Конспект урока литературного чтения по творчеству С.А. Есенина
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения по творчеству С.А. Есенина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_s.a.esenin_cheremuha.docx | 36.96 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Класс: 3 Г
Предмет: литературное чтение
Дата проведения: 01.02.2022 г.
Тема: С.А. Есенин "Черёмуха"
Учитель: Солодухина В.Н.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению творчества С.А. Есенина, стихотворения«Черемуха».
Предметные задачи: содействовать формированию навыка эстетического слушания и восприятия поэтического текста, развитию творческого воображения и фантазии, развитию умений находить в тексте образные средства и определять их авторское назначение; выражению личностного отношения к прочитанному; развитию выразительности чтения;развитию связной речи учащихся; воспитанию чувства любви к родной земле, природе.
Планируемые результаты: способствовать формированию:
Личностных УУД:
- умения выражать свои эмоции, чувства в выразительном чтении;
- интереса к содержанию художественных произведений.
- интереса к миру чувств и мыслей, отраженных в произведении
Метапредметные задачи – способствовать формированию УУД:
Регулятивных:
- принимать учебную задачу, установленные правила работы с текстом; работать со словарем учебника;
- произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;
- проявлять инициативу при ответе на вопрос;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления.
Познавательных:
- определять тему и идею литературного произведения;
- самостоятельно находить в тексте ответ на вопрос;
- понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;
- участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
Коммуникативных:
- использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления;
- выражать свои мысли в устной речи;
- принимать участие в групповом обсуждении заданий;
- уважать мнение собеседника.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть (Климанова Л.Ф. и др.); презентация к уроку (портрет писателя, иллюстрации).
ХОД УРОКА:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация | Доброе утро всем! Хорошего настроения! Сегодня у нас большой праздник, к нам пришли гости. Повернитесь к ним и подарите свои улыбки. Спасибо! Присаживайтесь! Прежде чем нам начать урок, давайте к нему подготовимся. Произнесем хором слова, обращаясь к соседу по парте: Я желаю тебе добра! Ты желаешь мне добра! Если тебе будет трудно, Я помогу! Я очень надеюсь, что сегодня на уроке литературного чтения мы будем слушателями, художниками, исследователями. | Приветствуют учителя, гостей. Произносят слова хором. Занимают свои места. | Воспитание культуры учебного труда, дисциплины. Цель: Организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. Положительный эмоциональный настрой детей на серьёзную, вдумчивую работу в доброже- лательной обстановке. Мотивация на рабочий ритм. |
II. Актуализация имеющихся знаний | Сегодня мы продолжим путешествовать по стране Поэзии. В свертке отрывок из произведения. Угадайте автора. СВЕРТОК: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом Точно серебром… -Какие еще стих-я С.А. Есенина вы знаете? | Отгадывают произведение С. Есенина. Приводят свои примеры стихотворений. | Цель: Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции, для отработки правильной артикуляции гласных и согласных. Цель: Установление правильности и осознанности выполнения дом. задания, выявление пробелов и их коррекция, совершенствуя при этом ЗУН. |
III. Выявление затруднения и целеполагание | Наша цель еще выяснить, а как будет называться его произведение? Для этого у нас есть загадка, отгадав которую, Вы сделаете открытие, как будет называться наше произведение. Загадка: Будто снежный шар бела, По весне она цвела. Нежный запах источала, А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. (черёмуха) Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка. Определите тему и цель нашего урока. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Они очень мелодичны и многие из них композиторы положили на музыку. И сейчас они звучат как песни. | В разгар весны, когда яркое, совсем уже тёплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это черёмуха. О ней сложено много песен и стихотворений. И это не случайно, поскольку черёмуха – дерево, которое отожествляют с юной, стройной невестой в белой фате. Тема: С.А. Есенин "Черемуха" Цель - познакомиться с биографией Есенина, с его произведением «Черемуха» | Цель: Обеспечение стимулирова -ния и мотивации, актуализация опорных знаний и умений. Создание проблемной ситуации активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление. Метод стимулирования и мотивации. Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения). Регулирующий компонент УД (развитие самооценки и самоконтроля на основе взаимооценки и взаимоконтроля, развитие итогового самоконтроля. Красивая мелодия развивает эстетический вкус. Межпредметная связь приобщает к искусству. Стихотворная форма создаёт благоприятный фон, а так же несёт заряд занимательности. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятель- ности на основе опорных знаний. Словесный и наглядный методы обучения. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Прежде чем начать знакомиться со стихотворением "Черемуха", давайте вспомним, а кто - то узнает новую информацию о жизни С.А.Есенина (БИОГРАФИЯ, 2 девочки) Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи. Давайте мы сейчас прослушаем стихотворение "Черемуха". Расслабьтесь, закройте глаза, представьте, что Вы художник, какую картину Вы смогли бы изобразить и какое настроение вызывает это произведение. АУДИОЗАПИСЬ
| Правильно. Читая стихотворение, мы можем нарисовать в своем воображении и «веточки золотистые», и ручей, почувствовать аромат цветов черемухи. Перед нашими глазами возникает яркая картина, хотя поэт и не описывает подробно каждую деталь. | Формирование навыка самостоятельного чтения. Самостоятельная деятельность учащихся, выполняет важную воспитательную функцию: приучает учащихся к сам. работе без учителя, выполнению заданий без побуждения и контроля и идет отработка способа действия (совершенствуется навык выразительного чтения0. Снятие мышечного напряжения, переутомления, поднятие эмоционального тонуса. |
V. Реализация построенного проекта | - Для чего проводим речевую разминку? -Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий: Ляля – плакса, В тетради – клякса. На горе, на горке Горько ревёт Егорка. Самостоятельное чтение стихотворения. - Открываем учебники на странице 55. - Вспомним правила выразительного чтения.
- Какая черемуха? (большая, белая, вся в цвету). - Какой день? (ясный, солнечный). - Какой аромат почувствовали? (запах цветов, хочется вдыхать полной грудь). - А какие цветы? (белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри). - Что значит "душистая"? (Ароматная, благоухающая, пахучая). - Что значит "ветки золотистые"? (От солнца, желтизны тычинок). - Молодцы! -Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? Физминутка Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной. |
Под кручею – под обрывом. | Операционный и регулирующий компонент УД (развитие логического мышления, развитие контроля и самоконтроля, обратная связь). Расширение кругозора. Обогащение словарного запаса. Развитие зрительно - слухового восприятия. Создание проблемной ситуации: углубить восприятие произве-дения, освоение идеи произве-дения. Операционный компонент УД. |
VI. Первичное закрепление | - Чем привлекла внимание поэта черёмуха? - Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька? - Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи». - Какими словами поэт говорит о запахах? - Какой приём использует поэт? - Зачем Есенин использует эпитеты? Определите ритм и рифму.
- Ребята, черёмуха это центральный или второстепенный образ в стихотворении? - Какой приём использует поэт? - Какой образ олицетворяет черёмуха? - А кто в стихотворении представляется юношей? - Найдите строчки и прочитайте. - Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов. Найдите их (работа в паре) Эпитеты (работа в паре) Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной. Пушистая, белоснежная, Весёлая, весенняя. 1 группа. - Найдите в тексте цветовые эпитеты. (серебряный ручей, зелень золотистая) 2 группа - Найдите в стихотворении эпитеты, описывающие запах: (роса медвяная, зелень пряная, черемуха душистая) Прочитайте стихотворение еще раз неторопливо. Играет мелодия Вивальди. Времена года. Весна. -Какие слова выбирает поэт,чтобы мы услышали , как поет ручей?(А рядом у проталинки; в траве ,между корней;бежит струйтся маленький;серебряный ручей) Партитура чувств: - Как вы думаете, как надо читать это стихотворение – быстро или неторопливо? - А какие строки, по-вашему, нужно читать чуть-чуть быстрее? - Какие слова и словосочетания нужно особенно выделить? А какие, наоборот, произнести тихим спокойным голосом? - Как вы считаете, где нужно делать большие и средние паузы? - Какие слова нужно читать радостно, а какие грустно? | Своей необыкновенной красотой. Ветки золотистые, ручей серебряный. Душистая, медвяная, пряная. Эпитеты. Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной. Пушистая, белоснежная, Весёлая, весенняя. Метафоры. Дети решают проблему. Название и иллюстрация. Выборочное чтение. О девушке. Олицетворение. Образ красивой, кудрявой девушки. Ручей. Выборочное чтение. «Ветки золотистые, что кудри завила» | Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями. Формируется умение анализи-ровать поэтический текст, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой | Мы с вами уже в работе использовали прием "Звукопись". Вивальди.Времена года. Весна. Многие литературоведы к стихот-ям Есенина предлагают использовать прием "Цветопись". Каждая буква обозначает определенный оттенок. Сейчас мы будем работать в группе по 4 человека: Каждая группа берет 1 четверостишие и считает количество гласных. | Операционный компонент УД : развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение делать выводы и заключения. Форма работы - беседа. | |
VIII. Включение в систему знаний и повторение | - О каких образах рассказывает С.А. Есенин в стихотворении? Подводит детей к формулировке главной мысли произведения. - Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? – Подумайте и скажите, только ли о природе это стихотворение? - К чему автор нас призывает? 7.3 Самостоятельное чтение. - Предлагаю поработать в парах используя памятку. (12 слайд) Памятка:
Оцени товарища! | Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья. О том, что всё живое наполнено любовью: и природа и люди. | Операционный компонент УД. Умение сделать логические выводы. Принцип целостности. Совершенствуется навык выразительного чтения. |
IX. Рефлексия учебной деятельности | - Как вы думаете, а сам автор любуется красотой черемухи? Как вы это поняли - Черемуха – это центральный или второстепенный образ в стихотворении? -А как вы сможете доказать, что черемуха – центральный образ в стихотворении. -Опираясь на слова из текста, опишите, чем привлекла внимание поэта черемуха, которая «с весною расцвела»? - О ком же еще можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? Как называется художественное средство, когда неживым предметам приписываются качества живых существ? Какой образ олицетворяет черемуха? - Как вы думаете, ребята, кого подразумевает поэт под образом ручья? - Рассмотрите иллюстрации и найдите строки к ним в стихотворении. - Сравните иллюстрации к тексту и само содержание: всё ли совпадает? Может быть художник по-своему изобразил сюжет. -Какие слова в стихотворении помогают нам догадаться, что и ручей, и черемуха озарены ярким солнечным светом? - Нравится ли ручью черемуха? - Хочется ли ручейку понравиться черемухе? Пение этого стихотворения... Организует беседу по вопросам: - Что вам показалось на уроке самым интересным - Что оказалось трудным - Сегодня я узнал… - Мне было интересно… - Мне было трудно… | Работают самостоятельно используя знания по теме. Самоутверждение. Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы. Работают самостоятельно, опираются на знания по теме. Природа. Лирическая песня. Дети читают. Радости, восторга. Красота природы. Правила поведения в лесу | Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Дифференцированный подход к домашнему заданию. Принцип учёта потребности ребёнка. Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Операционный компонент УД. Создаю ситуацию успеха. Подведение итогов помогает учащимся глубже осознать своё продвижение вперёд, осмыслить свои достижения и проблемы |
X. Домашнее задание | Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: читать произведение выразительно. | Самооценка. Самореализация. | Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельнос- ти, общения). Урок заканчивается на эмоциональном подъёме. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите. Обоснуйте свой выбор . ликующее восторженное шутливое печальное весёлое праздничное радостное спокойное грустное мечтательное - Какие чувства возникли в вашем сердце? изумление спокойствие радость сожаление восторг печаль ликование грусть
роса медвяная - ароматная, с запахом мёда; зелень пряная – с острым, ароматным запахом; проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля; волна гремучая – издающая громкие звуки; обдаёт – обливает со всех сторон; вкрадчиво – осторожно; тихо; под кручею – под обрывом.
А – красный Я – ярко – красный О – светло – жёлтый Е – зелёный Ё – желто – зеленый И – синий У – тёмно – синий, тёмно – лиловый Ю – голубоватый ы - чёрный « Цветопись »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по творчеству С. Есенина
В данном материале представлена презентация к уроку литературного чтения по творчеству С. Есенина...
Конспект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин "Береза " 3 класс
Конспект урока литературного чтения на тему С.А.Есенин "Береза " 3 класс Умк "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока литературного чтения. 4 класс.С.А.Есенин «Лебедушка».
Сергей Александровия Есенин "Лебедушка" 4 класс. УМК "Школа России"...
Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин "Черемуха"
Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А.Есенин...
Конспект урока литературного чтения 4 класс «С.А.Есенин «Бабушкины сказки»
Цель: создание условий для формирования заинтересованности учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях лирического жанра.Задачи у...
Конспект урока литературного чтения по творчеству С. Есенина
Открытый урок литературного чтения в 4 классе по творчеству С. Есенина...
Конспект урока литературное чтение 3 класс С.А. Есенина «Сыплет черёмуха снегом…»
Цели деятельности учителя: формирование знаний о стихотворении С.А. Есенина «Сыплет черёмуха снегом…»Планируемые результаты:Предметные: знать, как правильно выразительно читать расс...