Конспект урока по литературному чтению 3 класс В.Осеева "Почему"
учебно-методический материал по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок чтения.
Тема: В.Осеева «Почему»
Цель: научить детей отыскивать в произведении глубокий смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения; выразительно, осознано читать; показать что в центре самого произведения – человек, научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам, то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.
Оборудование: портрет В.А. Осеевой, презентация.
І. Организационный момент. Психологический настрой.
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
Сегодня на уроке много гостей. А гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах радостное настроение. Пусть оно не покидает Вас в течении всего урока.
Речевые разминки. Скороговорки.
Нечистая совесть спать не даёт.
Совесть без зубов, а грызёт.
ІІ. Актуализация знаний.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной;
И я спросила их, поднявши веки:
« Что главное, скажите, в человеке?»
«Конечно, разум, - первый мне ответил:
С ним каждый путь и правилен и светел.
« Благодарю, что просветил меня»
Я поклонилась, голову склоняя.
Второй ответил: « Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу»
Я поклонилась в пояс мудрецу.
«Да нет, не то – заволновался третий,
Дослушайте, что строго он ответил:
« Невелика моя об этом повесть:
Но главное у человека – совесть».
Слайд № 2.
Мудрецы считают одними из главных качеств человека – разум, волю, совесть.
Блиц – турнир.
( если человек должен это делать вы хлопайте в ладошки, если нет, то топайте).
1). Быть воспитанным, сдержанным.
2). Обманывать, хвастаться.
3). Признавать свои ошибки.
4). Хорошо учиться, много читать.
5). Кричать, когда кто – то отдыхает.
6). Говорить правду.
ІІІ. Сообщение темы и цели урока.
Прочитайте эпиграф нашего урока : «Самое главное украшение – чистая совесть» ( Цицерон).
Слайд № 3.
Дайте, объяснение значения слова совесть.
« Мозговая атака»
Что такое совесть ?
Нужна ли совесть человеку?
Что значит поступать по совести?
(честно, откровенно, чистосердечно).
Когда совесть чиста?
Сегодня, ребята, мы продолжаем работу над текстом, с которым познакомились вчера.
Кто автор этого произведения?
Как называется произведение?
Слайд № 4., слайд № 5.
Давайте попробуем предположить о том, чему будет посвящен этот урок.
Мы будем читать, пересказывать текст, обсуждать поступок мальчика, почему он поступил так, а не иначе.
Работа в парах. Как вы внимательно прочитали текст, сейчас я узнаю, Вам надо: восстановить последовательность событий в рассказе В. Осеевой « Почему?».
План неправильный.
- Бум наказан.
- Мальчик с собачкой
- Сын признался.
- Чашка разбилась.
- У каждого своё «почему?»
- Это … Бум!
- Ночью.
- Расстроенный лай.
- Все дома!
- Он будет жить в будке.
- Бум один на крыльце.
План правильный.
- Мальчик с собакой.
- Чашка разбилась.
- Это … Бум!
- Он будет жить в будке.
- Бум наказан.
- Бум один на крыльце.
- Ночью.
- Расстроенный лай.
- Сын признался.
- Все дома!
- У каждого своё « Почему?».
Слайд № 6,7,8.
Проверка. Читаем «цепочкой». У кого так, поднимите руки.
Молодцы!
ІV. Осознание изученного материала.
- Пересказ первого пункта.
Что однажды случилось с мальчиком?
- Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки.
Читают по ролям .
- Как вы думаете, он обманывал раньше? ( нет). Как он выглядел в этот момент? (Тихонько сполз, опустил глаза, колени дрожали, язык заплетался, уши горели).
- Почему мальчик не признался маме сразу? ( Сильно испугался, чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка была дорога и маме и сыну).
- Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?
Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?
- Выборочное чтение. Найдите в тексте слова:
« Ты очень испугался? Если ты нечаянно…».
- Жужжащее чтение абзаца!!!
Мальчик испытывал тревогу, страх, переживания, мучение совести. Как об этом пишет автор прочитайте абзац, начало « Время шло..»,
« на сердце тяжело», « мурашки пробегали по спине» , « вина становилась больше», « кусал ногти», « не мог ни на что решиться»,
« утыкался лицом в подушку».
- Как вы думаете почему автор приводит описание природы.
Кубик с явлениями природы.
Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу, начинается дождь.
Слайд № 10.
Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу.
Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя.
Таким образом, описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика.
-Подведем итог. Каждый человек имеет право на ошибку. Главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
Произведения В.Осеевой проникнуты огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце.
Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правило жить и правильно поступать.
Я думаю, что в жизни очень важно научится прислушиваться к голосу совести.
Творческое задание.
Ребята, какого цвета сердце у доброго человека с чистой совестью.
( красное).
Детям раздаю конверты.
Возьмите с конверта по сердечку и напишите, какое оно должно быть сердце с чистой совестью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...