Урок литературного чтения, 3 класс. М.Ю. Лермонтов "Утес"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Петрова Елена Павловна

Урок литературного чтения по УМК "Школа России" в 3 классе.

Цель урока: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс".

Цель для ученика:

1. Знать биографию поэта.

2. Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его, чувствовать   связь стихотворения с жизнью автора.

3. Научиться видеть и понимать красоту природы, красоту родного края.

Цель для учителя:

1. Формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (контраст, метафора, эпитет, олицетворение);

2. Формировать умение воспринимать и интерпретировать образы стихотворения (утёс - старость, тучка - молодость);

3. Учить осваивать идею стихотворения, определять настроение (грусти, одиночества);

4. Подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения.  Отрабатывать навык выразительного чтения.

5. Продолжить формирование умения видеть красоту родной природы.

Методы обучения на уроке:

Практический метод (упражнения, рисование  образов);

Наглядный метод (репродукции, просмотр картин на выставке, наблюдения учащихся);

Словесный метод (объяснение, разъяснение, беседа);

Работа с книгой (чтение, цитирование);

Частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Шелехов, Иркутская область

Технологическая карта урока

литературного чтения

по УМК «Школа России», 3 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов «Утёс»

Петрова Елена Павловна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

г. Шелехов, 2020

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов «Утёс» 

Учитель: Петрова Елена Павловна

Программа: УМК «Школа России»

Учебник:  Литературное чтение. Ч.-1. М.: «Просвещение», 2017

Класс: 3

Цель урока: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс".

Цель для ученика:

1. Знать биографию поэта.

2. Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его, чувствовать   связь стихотворения с жизнью автора.

3. Научиться видеть и понимать красоту природы, красоту родного края.

Цель для учителя:

1. Формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (контраст, метафора, эпитет, олицетворение);

2. Формировать умение воспринимать и интерпретировать образы стихотворения (утёс - старость, тучка - молодость);

3. Учить осваивать идею стихотворения, определять настроение (грусти, одиночества);

4. Подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения.  Отрабатывать навык выразительного чтения.

5. Продолжить формирование умения видеть красоту родной природы.

Методы обучения на уроке:

Практический метод (упражнения, рисование  образов);

Наглядный метод (репродукции, просмотр картин на выставке, наблюдения учащихся);

Словесный метод (объяснение, разъяснение, беседа);

Работа с книгой (чтение, цитирование);

Частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).

Образовательные технологии: информационные и коммуникативные технологии, технология продуктивного чтения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для развития умения анализировать поэтический текст; развивать творческие и аналитические способности, навыки выразительного чтения стихотворения, наблюдательность; воспитывать стремление к знаниям; прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к культурному наследию России

Планируемые результаты

Предметные: научатся отвечать на вопросы по содержанию произведения, вести диалог, устанавливая причинноследственные связи в тексте, находить средства выразительности; получат возможность научиться читать осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в малой группе, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения научатся активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; получат возможность научиться слушать собеседника и вести диалог; пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении литературного текста с опорой на вопросы учителя; понимать переносное значение образного слова;

Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников научатся успешному сотрудничеству с учителем и обучающимися класса при работе в группах; получат возможность научиться сравнивать и осмысливать поступки героев литературного произведения

Образовательные ресурсы: портрет писателя, репродукция картины А.И.Куинджи, учебник, с. 146–147, презентация.

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности

учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: взаимное приветствие, положительный настрой на  урок.

Вступительное слово учителя:

- Какой сегодня чудесный день. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. Пусть в классе будет теплая обстановка и у всех прекрасное настроение.

(Слайд 1)

- Наш урок начну словами французского писателя, философа эпохи возрождения Жан Жака Руссо:

"Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".

(Ж.Ж.Руссо)

- Как понимаете это высказывание?

Эмоционально настраиваются на урок. Положительно настраиваются на работу.

Владеют навыками психологической подготовки к уроку.

II. Актуализация знаний Цель: выявление ранее изученного, подготовка к восприятию нового

- С биографией и творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?

(Слайд 2)

- Укажите портрет Михаила Юрьевича Лермонтова.

- Что вы знаете о его жизни и творчестве?

  • Назовите, как звали Михаила Юрьевича в детстве.
  • Почему он жил с бабушкой?
  • Объясните, почему Михаил Юрьевич чувствовал себя одиноким и этим чувством пронизаны его стихотворения?

(Мать умерла, когда Мишелю исполнилось 2,5 года. Отец уехал, оставив его на воспитание бабушки. Хотя его воспитывала бабушка, он всё равно был одинок:  не хватало материнской любви, отцовского внимания. Свои чувства, свою внутреннюю боль одиночества  Михаил перенёс в свои стихотворения.)

- М.Ю.Лермонтова

- Мишель

- Мама умерла, отец отдал его на воспитание бабушке

- В детстве был лишен родительской любви.

Владеют биографическими сведениями о поэте

III. Самоопределение к деятельности.

Цель: совместное формулирование темы урока, постановка целей

Работа с репродукцией (Слайд 3.)

- Рассмотрите репродукцию картины живописца Архипа Ивановича Куинджи на с.146 учебника.

- Что вы видите на картине?

- Как сюжет картины связан с М.Ю. Лермонтовым?

- Сегодня мы вновь обратимся к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова и познакомимся еще с одним его стихотворением.

 - Откройте учебники на стр. 146.

- Прочитайте название стихотворения.

- Что такое утес?

- Какие учебные задачи поставим перед собой на уроке?

(Научится читать стихотворение выразительно, определить его характер и настроение, понять авторскую идею произведения.)

кратко передают сюжет картины

Мы можем предположить, что художник изобразил природу горного Кавказа, потому что Лермонтов часто там бывал. На картине показано великолепие гор, чистота и свежесть природы. Чистый воздух, красота гор и облаков.

«Утёс»

высокая скала

Определяют задачи

Умение ставить перед собой учебные задачи

IV. Изучение новой темы

1) Знакомство со стихотворением

Цель: целостное восприятие текста, определение эмоциональной окрашенности произведения.

- Послушайте стихотворение и попытайтесь ощутить его настроение.

Чтение стихотворения учителем наизусть 

Слушают стихотворение

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

2) Первичная проверка понимания

Цель: первичный анализ после чтения учителем

- Вам понравилось стихотворение?

- Какое впечатление произвело оно на вас?

- Почему поэт назвал стихотворение «Утёс»? 

- Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

Ответы детей:

стало грустно, печально. Утес стоит одиноко и плачет. - Понять, о чем нам хочет сказать автор.

Дополняют, уточняют высказанные мнения. Ведут тематический  диалог

3) Первичное чтение стихотворения учащимися (чтение про себя)

Цель: повторение текста стихотворение, подготовка к анализу.

- Прочитайте стихотворение про себя, отметьте слова, значение которых вам не понятно.

Читают стихотворение про себя, делают пометки

Владеют навыком чтения про себя, чтением с пометками.

4) Лексическая работа

Цель: расширение словарного запаса

Какие непонятные для вас слова встретились в данном стихотворении?

- Объяснение значения слов «лазурь», «морщины»

Лазурь – светло-синий свет, синева.

Морщина – складка, бороздка, неровность на поверхности чего-либо.

Делают предположения, высказывают мнения

Делают предположения, высказывают мнения

V. Физкультминутка

Ц: предупреждение утомляемости

А у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова!

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Повторяют действия за учителем

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

VI. Анализ произведения.

Выявление основного замысла автора

Цель: учить воспринимать и интерпретировать идею произведения, определять настроение.

- Ребята, давайте вчитаемся в каждую строку, попробуем разгадать все тайны, угадать замысел поэта.

- Сколько строф в стихотворении?

- Сколько строк в каждой строфе?

- Как называются такие строфы?

Анализ 1 строфы

- Прочитайте первую строфу.

- Кто появляется первым?

- Сравните оттенки слов «туча» и «тучка». Почему именно «тучка»?

- Как автор называет ее?

- Почему «золотая»? Разве она из золота?

- Как называется такое сравнение?

- Что делала тучка?

- Где ночевала?

- Что за грудь у утеса?

- Что стало с тучкой? Куда она умчалась?

- Есть ли у тучки путь?

- Как она умчалась?

- Как это характеризует тучку?

- Как автор называет в этом отрывке утес?

- Почему «великан»?

- Какие слова здесь рифмуются?

- С какой интонацией, в каком темпе надо читать первую сторофу?

- Прочитайте с этой интонацией.        

2

4

четверостишия

-Тучка

-Она маленькая, юна, стремительная…

-Золотая

-Золотая от света луны.

-Эпитет

-Ночевала

-На груди утеса

-Склон

-В путь.

-Нет. Летит туда, куда дует ветер.

-По лазури весело играя

-Она веселая, беззаботная, легкая

-Великан

-Он большой, сильный, неподвижный

«Золотая»-«играя», «великана»-«рано»

-Весело, быстро.

Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится)

Владеют литературоведческими понятиями.

Анализ 2 строфы

- Прочитайте вторую строфу.

- Кому она посвящена?

- Каким представляется здесь утес?

- А что же тучка? Что оставила она после себя?

- Тучка умчалась, весело играя, а утес?

- Почему утес тихонько плачет, ведь он великан?

- Обратите внимание, что этот отрывок начинается с союза НО, который как бы останавливает радость и праздник утеса.

- Каким был утес в начале стихотворения. А теперь…

- О чем мог задуматься утес?

- Каким словом оканчивается стихотворение?

- Почему в пустыне? Куда все исчезло?

(Как все красиво в начале: утес, тучка, ночь. Но тучка улетела и эти разрушила все. Для утеса мир превратился в пустыню)

- Слово «пустыня» часто встречается в поэзии Лермонтова. Она традиционно символизирует одиночество.

-  С какой интонацией надо читать это четверостишие?

 

- Прочитайте все стихотворение еще раз и подумайте, что еще изменилось во второй строфе?

- Поэт утес и тучку изображает как живых. Что это за прием?

- Случайно ли здесь олицетворение?

- Кого символизируют утес и тучка?

-Утёсу

-Старым, одиноким.

-Влажный след в морщине.

-Остался стоять одиноко и плакать

Тучка на короткое время украсила его одиночество

-Старым и одиноким.

-Пустыня

-Интонацией грусти и печали

-Изменился ритм

- Олицетворение

Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится)

VII. Раскрытие авторского замысла

Цель: научить определять основную идею произведения, авторский замысел

- Какая тема затронута в этом стихотворении?

- Какие чувства мог испытывать сам автор, когда писал это стихотворение?

- Одиночество – самое большое несчастье человека.

- Судьба старого утеса напоминает судьбу самого Лермонтова.

- Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений. Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины. Он совсем один, и это одиночество гнёт его.

- Но только ли об этом стихотворение?

- Если закрыть слова тучка и утес и, прочитав оставшиеся, можно ли этими словами рассказать о людях?

- Так о чем же это стихотворение?

- О том, как юные - легкомысленны и подвижны. А старые люди мудры, но порой одиноки, неподвижны.

Тема одиночества

Грусть, печаль, тоску, одиночество

- О молодости и старости

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли

VIII. Выразительное чтение стихотворения

- Теперь, когда мы увидели идею автора, давайте еще раз выразительно прочитаем это стихотворение, стараясь передать чувства автора.

2-3 ученика читают стихотворение выразительно.

Владеют навыками выразительного чтения

X. Итог урока

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Какая тема затронута в стихотворении?

- Одиночество – это самое страшное на земле. Пусть никто и никогда не испытает это чувство.

- Это небольшое стихотворение так вдохновило его читателей, что более 60-ти композиторов написали музыку и появились прекрасные романсы.

- Послушайте один из них в исполнении Александра Матюхина.

Делают выводы и обобщения.

Прослушивают аудиозапись.

Формулируют вывод

XI. Домашнее задание

- Задание на выбор: выучить стихотворение наизусть,

подготовить его выразительное чтение, нарисовать иллюстрации к стихотворению.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Выбирают уровень сложности

XII. Рефлексия учебной деятельности.

- Какие учебные задачи ставили перед собой в начале урока?

- Справились ли мы с работой?

- Продолжите высказывания:

На уроке я узнал...

Было интересно...

Я понял, что...

Теперь я могу...

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Владеют навыками самоанализа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...