Проект урока литературного чтения по теме "Что есть красота? По произведению «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Проект комбинированного урока с элементами проектирования.
Акцент делается на личностно – ориентированное, развивающее обучение с использованием современных информационных технологий, развитие исследовательских навыков и формирование речевых компетенций.
Исследовательская работа с текстом идёт в форме групповой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 29.91 КБ |
prezentatsiya_tayna_sedmoy_planety.ppt | 1.27 МБ |
dialog-aktualizatsiya.docx | 11.65 КБ |
marshrutnyy_list.docx | 13.05 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРИТУРНОГО (ФИЛОСОФСКОГО) ЧТЕНИЯ (4 КЛАСС)
ТЕМА Что есть красота?
По произведению «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
ЦЕЛЬ
Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД
I Познавательные.
1. Ввести учащихся в яркий, неординарный мир сказки французского писателя А. де Сент–Экзюпери
2. Формирование у детей читательской зоркости и культуры чтения крупного по объёму произведения.
3. Создать условия для конструирования собственного знания и осмысления философских и эстетических проблем, поднятых в сказке автором.
II Коммуникативные.
1. Развитие читательского интереса учащихся, творческого воображения.
2. Развитие монологической речи учащихся.
3. Развитие философского мышления учащихся.
4. Развитие умения строить логичные рассуждения, обобщать главное, делать выводы.
III Регулятивные.
- Приобщение учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового.
- Воспитание личности свободной и самостоятельной, духовно–нравственной.
- Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.
ТИП УРОКА
Комбинированный урок (элементы проектирования).
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Личностно – ориентированное, развивающее обучение с использованием современных информационных технологий, развитие исследовательских навыков.
Формирование речевых компетенций.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
- рассказ учителя,
- аналитическое чтение,
- работа в учебных группах,
- работа над словесным портретом героя,
- выразительное чтение.
ОФОРМЛЕНИЕ
Портрет А. Де Сент-Экзюпери; стенд о жизни писателя; листы с высказываниями А. Де Сент-Экзюпери; аудиозаписи, видеозаписи; иллюстрации к сказке; оформление доски: портрет Маленького принца, изображение розы, звёздного неба.
ЭПИГРАФ УРОКА
… весь мир становится для нас иным...
Антуан де Сент-Экзюпери
- ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
На фоне музыки «Лунная соната» мальчик и девочка читают диалог встречи и прощания Маленького принца и розы.
Роза: Маленький принц никогда не видал ещё таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, скрытая в стенах своей зелёной комнатки, всё готовилась, всё прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрёпанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всём блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днём. И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.
- Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я ещё совсем растрёпанная…
Принц: Как вы прекрасны!
Роза: Да, правда? И заметьте, я родилась вместе с солнцем.
Принц: Прощайте.
Прощайте.
Роза: Я была глупая. Прости меня. И постарайся быть счастливым. Да, да, я люблю тебя. Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.
Принц: Но ветер…
Роза: Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдёт мне на пользу. Ведь я – цветок.
Принц: Но звери, насекомые…
Роза: Должна же я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу познакомиться с бабочками.
Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти – так уходи!
- Почему Маленький принц решил улететь со своей планеты?
«…надо же найти себе занятие, да и поучиться чему-нибудь»
Поссорился со своим цветком
Хотел найти друга.
У него возникло много вопросов и он искал на них ответы.
- Почему тема заключительного урока Тайна Седьмой планеты.
- Почему Седьмой?
Ответы на свои вопросы Маленький принц находит на Земле.
II СОБСТВЕННО РАССУЖДЕНИЯ
- Оформление конфликта.
- Когда Маленький принц почувствовал себя несчастным?
«Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький принц совсем с нею измучился».
«Какой трудный характер у этого цветка».
«Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным».
Разочаровался в своей розе, роза казалась ему единственной, но это оказалось не так.
«И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду».
« Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза».
- Сделайте вывод – зачем Маленький принц прилетел на землю?
Найти ответы на свои вопросы, почему он так несчастлив.
- Удалось ли ему найти ответы?
Помог Лис.
- Какие истины понял Маленький принц из бесед с Лисом?
«…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
«…ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
- Разрешение конфликта.
- Какое значение имели эти истины для Маленького принца?
«… весь мир становится для нас иным...»
1.) - Почему? Что же изменилось? Чтобы ответить полно на поставленный вопрос, необходимо провести более глубокую работу с текстом. Задача каждой команды найти по 3 аргумента в подтверждение каждой истины. Затем мы обобщим подобранный вами материал и сделаем вывод, как изменился мир Маленького принца после встречи с Лисом.
Образец работ.
«… весь мир становится для нас иным...» | «… весь мир становится для нас иным...» |
«…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». | «…ты всегда в ответе за всех, кого приручил». |
Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. | Вы ничуть не похожи на мою розу. Вы ещё ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть… Но мне она дороже всех вас. Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Её загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для неё убивал гусениц… Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она – моя. |
Если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других… твоя походка позовёт меня, точно музыка… Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру. | Моя краса и радость недолговечна и ей нечем защищаться от мира, у неё только и есть что четыре шипа. А я бросил её, и она осталась на моей планете совсем одна! |
Если любишь цветок, что растёт где-то на далёкой звезде, хорошо ночью глядеть на небо. Все звёзды расцветают. Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где смеюсь… У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться. | … моя роза… я за неё в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У неё только и есть, что четыре жалких шипа, больше её нечем защищаться от мира. |
2.) Подведение итога работы с текстом.
- Почему встреча с Лисом является кульминационным моментом повести?
Лис научил Маленького принца, что есть любовь.
Лис научил, что любить – это значит, в первую очередь отдавать, жертвовать.
Лис появился, когда Маленький принц отчаялся, был несчастен, потому что сомневался в правильности своих решений.
Через эту встречу Маленький принц посмотрел на мир дальше и увидел, что самое главное – дарить свою любовь (свою заботу, самопожертвование) и смотреть не на внешность и слова любимого существа, а на его дела, то есть душу; тогда мир станет прекраснее, всё будет напоминать о любимом существе и нет одиночества.
Маленький принц нашёл истину, за которой прилетел:
«…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
«…ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
- Легко ли любить?
Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать.
III РЕЗЮМЕ
1.) Ответ на вопрос: Кто есть Маленький принц?
- Что это?
Барашек в коробке.
- Что это?
Слон в удаве.
- Что это?
Роза под колпаком.
- Что это?
Разбитый чайник.
- Как понял бы Маленький принц?
Учитель превращает разбитый чайник в светильник, зажигая в нём свечу.
- Прочитайте слова русского поэта Николая Заболоцкого.
… что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
- Предлагаю вашему вниманию иллюстрации Ники Гольц. Ответьте на вопрос, каким вы представляете себе Маленького принца?
- Почему «Маленький»?
Он был ещё маленький
«Но я был слишком молод, я ещё не умел любить».
«Странный народ эти взрослые»
«Дети должны быть очень снисходительны к взрослым».
Всё время задавал вопросы и добивался ответа.
- Почему «принц»?
Утончённый, хрупкий, с чудными золотыми волосами и золотым шарфом, трогательный.
- Почему Маленький принц прекрасен?
… я несу хрупкое сокровище… всё это лишь оболочка. Самое главное – то, что не увидишь глазами… Трогательнее всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нём, словно пламя светильника, даже когда он спит… Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…
- Что же есть светильник?
Любовь, умение любить.
2.) Ответ на вопрос: Взрослеть легко?
- Что происходит с Маленьким принцем на протяжении всего путешествия?
В поисках ответов на свои вопросы Маленький принц мудреет, страдает, учится любить, взрослеет.
- Взрослеть легко?
- Как вы понимаете слова Пабло Пикассо?
Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Сохранить воображение, собственное мнение, любознательность, беспокойство мысли, умение видеть красоту, умение видеть необычное в обычном.
- Маленький принц открыл тайну Седьмой планеты? Чему научила Земля Маленького принца?
Становится взрослым, сохраняя в себе прекрасное детство: воображение, собственное мнение, любознательность, беспокойство мысли, умение видеть красоту, умение видеть необычное в обычном.
3.) Ответ на вопрос: «Звёзды расцветают…»?
- В родном городе Антуана де Сент-Экзюпери стоит памятник писателю. Рассмотрите фотографию и скажите, что хотел сказать скульптор?
Маленький принц – это автор.
Экзюпери встречался с собой.
Он всю жизнь чувствовал в своей душе присутствие маленького принца, который задаёт вопросы, удивляется, страдает, плачет, ищет ответы, возмущается взрослыми. Для него взрослый – это не возраст человека, а его образ мышления, взгляды на жизнь. Разве не бывает взрослого четвероклассника?или маленького учителя?
Экзюпери предупреждает нас от взрослости.
- Из всех предложенных портретов Экзюпери какой особенно нравится вам?
Почему?
лётчик
автор смотрит в небо , слышит звёзды, которые смеются
- Что это?
Изображение пустыни.
Это, по-моему, самое красивое и самое печальное место на свете. Этот же уголок пустыни нарисован и на предыдущей странице, но я нарисовал ещё раз, чтобы вы получше его разглядели. Здесь Маленький принц впервые появился на Земле, а потом исчез.
- Однажды, в 1944 году Экзюпери не вернулся на Землю. Он погиб на задании. Но удивительнее всего, что у этого великого писателя-философа нет могилы. Его самолёт оказался затерянным в океане. Можно сказать, что лётчик исчез, как и Маленький принц. Ещё очень долгое время друзья Антуана де Экзюпери всматривались ночью в звёздное небо, ведь там будет такая звезда, где живёт их друг, где смеётся. У них были звёзды, которые умеют смеяться. Они знали, он возвратился на свою планетку. Всё это загадочно и непостижимо. Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, это совсем-совсем не всё равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то на далёкой звезде играют бубенцы и все звёзды расцветают…
IV ДОМ. ЗАДАНИЕ
По выбору учащихся:
- сочинение-эссе «Что есть красота?», «Моя встреча с Маленьким принцем»
- иллюстрация
- сочинить стихотворение и др.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
… весь мир становится для нас иным... … зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. … ты всегда в ответе за всех, кого приручил.
… что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. А. Заболоцкий
Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо
… весь мир становится для нас иным... Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Предварительный просмотр:
Роза: Маленький принц никогда не видал ещё таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, скрытая в стенах своей зелёной комнатки, всё готовилась, всё прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрёпанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всём блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днём. И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.
- Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я ещё совсем растрёпанная…
Принц: Как вы прекрасны!
Роза: Да, правда? И заметьте, я родилась вместе с солнцем.
Принц: Прощайте.
Прощайте.
Роза: Я была глупая. Прости меня. И постарайся быть счастливым. Да, да, я люблю тебя. Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.
Принц: Но ветер…
Роза: Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдёт мне на пользу. Ведь я – цветок.
Принц: Но звери, насекомые…
Роза: Должна же я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу познакомиться с бабочками.
Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти – так уходи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения :"Образ крестьянских детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова"
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:"Образ детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова""Мужичок с ноготок" система Л.В. Занкова...
Проект урока литературного чтения в 3 классе Тема: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный вечер»
Класс: третий.Система: УМК «Гармония».Тема урока: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный...
Проект урока литературного чтения в третьем классе (УМК Гармония) Тема: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»
Тема урока: знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах». Предмет: литературное чтение.Тип урока: комбинированный, с применением компьютерных технологий.Учебник: Кубасо...
Конспект урока литературного чтения по теме: Писатели о детях. Произведение К.М. Станюковича "Максимка"
В разработке приводится материал по работе над прочитанным материалом....
Урок литературного чтения по теме: "Образ зимы в произведениях разных видов"
Урок литературного чтения по теме" Образ зимы в произведениях разных видов"...
Презентация к уроку литературного чтения по теме Е. Чарушин "Большие и маленькие" 1 класс
Презентация к уроку литературного чтения для 1 класса по программе " Начальная школа 21 века" ....
тест «Маленький принц» Антуан де-Сент Экзюпери
Тест позволит проверить знание содержания произведения. Можно использовать для индивидуальной работы.Создан на основе шаблона Комаровского....