Конспект урока по литературному чтению в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Согласные звуки [З] и [З"]"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе УМК " Перспективная начальная школа" "Согласные звуки [з] и [з"]
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пашинина Марина Юрьевна
Учитель начальных классов
Выборгский район
МБОУ «СОШ г. Светогорска»
Конспект урока литературного чтения
обучение грамоте (чтение) в 1 классе.
Урок изучения нового материала
УМК «Перспективная начальная школа»
Агаркова Н.Г. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука [Текст]: 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Под ред. М.Л. Каленчук. - М.: Академкнига / Учебник, 2010.
Тема урока «Согласные звонкие звуки [з][з ̓], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости, буквы Зз. Чтение слогов и слов с новыми буквами»
Цель урока: знакомство с новыми согласными звонкими звуками [з][з ̓], буквами З з; формирование умения читать слоги с новыми буквами и слова по слогам и орфоэпически.
Задачи урока:
- Формировать умение находить место согласных звуков [з][з ̓] в словах через упражнения на фонематическое слушание и давать звукам характеристику.
- Формировать умение читать звуковую модель слова.
- Научить правильно печатать буквы З з.
- Сформировать умение читать слоги с новыми буквами (не читающие дети), формировать умение читать слова по слогам и орфоэпически (читающие дети).
- Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; через работу по составлению словосочетаний и правильное употребление их в речи.
- Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения через работу со звуковыми схемами.
- Формировать универсальные учебные действия:
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД |
Общеучебные умения: - поиск и выделение информации (звуки в словах и звуковых моделях слов), - моделирование звуковых схем и моделей слов-предметов, слов-признаков и слов-действий с помощью цветовых карточек; печатных букв Зз из элементов; - умение работать с таблицей и звуковыми схемами; - умение строить устное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Логические умения: - анализ объектов, с целью выделения звуков; - сравнение слоговых моделей со звуками [з][з ̓] в учебнике; - развивать умение группировать слова по разным основаниям через работу с таблицей; | - умение планировать учебную деятельность на уроке, опираясь на составленный совместно с учителем план по изучению новых звуков и букв; -принимать и сохранять учебную задачу; - дополнять, уточнять высказанные мнения по заданию; - умения самоконтроля и самооценки; | - умение слушать собеседника; - строить высказывание; - вступать в диалог с учителем и сверстниками; -умение работать в группе, паре; | - формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности на этапе рефлексии. |
Оборудование
Для учителя:
- иллюстрации для выделения звуков [з][з ̓] из разных позиций в слове (начало, середина): зебра, заяц, коза, кузнечик и арбуз (для рассмотрения ситуации, когда звонкий звук на конце слова оглушается);
- таблички – план урока по изучению новой буквы: «выделяем звуки и даём характеристику», «определяем место звуков в слове», «учимся печатать буквы», «учимся читать слоги, слова, предложения»;
- фишки – условные обозначения звонких согласных звуков; модель слова с показом места нахождения звуков [з][з ̓] в начале, середине слова;
- плакат с изображением печатного и письменного варианта букв З з;
- слайды с объяснением лексического значения слов «заря» и «заноза», изображением енота и предложением- вопросом с пропущенной буквой з «Делают ли еноты на …иму …апасы?» для определения темы урока;
- толковый словарь.
Для учащихся:
- учебник, рабочая тетрадь,
-сигналы (светофоры «красный», «зелёный» для обратной связи)
-конверты с элементами букв Зз для моделирования;
- фишки – условные обозначения звонких согласных звуков; условное обозначение слова-предмета, слова-признака, слова-действия (прямоугольники розового, жёлтого и синего цветов);
Оформление доски
□ □ □ □ □
(изображения предметов, в названии которых
есть звуки [з][з ̓] в начале слова и середине:
зебра, заяц, коза, кузнечики арбуз (для рассмотрения ситуации,
когда звонкий звук на конце слова оглушается);
[□][□ ̓ ] | [□][□ ̓ ] | [ ] |
Вторая таблица появляется по ходу урока:
[□] | [□ ̓ ] |
Ход урока:
- Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. 30 ´´
/Учитель проверяет подготовку к уроку/
- Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
- Повторение пройденного. Актуализация знаний. 3 ´ 30 ´´
- Открыли учебники.
- Что интересного и нового для себя узнали вчера на уроке чтения?
(Я узнал, что звуки [д][т]и [д̓][т̓] образуют пару;
на конце слова звонкие звуки [д] и [д̓] оглушаются,
и мы слышим звуки [т] и [т̓].
Я узнала, что енот любит трудиться, заботится о своём потомстве.
Я узнал, что енот – чистюля; всеядное животное и строит гнёзда на деревьях)
- Докажите, что енот был тружеником.
(Дети читают 2, 3, 4 предложение из текста «Енот»)
- Почему у енота была уютная нора?
(Он был не лодырем, заботился о своих детях)
- Как по-другому можно назвать текст?
(Заботливый отец, труженик енот)
- Постановка учебной задачи. (Целеполагание. Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи). 5 ´
- А енот прислал вам вопрос.
/Слайд с изображением енота и предложением- вопросом с пропущенной буквой з «Делают ли еноты на …иму …апасы?»/
- Можете прочитать? Почему?
(Не хватает букв)
-А, может быть, кто-то догадался, что в письме написано?
(Делают ли еноты на зиму запасы?)
- Давайте ответим еноту.
(Корешки, ягоды, грибы.
Я точно знаю, что енот ложится в спячку и ничего не запасает)
- Откуда ты узнал?
(Читал с мамой в энциклопедии)
-Смогли бы мы ответить еноту, если бы Гриша не помог?
(Нет)
-А почему Гриша смог прочитать?
(Он знает все буквы и умеет читать.
Он знает букву з)
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
(Будем изучать букву З.
Узнаем, какой буквой обозначаются звуки [з][з ̓ ])
- Мы уже много изучили букв. Давайте определим, по какому плану мы работаем, когда изучаем новую букву?
-С чего начнём?
(Выделяем звуки, слушаем и даём им характеристику)
/На доске появляется 1 пункт плана/
- Чему дальше учимся?
/Появляются остальные пункты плана /
(Находим место звуков в слове.
Учимся печатать буквы.
Учимся читать слоги, слова, предложения с новыми буквами)
- Изучение нового материала.
а) Выделение звуков [з][з ̓ ], их характеристика. 2´
- Начинаем работу с 1 пункта плана.
-Найдите, какие картинки для анализа нам предлагают авторы учебника.
- Произнесите медленно 1 слово.
(Зонт)
- Назовите первый звук.
([з])
- Дайте ему характеристику.
(Он согласный, звонкий, твёрдый)
- Вы согласны?
/Обратная связь – дети показывают сигналами «красный», «зелёный» /
- Покажите, фишку, которой будем обозначать условно звук [з] в звуковой модели слова.
/Показывают/
- Рассмотрите вторую картинку. Что ест мышка?
(Зёрна)
- Произнесите медленно слово. Назовите первый звук.
([з ̓])
- Дайте ему характеристику.
(Он согласный, звонкий, мягкий)
- Вы согласны?
/Обратная связь – дети показывают сигналами «красный», «зелёный» /
- Покажите, фишку, которой будем обозначать условно звук [з̓] в звуковой модели слова.
/Показывают/
/ По ходу работы на доске появились условные обозначения звуков [□][□ ̓ ]/
- Давайте поиграем со звуками, правильно их называя.
/ Учитель показывает на обозначение звуков по очереди, а дети их произносят/
- Итак, чем похожи звуки?
(Они согласные и звонкие)
- Чем отличаются?
(мягкий, твёрдый)
б) Фонематическое слушание. Игра «Где спрятался звук?» 4´
- Маша, прочитай 2 пункт плана.
(Будем учиться находить место звуков в словах)
- Поиграем в игру «Где спрятался звук?». А где в слове может находиться звук?
(в начале слова, в середине, в конце)
- Разделим слова на группы и распределим в таблицу /картинки: зебра, заяц, коза, кузнечик и арбуз /
- Произносим слово, выделяем звук, даём ему характеристику и определяем место в слове.
/Один ученик произносит слово, дает характеристику звуку, остальные показывают сигналами «красный», «зелёный» /
(Заяц: звук [з] - согласный, звонкий, твёрдый, слышу в начале слова.
Зебра: звук [з̓] - согласный, звонкий, мягкий, слышу в начале слова.
Коза: звук [з] - согласный, звонкий, твёрдый, слышу в середине слова.
Кузнечик: звук [з̓] - согласный, звонкий, мягкий, слышу в середине слова)
/На доске появилась таблица с картинками/
[□][□ ̓ ] | [□][□ ̓ ] | [ ] |
заяц | коза | |
зебра | кузнечик |
- Почему не выбрали слово «арбуз»?
( На конце слова «арбуз» звук [з] оглушается и превращается в звук [с])
- Эти звуки «дружат» и образуют пару [з] [с]. Какие ещё звуки образуют пары?
([д][т]и [д̓][т̓])
- А на какие группы ещё можно разделить эти слова?
(В одну группу слова со звуком [з], в другую - [з̓])
/Дети распределяют картинки по группам в таблице: один ученик произносит слово, дает характеристику звуку, остальные показывают сигналами «красный», «зелёный» /
(Заяц: звук [з] - твёрдый, расположу в первый столбик.
Зебра: звук [з̓] - мягкий, расположу во 2 столбик.
Коза: звук [з] - твёрдый, расположу в первый столбик.
Кузнечик: звук [з̓] - мягкий, расположу во 2 столбик)
/На доске появилась таблица с картинками/
)
[□] | [□ ̓ ] |
заяц | зебра |
коза | кузнечик |
- Чему научились?
(Находить место звуков [з][з ̓] в словах.
Делить слова на группы)
в) Обозначение звуков [з][з ̓] буквами Зз. Конструирование букв. Печатание букв. 4´
- Кто знает, какая буква нам нужна для обозначения согласных звонких звуков [з][з ̓] на письме?
(Буква з)
/На доске появляется плакат с изображением образца печатных и письменных строчной и заглавной букв Зз/
- Сколько букв?
(4)
-Почему четыре?
(Две письменные и две печатные)
- Зачем нужны заглавные буквы?
(Писать имена собственные)
- На что похожа печатная буква З?
(На цифру 3)
- Послушайте, что разглядели в букве з поэты:
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
- С чем сравнивается буква З?
-Достаньте элементы букв, сконструируйте буквы.
/Дети моделируют печатные строчную и заглавную буквы Зз из элементов разрезной азбуки/
-Сравните с моим образцом на доске.
/сравнивают/
-У кого не получилось?
/ Дети показывают сигналами «красный», «зелёный»/
-А надо ли нам научиться печатать буквы?
(Надо, чтоб ответить на письмо еноту; печатать другие слова)
- Напечатайте три раза буквы Зз по образцу. Проверьте посадку.
/Учитель оказывает индивидуальную помощь/
- Как будем обозначать звуки в транскрипции?
(С помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках)
/На доске появляется плакат «[з][з ̓]»/
Физкультминутка. Фонематическая разминка. 1´
- Я называю слово. Если оно пишется с заглавной буквы – поднимаете руки вверх, если со строчной – приседаете: Зина, зал, Зоя, здание, змея, Зорька, заря, Зеленогорск.
- Кто ни разу не ошибся?
г) Чтение слогов по заданным схемам. 5 ´
- Чему ещё не научились?
(Читать слоги)
- Найдите задание. Прочитайте про себя. /Самостоятельная работа/
- Чем похожи слоги в каждой группе?
(Есть гласные и согласные)
- Чем отличаются?
(Согласные звуки мягкие и твёрдые)
- Чем отличаются слоги первой и второй группы?
(Местом гласного звука)
- Перед какими гласными буквами согласный звук произносится твёрдо?
(а, о, э, ы, у)
- Докажите.
/Читают 2-3 ученика/
- В каком ещё случае согласный произносится твёрдо?
(в слогах первой группы)
-Докажите.
/Читают 2-3 ученика/
-Послушайте, как я прочитаю эти слоги: [ас], [ос], [ус], [эс], [ыс], [ис].Что интересного заметили?
(Вы на конце произносили звук [с])
-Как называется такое изменение?
(Оглушение)
-Где должны в словах стоять эти слоги, чтобы услышать изменения?
(в конце слов)
- Перед какими гласными буквами согласный произносится мягко?
(я, е, ё. ю, и)
- Докажите.
/Читают 2-3 ученика/
- Я назову слог, а вы дополните до целого слова. Зя (зяблик), зу (зубы), уз (узор).
- Найдите слог, который может являться словом – помощником.
(слог из)
- Чему учились?
(Читать слоги с новой буквой)
- Зачем учились читать слоги?
(Чтобы читать слова)
д) Чтение слов. 8 ´
- Найдите задание в учебнике. Прочитайте слова друг другу по очереди. /Работа в парах/
-Какие слова вам не понятны?
(Денис: мне не понятно слово «зори»)
- А может кто-то знает, когда мы употребляем слово зори?
(когда одна – заря, а много - зори)
- Где можно узнать значение слова заря?
(В толковом словаре)
- Маша поработает со словарём и прочитает значение слова./Хорошо читающая девочка работает со словарем/
-А может кто-то попытается объяснить сам?
(когда восходит солнце; когда небо становится красным)
-Послушаем Машу
(Слово заря имеет три значения: яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца; зарождение чего-нибудь нового, радостного; утренний или вечерний военный сигнал, исполняемый трубачом, барабанщиком)
/На экране слайд, иллюстрирующий три значения слова заря /
- Денис, теперь ты можешь сам объяснить значение слова зори?
- Какие придумали словосочетания с прочитанными словами?
(Озёрный край, озёрный окунь, озёрный камыш, озёрный песок)
/Ребёнок назвал словосочетание «озёрный день». Дети обсуждали употребление в речи данного словосочетания и доказали, что пример неудачный /
(Зимний сад, Зимний дворец, зимний лес, зимний пейзаж)
/Аналогичное обсуждение неудачных примеров «зимний лёд», «зимний снеговик»/
- Приготовьте фишки, обозначающие слово-предмет, слово-признак и слово-действие.
- Покажите обозначение слова «заноза»
/Дети показывают прямоугольник розового цвета /
- Покажите обозначение слова «зимний»
/Дети показывают прямоугольник жёлтого цвета/
- Придумайте в группе два слова-действия с изученными звуками. Договоритесь, кто будет отвечать от вашей группы. Чья группа будет готова – покажите сигнал.
/Дети работают в группах. Учитель оказывает помощь, если потребуется/
-Проверяем работу групп. Приготовьте сигналы «красный», «зелёный». Называет свои слова первая группа.
/Один ученик от группы называет два слова-действия с изученными звуками, остальные показывают сигналами «красный», «зелёный» (согласие, несогласие) /
(зябнуть, зевать; замерзать, звонить; звенеть, задеть; и др.)
- Подведение итогов урока. Рефлексия. 2´
- Давайте вспомним тему урока.
(Знакомство с буквами Зз.
Какой буквой обозначаются звуки [з][з ̓])
- Чему научились?
(Я научился читать слова с буквой З.
Я научился печатать букву З.
Я узнала, что звуки [з] [с] образуют пару
Я узнал, что означает слово зори и заря)
- Чему не успели научиться?
(Читать предложения)
- Как же нам быть?
(Будем учиться читать завтра)
-Оцените свою работу.
Прямоугольник розового цвета – «Я активно работал весь урок»
Прямоугольник жёлтого цвета – «Я работал хорошо, но могу работать лучше»
Прямоугольник синего цвета – «Я не был активным на уроке »
- Ребята, кому урок был полезен, встаньте, пожалуйста.
-Спасибо за работу!
/Учитель поощряет работу детей жетонами/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" по теме "Андрей Усачёв. Обои"
Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" во 2 классе по теме "Андрей Учачёв. Обои" соответствует требованиям ФГОС и содержит описание групповой работы, интер...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"
Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...
Л.Н.Толстой "Лев и собачка" конспект урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе с использованием новых современных технологий....
Урок по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Тема Л.Н.Толстой «Лучше всех»Цели: знакомство с новым произведением и жанром; совершенствование навыков выразительного чтения; закрепление умения составлять модель обложки; привитие ...
Урок по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Тема Л.Н.Толстой «Лучше всех»Цели: знакомство с новым произведением и жанром; совершенствование навыков выразительного чтения; закрепление умения составлять модель обложки; привитие ...
Конспект урока по Литературному чтению, 1 класс УМК 2Начальная школа 21 века"
Знакомство с буквой К,к...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа XXI века" с презентацией
М.М.Пришвин "Выскочка"...