Урок чтения в 1 классе "Лисичкин хлеб"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Методическая разработка урока слушания в первом классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lisichkin_hleb.docx | 212.34 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ. М. ПРИШВИН «ЛИСИЧКИН ХЛЕБ»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб», для восприятия литературного произведения, составления схемы, моделирования обложки.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;
метапредметные:
регулятивные - принимают позицию слушателя в соответствии с учебной задачей; познавательные - знакомятся (рассматривают) с книгами о природе, слушают рассказ М. Пришвина, понимают фактическое содержание текста, отвечают на заданные вопросы, составляют схему «Дары леса», моделируют обложку книги;
коммуникативные -используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
предметные: научатся отвечать на вопросы по содержанию произведения, правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), получат возможность научиться высказывать суждения о произведении и поступках героев.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Отгадайте загадку.
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.
Ваню - земляникой, Таню - костяникой,
Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой, Васю - хворостинкой!
- Что это? Кто догадался? (Лес.)
II. Введение в тему урока. Работа с книгами.
- Какие книги вы принесли на выставку? О чем они? (О природе.)
На доске модели обложек книг с произведениями разных жанров и тем.
- Расскажите о своей книге по плану: 1) фамилия автора;
2)заголовок;
3) показ модели обложки книги.
III. Работа по теме урока.
1.Слушание рассказам. Пришвина «Лисичкин хлеб».
- Ребята, послушайте. Я хочу вас познакомить с рассказом писателя Михаила Михайловича Пришвина. Он написал много рассказов для детей. А мы познакомимся с рассказом, который называется «Лисичкин хлеб».
- Интересно, почему М. Пришвин так назвал свой рассказ? Тогда слушайте.
2. Б е с е д а после слушания.
- Понравился вам рассказ? О какой птице рассказывает автор? Что автор рассказывает о сосновой смоле?
- Что увидела Зиночка под заячьей капустой? Как охотник назвал этот хлеб? Для чего охотник сказал Зиночке, что это ли-сичкин хлеб? Почему рассказ называется «Лисичкин хлеб»?
Слово об авторе (информация для учителя).
С детства М. Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!».
Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в... Азию искать счастья. Их, конечно, нашли и вернули в семьи, но мечты о путешествиях не оставляли будущего писателя. С дорожной сумкой и охотничьим ружьем он исходил сначала северные земли, затем азиатские степи. А вскоре родились и первые его книги о природе: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком». Писатель-мудрец учит внимательно вглядываться в мир природы, задумываться о судьбе зверя и птицы, дерева и травы, открывать неразрывную связь всего сущего на земле. Произведения Пришвина поэтичны и похожи на стихи в прозе - «Лесная капель», «Глаза земли», «Золотой луг», «Незабудки». Он пришел в детскую литературу в 1925 году, но и сегодня его книги современны и поучительны.
Из воспоминаний В. Н. Пришвиной*.
Михаил Михайлович всё время поглядывает по сторонам, что-то обдумывает, время от времени присаживаясь, записывает быстро карандашом в карманную книжку. Потом встанет, блеснет веселым и внимательным глазом - и опять мы зашагаем рядом по дороге.
Когда дома он прочтет тебе записанное - дивишься: мимо всего этого сам ты шел, и видя - не видел, и слыша - не слышал! Получалось так, будто Михаил Михайлович идет следом за тобой; собирает твое, утерянное от твоего невнимания, и теперь приносит тебе же его как подарок.
Мы всегда возвращались с наших прогулок, нагруженные такими подарками.
Михаил Михайлович не только детский писатель — книги свои он писал для всех. Писал только о том, что он сам видел и сам пережил в природе.
Так, например, чтобы описать, как происходит весенний разлив рек, Михаил Михайлович строит себе из обыкновенного грузовика фанерный домик на колесах, берет с собой резиновую складную лодку, ружье и все что нужно для одинокой жизни в лесу, отправляется на места разлива реки нашей - Волги - и там наблюдает, как спасаются от заливающей сушу воды и самые крупные звери - лоси, и самые маленькие - водяные крысы и землеройки.
Так проходят дни: за костром, охотой, с удочкой, фотоаппаратом. Весна движется, земля начинает обсыхать, показывается трава, деревья зеленеют. Проходит лето, потом осень, наконец летят белые мухи и мороз начинает мостить дорогу в обратный путь. Тогда Михаил Михайлович возвращается к нам с новыми рассказами.
Все мы знаем и деревья в наших лесах, и цветы на лугах, и птиц, и разных зверушек. Но Пришвин поглядел на них своим особым зорким глазом и увидал такое, что нам и невдомек.
Даже солнце не все замечает! А художник узнает тайны природы и радуется, их открывая.
Михаил Михайлович посмотрел на березку и что-то записал в книжку.
- Что ты записал? Он мне прочел:
- «Видел Снегурочку в лесу: одна сережка у нее из золотого листика, а другая еще зеленая».
И это был в тот раз его последний мне подарок.
3. Составление схемы «Дары леса, которые принес дедушка».
- Кто запомнил, какие «дары леса» принес дедушка?
- Нарисуйте их на своих листочках. (Дети работают на листочках: рисуют «дары леса», которые принес дедушка.)
Проверка выполненной работы.
- Какие «дары леса» принес дедушка?
Учитель прикрепляет картинки (или показывает слайды) с названными «дарами» или таблички с названиями на доску.
- Если хотите, дома доделайте свою работу и расскажите о ней родителям.
4. Выполнение заданий в учебнике. Повторное чтение текста учителем. Последнюю часть текста читают дети.
Словарная работа.
- В рассказе встречаются слова, которые требуют разъяснения. Объясните, что значат слова добыча, Терентий (тетерев), сосновая смола, кукушкины слезы, заячья капуста, копуля.
Самостоятельное чтение рассказа «Лес».
- Ребята, какие деревья растут в лесу? Кто живет в лесу? Расскажите о тетереве, рябчике.
- Какие животные живут в лесу? Какие вы знаете лесные растения?
- Прочитайте цепочку слов. По какому признаку их объединили? Каким бывает хлеб?
- Прочитайте слова, похожие (противоположные) по смыслу. (Свежий - мягкий. Белый - черный.)
- Каким еще может быть хлеб?
5. Выполнение заданий в тетради.
6. Моделирование обложки книги.
- Нарисуйте модель обложки: как называется рассказ; напишите или «напечатайте» фамилию автора; напишите заголовок; укажите, что мы читали, о ком, о чем. (Дети самостоятельно рисуют модель обложки.)
Проверка выполненной работы.
- Прочитайте фамилию автора. Это рассказ, стихотворение или сказка? (Рассказ.) О чем рассказ? (О природе.) Как обозначили на модели? (Нарисовали зеленый прямоугольник.)
- Укажите заголовок. Прочитайте. Кто автор и как называется это произведение? (М. Пришвин. «Лисичкин хлеб».)
7. Работа с детскими к н и г а м и и рубрикой «Книжная полка» (по учебнику).
- Рассмотрите обложки детских книг. Назовите каждую.
- Ответьте на вопросы учебника.
- Рассмотрите модели и назовите книги, которые соответствуют предложенным моделям.
- К какой модели подходит прочитанный нами рассказ?
IV. Итог урока.
- Почему рассказ называется «Лисичкин хлеб»? Подходит ли к тексту название?
- Есть ли среди книг на нашей выставке книги М. Пришвина? Какие? (Имеются в виду книги, с которыми работали в начале урока.) •
- Кто прочитал рассказы М. Пришвина? Чем они вам понравились? О чем он писал?
- Что вы можете сказать о человеке, который способен увидеть и услышать многое в природе и рассказать об этом? (Этот человек - как М. Пришвин - очень наблюдательный, любит природу, познает ее, радуется каждому общению с ней.)
IV. Итог урока.
- Вот и закончилась наша зимняя сказка. Кто подарил нам сегодня эту сказку
Для самостоятельной работы (по желанию): найти книгу со стихами о зиме, со стихами А. Блока; выучить наизусть стихотворение А. Блока «Снег да снег» или отрывок из него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по кубановедению Хлеб мой вкусный, хлеб душистый
Урок - ирга по кубановедению, где учащиеся знакомятся с трудом хлебороба. Учащиеся делятся на группы и соревнуются....
Урок чтения и развития речи.Чтение и перессказ сказки "Лёгкий хлеб"
Знакомство с белорусской сказкой....
Технологическая карта урока по ФГОС "Про хлеб и кашу,про чай и кофе" УМК "Перспектива"
Рассказать, откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе; воспитывать уважение к хлебу, к труду людей, связанному с производством хлеба и других продуктов....
Урок. Окружающий мир. Как хлеб на стол приходит. 1 класс. УМК "Школа XXI века"
Задачи урока "Как хлеб на стол приходит": познакомить детей с этапами выращивания хлеба в прошлом и настоящем, с профессиями людей, участвующих в данном процессе, воспитывать уважение к людям этих про...
Разработка урока по правильному питанию "Хлеб да каша - пища наша" в 4 «А» классе
расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зернасформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов,получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в р...
Разработка урока по правильному питанию Хлеб да каша - пища наша в 4 - в классе
Правильное питание....
Разработка урока по правильному питанию Хлеб да каша - пища наша в 4 - в классе
Правильное питание....