конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Разработка урока литературного чтения 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока по литературному чтению
Учитель: Ковалевская Н.Ю.
Класс: 2 класс
Тема урока: Лирическое стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной».
Учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, литературное чтение, 2 класс (1-4).
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цель урока: формирование эстетического восприятия, осмысления лирических стихотворений посредством творчества Ф.И.Тютчева
Задачи:
-познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;
-помочь понять настроения, чувства поэтов, художников, композиторов, которые описывали осеннее время года;
-учить детей работать с лирическим произведением, понимать смысл художественного слова, ввести новые понятия «средства языка»: «эпитет», «олицетворение», «сравнение», расширить словарный запас;
-находить средства художественной изобразительности в анализируемом тексте, определять их роль.
-сформировать систему новых понятий - «средства художественного слова», научить детей способам выразительного чтения текста: расстановка пауз-коротких и длительных, постановка логического ударения.
Предполагаемые результаты:
личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к родной природе, уважительного отношения к русской литературе, русскому языку.
метапредметные : умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал. Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы.
предметные:умение анализировать стихотворения, сопоставлять лирических героев, образы родной природы, создаваемые Ф. И. Тютчевым; определение в стихотворениях изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идеи стихотворения; владение литературоведческой терминологией при анализе стихотворений.
Оборудование:
1. Презентация к уроку
2. «Времена года. Осень». П.И. Чайковского.
3. « Времена года. Октябрь». П.И. Чайковского.
4. Аудиозапись стихотворения « Есть в осени первоначальной…».
5. «Дерево настроения»: листочки зелёного, жёлтого, оранжевого цвета.
Ход урока
1) Организационный этап.
Дыхательная гимнастика
- Ребята, сегодня на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся. Молодцы!
- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки над головой)
- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)
- Новый день оно начнет (руки вниз широко)
- С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, Улыбнитесь друг другу, нашим гостям пусть наш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.
II. Введение в тему урока .
Учитель:
-Ребята сегодня необычный урок. Я приглашаю вас отправиться в мир музыки и постараемся понять, что пытался выразить композитор звуками музыкального произведения.
( Слайд 1) ( портрет П.И. Чайковского). Произведение П.И.Чайковского «Времена года» - «Осень»
- Какая была музыка? (спокойная грустная, печальная музыка, хочется подумать о чём-то, посидеть в тишине, музыка была быстрая, активная, стремительная, весёлая…)
-Какие чувства вызвало у вас произведение?( спокойствие, грусть, печаль, задумчивость…)
-Когда у человека бывает такое настроение?(когда что –то произошло, не получил что очень хотел, когда обидели…)
-А если у человека всё хорошо, но хочется побыть одному, раньше лечь спать.. Хочется спать вместе с природой.
-Что вы представили, когда слушали произведение?
Композитор Пётр Ильич Чайковский выразил свои чувства и своё настроение через музыку.
(Слайд- 2)фотограф- выражает свои чувства и своё настроение через фотографию
художник- через картину
писатель- через слово
( Слайд № 4). Итог: свои чувства своё отношение к чему-либо человек может выразить посредством произведений искусства: музыки, картин художников, фотографию и через художественные произведения.
- Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение.
А может мы сами научимся владеть этой волшебной палочкой….
II. Введение в тему урока .
Учитель :
- Послушайте стихи. Что объединяет эти стихотворения?
Ученик 1
А.Твардовский «Лес осенью»
Меж редеющих верхушек показалась синева. Данила
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва
Ученик 2
И.Бунин «Осень»
Лес точно терем расписной Диана
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Ученик 3
А.Майков «Осень»
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу… Дима
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
Учитель:
- Что объединяет эти стихотворения?
-Какие чувства вызвали у Вас эти произведения?
Ученики:
- Изображение осенней природы в творчестве знаменитых поэтов.
- Стихотворения на одну тему.
Учитель: Одним из таких поэтов талантливых был Ф.И.Тютчев. Он очень любил это время года.
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Чему будем учиться?
-будем учиться понимать стихотворение Ф.И.Тютчева
- Чтобы лучше понимать произведения поэтов, писателей нужно лучше их знать ,изучать биографию- жизнь поэта. О нём сегодня нам расскажет Лукьянов Данила.
Слайд №5 (Портрет Ф.И. Тютчева).
Ученица:
(Рассказывает заранее подготовленный ученик).
- Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов 19 века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.
Установка на восприятие текста:
- Сейчас пригласим тишину и прослушаем лирическое стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» в исполнении профессионального артиста.
(Прослушивание записи)
Выявление первичного восприятия:
- опишите настроение произведения (радостное, восторженное, музыкальное…)
- опишите свои ощущения (лёгкость, радостное волнение…)
Словарная работа
Значение каких слов вам были непонятны?
( Слайд 6) Серп– ручное орудие для срезания травы, пшеницы, говорили «жать пшеницу», «началась жатва»т.е. – уборка зерна.
( Слайд 7) Лазурь–светло-синий цвет
( Слайд 8) На праздной борозде – убранное поле.
4. Чтение учащимися молча.
У. Скажите, а что-нибудь нового про приметы осени вы узнали для себя ?
Д. Нет .
У. Видите, как интересно. Ничего нового про осень вы не узнали , а стихотворение вам понравилось , вызвало у вас определённое настроение .
Значит в стихотворении главное не знания, не информация, а переживания чувства.
В древние времена лирические произведения исполняли под аккомпанемент лиры. ( Слайд 9) Картинка лиры.
( Слайд 10) Лирика – от греческого – то, что рассказали под звуки лиры – самый личный, задушевный род литературы.
Лирика – вид поэзии, выражающий чувства, мысли, переживания автора.
Физминутка.
Дыхательная гимнастика. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох чрез рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали. Повторяем 3 раза
Работа в группах. Мы разделились на 3 группы: Музыканты, Поэты, Художники
Я раздам каждой группе задание. Ваша задача прочитать это стихотворение, поработать по вопросам.
«Музыканты», ваша задача прочитать стихотворение, вчитаться, вслушаться в каждое слово, подчеркнуть слова, которые помогут «услышать» музыку стихотворения, передать своё настроение после прочитанного, рассказать какие чувства возникли.
- В помощь даю вам вопросы (на листах)
1. Какие чувства при чтении возникли у вас: изумление, радость, восхищении, сожаление, восторг, умиротворенность?
2. Подчеркните слова, какими он передаёт свою радость, восхищение, огорчение, восторг, грусть.
3. Какую по характеру звучания мелодию вы бы использовали для озвучивания стихотворения?
- Вторая группа «Поэты» ваше задание – прочитать стихотворение, подчеркнуть непонятные слова, объяснить значение этих слов, ответить на вопросы.
Вопрос для группы «Поэтов»
1. Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени.
- Третья группа «Художники» - ваше задание прочитать стихотворение, словесно нарисовать картину.
- Когда бывает эта «дивная» пора?
- Как вы понимаете «первоначальной»?
- Каким поэт видит день?
- Он называет его «хрустальным». Почему?
- Какие краски использовали бы для своей картины?
–В первом четверостишии словесно нарисуйте картину осени.
- Как поэт пишет о поле? Какое поле?
- Какие слова подчёркивают пустоту поля?
- С чем сравнивает поэт паутину?
- С каким настроением читаются эти строки?
-Во втором четверостишии опишите увиденную вами картину.
- В третьем четверостишии, какую картину вы представили?
(даётся 5 минут)
Б) Работа по вопросам после чтения.
- Проверяем группу «Поэты»:
У. - Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени?
Д. - Он испытывает чувство изумления и восхищения от красивой осенней поры. Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели.
Проверяем группу «Художники»
- Когда бывает эта «дивная» пора? (… в осени первоначальной…)
- Как вы понимаете «первоначальной»? (только начавшейся)
- Каким поэт видит день? (… как бы хрустальный…)
- Он называет его «хрустальным». Почему? (прозрачный лес, воздух)
- Какие краски использовали бы для своей картины?
–В первом четверостишии словесно нарисуйте картину осени.
( Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный).
- Как поэт пишет о поле? Какое поле? (пустое)
- Какие слова подчёркивают пустоту поля? (… лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде…)
- С чем сравнивает поэт паутину? (с тонким волосом)
- С каким настроением читаются эти строки? (с грустью)
-Во втором четверостишии опишите увиденную вами картину.
-Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина
- В третьем четверостишии, какую картину вы представили?
-Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка.
- Проверяем группу «Музыканты»:
1. Какие чувства при чтении возникли у вас: изумление, радость, восхищении, сожаление, восторг, умиротворенность?
2. Какую по характеру звучания мелодию вы бы использовали для озвучивания стихотворения?
- Послушайте, подходит к этому стихотворению эта музыкальная композиция? Её написал Петр Ильич Чайковский из цикла «Времена года. Октябрь».
- Все согласны? Что можете добавить?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы листочки осенние
На веточках сидели,
Дунул ветер, полетели,
Полетели, полетели и …
На землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Повертел их, покружил
И на место посадил.
Выразительное чтение стихотворения
- нам надо научиться читать выразительно это стихотворение.
- В каком темпе его следует читать? (поэт очарован, он боится нарушить покой, читаем в замедленном темпе, напевно)
- В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.
1.) Чтение первой строфы 1 учеником, остальные следят и отмечают карандашиком наиболее важные слова в каждой строфе.
Проверка
Есть в осени первоначальной I
Короткая, I но дивная пора. II
Весь день стоит как бы хрустальный, I
И лучезарны вечера.....II
(Ученик выделяет голосом, остальные карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы)
- А теперь прочитаем хором, негромко.
2.) Чтение второй строфы 2 учеником остальные следят и отмечают карандашиком наиболее важные слова в каждой строфе.
Где бодрый серп гулял I и падал колос, I
Теперь уж пусто все – I простор везде, I
Лишь паутины тонкий волос I
Блестит на праздной борозде. II
(Ученик выделяет голосом, остальные карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).
- А теперь прочитаем хором, негромко.
3.) Чтение третьей строфы 3 учеником
Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I
Но далеко еще до первых зимних бурь - I
И льется чистая и теплая лазурь I
На отдыхающее поле.....II
(Ученик выделяет голосом, остальные карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).
- А теперь прочитаем хором, негромко.
- Теперь прочитаем выразительно полностью это стихотворение.
(читают 2 ученика)
Итог
- С каким произведением познакомились, какого автора?
-Что такое лирика? ( вид поэзии,)
- Для чего необходимо знакомиться с творчеством художников, композиторов, поэтов?
(оценивается работа учащихся)
- Наверно, вам захотелось выучить это стихотворение?
Выучить стихотворение наизусть.
- На доске у меня нарисовано дерево. И осень предлагает нам его украсить листочками. Выбираем один листочек одного цвета и приклеиваем его на дерево.
( Слайд Оранжевый - отличное настроение, всё понравилось, хотелось многое узнать.
Жёлтый - хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
Зелёный - было скучно, неинтересно, много затруднений.
Итоговое слово учителя
-Ребята, а вам хотелось бы еще раз встретиться со стихами Ф.Тютчева? (ответы детей).
-Я искренне желаю вам встречаться с красотой в жизни: в литературе, в живописи и поэзии .
- Когда читаешь стихотворение так, как мы сегодня попытались это сделать, то ощущаешь себя человеком, тоже пишущим стихи, видишь все те предметы, о которых узнал в стихотворении, что-то появляется в душе хорошее, доброе.
Ф.И.Тютчев за свою жизнь написал около 400 лирических произведений . Его часто называют «Певцом природы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...