Конспект урока литературного чтения по творчеству С. Есенина
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Сырова Наталья Александровна

Открытый урок литературного чтения в 4 классе по творчеству С. Есенина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения, проведённого Сыровой Н.А.

в 4 классе

Тема: Анализ стихотворения С.Есенина

 «С ДОБРЫМ УТРОМ»

Цели урока:  

  • Организация глубокого личностного восприятия учащимися художественного произведения, его особенностей; изобразительных средств языка, помогающих поэту создавать картины природы;
  • формирование читательских навыков, стимулирование творческого интереса;
  •  знакомство учащихся с творчеством С. Есенина;
  •  воспитание любви к родной природе, гуманизма, доброты, милосердия; умение видеть прекрасное в окружающем нас мире.

Оборудование: выставка книг «Стихи С. Есенина»; портрет С. Есенина; грамзапись пьесы Э. Грига «Утро»; иллюстрации на тему «Утро».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 Выставка сочинений на тему: «Как я представляю себе весну».

- Какое настроение, чувства испытывает человек с наступлением весны?

II.        Работа над новым материалом.

1.        Целевая установка.

  • Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. (На доске портрет поэта (1895-1925 ).

Это поэт начала двадцатого века. Он один из самых известных и любимых в нашей стране поэтов. Многие его стихи положены на музыку, стали песнями и романсами.

(Звучит песня «Над окошком месяц. Под окошком ветер».)

Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове. Оно и сейчас стоит на крутом берегу реки Оки среди рязанских раздолий. Место это очень красивое. Подойдешь к Оке — широко видно вокруг: и заливные луга на другом берегу реки, и леса, и сама Ока вьется лентой далеко-далеко.

Нельзя не восхищаться красотой этих мест! И Есенин любил их, они навсегда остались для него родными. Он так и писал:

Рязанские поля,

Где мужики косили,

Где сеяли свой хлеб,

Была моя страна.

. Свою страну поэт называл страной березового ситца, ее воспевал в своих стихах, и казалось ему, что нет на земле места прекраснее: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». Константиново было дорого Есенину не только потому, что в этом селе прошло его детство, но и потому, что именно там он ощутил себя поэтом, там написал первые стихи.  Поэтическое творчество Есенина удивительно своеобразно, мы еще не раз будем читать его стихи и слушать песни на слова Есенина. Он верил, что его стихам суждена долгая жизнь, потому написал такие строки:

Оставляю песенку про Русь:

Запевая, обо мне подумай,

И тебе я в песне отзовусь...

  • Стихи писали и пишут многие. Но лишь избранным выпадает редчайшее счастье взволновать сердца людей, найти в их сердцах живой отклик своим мыслям и чувствам.

С. Есенин - среди этих избранных.

  • Какие произведения Есенина вы уже читали?
  1. Работа с текстом до чтения.

Прекрасна природа в изображении великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. В его стихах она печалится и радуется, засыпает и просыпается, и во всех своих изменениях полна красок, звуков. Читателей привлекает яркая метафоричность его стихов.

3.        Прослушивание грамзаписи «Утро».

  • Как называется прослушанное вами музыкальное произведение? Кто написал эту музыку?
  • Что же заставило нас вернуться к этой музыке вновь? Да, то, что стихотворение С. Есенина называется «С добрым утром!».
  • Каким будет стихотворение, судя по названию?
  • Как вы думаете, к кому же обращено приветствие «С добрым утром!»?
  • Можете ли вы что-то сказать о настроении поэта, не читая стихотворения?

4.        Анализ художественного текста.

  • Какие мысли и чувства возникли у вас? Что вы можете сказать о его мелодии? (Мажорная, светлая.)
  • Всегда ли эта мелодия звучит одинаково? (Каждая строфа звучит по-своему.)
  • Является ли это стихотворение лиричным?
  • К кому обращено приветствие; кто обращается?
  • А сейчас будем еще раз читать это стихотворение и попробуем понаблюдать за картинами, которые рисует поэт с помощью слов; постараемся увидеть их краски, услышать звуки природы.

5. Повторное чтение стихотворения учащимися по строфам.

а)        Вопросы после прочтения 1-й строфы.

  • Какую картину вы представили?
  • Поэт говорит, что звезды «задремали». Как вы думаете, почему?
  • Какой эпитет выбрал поэт для звезд?
  • Какие слова, кроме строки «Задремали звезды золотые», помогают догадаться, что поэт описывает раннее утро? (Брезжит свет.)
  • Встречались ли вам в этом четверостишии слова-синонимы?
    (Заводь - затон.)
  • Почему поэт говорит о нем как о зеркале?
  • Отчего зеркало задрожало?
  • Как Есенин говорит о свете?
  • Утро только вступает в свои права, вокруг тишина, и потому в первой строфе в описании рассвета преобладают только зрительные наблюдения поэта.
  • В каком темпе следует читать это четверостишие? Почему?
    (Все только-только просыпается, поэтому читать нужно медленно.)

б)        Вопросы после прочтения 2-й строфы.

  • Какую картину вы представили, прочитав эту строфу?
  • С чем поэт сравнивает ветви березы? 
  • На кого похожи в стихотворении Есенина березки?
  • Как они готовятся встречать солнце?
  • Какое слово указывает на то, что березки рады наступлению утра?
  • Как вы себе представляете картину, рисуемую словами: «растрепали шелковые косы»?
  • Можно ли по этой строфе судить о том, как поэт относится к березкам?

-Поэт озвучивает картину утра. Подул легкий ветерок, просыпается все живое. Поэт наслаждается шелестом березок и шепотом крапивы. Их подчеркивают звуки Ш— 3— С— Ч:

  • С какой интонацией нужно читать эту строфу стихотворения?
    (Ласково, громко, любуясь.)

в)        Вопросы после прочтения 3-й строфы.

  • Есть ли что-то сказочное в этих строчках?
  • Кого вы видите перед собой? (Крапиву, девушку-модницу.)

  • Почему Есенин называет крапиву шалуньей? Как можно догадаться, что и она готовится к встрече с солнцем и радуется?
  • Какой рисует крапиву поэт? Если бы у нее было личико, каково было бы его выражение? (На личике была бы улыбка, глазки с хитринкой.)
  • Почему автор говорит, что крапива шепчет? Как понимаете слово «плетень»? (Изгородь, сплетенная из веток.)
  • С какой интонацией нужно читать эту строфу?

(Нужно читать эмоционально, выделить голосом именно эту строфу, читать быстрее, чем предыдущие строфы.)

  • Как нужно читать последнюю строку? Будет ли ваше чтение похоже на то, как вы читаете название стихотворения? Ведь это одно и то же предложение.

 (Нет, интонация должна быть разной. Название относится ко всей природе, которая просыпается и приветствует. А последняя строчка – это шёпот крапивы, нужно передавать её характер.)

6. Чтение стихотворения учащимися целиком. Работа над языком произведения. 

-Как и в других стихах, в стихотворении «С добрым утром» природа одушевленная.

-Назвать олицетворения, показывающие картины природы?

Когда задремали звезды и наступило утро, радостно проснулись березки — улыбнулись, растрепали шелковые косы. Все рады, и даже крапива шепчет шаловливо: «С добрым утром!». Рисуя картину рассвета, Есенин обращает внимание на то, как изменяется природа. Каждая строчка в первых двух строфах начинается с глагола: задремали, задрожало, брезжит, румянит, улыбнулись, растрепали, шелестят, горят. Благодаря этому картины природы в его стихотворении — живые. В динамичных трех строфах поэт сумел передать нам многое!

Для поэзии С. Есенина характерно многоцветье. И в этом стихотворении поэт обращает внимание на краски летнего утра, когда все становится ярким и сияющим, как золото, серебро и перламутр.

-Какие повторяющиеся звуки 3, С помогают представить, как блестят исчезающие звезды и играет свет в зеркале затона?

Задремали ЗвеЗды Золотые,

Задрожало Зеркало Затона,

БреЗжит Свет на Заводи речные

 И румянит Сетку небоСклона.

-        Природа в произведениях Есенина очеловечена, до всего как будто можно дотронуться, дотянуться.

  • Упоминается ли в стихотворении о ветре?

-А ощущаем ли мы его присутствие? Какие слова нам помогают в этом?

(Шепчет, шелестят, шаловливо, шёлковые косы – звук  ш).

-Как вы думаете,   какое настроение было у автора в тот  момент?

(Радостное,  приподнятое).

  • Какими словами поэт доказывает, что утро действительно доброе?

( Серебро,  золото,  зелень. Всюду  чувствуется  улыбка,  добро.)

Стихотворение радостное, праздничное. Настроение создает лексика: брезжит свет, румянит, улыбнулись березки, горят серебряные росы, обрядилась ярким перламутром.

Для  С. Есенина природа – вечная красота.  

ИДЕЯ  стихотворения: «Остановитесь хотя бы на мгновение, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты!».

7. Конкурс «Я - художник».

-Представьте, что перед вами мольберт с палитрой красок.

  • Какие слова помогают читателям представить краски раннего утра? Подтвердите свои ответы строчками из стихотворения. 

(Звезды золотые, зеркало затона, свет румянит сетку небосклона, зеленые сережки, серебряные росы, яркий перламутр.)

-Какие бы краски вы использовали для написания картины «С добрым утром!»?

-        Стихи С. Есенина очень напевны и мелодичны. Многие из них положены на музыку.

Включается грамзапись музыкального произведения на стихи С. Есенина, а параллельно ученики рисуют картину «С добрым утром!». По окончании организуется выставка.

8. Подведение итогов урока и оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «С добрым утром!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по творчеству С. Есенина

В данном материале представлена презентация к уроку литературного чтения по творчеству С. Есенина...

Урок литературного чтения по творчеству С. Есенина

В данном материале представлена презентация к уроку литературного чтения по творчеству С. Есенина...

Конспект урока литературное чтение 3 класс С.Есенин "Береза"

конспект урока с.Есенин "Берёза" 3 класс...

Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»

В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации  он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...

Конспект урока литературного чтения Тема: С. А. Есенин, «Бабушкины сказки» 4 класс

Конспект урока литературного чтенияТема: С. А. Есенин, «Бабушкины сказки»4 класс...

Конспект урока литературного чтения по творчеству С.А. Есенина

Конспект урока литературного чтения по творчеству С.А. Есенина...