План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

БРЕЗИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.

Задачи:

1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.

2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом.

3.     Развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность.

4.     Поддерживать стремление к познанию нового.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_chteniyu_bukva_e.docx298.35 КБ

Предварительный просмотр:



План – конспект

открытого урока

по литературному чтению

в 1классе




Учитель начальных классов

Брезина Н.Н.






2016-2017 уч.год

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.

Задачи:

  1. Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.
  2. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом.
  3. Развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность.
  4. Поддерживать стремление к познанию нового.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать звук [э], букву, обозначающую его;
  • читать слова, предложения с буквами Э, э;
  • учиться составлять текст по сюжетным картинкам и опорным словам.

Метапредметные:

  • принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
  • находить дополнительную информацию по иллюстрации, у старших;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур

Ресурсы урока: Азбука с. 56-59; электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкий, Кирюшкин В.А. «Азбука 1 класс», компьютер, экспозиционный экран, видеопроектор, аудиторная доска с магнитной поверхностью с набором приспособлений для крепления пособий.

Ход урока

  1.  Включение в учебную деятельность

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Начнем скорей урок

- Для чего вы пришли сегодня на урок?

-Чему хотите научиться?

(Познакомиться с новыми буквами, учиться правильно читать и писать.)

- А какие у нас главные инструменты? (Язык, губы, зубы).

2.  Речевая разминка

а) Для губ:

 “Ребята-лягушата”

Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

 “Ребята-слонята”

Подражаю я слону, губки хоботком тяну.

б) Для языка: 

В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка

- Вот он вышел погулять, на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)

“Лопата” - язык лопатой положи и немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

- Вот подул легкий ветерок, и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

3.  Актуализация знаний.

Мы провели речевую разминку для чего? (Чтобы правильно произносить звуки)

- А какие 2 группы звуков вы знаете? (гласные, согласные)

- А что вы знаете про гласные звуки? (ударные, безударные, поются)

Обратите внимание, почему я гласные буквы построила в 2 ряда? (обозначают твердость и мягкость согласных звуков)

- А что мы знаем о согласных звуках? (твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)

Закрыли глазки. Послушайте …мы оказались в необычном лесу.

-  Посмотрите, как кругом всё красиво, какой замечательный лес. 
(
Слайд 1)

-Прочитайте и отгадайте загадку

(слайд 2):

Ты кричал – оно молчало.

Ты молчал – оно кричало.

Что это? (Эхо).

- А что такое эхо? (Ответы детей.)

Это звук, а не человек. Дети думают, что им отвечает кто – то живой. На самом деле это не так.

- Послушайте текст из Азбуки на с.59, который называется «Поиграем в эхо». (Чтение учителем текста.)

- Где можно слышать эхо? (В лесу или вечером на речке.)

- Как оно разговаривает? (Мы кричим, а эхо нам отвечает, но только конец слова.)

 Игра

- Давайте и мы поиграем в эхо.

Я буду громко говорить слова, а вы мне будете отвечать, только потише, как настоящее эхо.

Каток (ток), король (роль), пока (Ока), рыбак (бак), крот (рот).

4.   Постановка целей урока и определение темы урока.

- Произнесите слово «эхо» еще раз. Какой новый звук мы услышали в этом слове? ([э]).

- Кто из вас уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке ? (Познакомимся с новой буквой Э, узнаем какой звук она обозначает, как пишется, будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.)

5.  Организация познавательной деятельности.

(шорох за ширмой)
Ребята, у нас за ширмой какой- то шорох, давайте посмотрим, кто к нам пришёл. (Появляется мальчик эскимос)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25938_3fcb8b95387401d8ada4c8a540e6f480.jpg.jpg


Ребята, к нам в гости пришёл мальчик – эскимос. Люди этой национальности живут на Чукотке России. Эскимос переводится, как человек, который ест мясо. С какого звука начинается слово эскимос? Правильно, это звук Э – это гласный звук. Ребята, как любой уважающий себя гость мальчик эскимос пришёл к нам с подарками. Посмотрите, а что он держит в руках? Правильно, это эскимо. А что такое эскимо? (опрос детей) Эскимо — сливочное мороженое на палочке, покрытое шоколадной глазурью.

  1. Знакомство со звуком [э].

- Давайте протяжно произнесем самый первый звук в слове эскимо ([э]).

- Как он произносится?

(Рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая препятствий).

Сделайте вывод. (Значит, звук [э] – гласный).

- Каким цветом мы будем обозначать этот звук на схеме? (Красным.)

2. Составление звуковых схем в тетради

- Сделайте фонетический (звуковой) анализ слова в тетради по письму

Проверим на слайде 3  (схема слова эскимо)

- А кто принес эскимо? (Эскимос)

Составим модель слова эскимос

Проверим  слайд 4

-Есть ребята, которые допустили ошибки? А кто не ошибся?

3.  Ребята, эскимос предлагает нам с вами назвать как можно больше слов, которые начинаются со звука Э.

(эй, эхо, экран, этаж, электричка, экскаватор, электрик, электричество) 

ФИЗМИНУТКА  давайте  немножко поиграем. Хлопните в ладоши, если услышите звук [Э] в словах:

 ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, если, щётка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо.

4. Знакомство с буквами Э, э.

- А теперь давайте познакомимся с буквой, которая обозначает звук [э]. Демонстрация букв Э, э.

На что похожа эта буква? (Ответы детей.)

Это – Э с открытым ртом

И большущим языком.

Эге – гей! – крикун кричит,

Изо рта язык торчит .

Буква Э на С дивиться
Словно в зеркало глядится
Сходство есть наверняка
Только нету языка.

Взял индеец в руки лук,
Удивлю я всех вокруг!
Натянуть потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
А вокруг сказали все:
Это буква – Э!


http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/25938_8e606f1ba2b69db65d596314f04e94ce.jpg.jpg

Слайд 5

- Сравните строчную букву Э с заглавной. (Буквы похожи, но отличаются размерами.)

- Почему 2 буквы?

 (С заглавной буквы мы будем писать начало предложения и собственные имена, а с маленькой буквой – нарицательные имена).

Историческая справка. Демонстрация портрета М.В. Ломоносова.

- А вы знаете, что буква Э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке в 1735 г. Даже Михаил Васильевич Ломоносов считал, что без нее можно обойтись. Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква э: эврика, экзамен, эскалатор, экватор, электричество, энергия, экономика и многие другие слова содержат букву Э. Об этом я узнала из «Энциклопедического словаря».

Запишем букву э в тетрадях

  1. Работаем со слогами. (Слайд 7)

Читаем слоги

эн эв

эл эш

эс эх

эт эг

эб мэ

эк сэ

- Как звучат согласные звуки: твердо или мягко?

Сделайте вывод. (Гласная буква э обозначает твердость предшествующего согласного звука.)

- Давайте прочитаем правило в Азбуке на с. 57. Верно ли мы сделали вывод? (Да.)

6.  Составляем слова. (по карточкам).

C:\Users\Пользователь\Desktop\file1_html_me249efe.png

  1.  Физминутка «Делай как я».

7.  Продолжение работы по теме урока.

7)Ищем слова со звуком [э]. (Слайд 10). Работа с электронным приложением.

Укажите предметы, в названии которых слышим звук [э]. (Ответы детей.)

Рассмотрите картинку, ответьте на вопросы.

- Куда дети пришли? (В музей на экскурсию.)

- Кто их встретил? (Экскурсовод.)

- О чем он рассказывал? (об экспонатах.)

- Какие имена могут быть у детей? (Эмма, Эдик).

8)Составляем рассказ по сюжетным картинкам и опорным словам. (Слайд 11)

 Работа с электронным приложением.

- Давайте, ребята, теперь составим рассказ по картинкам с использованием новых слов.

- А теперь посмотрим мультфильм и сравним наш рассказ с рассказом, который нам предлагают авторы. (Слайд 12).

- Какой рассказ вам понравился? Почему? (Ответы детей.)

9)Беседа. А у нас в городе есть музей? Как он называется? Какие экспонаты выставляются в нашем музее, мы обязательно узнаем, когда сходим туда всем классом.

10) А теперь эскимос предлагает поработать с карточками.

1. Найти и обвести букву э

2. Найти и прочитать слова

11) Работа по учебнику.

 Давайте теперь почитаем текст Л.Н. Толстого из учебника на с. 58.

(Чтение текста хором.)

- О ком говорится в тексте?

- Чем занята девочка Таня?

- Почему слово «Таня» написано с заглавной буквы?

- Для чего детям нужна грамота?

- Озаглавьте текст.

- Прочитайте стихотворение В. Берестова самостоятельно.

- Прочитайте это стихотворение по цепочке вслух

- Как бы вы его озаглавили? (Ответы детей.)

- Кто из вас видел роботов? Где вы их видели?

11) Ищем слова в тексте с новой буквой.

- Найдите в тексте слова с буквой э. Подчеркните их. Прочитайте, какие слова вы подчеркнули?

12) Работа с лентой букв. (Слайд 13).

- Давайте определим место буквы э на ленте букв. Обоснуйте свой ответ. (Ответы детей.)

8.  Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- С какой новой буквой мы сегодня познакомились?
- Какой звук она обозначает?
- Кто был у нас в гостях?
- Чем занимались на уроке?
- С чем справились легко?
- Что было сделать трудно?
- Что нового вы узнали на уроке?

- Оцените свою работу с помощью «Светофора».

Эскимос предлагает  вам на память фотографию (необходимо её раскрасить)


C:\Users\Пользователь\Desktop\uznayu-bukvy-ea-2.gif

C:\Users\Пользователь\Desktop\uznayu-bukvy-ea-2.gif

C:\Users\Пользователь\Desktop\uznayu-bukvy-ea-2.gif

C:\Users\Пользователь\Desktop\file1_html_me249efe.png

C:\Users\Пользователь\Desktop\file1_html_me249efe.png

C:\Users\Пользователь\Desktop\file1_html_me249efe.png

C:\Users\Пользователь\Desktop\106792401_grom128.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\106792401_grom128.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\106792401_grom128.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\eskimo--i287094.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\eskimo--i287094.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\eskimo--i287094.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\eskimo--i287094.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\eskimo--i287094.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\eskimo--i287094.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Литературное чтение" во 2 классе

Разработка урока по литературноему чтению во 2 классе по теме В. Драгунский. Друг детства.Урок разработан в соответствии с методами рефлексивно-мотивационного обучения.Учебник "Литературное чтение" Э....

План-конспект урока"Литературное чтение" в 4 классе

Конспект урока направлен на развитие учебной субъектности обучающихся. Учебник "Литературное чтение" 4 класс Э.Э.Кац Умк "Планета знаний"...

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

план урока по литературному чтению "Буква Х"

план урока по литературному чтению "Буква Х" (1 класс) в соответствии с ФГОС...

план урока по литературному чтению "Буква Х"

1 класс план урока литературного чтения "Буква Х" по ФГОС...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...