Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Н.Н. Носов. "Федина задача"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Данный урок литературного чтения формирует у детей читательскую самостоятельность, развивает образное и логическое мышление, расширяет кругозор школьников. Разнообразные виды деятельности развивают  умения  анализировать, .обобщать, сопоставлять. Урок поможет вызвать у обучающихся желание читать произведения Николая Николаевича Носова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»

Учебник: Родная речь – В. Г. Горецкий, 3 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели:

  1. познакомить с новым произведением Н.Н.Носова «Федина задача», совершенствовать навыки выразительного чтения;
  2. развивать речь, логическое мышление,  творческие способности учащихся, чувство юмора;
  3. формировать нравственные качества учащихся;

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор
  2. магнитофон
  3. карточки с дифференцированным заданием
  4. карточки с домашним заданием
  5. портрет Н.Н Носова
  6. произведения Н.Н.Носова

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

I

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Петровна. Сегодня я у вас проведу урок чтения. Девиз нашего урока урока: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»

Как вы понимаете эти слова?

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.

Входит Незнайка. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Сколько книг написано обо мне? Кто автор этих книг? В каком городе я живу? На какой улице?

Слайд 1

Слайд 2

II

Актуализация опорных знаний

В стране литературии есть маленький гном Забывалкин. Помогите ему вспомнить произведения Н.Носова.

  1. Игра «Отгадай по первым буквам произведение Н.Носова
  1. «Фан…»               «Фантазёры»
  2. «Жив… …»         «Живая шляпа»
  3. «Огу…»               «Огурцы»
  4. «Миш… …»         «Мишкина каша»
  5. «Ви… … в … и …»   «Витя Малеев в                    школе и дома»
  1. «Ого…»                  «Огородники»
  2. «Нез… на …»        «Незнайка на Луне»

Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети.

Слайд 3

Слайд 4

III

Объявление темы и цели урока

(Учащиеся сами выводят цель урока)

С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке?

. А какое? Отгадайте.

Ачадаз анидеф («Федина задача»)

Сформулируйте цель урока

Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача»,

Учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Федина задача»

и анализировать произведение Н.Н.Носова «Федина задача

Слайд 5

IV

V

VI

VII

Изучение нового материала

Первичное закрепление

Анализ произведения

Физкультминутка

  1. Вступительная беседа

Биография Н.Н.Носова

 Родился в 1908 г., в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Поставил несколько мультфильмов. О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына

. Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: “ В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…»

  1. Попробуйте предположить; о чём будет это произведение?

  1. Словарная работа
  1. Рокочущим басом – низким мужским голосом
  2. Титулярный советник – гражданский чин 9 класса
  3. Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.
  4. Борзая – быстрая

  1. Прослушивание аудиозаписи рассказа в исполнении заслуженного артиста Льва Дурова

  1. Поделитесь своими чувствами и мыслями о прочитанном
  2. Оправдалось ли ваше предположение?

  1. Беседа по содержанию

  1. Определите жанр произведения
  2. Какое настроение вызвал у вас рассказ?
  3. Как Федя готовился делать уроки? Прочитать отрывок
  4. Посмотрите иллюстрацию 1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.
  5. Посмотрите иллюстрацию 2. Что изображено? Найдите отрывок к

      этому рисунку.

  1. Почему Феде так и не удалось решить задачу?
  2. Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать
  3. Что бы вы посоветовали Феде?
  4. Какие черты  характера ему необходимо развивать?
  5. Как автор относится к герою своего рассказа?

Посмеивается над ним?

Осуждает его?

Или помогает ему что-то понять?

  1. Не случалось ли с вами подобных историй?
  2.  Какой это рассказ сатирический или  юмористический?  ( Работа в парах)

              Н.Н.Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира –  осмеивание с оттенком негодования.

  1. Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

      2.  . Математический диктант

  1. Сколько мелодий прослушал Федя?
  2. Сколько задач прочитал Федя?

                  3)   Сколько раз звучало слово «колокольчик ?»

    3. Дифференцированная работа по   карточкам (Обучающиеся выбирают  задание по желанию)

1) Чтение по ролям

а) Найти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Придать голосу окраску радости, удовольствия.

б)  Найти отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.

      2)  Пересказ понравившегося отрывка.

      3)  Устное рисование портрета Феди            Рыбкина

      4) Составить синквейн

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

ст.. 181

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

VIII

Рефлексия

Оценивание учащихся

Вернёмся к цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

Над чем задумались?

Слайд 15

IX

Домашнее задание

(выбрать по желанию)

  1. Прочитать рассказы Н.Н.Носова
  2. Нарисовать рисунки
  3. Написать сочинение о Феде Рыбкине
  4. Пересказ понравившихся рассказов
  5. Попробуйте сами написать смешной рассказ  

Слайд 16


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трилогия о Незнайке

Слайд 2

Николай Николаевич Носов

Слайд 3

Помоги Гномику вспомнить произведения Н.Носова «Фан…» «Жив… …» «Огу…» «Миш… …» «Ви… … в … и …» «Ого…» «Нез… на …» «Фантазёры» «Живая шляпа» «Огурцы» «Мишкина каша» «Витя Малеев в школе и дома» «Огородники» «Незнайка на Луне»

Слайд 4

"Огурцы"

Слайд 5

Тема: Николай Николаевич Носов «Ачадаз анидеф» Цель: 1. Познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», 2. Научиться правильно, выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Федина задача» 3. Анализировать произведение Н.Н.Носова «Федина задача» «Федина задача»

Слайд 6

23 ноября 2011 года исполнилось 103 года со дня рождения Николая Николаевича Носова (1908 - 1976) , русского поэта, писателя, переводчика.

Слайд 7

Николай Николаевич с сыном Петром

Слайд 8

Н. Н. Носов читает свои произведения ученикам

Слайд 9

Словарная работа Рокочущим басом – низким мужским голосом Титулярный советник – гражданский чин 9 класса (служащий в государственном учреждении) Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами Борзая – быстрая

Слайд 10

Текст читает заслуженный артист Лев Дуров

Слайд 13

Черты характера Дисциплинированность Целенаправленность Чёткость выполнения Умение преодолевать трудности Ответственность Трудолюбие

Слайд 14

Как автор относится к герою своего рассказа? Посмеивается над ним? Осуждает его? Или помогает ему что-то понять?

Слайд 15

Какой это рассказ сатирический или юмористический? ( Работа в парах) Н.Н.Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования.

Слайд 16

Дифференцированная работа по карточкам 1) Чтение по ролям а) Найти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Придать голосу окраску радости, удовольствия. б) Найти отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование. 2) Пересказ понравившегося отрывка. 3) Нарисовать портрет Феди Рыбкина. 4)Составить синквейн.

Слайд 17

Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк Кто? Что? Предмет Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки Существительное, выступающее как итог Какой? Какая? Какое? Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета Что делает? Три глагола, раскрывающие действия предмета

Слайд 18

Домашнее задание Прочитать рассказы Н.Н.Носова Нарисовать иллюстрации к рассказу Написать сочинение о Феде Рыбкине Пересказ понравившихся рассказовН.Н.Носова Попробуйте сами написать смешной рассказ

Слайд 19

Уходя с урока, выберите подходящий для своего настроения шарик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Методическая разработка урока литературного чтения "Смешные книжки. тайна смешного. Н.Носов "Федина задача"

Данная разработка может быть использована в различных УМК как на уроке, так и во внеурочной деятельности....

Конспект + презентация к уроку Литературного чтения 3 класс тема - «Н. Н. Носов «Федина задача».

Конспект урока по литературному чтениюТема: « Н. Н. Носов «Федина задача»  Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с ...

Технологическая карта урока литературного чтения (3 класс). Тема: "Н. Носов "Федина задача" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  знакомство с биографией Н. Носова, знакомство с рассказом «Федина задача», формирование умения работать с текстом; отработка навыка находить нужную информа...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: Н.Н. Носов "Федина задача". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством Н.Н. Носова, с рассказом «Федина задача».Планируемые результаты:Предметные:знать: жизнь и творчество Н.Н. Носовауметь:...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...