План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.
Задачи:
1. Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.
2. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом.
3. Развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность.
4. Поддерживать стремление к познанию нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_chteniyu_bukva_e.docx | 298.35 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
открытого урока
по литературному чтению
в 1классе
Учитель начальных классов
Брезина Н.Н.
2016-2017 уч.год
Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.
Задачи:
- Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.
- Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом.
- Развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность.
- Поддерживать стремление к познанию нового.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать звук [э], букву, обозначающую его;
- читать слова, предложения с буквами Э, э;
- учиться составлять текст по сюжетным картинкам и опорным словам.
Метапредметные:
- принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
- находить дополнительную информацию по иллюстрации, у старших;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур
Ресурсы урока: Азбука с. 56-59; электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкий, Кирюшкин В.А. «Азбука 1 класс», компьютер, экспозиционный экран, видеопроектор, аудиторная доска с магнитной поверхностью с набором приспособлений для крепления пособий.
Ход урока
- Включение в учебную деятельность
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем скорей урок
- Для чего вы пришли сегодня на урок?
-Чему хотите научиться?
(Познакомиться с новыми буквами, учиться правильно читать и писать.)
- А какие у нас главные инструменты? (Язык, губы, зубы).
2. Речевая разминка
а) Для губ:
“Ребята-лягушата”
Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,
Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.
“Ребята-слонята”
Подражаю я слону, губки хоботком тяну.
б) Для языка:
В этом домике, дружок, живет веселый язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка
- Вот он вышел погулять, на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)
“Лопата” - язык лопатой положи и немного удержи,
Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.
- Вот подул легкий ветерок, и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).
3. Актуализация знаний.
Мы провели речевую разминку для чего? (Чтобы правильно произносить звуки)
- А какие 2 группы звуков вы знаете? (гласные, согласные)
- А что вы знаете про гласные звуки? (ударные, безударные, поются)
Обратите внимание, почему я гласные буквы построила в 2 ряда? (обозначают твердость и мягкость согласных звуков)
- А что мы знаем о согласных звуках? (твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)
Закрыли глазки. Послушайте …мы оказались в необычном лесу.
- Посмотрите, как кругом всё красиво, какой замечательный лес.
(Слайд 1)
-Прочитайте и отгадайте загадку
(слайд 2):
Ты кричал – оно молчало.
Ты молчал – оно кричало.
Что это? (Эхо).
- А что такое эхо? (Ответы детей.)
Это звук, а не человек. Дети думают, что им отвечает кто – то живой. На самом деле это не так.
- Послушайте текст из Азбуки на с.59, который называется «Поиграем в эхо». (Чтение учителем текста.)
- Где можно слышать эхо? (В лесу или вечером на речке.)
- Как оно разговаривает? (Мы кричим, а эхо нам отвечает, но только конец слова.)
Игра
- Давайте и мы поиграем в эхо.
Я буду громко говорить слова, а вы мне будете отвечать, только потише, как настоящее эхо.
Каток (ток), король (роль), пока (Ока), рыбак (бак), крот (рот).
4. Постановка целей урока и определение темы урока.
- Произнесите слово «эхо» еще раз. Какой новый звук мы услышали в этом слове? ([э]).
- Кто из вас уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке ? (Познакомимся с новой буквой Э, узнаем какой звук она обозначает, как пишется, будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.)
5. Организация познавательной деятельности.
(шорох за ширмой)
Ребята, у нас за ширмой какой- то шорох, давайте посмотрим, кто к нам пришёл. (Появляется мальчик эскимос)
Ребята, к нам в гости пришёл мальчик – эскимос. Люди этой национальности живут на Чукотке России. Эскимос переводится, как человек, который ест мясо. С какого звука начинается слово эскимос? Правильно, это звук Э – это гласный звук. Ребята, как любой уважающий себя гость мальчик эскимос пришёл к нам с подарками. Посмотрите, а что он держит в руках? Правильно, это эскимо. А что такое эскимо? (опрос детей) Эскимо — сливочное мороженое на палочке, покрытое шоколадной глазурью.
- Знакомство со звуком [э].
- Давайте протяжно произнесем самый первый звук в слове эскимо ([э]).
- Как он произносится?
(Рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая препятствий).
Сделайте вывод. (Значит, звук [э] – гласный).
- Каким цветом мы будем обозначать этот звук на схеме? (Красным.)
2. Составление звуковых схем в тетради
- Сделайте фонетический (звуковой) анализ слова в тетради по письму
Проверим на слайде 3 (схема слова эскимо)
- А кто принес эскимо? (Эскимос)
Составим модель слова эскимос
Проверим слайд 4
-Есть ребята, которые допустили ошибки? А кто не ошибся?
3. Ребята, эскимос предлагает нам с вами назвать как можно больше слов, которые начинаются со звука Э.
(эй, эхо, экран, этаж, электричка, экскаватор, электрик, электричество)
ФИЗМИНУТКА давайте немножко поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите звук [Э] в словах:
ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, если, щётка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо.
4. Знакомство с буквами Э, э.
- А теперь давайте познакомимся с буквой, которая обозначает звук [э]. Демонстрация букв Э, э.
На что похожа эта буква? (Ответы детей.)
Это – Э с открытым ртом
И большущим языком.
Эге – гей! – крикун кричит,
Изо рта язык торчит .
Буква Э на С дивиться | Взял индеец в руки лук, |
Слайд 5
- Сравните строчную букву Э с заглавной. (Буквы похожи, но отличаются размерами.)
- Почему 2 буквы?
(С заглавной буквы мы будем писать начало предложения и собственные имена, а с маленькой буквой – нарицательные имена).
Историческая справка. Демонстрация портрета М.В. Ломоносова.
- А вы знаете, что буква Э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке в 1735 г. Даже Михаил Васильевич Ломоносов считал, что без нее можно обойтись. Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква э: эврика, экзамен, эскалатор, экватор, электричество, энергия, экономика и многие другие слова содержат букву Э. Об этом я узнала из «Энциклопедического словаря».
Запишем букву э в тетрадях
- Работаем со слогами. (Слайд 7)
Читаем слоги
эн эв
эл эш
эс эх
эт эг
эб мэ
эк сэ
- Как звучат согласные звуки: твердо или мягко?
Сделайте вывод. (Гласная буква э обозначает твердость предшествующего согласного звука.)
- Давайте прочитаем правило в Азбуке на с. 57. Верно ли мы сделали вывод? (Да.)
6. Составляем слова. (по карточкам).
- Физминутка «Делай как я».
7. Продолжение работы по теме урока.
7)Ищем слова со звуком [э]. (Слайд 10). Работа с электронным приложением.
Укажите предметы, в названии которых слышим звук [э]. (Ответы детей.)
Рассмотрите картинку, ответьте на вопросы.
- Куда дети пришли? (В музей на экскурсию.)
- Кто их встретил? (Экскурсовод.)
- О чем он рассказывал? (об экспонатах.)
- Какие имена могут быть у детей? (Эмма, Эдик).
8)Составляем рассказ по сюжетным картинкам и опорным словам. (Слайд 11)
Работа с электронным приложением.
- Давайте, ребята, теперь составим рассказ по картинкам с использованием новых слов.
- А теперь посмотрим мультфильм и сравним наш рассказ с рассказом, который нам предлагают авторы. (Слайд 12).
- Какой рассказ вам понравился? Почему? (Ответы детей.)
9)Беседа. А у нас в городе есть музей? Как он называется? Какие экспонаты выставляются в нашем музее, мы обязательно узнаем, когда сходим туда всем классом.
10) А теперь эскимос предлагает поработать с карточками.
1. Найти и обвести букву э
2. Найти и прочитать слова
11) Работа по учебнику.
Давайте теперь почитаем текст Л.Н. Толстого из учебника на с. 58.
(Чтение текста хором.)
- О ком говорится в тексте?
- Чем занята девочка Таня?
- Почему слово «Таня» написано с заглавной буквы?
- Для чего детям нужна грамота?
- Озаглавьте текст.
- Прочитайте стихотворение В. Берестова самостоятельно.
- Прочитайте это стихотворение по цепочке вслух
- Как бы вы его озаглавили? (Ответы детей.)
- Кто из вас видел роботов? Где вы их видели?
11) Ищем слова в тексте с новой буквой.
- Найдите в тексте слова с буквой э. Подчеркните их. Прочитайте, какие слова вы подчеркнули?
12) Работа с лентой букв. (Слайд 13).
- Давайте определим место буквы э на ленте букв. Обоснуйте свой ответ. (Ответы детей.)
8. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- С какой новой буквой мы сегодня познакомились?
- Какой звук она обозначает?
- Кто был у нас в гостях?
- Чем занимались на уроке?
- С чем справились легко?
- Что было сделать трудно?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Оцените свою работу с помощью «Светофора».
Эскимос предлагает вам на память фотографию (необходимо её раскрасить)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Литературное чтение" во 2 классе
Разработка урока по литературноему чтению во 2 классе по теме В. Драгунский. Друг детства.Урок разработан в соответствии с методами рефлексивно-мотивационного обучения.Учебник "Литературное чтение" Э....
План-конспект урока"Литературное чтение" в 4 классе
Конспект урока направлен на развитие учебной субъектности обучающихся. Учебник "Литературное чтение" 4 класс Э.Э.Кац Умк "Планета знаний"...
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».
В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...
план урока по литературному чтению "Буква Х"
план урока по литературному чтению "Буква Х" (1 класс) в соответствии с ФГОС...
план урока по литературному чтению "Буква Х"
1 класс план урока литературного чтения "Буква Х" по ФГОС...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...