Конспект урока литературного чтения по творчеству С. Есенина
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Открытый урок литературного чтения в 4 классе по творчеству С. Есенина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения. С. Есенин | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения, проведённого Сыровой Н.А.
в 4 классе
Тема: Анализ стихотворения С.Есенина
«С ДОБРЫМ УТРОМ»
Цели урока:
- Организация глубокого личностного восприятия учащимися художественного произведения, его особенностей; изобразительных средств языка, помогающих поэту создавать картины природы;
- формирование читательских навыков, стимулирование творческого интереса;
- знакомство учащихся с творчеством С. Есенина;
- воспитание любви к родной природе, гуманизма, доброты, милосердия; умение видеть прекрасное в окружающем нас мире.
Оборудование: выставка книг «Стихи С. Есенина»; портрет С. Есенина; грамзапись пьесы Э. Грига «Утро»; иллюстрации на тему «Утро».
Ход урока.
- Организационный момент.
Выставка сочинений на тему: «Как я представляю себе весну».
- Какое настроение, чувства испытывает человек с наступлением весны?
II. Работа над новым материалом.
1. Целевая установка.
- Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. (На доске портрет поэта (1895-1925 ).
Это поэт начала двадцатого века. Он один из самых известных и любимых в нашей стране поэтов. Многие его стихи положены на музыку, стали песнями и романсами.
(Звучит песня «Над окошком месяц. Под окошком ветер».)
Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове. Оно и сейчас стоит на крутом берегу реки Оки среди рязанских раздолий. Место это очень красивое. Подойдешь к Оке — широко видно вокруг: и заливные луга на другом берегу реки, и леса, и сама Ока вьется лентой далеко-далеко.
Нельзя не восхищаться красотой этих мест! И Есенин любил их, они навсегда остались для него родными. Он так и писал:
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.
. Свою страну поэт называл страной березового ситца, ее воспевал в своих стихах, и казалось ему, что нет на земле места прекраснее: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». Константиново было дорого Есенину не только потому, что в этом селе прошло его детство, но и потому, что именно там он ощутил себя поэтом, там написал первые стихи. Поэтическое творчество Есенина удивительно своеобразно, мы еще не раз будем читать его стихи и слушать песни на слова Есенина. Он верил, что его стихам суждена долгая жизнь, потому написал такие строки:
Оставляю песенку про Русь:
Запевая, обо мне подумай,
И тебе я в песне отзовусь...
- Стихи писали и пишут многие. Но лишь избранным выпадает редчайшее счастье взволновать сердца людей, найти в их сердцах живой отклик своим мыслям и чувствам.
С. Есенин - среди этих избранных.
- Какие произведения Есенина вы уже читали?
- Работа с текстом до чтения.
Прекрасна природа в изображении великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. В его стихах она печалится и радуется, засыпает и просыпается, и во всех своих изменениях полна красок, звуков. Читателей привлекает яркая метафоричность его стихов.
3. Прослушивание грамзаписи «Утро».
- Как называется прослушанное вами музыкальное произведение? Кто написал эту музыку?
- Что же заставило нас вернуться к этой музыке вновь? Да, то, что стихотворение С. Есенина называется «С добрым утром!».
- Каким будет стихотворение, судя по названию?
- Как вы думаете, к кому же обращено приветствие «С добрым утром!»?
- Можете ли вы что-то сказать о настроении поэта, не читая стихотворения?
4. Анализ художественного текста.
- Какие мысли и чувства возникли у вас? Что вы можете сказать о его мелодии? (Мажорная, светлая.)
- Всегда ли эта мелодия звучит одинаково? (Каждая строфа звучит по-своему.)
- Является ли это стихотворение лиричным?
- К кому обращено приветствие; кто обращается?
- А сейчас будем еще раз читать это стихотворение и попробуем понаблюдать за картинами, которые рисует поэт с помощью слов; постараемся увидеть их краски, услышать звуки природы.
5. Повторное чтение стихотворения учащимися по строфам.
а) Вопросы после прочтения 1-й строфы.
- Какую картину вы представили?
- Поэт говорит, что звезды «задремали». Как вы думаете, почему?
- Какой эпитет выбрал поэт для звезд?
- Какие слова, кроме строки «Задремали звезды золотые», помогают догадаться, что поэт описывает раннее утро? (Брезжит свет.)
- Встречались ли вам в этом четверостишии слова-синонимы?
(Заводь - затон.) - Почему поэт говорит о нем как о зеркале?
- Отчего зеркало задрожало?
- Как Есенин говорит о свете?
- Утро только вступает в свои права, вокруг тишина, и потому в первой строфе в описании рассвета преобладают только зрительные наблюдения поэта.
- В каком темпе следует читать это четверостишие? Почему?
(Все только-только просыпается, поэтому читать нужно медленно.)
б) Вопросы после прочтения 2-й строфы.
- Какую картину вы представили, прочитав эту строфу?
- С чем поэт сравнивает ветви березы?
- На кого похожи в стихотворении Есенина березки?
- Как они готовятся встречать солнце?
- Какое слово указывает на то, что березки рады наступлению утра?
- Как вы себе представляете картину, рисуемую словами: «растрепали шелковые косы»?
- Можно ли по этой строфе судить о том, как поэт относится к березкам?
-Поэт озвучивает картину утра. Подул легкий ветерок, просыпается все живое. Поэт наслаждается шелестом березок и шепотом крапивы. Их подчеркивают звуки Ш— 3— С— Ч:
- С какой интонацией нужно читать эту строфу стихотворения?
(Ласково, громко, любуясь.)
в) Вопросы после прочтения 3-й строфы.
- Есть ли что-то сказочное в этих строчках?
- Кого вы видите перед собой? (Крапиву, девушку-модницу.)
- Почему Есенин называет крапиву шалуньей? Как можно догадаться, что и она готовится к встрече с солнцем и радуется?
- Какой рисует крапиву поэт? Если бы у нее было личико, каково было бы его выражение? (На личике была бы улыбка, глазки с хитринкой.)
- Почему автор говорит, что крапива шепчет? Как понимаете слово «плетень»? (Изгородь, сплетенная из веток.)
- С какой интонацией нужно читать эту строфу?
(Нужно читать эмоционально, выделить голосом именно эту строфу, читать быстрее, чем предыдущие строфы.)
- Как нужно читать последнюю строку? Будет ли ваше чтение похоже на то, как вы читаете название стихотворения? Ведь это одно и то же предложение.
(Нет, интонация должна быть разной. Название относится ко всей природе, которая просыпается и приветствует. А последняя строчка – это шёпот крапивы, нужно передавать её характер.)
6. Чтение стихотворения учащимися целиком. Работа над языком произведения.
-Как и в других стихах, в стихотворении «С добрым утром» природа одушевленная.
-Назвать олицетворения, показывающие картины природы?
Когда задремали звезды и наступило утро, радостно проснулись березки — улыбнулись, растрепали шелковые косы. Все рады, и даже крапива шепчет шаловливо: «С добрым утром!». Рисуя картину рассвета, Есенин обращает внимание на то, как изменяется природа. Каждая строчка в первых двух строфах начинается с глагола: задремали, задрожало, брезжит, румянит, улыбнулись, растрепали, шелестят, горят. Благодаря этому картины природы в его стихотворении — живые. В динамичных трех строфах поэт сумел передать нам многое!
Для поэзии С. Есенина характерно многоцветье. И в этом стихотворении поэт обращает внимание на краски летнего утра, когда все становится ярким и сияющим, как золото, серебро и перламутр.
-Какие повторяющиеся звуки 3, С помогают представить, как блестят исчезающие звезды и играет свет в зеркале затона?
Задремали ЗвеЗды Золотые,
Задрожало Зеркало Затона,
БреЗжит Свет на Заводи речные
И румянит Сетку небоСклона.
- Природа в произведениях Есенина очеловечена, до всего как будто можно дотронуться, дотянуться.
- Упоминается ли в стихотворении о ветре?
-А ощущаем ли мы его присутствие? Какие слова нам помогают в этом?
(Шепчет, шелестят, шаловливо, шёлковые косы – звук ш).
-Как вы думаете, какое настроение было у автора в тот момент?
(Радостное, приподнятое).
- Какими словами поэт доказывает, что утро действительно доброе?
( Серебро, золото, зелень. Всюду чувствуется улыбка, добро.)
Стихотворение радостное, праздничное. Настроение создает лексика: брезжит свет, румянит, улыбнулись березки, горят серебряные росы, обрядилась ярким перламутром.
Для С. Есенина природа – вечная красота.
ИДЕЯ стихотворения: «Остановитесь хотя бы на мгновение, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты!».
7. Конкурс «Я - художник».
-Представьте, что перед вами мольберт с палитрой красок.
- Какие слова помогают читателям представить краски раннего утра? Подтвердите свои ответы строчками из стихотворения.
(Звезды золотые, зеркало затона, свет румянит сетку небосклона, зеленые сережки, серебряные росы, яркий перламутр.)
-Какие бы краски вы использовали для написания картины «С добрым утром!»?
- Стихи С. Есенина очень напевны и мелодичны. Многие из них положены на музыку.
Включается грамзапись музыкального произведения на стихи С. Есенина, а параллельно ученики рисуют картину «С добрым утром!». По окончании организуется выставка.
8. Подведение итогов урока и оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «С добрым утром!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.Есенина.
Урок-мастерская в 4 классе....
Урок литературного чтения по творчеству С. Есенина
В данном материале представлена презентация к уроку литературного чтения по творчеству С. Есенина...
Урок литературного чтения по творчеству С. Есенина
В данном материале представлена презентация к уроку литературного чтения по творчеству С. Есенина...
Конспект урока литературное чтение 3 класс С.Есенин "Береза"
конспект урока с.Есенин "Берёза" 3 класс...
Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»
В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...
Конспект урока литературного чтения Тема: С. А. Есенин, «Бабушкины сказки» 4 класс
Конспект урока литературного чтенияТема: С. А. Есенин, «Бабушкины сказки»4 класс...
Конспект урока литературного чтения по творчеству С.А. Есенина
Конспект урока литературного чтения по творчеству С.А. Есенина...