II. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.
| Сегодня к нам на урок придёт необычный гость. Он тоже хочет научиться читать. Поможем ему исполнить желание. Отгадайте, кто это. У него четыре лапы, Рыжий хвостик полосатый. Мышь у норки стережет, Быстрый, сильный, ловкий... Игра « Буква рассыпались» (На доске два домика – синий и красный) Котёнок в школе – новичок. Стал с буквами играть и рассыпал их. Давайте поможем ему отправить буквы в свои домики. Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они – гласные или согласные? Почему?
Какие буквы живут в синем домике? Почему? - С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? - Какие звуки имеет эта буква? (на доске слайд)
- Я буду называть слова, если услышите твёрдый согласный, поднимают правую руку мальчики, если мягкий – поднимают руку девочки: сахар, карась, серп, колос, Сеня, рис, кисель, соловей, семья
| Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.
Отгадка: кот
у, и, ы, а, о Гласные.
н, с Согласные Мы познакомились с буквой С.
Согласный глухой твёрдый звук [с]; согласный глухой мягкий звук [с']. Учащиеся внимательно слушают учителя. Если дети слышат твёрдый согласный [с], поднимают правую руку мальчики, если мягкий [с'] – поднимают руку девочки
| Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать других; уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные УУД: уметь выделять звуки [с], [с']; уметь находить, выделять, перерабатывать ранее полученную информацию; Личностные УУД: формировать способность к самооценке.
|
III. Постановка учебной задачи.
IV. Построение выхода из затруднений. Реализация построенного проекта.
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| - Котик очень благодарен вам, ребята, за помощь. Он хочет вам рассказать своё любимое стихотворение. Как-то кот друзей созвал, Всем конфеты раздавал: Кролику, кроту, козе. Только отказались все. - Назовите звук, который чаще всего слышали в стихотворении. -Догадайтесь, с какой буквой вы сегодня познакомитесь на уроке.
- А какой звук [к]? Гласный или согласный? Звонкий или глухой?
Исследуем звук [к] и дадим его краткую характеристику. Для этого проведём эксперименты по группам:
1группа определяет гласный или согласный звук? Первый эксперимент – поем песенку со звуком [к]. Получилась ли песня? Значит, какой это звук? Первый вывод мы сделали. Он - согласный. 2 группа определяет – звонкий или глухой звук. Второй эксперимент - надеваем наушники (закрываем ушки), произносим звук [к], слышим в наушниках звон? - Значит, звук какой получается? Второй вывод мы сделали - он глухой Сделаем общий вывод, что мы узнали о новом звуке? - Как по-другому можно называть кота? - Какой звук слышите в начале слова «котик», «киска»? ([к] - [к’]) - Какие это звуки? 3.Наш помощник предлагает вам отгадать загадку. Длинный тонкий стебелек, Сверху - алый огонек. Не растенье, а маяк - Это ярко-красный – Какой звук слышите в конце слова? Составьте схему слова мак. А теперь послушайте другую загадку: Эти красные цветки Потеряют лепестки. Потеряют лепестки, Превратятся в сундуки, А что прячут сундуки - Попадёт на пироги… (маки). Составьте схему слова маки. 2.Игра «Твёрдый – мягкий». -Покажите синий квадрат, если услышите твёрдый звук[к], зелёный квадрат, если услышите мягкий звук [к']. Картина, кино, кровать, колесо, кит, кисель, квартира, компот.
С какой буквой мы познакомились? - Какие звуки она имеет?
Звуки [к] и [к’] обозначаются буквами К, к. Показ букв К, к. - Сделайте из счетных палочек букву к.
- В русском языке встречается большая буква К и маленькая к. - В своих тетрадях напечатайте большую и маленькую буквы К - к.
Букву новую узнали, а теперь мы будем учиться читать слоги с этой буквой, дружить с ее гласными. ка ко ки ку ак ок ик ук
Откройте учебники на стр.49 - С какой буквой мы познакомились? - Какие звуки она имеет?
- Рассмотрите рисунок. - Что делают мальчики? - Сколько слов в предложении? - Нарисуйте схему к предложению. Проверьте схемы друг у друга.
Посмотрите на текст. Какие знаки препинания стоят в конце предложений? - Прочитайте текст негромко вслух, соблюдая необходимую интонацию. - Прочитайте диалог по ролям.
- В каких словах встретили букву к?
| Учащиеся слушают учителя, смотрят на слайды, отвечают на вопросы.
Звук [к]
Сегодня познакомимся с буквой к.
Дети затрудняются ответить, т.к. звук [к] новый.
Песня не получилась.
Звук [к] - согласный
Звук [к] - глухой
Звук [к] – согласный, глухой. Котик, киска. В слове «котик» звук [к] – согласный глухой твёрдый. В слове «киска» звук [к,] – согласный глухой мягкий
Отгадка: мак
Согласный глухой твёрдый звук [к] Дети моделируют звуковой состав слова, используя фишки разного цвета
Согласный глухой мягкий звук [к'] Дети моделируют звуковой состав слова, используя фишки разного цвета.
Учащиеся слушают учителя, показывают сигналы синего или зелёного цвета.
Мы познакомились с буквой К. Согласный глухой твёрдый звук [к]; согласный глухой мягкий звук [к'].
Учащиеся выкладывают из счетных палочек букву К.
Учащиеся открывают тетради, печатают по образцу большую букву К и маленькую к, чередуя.
Чтение открытых и закрытых слогов по слайду хором.
Учащиеся работают по учебнику, отвечают на вопросы
Мальчики косят траву. 3 слова в предложении.
Дети составляют схему предложения в тетради. (Взаимопроверка)
Вопросительный знак, восклицательный знак, точка.
Жужжащее чтение.
Чтение диалога детьми по ролям.
Дети читают слова с буквой к. (Выборочное чтение)
| Коммуникативные УУД: уметь участвовать в диалоге, учитывая разные мнения; уметь аргументировать своё мнение; уметь договариваться, приходить к общему мнению; Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь определять в звучащем слове твёрдый и мягкий звуки; уметь объяснять значение слова; Личностные УУД: формировать способность к самооценке; Регулятивные УУД: уметь контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД: уметь участвовать в диалоге, учитывая разные мнения; уметь аргументировать своё мнение; уметь договариваться, приходить к общему мнению; Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь определять в звучащем слове твёрдый и мягкий звуки; уметь объяснять значение слова; Личностные УУД: формировать способность к самооценке; Регулятивные УУД: уметь контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность
Коммуникативные УУД: уметь ориентироваться на позицию партнера; уметь высказывать свои мысли в устной форме Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь отвечать на вопросы учителя; уметь определять в звучащем слове твёрдый и мягкий звуки; уметь объяснять значение слова; уметь составлять и преобразовывать модели и схемы слов; анализировать поэлементный состав печатных заглавных и строчных букв Кк, моделировать эти буквы; уметь составлять и преобразовывать схемы предложений; Личностные УУД: осознавать алгоритм учебного действия, формировать способность к самооценке Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; уметь контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | Работа с учебником, стр.48 - Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? - Рассмотрите рисунок. - Как называется сказка? - Кто главный герой? - Кто её автор? - Какой эпизод нарисован? Назовите слова, обозначающие предметы на рисунке, в которых встречается звук [к]. - Составьте предложение к рисунку. Сколько слов в вашем предложении?
- Прочитайте пословицы под картинкой. Почему так говорят? Найдите в словах пословиц букву к. Посчитайте сколько их? В какой части слова они стоят? |
Учащиеся работают по учебнику, отвечают на вопросы.
«Кот в сапогах» Шарль Перро
Дети называют слова: кот, колесо, карета, коса, замок, кнут, кучер. Дети придумывают предложения к рисунку. Считают слова в предложениях. Ученики объясняют смысл пословиц. Находят в словах буквы к, считают их. Буквы к стоят в начале и в конце слов. | Коммуникативные УУД: уметь ориентироваться на позицию партнера; уметь высказывать свои мысли в устной форме Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь отвечать на вопросы учителя; Личностные УУД: осознавать алгоритм учебного действия, формировать способность к самооценке Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; уметь контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность |