Главные вкладки
Конспект урока Литературное чтение "Малька провинилась"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока для 3 класса Литературное чтение "Малька провинилась"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie._konspkt._malka_provinilas.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
УМК «Школа России», 3 класс
Тема: В.И.Белов «Малька провинилась»
Учитель начальных классов: Мишарина Юлия Сергеевна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Жигаловская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.Г. Малкова
Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.
Задачи: Образовательные: познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».
Развивающие: развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.
УУД: Личностные: умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм; развитие готовности к сотрудничеству; интерес к общему делу; самоконтроль, самооценка.
Регулятивные: определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; умение прогнозировать текст; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: слушание и понимание речи других; умение работать в паре, умение договориться.
Познавательные: ориентирование в учебнике; анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез; определение основной и второстепенной информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; установление причинно-следственных связей; постановка и решение проблемы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Эмоциональный настрой
- Здравствуйте, ребята!
Проснулась я сегодня рано,
За окном лежит снежок.
Поспешила к вам скорее
Провести у вас урок!
Прежде, чем начать работать,
Мы друг другу улыбнёмся.
С настроеньем преотличным
Мы в работу окунёмся!
3.Самоопределение к деятельности.
- Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»).
- Что означает слово любовь? (Высказывают своё мнение).
- Между кем может возникнуть любовь? (Высказывают своё мнение).
(Учитель подводит итог к сказанному.)
- Любовь бывает разная:
любовь между мужчиной и женщиной;
любовь родителей к детям;
любовь детей к родителям;
любовь к своим родственникам и друзьям;
любовь к животным.
- С каким произведением из этого раздела вы познакомились? (Листопадничек).
- Кто такой Листопадничек? (Зайчонок).
- Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).
- О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).
(На доске запись «Могут ли животные любить своих детенышей так же как и люди?»)
-Как вы считаете, могут ли животные любить своих детенышей так же как и люди?
-На этот вопрос мы с вами ответим в конце нашего урока.
4.Знакомство с писателем
-Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением, из раздела «Люби живое», которое написал Василий Иванович Белов. (Вывешивается 3 портрета поэтов Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, В.И. Белов).
-Перед вами ряд портретов писателей, как вы думаете кто из писателей Василий Иванович Белов? (Учащиеся объясняют, почему выбрали В.И. Белова, т. к. он им незнаком).
(Ранее подготовленный ученик рассказывает о писателе).
Родился Василий Белов 23 октября 1932 года в небольшой деревне под названием Тимониха в Вологодской области. Его родители были простыми крестьянами, поэтому он не понаслышке знал, что такое тяжелый физический труд, бедность, голод. Детские годы писателя выдались тяжелыми, не вернулся с войны отец, и мать сама растила пятерых детей.
Василий был самым старшим ребенком в семье. Свою трудовую биографию начал очень рано, трудился в колхозе еще мальчишкой. Впоследствии он напишет мемуары под названием «Невозвратные годы», в которых расскажет о своем голодном детстве. Единственной радостью для подростка стали книги, он читал все, что только мог достать. Еще одной гордостью парня стало умение играть на гармошке, которая досталась матери всего за полпуда ржи.
В 1949-м парень получил аттестат об окончании сельской семилетки, и отправился учиться дальше, в город Сокол. Белов поступил в заводскую школу, где получил сразу три профессии — моторист, столяр, электромонтер. В положенное время будущего писателя призвали в армию. Он служил в Ленинграде. После демобилизации Василий не уехал домой, стал студентом Литературного института им. Горького.
В 1961 году состоялся полноценный литературный дебют Василия Белова, опубликовавшего свою книгу стихов «Деревенька моя лесная». В том же году вышла в свет повесть «Деревня Бердяйка».
Писал Василий Белов и для детей. Наиболее яркой его работой стал сборник «Рассказы о всякой живности», в который вошли забавные истории и сказки о животных.
-Запомнили в какой семье родился писатель?
-Как погиб отец писателя?
- Какой по счету братом был писатель?
-О чем его произведения?
- Белов много писал, перед вами книги с некоторыми произведениями писателя, подробнее вы можете познакомиться с произведениями, взяв книги в библиотеке.
5. Постановка учебных задач
-С названием произведения, с которым мы сегодня познакомимся вы узнаете разгадав ребус.
МпроАвиЛниЬлаКсьА (Малька провинилась).
-Теперь вы знаете название произведения и автора, как вы думаете какие учебные задачи перед нами стоят?
-А как вы думаете, кто такая Малька? И в чем она провинилась?
6.Словарная работа
(У каждого из учащихся на парте лежат карточки со словами.)
-У вас на столах лежат карточки со словами, на этих карточках слова, которые встретятся в тексте. Внимательно прочитайте.
кри-во-но-га-я
блуд-ня
ба-тяв-ка
о-ка-зы-ва-ет-ся
с не-до-у-ме-ни-ем
бес-по-мощ-но
ша-ро-мыж-ник
од-на-о-ди-не-шень-ка
ку-тё-нок
бес-со-вест-ный
- После прочтения слов, отметьте напротив знаком «+», если вы знаете значение этого слова, «?» - не знаете значение этого слова, «-» - не уверены.
- Давайте проверим ваши предположения, правильно ли вы определили значения каждого слова.
(Работа начинается с первого слова, учащиеся высказывают свое предположения, учитель одновременно выводит значения слова на экран).
-Давайте познакомимся с лексическими значениями этих слов.
Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.
Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.
Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».
Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.
Кутенок - щенок, собачонка.
Шаромыжник - жулик.
Физкультминутка
-Зная название произведения и слова, которые встречаются в тексте, то можно предположить, о чем будет наше произведение?
-Давайте проверим ваши предположения.
7.Работа над текстом
(Текст рассказа был разрезан на части. Эти части были розданы хорошо читающим детям в случайном порядке. Для подготовки выразительного чтения учащимся дается 5 мин. После подготовки выразительного чтения, дети должны понять в какой последовательности должны читать части этого текста слушая друг друга. Учебники при этом у тех детей, которым были даны тексты, закрыты. Те дети, которые не готовили выразительное чтение , работают по учебнику на стр. 68. Первичное знакомство с текстом для подготовки контроля над читающими.)
-Знакомство с произведением для вас будет необычным, но знакомым.
- Я разрезала текс на части, и раздам некоторым учащимся, вам нужно понять, кто за кем должен читать, все остальные ребята, у которых нет текста, будут контролировать последовательность восстановления текста.
Откройте стр. 68.
(Подготовленные дети восстанавливают текст, те дети , которые работали по учебнику следят за правильным восстановлением текста, в случае ошибки, сигналят фонарями и подсказывают правильное восстановление.)
8. Первичное знакомство с текстом
-Подтвердились ваши предположения?
-Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?
-К какому жанру относится наше произведение?
- Понравился ли рассказ?
- Кто нам рассказывает этот текст?
- Где происходят события, описанные в рассказе?
- Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?
9.Работа в группах
-Сегодня я предлагаю вам работу в группах, парах и индивидуальную работу. Кто хочет поработать в группах, парах, индивидуально?
(Учащиеся делятся на группы, пары. Пересаживаются.
группы 1 ряд парт,
пары 2 ряд парт,
3 ряд парт, те дети, которые работают индивидуально).
-Задание для группы: вам нужно составить вопросы по тексту для класса.
-Задание для пар: вам нужно выписать из текста, фразы, словосочетания, которые характеризуют героев Лидию или Мальку.
-Задание для индивидуальной работы: вам нужно восстановить план рассказа.
(На выполнения задания отводиться 7 мин.)
-Теперь проверим вашу работу.
-Начнем с группы. Сейчас группа задаст вам вопросы.
-Теперь свою работу представят нам пары.
-Что вы можете сказать о Лидии, какое ее поведение?
-Она ведь все равно любила животных, она все- таки оставила щенят и только через некоторое время отдала их в добрые руки и взамен взяла котенка.
-Какая была Малька? О чем говорит ее характер? Малька была хорошая мать?
-Проверим индивидуальную работу.
(Через документ камеру вывожу на экран план рассказа одного из учащихся, остальные ребята проверяют свою работу.)
9.Синквейн
-Наш урок подходит к концу, и я предлагаю, как итог урока, составить синквейн, заготовки лежат у вас на столе, так же у меня на экране
1 строчка– 1 существительное самое главное из всего этого текста
2 строчка – 2 прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – ключевое предложение из текста
5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
4.____________________________________________________________
5.___________________________________________________________
10. Рефлексия
- Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока? Способны ли животные любить своих детеныей так, как люди?
- Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.
-Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок.
11.Домашнее задание.
-Домашнее задание у вас будет на выбор.
Пересказ рассказа.
Выразительное чтение.
Иллюстрация к произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Белов, "Малька провинилась""
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В. Белов, «Малька провинилась»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Белов, "Малька провинилась"" 2 часть
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Бианки «Мышонок Пик»Цели урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображен...
Конспект урока литературного чтения "«Малька провинилась». 3 кл школа россии
Конспект урока литературного чтения "«Малька провинилась». 3 кл школа россии...
Конспект урока литературного чтения. В. И. Белов «Малька провинилась» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: В. И. Белов «Малька провинилась»Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, с...
Конспект урока литературного чтения на тему: "В.И. Белов «Малька провинилась»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве В.И. Белова;развитие умения работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.Планируемые результатыПредметные:у...