Рабочая программа по литературе 2 класс В.Ю. Свиридова СРО Л.В. Занков
рабочая программа по чтению (2 класс)
Раюочая программа по литературе 2 класс В.Ю. Свиридова СРО Л.В. Занков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_2_klass_sro_v.yu_._sviridova_literaturnoe_chtenie.doc | 379.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы В.Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2021).
Общая характеристика учебного предмета
Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.
Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным), живущей «по законам красоты» (Л.Н. Толстой).
Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.
Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.
Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.
Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.
В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.
Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
Поясним, как отбор и структурирование содержания курса литературного чтения и организация работы с этим содержанием способствуют решению поставленных задач.
Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.
Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.
Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.
Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:
1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;
2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;
3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).
Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическим и нормами.
Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.
Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
На предмет «Литературное чтение» для 2 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 136 часов (4 часа в неделю; 34 учебных недель). Темы, попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет объединения тем.
Результаты изучения учебного предмета
Реализация рабочей программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
В сфере личностных УУД создаются условия для того, чтобы в соответствии с требованиями ФГОС «искусство и литература осознавались как значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир». Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к культуре и искусству. Важно научить воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества. Тексты, вопросы, задания к прочитанному показывают школьнику, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Содержание курса «Литературное чтение» создает особые условия для развития познавательных УУД, поскольку школьники овладевают основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, учатся выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых). При этом в процессе деятельности учащиеся осваивают широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач, учатся воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты, использовать знаково-символические средства и модели. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе. Школьники учатся использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать ее с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.
Вырабатывается умение учащихся ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.
В сфере предметных учебных действий особое внимание уделяется различным видам речевой и читательской деятельности, таким как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения). Прививается понимание разного типа информации в научном (понятие) и художественном тексте (образ). От общего представления о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - через их сравнение ученик-читатель продвигается к умению по-разному работать с художественными, научно-популярными, учебными и другими текстами. Формируется библиографическая культура учащихся.
На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика.
Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углу-"бить понимание его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты.
Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: прочитай с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением -все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста.
Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении.
Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.
На уроках литературного чтения уделяется внимание воспитанию чувства юмора как показателя развития интеллекта, а также коммуникативной компетентности ученика. Чувство юмора уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Оно присуще и самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, теплое обращение к юному читателю, подбадривание его в сложных ситуациях; игра, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.
Содержание программы
2 класс (136 часов)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.
Чтение вслух. Чтение про себя. Постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Развитие навыков чтения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов). Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной форме. Осознание диалога как вида речи. Умение в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения) в рассказе (описание, повествование). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, системы героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (описание), рассказе на заданную тему
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Привлечение иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей научно-популярных текстов. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании).
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Описание места действия. Понимание содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Самостоятельное воспроизведение текста: последовательное воспроизведение эпизода, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста. Краткий пересказ (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, периодическое издание, справочные издания (энциклопедии, словари). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Литература вокруг нас. Разнообразие книг. Домашняя библиотека. Публичные библиотеки. Практическое ознакомление. Как найти нужное. Знакомство со словарями и справочниками, детскими журналами и другими периодическими изданиями. Любимая книга. Любимый писатель.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Литература - вид искусства. Литература в ряду других видов искусства: живопись, музыка, скульптура, архитектура, театр, кино. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства. Общность разных видов искусства.
Отличие художественного текста от научного (наличие сюжета, развития действия, выражение авторского отношения к описываемым событиям, использование художественных приемов для создания образа в художественном тексте).
Как создается литература. Кто такой писатель. Зачем пишет писатель. О чем и как говорит литература. Представление о теме литературного произведения. Выражение словом красоты мира, разнообразия чувств, опыта человека.
Изображение окружающего мира. Пейзаж в литературе. Изображение животного мира. Сочинение устных и письменных зарисовок на тему мира природы. Природа и человек. Образ человека, характер человека. Событие как предмет внимания писателя. Чувства, переживания и их изображение. Авторский взгляд, новый аспект видения, понятие о точке зрения автора. Художественный вымысел и его смысл.
Как читает читатель. Всегда ли читатель правильно понимает прочитанное. Как глубже и точнее понять, что хотел выразить писатель. Собственное изображение словом. Зарисовки с натуры, изображение реальности. Фантазия на основе реальности.
Устное народное творчество
Малые жанры устного народного творчества: колыбельная, потешка, прибаутка, небылица, считалка, скороговорка, пословица, поговорка. Педагогическое мастерство народа, мудрость, смекалка, юмор. Выразительные средства малых жанров фольклора. Наблюдение за ритмом. Загадка. Практическое освоение приема сравнения, олицетворения, метафоры (без термина) на примере загадки. Сочинение потешек, прибауток, небылиц, считалок, загадок, скороговорок, частушек.
Сказка о животных. Герои-животные, характерные для русских народных сказок. Традиционные характеры героев-животных.
Волшебная сказка. Особенности сказочного жанра. Характерные герои сказок. Выразительные средства в описании положительных и отрицательных персонажей: постоянные эпитеты, особенности описания внешности, речи. Нравственные ценности в народной сказке. За что вознаграждается герой, а за что наказывается. Два мира волшебной сказки. Волшебные помощники, волшебные предметы, чудеса. Магия числа и цвета. Некоторые черты древнего восприятия мира, которые отразились в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Традиционная композиция сказок. Особенности построения волшебной сказки. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Стиль повествования. «Бродячие сюжеты» в сказках народов мира.
Бытовая сказка. Герои бытовой сказки - люди и животные. Сюжеты древних бытовых сказок (конфликт или дружба между человеком и животным).
Авторская литература
Литература и фольклор. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии. Волшебная авторская сказка и ее связь с народной сказкой. Сказка в стихах. Использование сюжетов народных сказок. Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Дна мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка.
Волшебная сказочная повесть. Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа. Авторское отношение к происходящему, внимание к внутреннему миру героя, современные нравственные проблемы.
Художественная, научно-популярная, научная литература. Жанры художественной литературы. Поэзия и проза. Выразительные средства поэзии и прозы. Средства выражения авторского отношения в художественной литературе. Заглавие и его смысл. Герои произведения, их имена и портреты. Характеры героев, выраженные через их поступки и речь.
Наблюдение роли композиции. Практическое знакомство с простейшими видами тропов: сравнение, эпитет, гипербола, литота, антитеза, олицетворение. Наблюдение за неточными рифмами. Наблюдение за ритмом как чередованием ударных и безударных слогов.
Жанр рассказа. Жанровые особенности рассказа: жизненность изображаемых событий, достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа.
Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.
Способность поэзии выражать разнообразные чувства и эмоции. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, взаимопонимания, любви. Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Поэтическое мировосприятие, выраженное в прозе.
Практическое освоение художественных приемов: сравнение, эпитет (определение), гипербола (преувеличение), литота, контраст, олицетворение, звукопись.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование, работа с деформированным текстом; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) или на основе личного опыта.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ ВТОРОГО КЛАССА
Обучающиеся должны иметь представление:
- об особенностях жанра рассказа; об отличиях сказки и рассказа;
- о поэзии как об особом взгляде на мир;
- о существовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки);
- знать:
- наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;
-имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
-имена 2-3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;
- названия и содержание нескольких произведений любимого автора;
- уметь:
-читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения 50-60 слов в минуту;
-определять тему и выделять главную мысль произведения;
- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
- узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);
- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
- Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл.: В 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
- Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. / Автор - составитель В.Ю. Свиридова. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
- Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 2 кл. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
- Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 2 кл. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература.
- Волшебный мир картины: Иллюстративный материал (компакт-диск). Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2. Специфическое сопровождение (оборудование):
- иллюстрации к литературным произведениям;
- портреты писателей;
- репродукции произведений живописи;
- интерактивная доска (по возможности)
Тематическое планирование по литературному чтению 2 класс
4 часа в неделю, 136 часов в год.
Учебник: Свиридова В.Ю. Литературное чтение:
Учебник для 2 кл.: В 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2021г.
№ п/п. | Тема урока | Кол-во часов Дата | Корректировка программы | Элементы содержания | УУД | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||||
1 | Глава 1. Вступление, или Детективное начало… | 1 01.09 02.09 | Различение форзаца, титульного листа, оглавления. | Личностные: –заинтересованное положительное отношение к школе; – интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте. | Регулятивные: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника. | Познавательные: - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – на первоначаль-ном уровне анали-зировать доступные художественные тексты. | Коммуникативные - реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе. | |||||||||||||
2 | Характер лирического героя в рассказе В. Драгунского «Что я люблю…» | 1 03.09 | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. | |||||||||||||||||
3 | Характер лирического героя в стихотворении И. Токмаковой «Мне грустно – я лежу больной…» | 1 07.09 | Композиционная организация и художественный язык, сюжетная сторона и эмоциональная атмосфера текста; повторы и их содержательность; ритмический рисунок стихотворения, парная рифма. | |||||||||||||||||
4 | Характер лирического героя в рассказе В. Драгунского «Что любит Мишка…» | 1 08.09 | Лирический герой произведения; его характер; эмоционально-нравственные переживания героя; композиционная организация и художественный язык текстов; сюжетная сторона текста, эмоциональная атмосфера текста | |||||||||||||||||
5 | Характер литературного героя. В. Драгунский «И чего не люблю!» Работа с выставкой рассказов В. Драгунского, работа с сочинениями. | 1 09.09 | ||||||||||||||||||
6 | Прием контраста в литературе. Б. Заходер «О границах поэтического творчества», Дж. Чиарди «…Скажу я слово ВЫСОКО…», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», считалки. | 1 10.09 | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, работа со словом, темпом чтения. Распознавание особенностей поэтического текста | |||||||||||||||||
7 | Прием контраста в литературе. К.Ушинский «Четыре желания», работа с годовым кругом, А. Усачев «Первое сентября» | 1 14.09 | Тема, идея стихотворения. Разные подходы к годовому кругу, их объяснение. Наблюдение за приемом олицетворения | |||||||||||||||||
8 | Яркие поэтические образы в стихотворении Д.Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето». Анализ сочинений «Секреты моего лета». | 1 15.09 | Тема, идея стихотворения. Разные подходы к годовому кругу, их объяснение. Наблюдение за приемом олицетворения | |||||||||||||||||
9 | Сравнительный анализ научного и художественного текстов на примере энциклопедической статьи и произведения М.Пришвина «Осеннее утро». | 1 16.09 | Различие видов информации (научная, художественная) | |||||||||||||||||
10 | Образ ночи в поэзии, живописи и музыке. В.Драгунский«Тиха украинская ночь…». , А.Пушкин «Тиха украинская ночь…». | 1 17.09 | Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном стихотворении. Выразительное чтение стихотворения | |||||||||||||||||
11 | Образ ночи в поэзии, живописи и музыке. Понятие о видах искусства. Репродукция А. Куинджи «Ночь на Днепре», «Лунная соната» Бетховена. | 1 21.09 | Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном стихотворении. Выразительное чтение стихотворения. | |||||||||||||||||
12 | Проверь себя. Работа над проектом. | 1 22.09 | ||||||||||||||||||
13 | Глава 2 Завязка, тайны искусства… Звучащие образы в стихотворении И. Пивоваровой «Картина» и на полотне А.Васнецова «Осенние листья». | 1 23.09 | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи | Личностные: – умение выделять поступок как проявление характера героя; – эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений; – чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи. | Познавательные: - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; – ориентироваться в содержании учебника. | Коммуникативные: – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. | Регулятивные: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – соотносить внешнюю оценку и самооценку. | |||||||||||||
14 | Песни осени. Д.Кедрин «Осенняя песня». Начало обсуждения написания сочинения. | 1 24.09 | Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение стихотворения | |||||||||||||||||
15 | Песни осени. О.Дриз «Кончилось лето». Первые опыты письменных сочинений: сочинение на тему: «Осенний парашютист» | 1 28.09 | Создание условий для воплощения нового художественного образа | |||||||||||||||||
16 | Олицетворение как поэтический прием. М.Лермонтов «Утес», ф.Тютчев «Что ты клонишь над водами…» | 1 29.09 | Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном стихотворении. Выразительное чтение стихотворения | |||||||||||||||||
17 | Образ осени в стихотворении С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» и на полотне И.Левитана «Золотая осень». | 1 30.09 | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном стихотворении. Выразительное чтение стихотворения | |||||||||||||||||
18 | Картины мира, созданные писателями и поэтами. «Заря- заряница...», И. Пивоварова «Песня зарянки», Л. Толстой «Какая бывает роса на траве». | 1 01.10 | ||||||||||||||||||
19 | Чудесный дар – видеть красоту мира. М. Цветаева «Одна половина окна растворилась...», С. Козлов «Ежик в тумане». | 1 05.10 | Понимание содержания литературного произведения. Жанры произведений. События, состав-ляющие основу произведения | |||||||||||||||||
20 | Чудесный дар – видеть красоту мира. Оницура (хокку), С. Козлов «Красота». | 1 06.10 | Эмоционально-нравственные переживания лирических героев | |||||||||||||||||
21 | Нравственный урок нанайской народной сказки «Айога». | 1 07.10 | ||||||||||||||||||
22 | Как смотрят на мир поэт и ученый. И. Пивоварова «Как я считал», Г. Корнилова «Кто такой Бумчик», «Про бабочку». | 1 08.10 | Различие жанров произведений. | |||||||||||||||||
23 | Как смотрят на мир поэт и ученый. Г. Корнилова «Вертолет». | 1 12.10 | ||||||||||||||||||
24 | Как смотрят на мир поэт и ученый. Н. Орлова «Самолет», К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь», работа с выставкой научно-популярной литературы по выбору учителя. | 1 13.10 | ||||||||||||||||||
25 | Как смотрят на мир поэт и ученый. Е. Серова «Лесной аэродром» | 1 14.10 | ||||||||||||||||||
26 | Проверь себя. | 1 15.10 | ||||||||||||||||||
27 | Глава 3. Погоня за секретами литературы… Что такое образ? Мир литературы – мир образов. Тие, Басе хокку .Э. Нийт»Каменный замок» | 1 19.10 | Эмоционально-нравственные переживания лирических героев | Личностные: – интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; – умение выделять поступок как проявление характера героя; – эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений; – понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи; – умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений. | Регулятивные: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи. | Познавательные: - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; – ориентироваться в содержании учебника. | Коммуникативные - реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; – уважать мнение собеседников; – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках. | |||||||||||||
28 | Ироническое отношение автора к герою. К. Чуковский «Федотка», , С. Маршак «Попрошайка», Э. Мошковская «Жадных нет». | 1 20.10 | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. | |||||||||||||||||
29 | Ироническое отношение автора к герою. Портрет литературного героя. С. Михалков «Про мимозу». | 1 21.10 | Передача при по-мощи интонации своего отношения к персонажам | |||||||||||||||||
30-31 | Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л. Толстой «Прыжок». | 2 22.10 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения, композиция произведения | |||||||||||||||||
32 | Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л. Толстой «Лев и собачка». | 1 26.10 | ||||||||||||||||||
33 | Черты сказки и загадки в стихотворении. П. Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане...», В. Даль «Старик- годовик». | 1 27.10 | Понимание содержания литературного произведения. Жанры произведений. События, состав-ляющие основу произведения | |||||||||||||||||
34 | Реальные и фантастические образы. Ю. Мориц «Сто фантазий». | 1 28.10 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения, композиция произведения | |||||||||||||||||
35 | Реальные и фантастические образы. Н. Носов «Фантазеры». | 1 29.10 | ||||||||||||||||||
36 | Реальные и фантастические образы. Н. Носов «Фантазеры», Ф. Галас «Мир наоборот». | 1 09.11 | ||||||||||||||||||
37 | Авторская сказка. Сходство с народными волшебными сказками. В. Катаев «Цветик- семицветик». | 1 10.11 | Различение жанра литературного произведения и сказки. Главный герой сказок. Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения, композиция произведения | |||||||||||||||||
38 | Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик». Сходство и различие с народными волшебными сказками. Позиция автора. Прием преувеличения. | 1 11.11 | ||||||||||||||||||
39-40 | Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик». Нравственная коллизия. | 2 12.11 16.11 | ||||||||||||||||||
41-42 | Э.Э.Мошковская «Я сперва была сосною», Е. П. Чеповецкий «Кто как ходит» Проверь себя. | 2 17.11 18.11 | ||||||||||||||||||
43 | Глава 4. Идем по невиданным следам... (21 час) Исследуем законы волшебных сказок. Ю. Мориц «Песенка про сказку». | 1 19.11 | Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение | Личностные: – интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;– умение выделять поступок как проявление характера героя; – эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений; – чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; –– умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений; | Регулятивные: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – соотносить внешнюю оценку и самооценку. | Познавательные: - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – ориентироваться в содержании учебника;– пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии | Коммуникативные – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. | |||||||||||||
44 45 | Исследуем законы волшебных сказок. А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...». Библиотечный урок. Особенности авторской сказки. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Фольклорная основа сказки (знакомство с одним из вариантов), образы, созданные художником как составляющая часть книги. | 2 23.11 24.11 | Развитие сюжета сказки. | |||||||||||||||||
46-48 | Особенности авторской сказки. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Различия с фольклорной сказкой. | 2 25.11 26.11 | Различение жанра литературного произведения и сказки. Главный герой сказок. | |||||||||||||||||
49 | Сказочные законы в волшебной сказке. Различение сказок о животных и волшебной на примере сказ ки Ш. Перро «Кот в сапогах». | 1 30.11 | Различение жанра литературного произведения и сказки. Главный герой сказки. | |||||||||||||||||
50 | Сказочные законы в русской народной волшебной сказке «Кузьма Скоробогатый» (текст сказки в хрестоматии) | 1 01.12 | Различение жанра литературного произведения и сказки. Главный герой сказок. | |||||||||||||||||
51 | Наедине с книгой. Сходство сюжетов сказок народов разных стран: русская народная сказка «Кузьма Скоробогатый», сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» | 1 02.12 | ||||||||||||||||||
52 | Зимняя страничка. А. Пушкин «Опрятней модного паркета...». | 1 03.12 | Тема, идея стихо-творения. Участие в диалоге о прочи-танном. Вырази-тельное чтение. | |||||||||||||||||
53 | Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в стихотворении И. Сурикова «Все темней, темней и тише...». | 1 07.12 | ||||||||||||||||||
54 | Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в сказке П. Ершова «Конек- горбунок». | 1 08.12 | ||||||||||||||||||
55-56 | Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 2 09.12 10.12 | Развитие сюжета сказки. | |||||||||||||||||
57 | Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Работа по картине В. Васнецова «Аленушка» | 1 14.12 | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Со-поставление произведений художественной литературы и произведений живописи | |||||||||||||||||
58 | Бытовая сказка. Русская народная сказка «Мужик и медведь». | 1 15.12 | Развитие сюжета сказки | |||||||||||||||||
59 | Бытовая сказка. Эвенкийская народная сказка «Медведь и охотник». | 1 16.12 | Развитие сюжета сказки. | |||||||||||||||||
60 | Контрольная работа за полугодие СМ. Ниже | 1 | ||||||||||||||||||
61 | Сказочный праздник. Р. Кудашева «Зимняя песенка». | 1 17.12 | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, работа со словом, темпом чтения. Распознавание особенностей поэтического текста. | |||||||||||||||||
62 | Юмор в литературном произведении. В. Драгунский «Заколдованная буква». | 1 21.12 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения. | |||||||||||||||||
63 64 | Форма стихотворного произведения. Л. Друскин «Я сплю...». Проверь себя. Глава Кульминация! Вершина воображения... (22 часа) Художественные приемы в авторском поэтическом тексте. С. Есенин «Зима». | 1 22.12 23, 23 12 | Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение Тема, идея стихо-творения. Участие в диалоге о прочи-танном. Вырази-тельное чтение | Личностные: – интерес к содержанию доступных художественных произведений, к | Регулятивные: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от | Познавательные: - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем | Коммуникативные – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – следить за | |||||||||||||
3 четверть | 1 | миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; – умение выделять поступок как проявление характера героя; – эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений; – чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; – понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи; – умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений. | учебной задачи; – произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи; – соотносить внешнюю оценку и самооценку. | основные части; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; – ориентироваться в содержании учебника. | действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. | |||||||||||||||
65 | Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». Работа по сказке «Морозко» | 1 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения. Характер героя. | |||||||||||||||||
66-67 | Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». Работа в учебнике по сказке Одоевского. | 2 | ||||||||||||||||||
68 | Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: русская народная сказка «Морозко», Братья Гримм «Госпожа Метелица», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». | 1 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения. Характер героя. | |||||||||||||||||
69 | Художественные приемы в народных и авторских поэтических текстах. Загадки, скороговорки, стихотворения Е. Благининой. | 1 | Различие малых фольклорных жан-ров. Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения. Характер героя. | |||||||||||||||||
70 | Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери». | 1 | ||||||||||||||||||
71 | Разгадываем загадки сказок. О. Вациетис «Подснежник». | 1 | ||||||||||||||||||
72-73 | Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка». | 2 | Развитие сюжета сказки. | |||||||||||||||||
74 | Разгадываем загадки сказок. Репродукция Б. Кустодиева «Масленица». | 1 | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Со-поставление произведений художественной литературы и произведений живописи | |||||||||||||||||
75 | Следы сказочного жанра в | 1 | Тема, идея | |||||||||||||||||
стихотворении И. Сурикова «Детство». | стихотворения. Выразительное чтение стихотворения | |||||||||||||||||||
76 | Следы сказочного жанра в стихотворении Д. Хармса «Как Володя быстро под гору летел». | 1 | Тема, идея стихотворения. Выразительное чтение стихотворения | |||||||||||||||||
77 | Особенности авторского взгляда на сказку. М. Бородицкая «Колдунье не колдуется». | 1 | Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произведения. Характер героя. | |||||||||||||||||
78 | Особенности авторского взгляда на сказку. О. Проислер «Маленькая Баба-яга». | 1 | ||||||||||||||||||
79 | Библиотечныи урок. О. Проислер «Маленькии водянои», «Маленькое привидение», Л. Лагин «Старик Хоттабыч» | 1 | Развитие сюжета сказки. | |||||||||||||||||
80 | Мир авторскои сказки (фрагмент сказки А. Толстого «Золотои ключик»). | 1 | Различение жанра литературного про-изведения и сказки. Главный герой сказок | |||||||||||||||||
81 | Жанры в литературе и живописи. А. Кушнер «Что я | 1 | Связь произведений | |||||||||||||||||
82-83 | Исследуем законы рассказа. Л. Толстои «Акула». | 2 | Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произве-дения. Характер героя | |||||||||||||||||
84 | Учимся сопереживать и сочувствовать. М. Пришвин «Глоток молока», Л. Дьяконов «Щенок и снег». | 1 | Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочи-танном. Выразительное чтение | |||||||||||||||||
85 | Проверь себя. | 1 | ||||||||||||||||||
86 | Глава 6. Вперёд по дороге открытий… Уроки добра. Э. Мошковская «Дедушка Дерево». | 1 | Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение. | Личностные: – интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; – умение выделять поступок как проявление характера героя; – эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному | Регулятивные: – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – соотносить внешнюю оценку и самооценку. | Познавательные: – обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; – ориентироваться в содержании учебника; – пользоваться словарями учебника, | Коммуникативные - реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; – уважать мнение собеседников; – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; | |||||||||||||
87-88 | Уроки добра. Г. Скребицкии «Передышка». | 2 | ||||||||||||||||||
89 | Уроки добра. Г. Скребицкии «Передышка», А. Куинджи «Березовая роща» (репродукция). | 1 | Связь произведений литературы с др-гими видами ис-кусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи | |||||||||||||||||
90 | Следы волшебных сказок в авторских текстах. Ф. Тютчев «Зима недаром злится...». | 1 | Тема, идея стихо-творения. Участие в диалоге о прочи-танном. Вырази-тельное чтение | возрасту литературных произведений; – чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; хрестоматии. | материалом хрестоматии. | |||||||||||||||
91 | В. Бианки – писатель и ученый. В. Бианки «Как Муравьишка домои спешил». | 1 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения. | |||||||||||||||||
92 | В. Бианки – писатель и ученыи. В. Бианки «Как Муравьишка домои спешил». | 1 | ||||||||||||||||||
93 | Научный и художественный текст. В. Бианки «Муравейник зашевелился», сравнение произведений. | 1 | Развитие сюжета сказки. Различие жанра литературного произведения (сказки) и научного текста | |||||||||||||||||
94 | Научный и художественный текст. «Точка зрения» художника в литературе и живописи. С. Махотин «Жук», репродукции Ф. Толстого. | 1 | Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи. | |||||||||||||||||
95 | Мир глазами сказочного персонажа, насекомого, животного. Саша Черный «Песня мухи», отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». | 1 | Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи. | |||||||||||||||||
96 | Уроки этики в авторском произведении. К. Ушинский «Играющие собаки». | 1 | Различение жанра литературного произведения и сказки. Главный герой сказок | |||||||||||||||||
97 | Уроки этики в авторском произведении. Л. Мурр «Крошка Енот». | 1 | ||||||||||||||||||
98 | Исследуем жанры устного народного творчества. | 1 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения. Главный герой произведения | |||||||||||||||||
99-100 | Законы фольклора в художественной литературе. Особенности авторской сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 2 | Умение выделить события, систему событий, составляющих основу произве-дения. Характер героя | |||||||||||||||||
101 | Колыбельные в авторской поэзии. Саша Черный «Колыбельная», А. Барто «Старший брат сестру баюкал...». | 1 | Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Различие малых фольклорных жанров | |||||||||||||||||
102 | Мир детей и мир взрослых в стихах и рассказах. Э. Успенский «Разгром», А. Усачев «Самый лучший день». | 1 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения. | |||||||||||||||||
103 | Современная авторская сказка. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь». | 1 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения. Характер героя. | |||||||||||||||||
104 | Современная авторская сказка. Л. Петрушевская «Все непонятливые», сравнение произведений одного автора. | 1 | ||||||||||||||||||
105 | Наедине с книгой. Библиотечный урок по произведениям Л. Петрушевской | 1 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения. | |||||||||||||||||
106 | Проверь себя. | 1 | ||||||||||||||||||
107-109 | Глава 7. Развязка. Распутанные тайны… Юмор в литературном произведении. Н. Носов «Мишкина каша», рецепт. | 3 | Умение выделить события, систему событий состав-ляющих основу произведения | Личностные: – умение выделять поступок как проявление характера героя; – эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений; – чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; – понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи; | Регулятивные: – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; | Познавательные: - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, | Коммуникативные - реализовывать потребность в общении со сверстниками; | |||||||||||||
– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; | выделять в нем основные части; – сравнивать художественный и научно - популярный текст; – обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; –анализировать доступные художественные тексты; – ориентироваться в содержании учебника; | – проявлять интерес к общению и групповой работе; – адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; – уважать мнение собеседников; – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; | ||||||||||||||||||
110-111 | Юмор в литературном произведении. Н. Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер». | 2 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения. Характер героя. | |||||||||||||||||
112-113 | Что такое – быть настоящим поэтом. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи». | 2 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения. Характер героя. | |||||||||||||||||
114 | Наедине с книгой. Н. Носов « Заплатка» | 1 | ||||||||||||||||||
115 | Что такое – быть настоящим поэтом. О. Дриз «Как сделать утро волшебным», весенние пьесы А. Вивальди, П. Чайковского. | 1 | Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи. | |||||||||||||||||
116 | С. Козлов – сказочник и поэт. С. Козлов «В небе туча хмурится...», Н. Рыленков «После дождя». | 1 | Различение жанра литературного произведения и сказки. Главный герой сказок | |||||||||||||||||
117 | Исследуем научные и художественные тексты Дж. Родари «Отчего идет дождь», сказка «Путешествие капельки». | 1 | Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. | |||||||||||||||||
118 | Формулирование выводов о различии между научным и художественным текстом | 1 | ||||||||||||||||||
119 | Мир детей в рассказе И. Пивоваровой «Мы пошли в театр». | 1 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения. Характер героя. | |||||||||||||||||
120 | Понятие о видах искусства (театр, архитектура, скульптура). | 1 | Сопоставление тем художественных произведений; сравнительный анализ языка разных видов искусства; поэтический взгляд на мир в прозаическом тексте; выразительное чтение стихотворения. Сравнение разных видов искусства. | |||||||||||||||||
121 | Проверь себя. | 1 | ||||||||||||||||||
122 | Глава 8 Счастливые минуты с книгои (15 часов) Поэтические и живописные образы детеи. С. Маршак «О мальчиках и девочках», В. Лунин «Грусть». | 1 | Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи. | Личностные: – способность осознавать свою семеиную идентичность, включенность в мир класса, школы; -эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе; – способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание,взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть; – способность осознавать свою этническую идентичность; -умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем); -представления о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отраженного в литературе разных времен и народов; желание рассказывать о любимом литературном герое как источнике положительных эмоции и примере для подражания; -осознавать себя как личностную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в неи. | Регулятивные: – менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебнои задачи; – принимать алгоритм выполнения учебнои задачи; – ориентироваться в принятои системе учебных знаков; – выполнять учебные деиствия в устнои, письменнои речи, во внутреннем плане и оценивать их; -участвовать в обсуждении плана выполнения задании; – оценивать результаты работы, организовывать | Познавательные: -читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – находить в тексте ответ на заданныи вопрос; – осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения; -пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии; – ориентироваться в содержании учебника; – представлять целостную картину | Коммуникативные - реализовывать потребность в общении со сверстниками; – уважать мнение собеседников; – проявлять интерес к общению и групповои работе; – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою | |||||||||||||
123 | Поэтические и живописные образы детеи. Э. Успенскии «Если был бы я девчонкои», репродукция З. Серебряковои «За завтраком». | 1 | Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи. | |||||||||||||||||
124-125 | Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В. Драгунского «Кот в сапогах». | 2 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения. Характер героя. | |||||||||||||||||
126 | Как смотрят на мир поэт и ребенок. А. Барто «В пустои квартире». | 1 | Сопоставление характера поэтических вопросов поэта и детей. | |||||||||||||||||
127 | Сопричастность миру семьи, Родины. А. Смирнов «Кто был на воине», В. Берестов «Мир». | 1 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу произведения. Характер героя. | самопроверку. | мира благодаря интеграции с другими предметами; – осуществлять первоначальныи анализ художественного текста; -обобщать и классифицировать учебныи материал; формулировать несложные выводы | позицию; – деиствовать в соответствии с коммуникативнои ситуациеи | ||||||||||||||
128 | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гаидара «Чук и Гек» Часть 1. Телеграмма. | 1 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу про-изведения. Главный герой произведения | |||||||||||||||||
129 | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гаидара «Чук и Гек» Часть 2. Дорога к отцу. | 1 | ||||||||||||||||||
130 | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гаидара «Чук и Гек». Часть 3. Вот и приехали... | 1 | ||||||||||||||||||
131 | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек». Часть 4. Одни в леснои сторожке. | 1 | ||||||||||||||||||
132 | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гаидара «Чук и Гек». Часть 5. Вот оно – счастье! | 1 | ||||||||||||||||||
133 | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек». | 1 | ||||||||||||||||||
134 | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказах А. Гайдара. | 1 | Умение выделить события, систему событий, состав-ляющих основу про-изведения. Главный герой произведения | |||||||||||||||||
135 | Сопричастность миру семьи, Родины. М. Матусовский «С чего начинается Родина?». | 1 | Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. | |||||||||||||||||
136 | Проверь себя. Что читать летом. ( работа с выставкой книг). ИТОГО: 136 часов | 1 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Свиридова В.Ю., Березина Э.В. Учись читать: Пособие по чтению. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Хрестоматия по литературному чтению. 1, 2, 3, 4 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1, 2, 3, 4 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 2-4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература.
Волшебный мир картины: Иллюстративный материал (компакт-диск). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
2. Специфическое сопровождение (оборудование):
- илюстрации к литературным произведениям;
- портреты писателей;
- репродукции произведений живописи;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо предмету "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ), 4 класс
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерал...
Рабочая программа по литературе 1 класс Ю.В. Свиридова , СРО Л.В. Занкова
Рабочая программа по литературе 1 класс Ю.В. Свиридова , СРО Л.В. Занкова...