Урок литературного чтения, 3 класс. М.Ю. Лермонтов "Утес"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения по УМК "Школа России" в 3 классе.
Цель урока: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс".
Цель для ученика:
1. Знать биографию поэта.
2. Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его, чувствовать связь стихотворения с жизнью автора.
3. Научиться видеть и понимать красоту природы, красоту родного края.
Цель для учителя:
1. Формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (контраст, метафора, эпитет, олицетворение);
2. Формировать умение воспринимать и интерпретировать образы стихотворения (утёс - старость, тучка - молодость);
3. Учить осваивать идею стихотворения, определять настроение (грусти, одиночества);
4. Подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения. Отрабатывать навык выразительного чтения.
5. Продолжить формирование умения видеть красоту родной природы.
Методы обучения на уроке:
Практический метод (упражнения, рисование образов);
Наглядный метод (репродукции, просмотр картин на выставке, наблюдения учащихся);
Словесный метод (объяснение, разъяснение, беседа);
Работа с книгой (чтение, цитирование);
Частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 41.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Шелехов, Иркутская область
Технологическая карта урока
литературного чтения
по УМК «Школа России», 3 класс
Михаил Юрьевич Лермонтов «Утёс»
Петрова Елена Павловна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
г. Шелехов, 2020
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов «Утёс»
Учитель: Петрова Елена Павловна
Программа: УМК «Школа России»
Учебник: Литературное чтение. Ч.-1. М.: «Просвещение», 2017
Класс: 3
Цель урока: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс".
Цель для ученика:
1. Знать биографию поэта.
2. Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать его, чувствовать связь стихотворения с жизнью автора.
3. Научиться видеть и понимать красоту природы, красоту родного края.
Цель для учителя:
1. Формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (контраст, метафора, эпитет, олицетворение);
2. Формировать умение воспринимать и интерпретировать образы стихотворения (утёс - старость, тучка - молодость);
3. Учить осваивать идею стихотворения, определять настроение (грусти, одиночества);
4. Подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения. Отрабатывать навык выразительного чтения.
5. Продолжить формирование умения видеть красоту родной природы.
Методы обучения на уроке:
Практический метод (упражнения, рисование образов);
Наглядный метод (репродукции, просмотр картин на выставке, наблюдения учащихся);
Словесный метод (объяснение, разъяснение, беседа);
Работа с книгой (чтение, цитирование);
Частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).
Образовательные технологии: информационные и коммуникативные технологии, технология продуктивного чтения.
Тип урока: урок открытия новых знаний | ||
Педагогические задачи: создать условия для развития умения анализировать поэтический текст; развивать творческие и аналитические способности, навыки выразительного чтения стихотворения, наблюдательность; воспитывать стремление к знаниям; прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к культурному наследию России | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся отвечать на вопросы по содержанию произведения, вести диалог, устанавливая причинноследственные связи в тексте, находить средства выразительности; получат возможность научиться читать осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта; | Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в малой группе, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения научатся активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; получат возможность научиться слушать собеседника и вести диалог; пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении литературного текста с опорой на вопросы учителя; понимать переносное значение образного слова; | Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников научатся успешному сотрудничеству с учителем и обучающимися класса при работе в группах; получат возможность научиться сравнивать и осмысливать поступки героев литературного произведения |
Образовательные ресурсы: портрет писателя, репродукция картины А.И.Куинджи, учебник, с. 146–147, презентация. |
Ход урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: взаимное приветствие, положительный настрой на урок. | Вступительное слово учителя: - Какой сегодня чудесный день. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. Пусть в классе будет теплая обстановка и у всех прекрасное настроение. (Слайд 1) - Наш урок начну словами французского писателя, философа эпохи возрождения Жан Жака Руссо: "Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению". (Ж.Ж.Руссо) - Как понимаете это высказывание? | Эмоционально настраиваются на урок. Положительно настраиваются на работу. | Владеют навыками психологической подготовки к уроку. |
II. Актуализация знаний Цель: выявление ранее изученного, подготовка к восприятию нового | - С биографией и творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке? (Слайд 2) - Укажите портрет Михаила Юрьевича Лермонтова. - Что вы знаете о его жизни и творчестве?
(Мать умерла, когда Мишелю исполнилось 2,5 года. Отец уехал, оставив его на воспитание бабушки. Хотя его воспитывала бабушка, он всё равно был одинок: не хватало материнской любви, отцовского внимания. Свои чувства, свою внутреннюю боль одиночества Михаил перенёс в свои стихотворения.) | - М.Ю.Лермонтова - Мишель - Мама умерла, отец отдал его на воспитание бабушке - В детстве был лишен родительской любви. | Владеют биографическими сведениями о поэте |
III. Самоопределение к деятельности. Цель: совместное формулирование темы урока, постановка целей | Работа с репродукцией (Слайд 3.) - Рассмотрите репродукцию картины живописца Архипа Ивановича Куинджи на с.146 учебника. - Что вы видите на картине? - Как сюжет картины связан с М.Ю. Лермонтовым? - Сегодня мы вновь обратимся к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова и познакомимся еще с одним его стихотворением. - Откройте учебники на стр. 146. - Прочитайте название стихотворения. - Что такое утес? - Какие учебные задачи поставим перед собой на уроке? (Научится читать стихотворение выразительно, определить его характер и настроение, понять авторскую идею произведения.) | кратко передают сюжет картины Мы можем предположить, что художник изобразил природу горного Кавказа, потому что Лермонтов часто там бывал. На картине показано великолепие гор, чистота и свежесть природы. Чистый воздух, красота гор и облаков. «Утёс» высокая скала Определяют задачи | Умение ставить перед собой учебные задачи |
IV. Изучение новой темы 1) Знакомство со стихотворением Цель: целостное восприятие текста, определение эмоциональной окрашенности произведения. | - Послушайте стихотворение и попытайтесь ощутить его настроение. Чтение стихотворения учителем наизусть | Слушают стихотворение | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. |
2) Первичная проверка понимания Цель: первичный анализ после чтения учителем | - Вам понравилось стихотворение? - Какое впечатление произвело оно на вас? - Почему поэт назвал стихотворение «Утёс»? - Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно? | Ответы детей: стало грустно, печально. Утес стоит одиноко и плачет. - Понять, о чем нам хочет сказать автор. | Дополняют, уточняют высказанные мнения. Ведут тематический диалог |
3) Первичное чтение стихотворения учащимися (чтение про себя) Цель: повторение текста стихотворение, подготовка к анализу. | - Прочитайте стихотворение про себя, отметьте слова, значение которых вам не понятно. | Читают стихотворение про себя, делают пометки | Владеют навыком чтения про себя, чтением с пометками. |
4) Лексическая работа Цель: расширение словарного запаса | - Какие непонятные для вас слова встретились в данном стихотворении? - Объяснение значения слов «лазурь», «морщины» Лазурь – светло-синий свет, синева. Морщина – складка, бороздка, неровность на поверхности чего-либо. | Делают предположения, высказывают мнения | Делают предположения, высказывают мнения |
V. Физкультминутка Ц: предупреждение утомляемости | А у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова! Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Повторяют действия за учителем | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
VI. Анализ произведения. Выявление основного замысла автора Цель: учить воспринимать и интерпретировать идею произведения, определять настроение. | - Ребята, давайте вчитаемся в каждую строку, попробуем разгадать все тайны, угадать замысел поэта. - Сколько строф в стихотворении? - Сколько строк в каждой строфе? - Как называются такие строфы? Анализ 1 строфы - Прочитайте первую строфу. - Кто появляется первым? - Сравните оттенки слов «туча» и «тучка». Почему именно «тучка»? - Как автор называет ее? - Почему «золотая»? Разве она из золота? - Как называется такое сравнение? - Что делала тучка? - Где ночевала? - Что за грудь у утеса? - Что стало с тучкой? Куда она умчалась? - Есть ли у тучки путь? - Как она умчалась? - Как это характеризует тучку? - Как автор называет в этом отрывке утес? - Почему «великан»? - Какие слова здесь рифмуются? - С какой интонацией, в каком темпе надо читать первую сторофу? - Прочитайте с этой интонацией. | 2 4 четверостишия -Тучка -Она маленькая, юна, стремительная… -Золотая -Золотая от света луны. -Эпитет -Ночевала -На груди утеса -Склон -В путь. -Нет. Летит туда, куда дует ветер. -По лазури весело играя -Она веселая, беззаботная, легкая -Великан -Он большой, сильный, неподвижный «Золотая»-«играя», «великана»-«рано» -Весело, быстро. | Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится) Владеют литературоведческими понятиями. |
Анализ 2 строфы - Прочитайте вторую строфу. - Кому она посвящена? - Каким представляется здесь утес? - А что же тучка? Что оставила она после себя? - Тучка умчалась, весело играя, а утес? - Почему утес тихонько плачет, ведь он великан? - Обратите внимание, что этот отрывок начинается с союза НО, который как бы останавливает радость и праздник утеса. - Каким был утес в начале стихотворения. А теперь… - О чем мог задуматься утес? - Каким словом оканчивается стихотворение? - Почему в пустыне? Куда все исчезло? (Как все красиво в начале: утес, тучка, ночь. Но тучка улетела и эти разрушила все. Для утеса мир превратился в пустыню) - Слово «пустыня» часто встречается в поэзии Лермонтова. Она традиционно символизирует одиночество. - С какой интонацией надо читать это четверостишие?
- Прочитайте все стихотворение еще раз и подумайте, что еще изменилось во второй строфе? - Поэт утес и тучку изображает как живых. Что это за прием? - Случайно ли здесь олицетворение? - Кого символизируют утес и тучка? | -Утёсу -Старым, одиноким. -Влажный след в морщине. -Остался стоять одиноко и плакать Тучка на короткое время украсила его одиночество -Старым и одиноким. -Пустыня -Интонацией грусти и печали -Изменился ритм - Олицетворение | Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится) | |
VII. Раскрытие авторского замысла Цель: научить определять основную идею произведения, авторский замысел | - Какая тема затронута в этом стихотворении? - Какие чувства мог испытывать сам автор, когда писал это стихотворение? - Одиночество – самое большое несчастье человека. - Судьба старого утеса напоминает судьбу самого Лермонтова. - Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений. Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины. Он совсем один, и это одиночество гнёт его. - Но только ли об этом стихотворение? - Если закрыть слова тучка и утес и, прочитав оставшиеся, можно ли этими словами рассказать о людях? - Так о чем же это стихотворение? - О том, как юные - легкомысленны и подвижны. А старые люди мудры, но порой одиноки, неподвижны. | Тема одиночества Грусть, печаль, тоску, одиночество - О молодости и старости | Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли |
VIII. Выразительное чтение стихотворения | - Теперь, когда мы увидели идею автора, давайте еще раз выразительно прочитаем это стихотворение, стараясь передать чувства автора. | 2-3 ученика читают стихотворение выразительно. | Владеют навыками выразительного чтения |
X. Итог урока | - С каким произведением мы сегодня познакомились? - Какая тема затронута в стихотворении? - Одиночество – это самое страшное на земле. Пусть никто и никогда не испытает это чувство. - Это небольшое стихотворение так вдохновило его читателей, что более 60-ти композиторов написали музыку и появились прекрасные романсы. - Послушайте один из них в исполнении Александра Матюхина. | Делают выводы и обобщения. Прослушивают аудиозапись. | Формулируют вывод |
XI. Домашнее задание | - Задание на выбор: выучить стихотворение наизусть, подготовить его выразительное чтение, нарисовать иллюстрации к стихотворению. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Выбирают уровень сложности |
XII. Рефлексия учебной деятельности. | - Какие учебные задачи ставили перед собой в начале урока? - Справились ли мы с работой? - Продолжите высказывания: На уроке я узнал... Было интересно... Я понял, что... Теперь я могу... | Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Владеют навыками самоанализа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....