вы посоветовали Феде?        

-Какие черты  характера ему необходимо развивать?

-Как автор относится к герою своего рассказа?

Посмеивается над ним? Осуждает его? Или помогает ему что-то понять?

Не случалось ли с вами подобных историй?

- Какой это рассказ сатирический или юмористический?

Н. Н. Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования.

- Как вы думаете, для чего Н. Н. Носов написал этот рассказ?

Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

Автор придумал вполне жизненную ситуацию, которая может случиться с каждым, кто не обладает целеустремленностью, и с доброй насмешкой показал, почему Федя не смог решить задачу.  

Вначале у нашего героя хорошее настроение, но чем больше песен он слушает, тем больше запутывается и не справляется  с решением задачи.

Он начал нервничать, волноваться, сердиться, раздражаться.

Последняя песня.

Ему мешало радио, он не мог сосредоточиться.

Пошел к другу .

Выключить радио и самому решить задачу. Он должен научиться правильно организовывать подготовку домашнего задания.

Усидчивость, сосредоточенность

Весело посмеивается.

Юмористический

Чтобы  мы смогли увидеть себя со стороны и не повторяли Фединых ошибок.    

черты характера героя и обосновывать своё мнение (П)

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному (ПР);

12.Работа

с пословицами.

Работа   с пословицами

Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:

1) Ум хорошо, а два лучше.

2) Делу время, потехе час.

3) Сделал дело, гуляй смело.

4) Какие труды, такие и плоды

5) За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

- Почему?

13.Тест

Тест

Проверяем умение внимательно читать  текста.

1.Как звали главного героя рассказа? Отметь свой ответ +.

Федя Сорокин

Юра Сорокин

Юра  Рыбкин

Федя Рыбкин

Проверяем умение понимать содержание текста.

2.Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его +.

Радио в доме вообще не выключалось.

Радио включил Федин друг.

Федя сам включил радио.

Радио висело так, Федя не мог дотянуться и выключить его.

Проверяем умения видеть языковые средства.

3.Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «отрегулировал репродуктор»? Отметь свой ответ +.

включил

выключил

настроил громкость

поймал нужную волну

Проверяем умение читать «между строк», объяснять и оценивать прочитанное.

4.Почему Федя назвал короля противным? Отметь свой ответ +.

Он не любит королей.

Король предпочел блоху родному брату.

Король обидел блоху.

Король мешал Феде решать задачу.

Проверяем умение определять тему текста.

5. О чем главным образом хотел рассказать автор. Отметь свой ответ +.

о любви Феди к концертам

о том, как надо готовить уроки

о нерешаемых задачах

о дружбе Феди и Юры Сорокина

Проверяем умение понимать авторский замысел (главную мысль)

6. Какова главная мысль текста? Отметь свой ответ +.

Бесполезно делать сразу два дела.

В трудную минуту на помощь всегда придет друг.

Задача легче решается, если никого нет дома.

Качество концертов влияет на подготовку уроков.

14.Рефлексия. Оценивание.

-Посмотрим на наш план. Выполнили его?

- Вернёмся к девизу нашего урока. Что, по-вашему, означают слова: «Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться!» с точки зрения прочитанного рассказа?

- Какой вывод можете сделать  на нашем уроке?

Напишите, закончив предложение.

Закончите предложение:

1. сегодня я узнал…

2. я понял, что…

3. теперь я могу…

4. теперь я знаю, что…

- Речь идёт не о развлечениях во время учёбы, а о том, что выполнять работу нужно с хорошим настроением, активно, с желанием.

- осознать успешность при изучении темы (Л);

- оценивать результат собственной деятельности

15.Домашнее задание (выбрать по желанию)

1.Прочитать рассказы Н.Н.Носова

2.Нарисовать рисунки

3.Придумать продолжение рассказа

4.Решить Федину задачу.

         5.Попробуйте сами написать смешной рассказ  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Н.Н. Носов. "Федина задача"

Данный урок литературного чтения формирует у детей читательскую самостоятельность, развивает образное и логическое мышление, расширяет кругозор школьников. Разнообразные виды деятельности развивают...

Конспект урока по чтению 3 класс "Федина задача" Носов Н.Н.

Цели: 1. Расширить знания детей о жизни и творчестве Н. Носова, познакомить детей с               новым рассказом, учить анализиро...

Открытый урок чтения 3 класс Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»

                          Открытый урок чтения 3 класс...

уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"

Интегрированный урок с применением ИКТ....

Конспект + презентация к уроку Литературного чтения 3 класс тема - «Н. Н. Носов «Федина задача».

Конспект урока по литературному чтениюТема: « Н. Н. Носов «Федина задача»  Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с ...

уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс

План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: Н.Н. Носов "Федина задача". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством Н.Н. Носова, с рассказом «Федина задача».Планируемые результаты:Предметные:знать: жизнь и творчество Н.Н. Носовауметь:...