Конспект урока по литературному чтению в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Согласные звуки [З] и [З"]"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Пашинина Марина Юрьевна

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе УМК " Перспективная начальная школа" "Согласные звуки [з] и [з"]

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пашинина Марина Юрьевна

Учитель начальных классов

Выборгский район

МБОУ «СОШ г. Светогорска»

Конспект урока литературного чтения

 обучение грамоте (чтение) в 1 классе.

Урок изучения нового материала

УМК «Перспективная начальная школа»

Агаркова Н.Г. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука [Текст]: 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Под ред. М.Л. Каленчук. -  М.: Академкнига / Учебник, 2010.

Тема урока «Согласные звонкие звуки [з][з ̓], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости, буквы Зз. Чтение слогов и слов с новыми буквами»

Цель урока: знакомство с новыми согласными звонкими звуками [з][з ̓], буквами З з; формирование умения читать слоги с новыми буквами и слова по слогам и орфоэпически.

Задачи урока:

  • Формировать умение находить место согласных звуков [з][з ̓] в словах через упражнения на фонематическое слушание  и давать звукам характеристику.
  • Формировать умение читать звуковую модель слова.
  • Научить правильно печатать буквы З з.
  • Сформировать умение читать слоги с новыми буквами (не читающие дети), формировать умение читать слова по слогам и орфоэпически (читающие дети).
  • Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; через работу по составлению словосочетаний и правильное употребление их в речи.  
  • Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения через работу со звуковыми схемами.
  • Формировать универсальные учебные действия:

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Общеучебные умения:

- поиск и выделение информации (звуки в словах и звуковых моделях слов),

- моделирование звуковых схем и моделей слов-предметов, слов-признаков и слов-действий с помощью цветовых карточек; печатных букв Зз из элементов;

- умение работать с таблицей и звуковыми схемами;

- умение строить устное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Логические умения:

- анализ объектов, с целью выделения звуков;

- сравнение слоговых моделей со звуками [з][з ̓] в учебнике;

- развивать умение группировать слова по разным основаниям через работу с таблицей;

- умение планировать учебную деятельность на уроке, опираясь на составленный совместно с учителем план по изучению новых звуков и букв;

-принимать и сохранять учебную задачу;

- дополнять, уточнять высказанные мнения по заданию;

- умения самоконтроля и самооценки;

- умение слушать собеседника;

- строить высказывание;

- вступать в диалог с учителем и сверстниками;

-умение работать в группе, паре;

- формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности на этапе рефлексии.

Оборудование

Для учителя:

- иллюстрации для выделения звуков [з][з ̓] из разных позиций в слове (начало, середина): зебра, заяц, коза, кузнечик и арбуз (для рассмотрения ситуации, когда звонкий звук на конце слова оглушается);

- таблички – план урока по изучению новой буквы: «выделяем звуки и даём характеристику», «определяем место звуков в слове», «учимся печатать буквы», «учимся читать слоги, слова, предложения»;

- фишки – условные обозначения звонких согласных звуков; модель слова с показом места нахождения звуков [з][з ̓] в начале, середине слова;

- плакат с изображением печатного и письменного варианта букв З з;

- слайды с объяснением лексического значения слов «заря» и «заноза»,  изображением енота и предложением- вопросом с пропущенной буквой з «Делают ли еноты на …иму  …апасы?» для определения темы урока;

- толковый словарь.

Для учащихся:

- учебник, рабочая тетрадь,

-сигналы (светофоры «красный», «зелёный» для обратной связи)

-конверты с элементами букв Зз для моделирования;

- фишки – условные обозначения звонких согласных звуков; условное обозначение слова-предмета, слова-признака, слова-действия (прямоугольники розового, жёлтого и синего цветов);

Оформление доски

                                                                                             □   □   □   □    □  

                                                          (изображения предметов, в названии которых

есть звуки [з][з ̓] в начале слова и середине:

 зебра, заяц, коза, кузнечики арбуз (для рассмотрения ситуации,

когда звонкий звук на конце слова оглушается);

 [□][□ ̓ ]

 [□][□ ̓ ]

 [  ]

Вторая таблица появляется по ходу урока:

[□]

[□ ̓ ]

Ход урока:

  1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. 30 ´´

/Учитель проверяет подготовку к уроку/

- Прозвенел звонок и смолк,

  Начинается урок.

  На меня все посмотрели

  И за парты тихо сели.

  1. Повторение пройденного. Актуализация знаний. 3 ´ 30 ´´

- Открыли учебники.

- Что интересного  и нового для себя узнали вчера на уроке чтения?

(Я узнал, что звуки [д][т]и [д̓][т̓] образуют пару;

на конце слова звонкие звуки [д] и [д̓] оглушаются,

и мы слышим звуки [т] и [т̓].

Я узнала, что енот любит трудиться, заботится о своём потомстве.

Я узнал, что енот – чистюля; всеядное животное и  строит гнёзда на деревьях)

- Докажите, что енот был тружеником.

(Дети читают 2, 3, 4 предложение из текста «Енот»)

- Почему у енота была уютная нора?

(Он был не лодырем, заботился о своих детях)

- Как по-другому можно назвать текст?

                                              (Заботливый отец, труженик енот)

  1. Постановка учебной задачи. (Целеполагание. Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи). 5 ´

- А енот прислал вам вопрос.

/Слайд с изображением енота и предложением- вопросом с пропущенной буквой з «Делают ли еноты на …иму  …апасы?»/

- Можете прочитать? Почему?

                        (Не хватает букв)

-А, может быть, кто-то догадался, что в письме написано?

                        (Делают ли еноты на зиму  запасы?)

- Давайте ответим еноту.

                                (Корешки, ягоды, грибы.

Я точно знаю, что енот ложится в спячку и ничего не запасает)

- Откуда ты узнал?

                                (Читал с мамой в энциклопедии)

-Смогли бы мы ответить еноту, если бы Гриша не помог?

                                        (Нет)

-А почему Гриша смог прочитать?

                                (Он знает все буквы и умеет читать.

Он знает букву з)

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

(Будем изучать букву З.

Узнаем, какой буквой обозначаются звуки [з][з ̓ ])

- Мы уже много изучили букв. Давайте определим, по какому плану мы работаем, когда изучаем новую букву?

-С чего начнём?

(Выделяем звуки, слушаем и даём им характеристику)

/На доске появляется 1 пункт плана/

- Чему дальше учимся?

/Появляются остальные пункты плана /

(Находим место звуков в слове.

Учимся печатать буквы.

Учимся читать слоги, слова, предложения с новыми буквами)

  1. Изучение нового материала.

а) Выделение звуков [з][з ̓ ], их характеристика. 2´

- Начинаем работу с 1 пункта плана.

-Найдите, какие картинки для анализа нам предлагают авторы учебника.

- Произнесите медленно 1 слово.

(Зонт)

- Назовите первый звук.

([з])

- Дайте ему характеристику.

(Он согласный, звонкий, твёрдый)

- Вы согласны?

    /Обратная связь – дети показывают сигналами «красный», «зелёный» /

- Покажите, фишку, которой будем обозначать условно звук [з] в звуковой модели слова.

/Показывают/

- Рассмотрите вторую картинку. Что ест мышка?

(Зёрна)

- Произнесите медленно слово. Назовите первый звук.

([з ̓])

- Дайте ему характеристику.

(Он согласный, звонкий, мягкий)

- Вы согласны?

    /Обратная связь – дети показывают сигналами «красный», «зелёный» /

- Покажите, фишку, которой будем обозначать условно звук [з̓] в звуковой  модели слова.

/Показывают/

/ По ходу работы на доске появились условные обозначения звуков [□][□ ̓ ]/

- Давайте поиграем со звуками, правильно их называя.

/ Учитель показывает на обозначение звуков по очереди, а дети их произносят/

- Итак, чем похожи звуки?

(Они согласные и звонкие)

- Чем отличаются?

(мягкий, твёрдый)

б) Фонематическое слушание. Игра «Где спрятался звук?» 4´

     - Маша, прочитай 2 пункт плана.

(Будем учиться находить место звуков в словах)

     - Поиграем в игру  «Где спрятался звук?». А где в слове может находиться звук?

(в начале слова, в середине, в конце)

- Разделим слова на группы и распределим в таблицу /картинки: зебра, заяц, коза, кузнечик и арбуз /

- Произносим слово, выделяем звук, даём ему характеристику и определяем место в слове.

/Один ученик произносит слово, дает характеристику звуку, остальные показывают сигналами «красный», «зелёный» /

(Заяц: звук [з] - согласный, звонкий, твёрдый, слышу  в начале слова.

Зебра: звук [з̓] - согласный, звонкий, мягкий, слышу в начале слова.

Коза: звук [з] - согласный, звонкий, твёрдый, слышу в середине слова.

Кузнечик: звук [з̓] - согласный, звонкий, мягкий, слышу в середине слова)

/На доске появилась таблица с картинками/

[□][□ ̓ ]

 [□][□ ̓ ]

 [  ]

заяц

коза

зебра

кузнечик

- Почему не выбрали слово «арбуз»?

( На конце слова «арбуз»  звук [з] оглушается и превращается в звук [с])

- Эти звуки «дружат» и образуют пару [з] [с]. Какие ещё звуки образуют пары?

([д][т]и [д̓][т̓])

- А на какие группы ещё можно разделить эти слова?

(В одну группу слова со звуком [з], в другую - [з̓])

/Дети распределяют картинки по группам в таблице: один ученик произносит слово, дает характеристику звуку, остальные показывают сигналами «красный», «зелёный» /

                                

                                        (Заяц: звук [з] -  твёрдый, расположу в первый столбик.

                   Зебра: звук [з̓] -  мягкий, расположу во 2 столбик.

                             Коза: звук [з] -  твёрдый, расположу в первый столбик.

                           Кузнечик: звук [з̓] -  мягкий, расположу во 2 столбик)

/На доске появилась таблица с картинками/

)

[□]

[□ ̓ ]

заяц

зебра

коза

кузнечик

- Чему научились?

(Находить место звуков [з][з ̓] в словах.

Делить слова на группы)

в) Обозначение звуков [з][з ̓] буквами Зз.  Конструирование букв. Печатание букв. 4´

- Кто знает, какая буква нам нужна для обозначения согласных звонких звуков [з][з ̓] на письме?

(Буква з)

/На доске появляется плакат с изображением  образца печатных и письменных строчной и заглавной букв Зз/

- Сколько букв?

                (4)

-Почему четыре?

                (Две письменные и две печатные)

- Зачем нужны заглавные буквы?

(Писать имена собственные)

- На что похожа печатная буква З?

(На цифру 3)

- Послушайте, что разглядели в букве з поэты:

        З – не просто завитушка,

        З – пружинка, крендель, стружка.

- С чем сравнивается буква З?

-Достаньте элементы букв, сконструируйте буквы.

 /Дети моделируют печатные строчную и заглавную буквы Зз из элементов разрезной азбуки/

-Сравните с моим образцом на доске.

/сравнивают/

-У кого не получилось?

 / Дети показывают сигналами «красный», «зелёный»/

-А надо ли нам научиться печатать буквы?

                (Надо, чтоб ответить на письмо еноту;  печатать другие слова)

- Напечатайте три раза буквы Зз по образцу. Проверьте посадку.

 /Учитель оказывает индивидуальную помощь/

- Как будем обозначать звуки в транскрипции?

(С помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках)

/На доске появляется плакат «[з][з ̓]»/

Физкультминутка. Фонематическая разминка. 1´

- Я называю слово. Если оно пишется с заглавной буквы – поднимаете руки вверх, если со строчной – приседаете: Зина, зал, Зоя, здание, змея, Зорька, заря, Зеленогорск.

- Кто ни разу не ошибся?

г)  Чтение слогов по заданным схемам. 5 ´

- Чему ещё не научились?

(Читать слоги)

- Найдите задание. Прочитайте про себя. /Самостоятельная работа/

- Чем похожи слоги в каждой группе?

(Есть гласные и согласные)

- Чем отличаются?

(Согласные звуки мягкие и твёрдые)

- Чем отличаются слоги  первой и второй группы?

(Местом гласного звука)

- Перед какими гласными буквами согласный звук произносится твёрдо?

(а, о, э, ы, у)

- Докажите.

 /Читают 2-3 ученика/

- В каком ещё случае согласный произносится твёрдо?

                                                        (в слогах первой группы)

-Докажите.

/Читают 2-3 ученика/

-Послушайте, как я прочитаю эти слоги: [ас], [ос], [ус], [эс], [ыс], [ис].Что интересного заметили?

                        (Вы на конце произносили звук [с])

-Как называется такое изменение?

                                (Оглушение)

-Где должны в словах стоять эти слоги, чтобы услышать изменения?

                                (в конце слов)

- Перед какими гласными буквами согласный произносится мягко?

(я, е, ё. ю, и)

- Докажите.

/Читают 2-3 ученика/

- Я назову слог, а вы дополните до целого слова. Зя (зяблик), зу (зубы), уз (узор).

- Найдите слог, который может являться словом – помощником.

                                (слог из)

- Чему учились?

(Читать слоги с новой буквой)

- Зачем учились читать слоги?

(Чтобы читать слова)

д) Чтение слов. 8 ´

- Найдите задание в учебнике. Прочитайте слова друг другу по очереди. /Работа в парах/

-Какие слова вам не понятны?

                (Денис: мне не понятно слово «зори»)

- А может кто-то знает, когда мы употребляем слово зори?

                (когда одна – заря, а много - зори)

- Где можно узнать значение слова заря?

                (В толковом словаре)

- Маша поработает со словарём и прочитает значение слова./Хорошо читающая девочка работает со словарем/

-А может кто-то попытается объяснить сам?

                        (когда восходит солнце; когда небо становится красным)

-Послушаем Машу

                (Слово заря имеет три значения: яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца; зарождение чего-нибудь нового, радостного; утренний или вечерний военный сигнал, исполняемый трубачом, барабанщиком)

/На экране слайд, иллюстрирующий три значения слова заря /

- Денис, теперь ты можешь сам объяснить значение слова зори?

- Какие придумали словосочетания с прочитанными словами?

(Озёрный край, озёрный окунь, озёрный камыш, озёрный песок)

/Ребёнок назвал словосочетание «озёрный день». Дети обсуждали употребление в речи данного словосочетания и доказали, что пример неудачный /

(Зимний сад, Зимний дворец, зимний лес, зимний пейзаж)

/Аналогичное обсуждение неудачных примеров «зимний лёд», «зимний снеговик»/

- Приготовьте фишки, обозначающие слово-предмет, слово-признак и слово-действие.

- Покажите обозначение слова «заноза»

/Дети показывают прямоугольник розового цвета /

- Покажите обозначение слова «зимний»

/Дети показывают прямоугольник жёлтого цвета/

- Придумайте в группе два слова-действия с изученными звуками. Договоритесь, кто будет отвечать от вашей группы. Чья группа будет готова – покажите сигнал.

/Дети работают в группах. Учитель оказывает помощь, если потребуется/

-Проверяем работу групп. Приготовьте сигналы «красный», «зелёный». Называет свои слова первая группа.

/Один ученик от группы называет два слова-действия с изученными звуками, остальные показывают сигналами «красный», «зелёный» (согласие, несогласие) /

                                        

(зябнуть, зевать; замерзать, звонить; звенеть, задеть; и др.)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. 2´

- Давайте вспомним тему урока.

(Знакомство с буквами Зз.

                                                     Какой буквой обозначаются звуки [з][з ̓])

- Чему научились?

(Я научился читать слова с буквой З.

Я научился печатать букву З.

Я узнала, что звуки [з] [с] образуют пару

Я узнал, что означает слово зори и заря)

- Чему не успели научиться?

(Читать предложения)

- Как же нам быть?

(Будем учиться читать завтра)

-Оцените свою работу.

Прямоугольник розового цвета – «Я активно работал весь урок»

Прямоугольник жёлтого цвета – «Я работал хорошо, но могу работать лучше»

Прямоугольник синего цвета – «Я не был активным на уроке »

- Ребята, кому урок был полезен, встаньте, пожалуйста.

-Спасибо за работу!

/Учитель поощряет работу детей жетонами/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" по теме "Андрей Усачёв. Обои"

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" во 2 классе по теме "Андрей Учачёв. Обои" соответствует требованиям ФГОС и содержит описание групповой работы, интер...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"

Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...

Л.Н.Толстой "Лев и собачка" конспект урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе с использованием новых современных технологий....

Урок по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Тема  Л.Н.Толстой  «Лучше всех»Цели: знакомство с новым произведением и жанром; совершенствование навыков выразительного чтения; закрепление умения составлять модель обложки; привитие ...

Урок по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Тема  Л.Н.Толстой  «Лучше всех»Цели: знакомство с новым произведением и жанром; совершенствование навыков выразительного чтения; закрепление умения составлять модель обложки; привитие ...