Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 3 класса "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс)

Деянова Татьяна Николаевна

Содержание:

 

Стр.

  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

3-9

  1. Содержание учебного предмета

9-10

  1. Тематическое планирование

10-15

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_liter_3_kl.docx63.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №22 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ имени Василия Тезетева»

РАССМОТРЕННО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол №1

от 26.08.2022 г.

Руководитель ШМО

___________

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

________Иванова М.Н.

                26.08.2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________ Н.П. Мельникова

Приказ №    от 26.08.2022 г.

Рабочая программа по литературному чтению

Наименование учебного предмета: Литературное чтение.

Класс: 3А,3Б,3В

Уровень общего образования: начальное общее образование.

Учителя: Томнатова Галина Геннадьевна, Жесткова Влада Николаевна, Деянова Татьяна Николаевна

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Количество часов по учебному плану: 34 учебных недель, 136 ч. в год, в неделю 4 часа

Планирование составлено на основе:

- основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска  «Средняя школа № 22 с углубленным изучением иностранных языков имени Василия Тезетева»

Учебник: Литературное чтение. Авторы: Л.Ф. Климова, В.Г. Горецкий. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений в двух частях -М.: Просвещение.2020.

   

Рабочую программу составила _____________         Деянова Т.Н.         

                                                                подпись                           расшифровка подписи

Содержание:

Стр.

  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

3-9

  1. Содержание учебного предмета

9-10

  1. Тематическое планирование

10-15

  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

    Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» обеспечивает достижения следующих результатов освоение образовательной программы начального общего образования:

ЛИЧНОСТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине

Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
  • записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
  • предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений;
  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
  • готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
  • находить в произведении средства художественной выразительности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

II. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс (136 часов)

Содержание учебного предмета

Введение (2 ч )

Введение. Знакомство с учебником. Техника безопасности при работе в учебном кабинете.

Знакомство с название раздела. В мире книг. Стартуем!

Устное народное творчество. ( 15 ч)

Русские народные песни. Докучные сказки. Народные промыслы. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван - царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1. (9 ч )

Ф.И. Тютчев «Листья»;  А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», .И.С.Никитин « Встреча зимы»; 4. И.З. Суриков «Детство», «Зима». Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором»

Великие русские писатели.(23 ч )

А.С. Пушкин  «Уж небо осенью дышало...», « В тот год осенняя погода...»,  «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро»,  «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…»;  И.А. Крылов «Мартышка и очки»,  « Ворона и Лисица»;  М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «Ha севере диком...», «Утес»,  Л.Н. Толстой « Детство» (отрывок),  « Акула», « Прыжок», « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря».

Литературные сказки.(9 ч )

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;  В.М. Гаршин «Лягушка –путешественница», В.Ф. Одоевский « Мороз Иванович».

Были и небылицы.(14 ч )

М. Горький « Случай с Евсейкой»;  К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»; А.И. Куприн « Слон».

Поэтическая тетрадь 2. (10 ч )

С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Сны». «Ворона»; М.М. Пришвин «Моя Родина»; С.А. Есенин « Черемуха».

Люби живое.(13 ч )

И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»; B. И. Белов «Малька  провинилась»,  «Еще про Мальку»; Б.С. Житков «Про обезьянку»;  В.П. Астафьев «Капалуха»; 8. В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 3. (13 ч )

С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто.

«Разлука», «В театре»; С.В.Михалков «Если...»; М. Дружинина «Мамочка-мамуля!», Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок». Т. Бокова «Родина слово большое, большое.».

Собирай по ягодке - наберешь кузовок.(15 ч )

Б.В. Шергин «Собирай по  ягодке — наберешь кузовок», А.П. Платонов « Цветок нa земле», 3. М.М. Зощенко «Золотые слова», « Великие путешественники»; H. Н. Носов.

 «Федина задача», «Телефон».

Зарубежная литература (13 ч )

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».

  1. Тематическое  планирование учебного  предмета «Литературное чтение» (136часов)

В тематическое планирование включен модуль «Школьный урок». Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию  детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
  • использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся.

Номер

урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Взаимосвязь с программой воспитания (18 ч.)

Введение 2ч.

1(1)

Введение. Знакомство с учебником. Техника безопасности при работе в учебном кабинете.

1

2 (2)

Знакомство с название раздела. В мире книг. Стартуем!

1

Устное народное творчество 15ч

3(1)

Русские народные песни.

1

Конкурс «Детская национальная песня»

4(2)

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

5(3)

Произведения прикладного искусства: Хохломская посуда, Дымковская игрушка.

1

Виртуальная экскурсия по музею народного творчества.

6(4)

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

7(5)

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

8(6)

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк».

1

9(7)

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк».

1

10(8)

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк».

1

Конкурс рисунков «Как бы я проиллюстрировал сказку?»

11(9)

Русская народная сказка «Сивка – бурка».

1

12(10)

Русская народная сказка «Сивка – бурка».

1

13(11)

Художники – иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.

1

14(12)

Поговорим о самом главном.

1

15(13)

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».

1

16(14)

 Входной контроль.Проверочная работа.

1

17(15)

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

1

Поэтическая тетрадь-1  9ч.

18 (1)

Знакомство с названием раздела. В мире книг.

1

Выставка книг русских поэтов

19 (2)

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

1

20(3)

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

1

21(4)

И. Никитин «Встреча зимы».

1

22(5)

И. Суриков «Детство».

1

23(6)

И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

1

24(7)

Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором»

1

25(8)

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

Изготовление книжки-малютки «Мои любимые стихотворения»

26(9)

 Проверочная работа на тему «Поэтическая тетрадь»

1

Великие русские писатели 23 ч.

27 (1)

Знакомство с названием раздела. В мире книг.

1

28 (2)

Знакомство с творчеством А.С.Пушкина..

1

29 (3)

А. Пушкин. Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».

1

30 (4)

А. Пушкин. Лирические стихотворения из романа «Евгений Онегин».

1

31 (5)

А. Пушкин « Зимнее утро».

1

32 (6)

А. Пушкин « Зимний вечер».

1

Конкурс чтецов «Стихотворения Пушкина»

33 (7)

А. Пушкин « Сказка о царе Салтане…»

1

34 (8)

А. Пушкин « Сказка о царе Салтане…»

1

35 (9)

А. Пушкин « Сказка о царе Салтане…»

1

36 (10)

А. Пушкин « Сказка о царе Салтане…»

1

Викторина «Сказки Пушкина»

37 (11)

Рисунки И. Билибина к сказке А. Пушкина « Сказка о царе Салтане…». Соотнесение рисунков с художественным текстом.

1

38 (12)

И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

1

39 (13)

И. Крылов « Мартышка и Очки».

1

40 (14)

И. Крылов «Ворона и Лисица».

1

Викторина «Басни Крылова»

41 (15)

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. М. Лермонтов «Утёс»

1

42 (16)

М. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..»

1

43 (17)

Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Промежуточный контроль за 1 триместр. Проверочная работа.

1

44 (18)

Л. Толстой « Какая бывает роса на траве?»

1

45 (19)

Л. Толстой «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

1

46 (20)

Л. Толстой « Акула».

1

47 (21)

Л. Толстой « Прыжок».

1

48 (22)

Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели»

1

Презентация рассказов Толстого Л. Н.

49 (23)

Проверочная работа по теме «Великие русские писатели»

1

Литературные сказки 9 ч.

50 (1)

Знакомство с названием раздела. В мире книг.

1

51 (2)

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

1

52 (3)

В. Одоевский « Мороз Иванович».

1

53 (4)

В. Одоевский « Мороз Иванович»

1

54 (5)

В. Одоевский « Мороз Иванович».

1

Конкурс рисунков «Мороз Иванович»

55 (6)

В. Гаршин  «Лягушка – путешественница» .

1

56 (7)

В. Гаршин  «Лягушка – путешественница».

1

57 (8)

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».

1

58 (9)

Проверочная работа по теме «Литературные сказки»

1

Были – небылицы 14 ч.

59 (1)

Знакомство с названием раздела « Были-небылицы». В мире книг.

1

60 (2)

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

61 (3)

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

62 (4)

К. Паустовский « Растрепанный воробей».

1

63 (5)

К. Паустовский « Растрепанный воробей».

1

64 (6)

К. Паустовский « Растрепанный воробей».

1

65 (7)

К. Паустовский « Растрепанный воробей».

1

Круглый стол «Отвага воробья»

66 (8)

Поговорим о самом главном притча «Что побеждает?»

1

67 (9)

А. Куприн «Слон».

1

68 10)

А. Куприн «Слон».

1

69 (11)

А. Куприн «Слон».

1

70 (12)

А. Куприн «Слон».

1

Конкурс рисунков «Необычный слон»

71(13)

Урок – путешествие по разделу  «Были – небылицы».

1

72 (14)

 Промежуточный контроль. Проверочная работа.

1

Поэтическая тетрадь-2 10 ч

73 (1)

Знакомство с названием раздела. В мире книг.

1

74 (2)

С. Чёрный « Воробей».

1

75 (3)

С. Чёрный  « Что ты тискаешь утёнка?...»

1

76 (4)

С. Чёрный « Слон».

1

77 (5)

А. Блок« Сны».

1

78 (6)

А. Блок «Ворона».

1

79 (7)

М. М. Пришвин «Моя Родина»

1

80 (8)

С. Есенин « Черёмуха».

1

81 (9)

Урок – викторина по разделу « Поэтическая тетрадь 2»

1

Урок – викторина по разделу

«Поэтическая тетрадь 2»

82 (10)

Проверочная работа по теме  «Поэтическая тетрадь 2».

1

Люби живое  13 ч

83 (1)

Знакомство с названием раздела « Люби живое». В мире книг.

1

84 (2)

И. Соколов – Микитов «Листопадничек».

1

85 (3)

И. Соколов – Микитов «Листопадничек». Промежуточный контроль за 2 триместр. Проверочная работа.

1

86 (4)

В. Белов « Малька провинилась».

1

87 (5)

В. Белов « Ещё раз про Мальку».

1

88 (6)

В. Драгунский « Он живой и светится».

1

Выставка книг В. Драгунского

89 (7)

В. Астафьев « Капалуха».

1

90 (8)

Б. Житков « Про обезьянку».

1

91 (9)

Б. Житков « Про обезьянку».

1

92 (10)

Б. Житков « Про обезьянку».

1

93 (11)

Б. Житков « Про обезьянку».

1

94 (12)

Обобщающий урок по разделу «Люби живое»

1

95 (13)

Проверочная работа по теме  «Люби живое».

1

Поэтическая тетрадь-3 13 ч

96 (1)

Знакомство с названием раздела. В мире книг.

1

97 (2)

С. Маршак « Гроза днем».

1

98 (3)

С. Маршак  «В лесу над росистой поляной…».

1

99 (4)

А. Барто « Разлука».

1

100 (5)

А. Барто « В театре» .

1

101 (6)

С. Михалков « Если».

1

102 (7)

М. Дружинина «Мамочка – мамуля!»

1

103 (8)

Т. Бокова «Родина слово большое, большое.»

1

104 (9)

Е. Благинина « Кукушка».

1

105 (10)

Е. Благинина « Котёнок».

1

106 (11)

Проект: «Праздник поэзии».

1

Презентация проектов «Праздник поэзии»

107 (12)

Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 3»

1

108 (13)

Проверочная работа по теме  «Поэтическая тетрадь 3».

1

Собирай по ягодке – наберешь кузовок 15ч.

109(1)

Знакомство с названием раздела. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». В мире книг.

1

110(2)

Б. Шергин  «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1

111(3)

М. Зощенко « Золотые слова».

1

112(4)

М. Зощенко « Золотые слова».

1

113(5)

М. Зощенко « Золотые слова».

1

114(6)

М. Зощенко « Великие путешественники».

1

115(7)

М. Зощенко « Великие путешественники».

1

Конкурс рисунков «Произведения Зощенко»

116(8)

М. Зощенко « Великие путешественники».

1

117(9)

Н. Носов « Федина задача».

1

Беседа на тему «Какие ещё произведения Носова ты знаешь?»

118(10)

А. Платонов « Цветок на земле».

1

119(11)

А. Платонов « Цветок на земле».

1

120(12)

А. Платонов « Цветок на земле».

1

121 (13)

Н. Носов « Телефон».

1

122 (14)

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1

123 (15)

Проверочная работа по теме  «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1

Зарубежная литература 13ч

124 (1)

Знакомство с названием раздела. «Зарубежная литература». В мире книг.

1

125 (2)

Г.Х. Андерсон «Гадкий утёнок».

1

126 (3)

Г.Х. Андерсон «Гадкий утёнок».

1

127 (4)

Итоговый контроль. Итоговая проверочная работа.

1

128 (5)

Г.Х. Андерсон «Гадкий утёнок».

1

129 (6)

Г.Х. Андерсон «Гадкий утёнок».

1

Выставка книг «Произведения Г.Х. Андерсена»

130 (7)

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература»

1

131 (8)

Проверочная работа по теме  «Зарубежная литература».

1

132 (9)

Урок-утренник «Кто много читает, тот много знает».

1

133 (10)

Урок –викторина «Кто много читает-тот много знает»

1

134 (11)

Повторение пройденного материала за 3 класс

1

135 (12)

Повторение пройденного материала за 3 класс

1

136 (13)

КВН «Как хорошо уметь читать»

1

Всего:

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 класса УМК "Школа России".

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД  по литературному чтению для  1класса автор Л.Ф. Климанова  ФГОС  УМК"Школа России"....

Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...

Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 3 класса по программе "Планета знаний"

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 класса "Школа России"

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»Содержание учебного предметаТематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 2 класса по программе "Школа России"

Содержание:I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»II. Содержание учебного предметаIII. Тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса по программе "Школа России"

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» 3 -6Содержание учебного предмета «Литературное чтение» 6 -7Тематическое планирование 8 -12...