Конспект урока литературного чтения на тему: "В.И. Белов «Малька провинилась»" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели деятельности учителя:
- формирование знаний о жизни и творчестве В.И. Белова;
- развитие умения работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты
Предметные:
- узнать биографию В.И. Белова и его произведение «Малька провинилась»;
- научиться видеть и понимать поступки героев.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Литературное чтение. 3 класс (2 часть), раздаточный материал, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения в 3 классе | 90 КБ |
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе | 844.59 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ
Тема: В.И. Белов «Малька провинилась»
Дата: 27 февраля 2018г., вторник Школа: МАОУСОШ №148 Класс: 3 «В» Урок: 1 Время: 08.15-08.55 Кабинет: 222 | Учитель: Шондина Е.В. Студент: Максимова М., 32гр. Методист: Воронова М.В. |
Цели деятельности учителя:
- формирование знаний о жизни и творчестве В.И. Белова;
- развитие умения работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты
Предметные:
- узнать биографию В.И. Белова и его произведение «Малька провинилась»;
- научиться видеть и понимать поступки героев.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Литературное чтение. 3 класс (2 часть), раздаточный материал, презентация
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: беседа Наглядный метод: учебная презентация | 1 мин | - Доброе утро, ребята. Меня зовут Маргарита Валерьевна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. А начнем мы урок такой фразой: Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять! - К чему нас призывают эти слова? - Что мы будем делать сегодня с вами на уроке? - Сегодня мы с вами на уроке чтения постараемся перенестись в мир рассказа, который будем читать, при этом мы будем думать, размышлять, слушать и слышать друг друга. | ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ - читать, размышлять над прочитанным - читать, вести беседу о прочитанном | Р: планирование, саморегуляция П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный метод: беседа | 6 мин | - Ребята, скажите, какой раздел мы с вами начали изучать? Как он называется? - Совершенно верно. На предыдущих уроках вы познакомились с рассказом М. Пришвина «Моя Родина», кто мне скажет, почему автор именно так назвал свой рассказ? - О чем данный рассказ? Какова главная мысль? - Хорошо. Дома вы должны были выучить последний абзац рассказа, кто готов наизусть нам его рассказать? - Ребята, посмотрите на доску. Мы будем оценивать ответ по 3 пунктам: 1) Насколько полно вы рассказали; 2) Присутствовали ли речевые ошибки? 3) Эмоциональность и выразительность речи | ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ - Люби живое - Потому, что в своем рассказе Михаил Михайлович Пришвин описывает свой дом, детство, свою маму, а ведь это все вместе и обозначает Родину человека. - В рассказе писатель рассказвает о красоте природы и материнской заботы. Пришвин говорит, что очень важно бережно относится к природе и заботится об окружающем мире. Именно такое отношение должно быть у человека к Родине. (5 человек) | Р: саморегуляция П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, установление причинно-следственных связей, доказательство |
3. | Постановка учебной задачи Наглядный метод: учебная презентация Словесный метод: беседа | 5 мин | - Я хочу прочитать вам стихотворение. Послушайте: Нам живется легко и просто Оттого, что своим теплом Наши бабушки, наши мамы Согревают наш милый дом. Мир для нас защитить готова Добрым сердцем любая мать! - Именно материнское сердце способно обладать самыми лучшими качествами. Давайте с вами вместе назовем качества материнского сердца. - Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. - Как вы считаете, способны ли животные любить своих детей так, как люди? - На этот вопрос мы ответим в конце урока. В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ. - Сегодня мы познакомимся с рассказом Василия Ивановича Белова «Малька провинилась». - Давайте сформулируем задачи сегодняшнего урока. Помогут нам в этом опорные слова на доске. Узнать о жизни автора …; Познакомиться с произведением “… …”; Учиться ….. | ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ - Любовь, доброта, тревога, забота, ласка, уважение, внимание, нежность, сочувствие - Да - Василия Ивановича Белова - «Малька провинилась» - Выразительно читать и анализировать текст | Р: целеполагание, планирование, саморегуляция П: поиск и выделение необходимой ситуации, анализ объектов с целью выделения признаков К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, построение речевого высказывания |
4. | Открытие детьми нового знания Практический метод: работа с учебником Словесный метод: беседа Наглядный метод: учебная презентация | 10 мин | - Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в ВОВ. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства ему запомнились постоянный голод – и любовь к чтению. Ещё до школы он научился читать. Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке - труженике, о судьбе женщины - матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе. Российский писатель Василий Белов скончался в 2012 году на 81-м году жизни. - Что вам больше всего запомнилось? Понравилось? - Чем писатель любил заниматься в детстве? - О чем писал? - Перед тем, как мы начнем читать рассказ, посмотрите на слова, которые я вывела на доску. Прочитайте слова на слайде, каким из них вы можете дать определение? - Кутенок - Шельма - Блудня - Батявка - Шаромыжник - Водный плёс - Ребята, опираясь на название, подумайте, о чем, о ком пойдет речь? – Малька, кто это? – В чем она могла провиниться? - Сейчас мы прочитаем этот рассказ и узнаем ответы на поставленные вопросы. Начинаем читать текст, начинает Катя.. Все остальные поставили пальчик и внимательно следим. Какие слова вам были непонятны? Давайте еще раз посмотрим на доску | ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ - читать - автор писал о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке, судьбе женщин, животных - щенок - негодяйка - ушедшая из дома - гуляющая, болтающаяся без смысла - человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик - широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами - о животном - собака, кошка и т.д. - разбить, уронить что-либо | Р: саморегуляция П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
5. | Первичное закрепление Практический метод: работа с учебником, выполнение физических упражнений Словесный метод: беседа | 5 мин | - Ребята, так кто такая Малька? - В чем она провинилась? - Какие чувства у вас вызвало это произведение? - Как вы думаете, почему собака получила такую кличку – Малька? - Ребята, как Лидия обозвала щенят? Найдите в тексте - Почему Лидия щенят назвала шаромыжниками? - Найдите в тексте, кому хозяйка отдала щенков? - Ребята, как вы относитесь к поступку Лидии? - Сейчас мы с вами проведём физминутку: Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.) | ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ - собака - Малька провинилась в том, что принесла кутят, и теперь Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать. - Испытали чувство тревоги и сопереживания. Боялись, что щенки без Мальки погибнут. Очень переживали за Мальку и её беспомощных щенков. - Потому что она маленькая, коротконогая - шаромыжники - Потому что щенята будут проживать в ее доме, и вскоре, когда они подрастут, их придется кормить - Одного щенёнка забрал тракторист, второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню - Если бы Лидия оставила у себя щенят, ей бы пришлось заботиться о собаках, а трех взрослых собак прокормить трудно ВЫПОЛНЯЮТ ФИЗМИНУТКУ | Р: саморегуляция П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство, поиск и выделение необходимой информации К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод: самостоятельная работа Наглядный метод: учебная презентация Словесный метод: беседа | 4 мин | - Сейчас вы будете работать в парах. Вам нужно прочитать пословицы, которые вы видите на доске: Всякой матери свое дитя мило. Материнское сердце не знает покоя. При солнышке тепло, при матери добро. - Сейчас обсудите со своим соседом по парте, что объединяет эти пословицы? Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему? - Кто готов, берёмся за ручки и поднимаем их. | ВЫПОЛНЯЮТ РАБОТУ В ПАРАХ - Все пословицы связаны с мамой, все три пословицы можно отнести к Мальке, потому что она каждый день бегала к своим кутяткам и кормила их | Р: саморегуляция, прогнозирование, оценка П: структурирование знаний К: управление поведением партнера |
7. | Включение в систему знаний, повторение Практический метод: работа с учебником Словесный метод: беседа | 7 мин | - Давайте сейчас ещё раз прочитаем рассказ. Начинаем с первого ряда, первой парты. - Ребята, какой вы себе представили Лидию? Какую характеристику мы можем ей дать? - Как вы считаете, как автор относится к этой героине? Почему? - Посмотрите, как я описала Лидию - Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? - Как вы считаете, какой характер имела Малька? - Как к ней автор относится? Найдите в тексте. - Посмотрите, как я описала Мальку - Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? - Ребята, найдите и прочитайте что произошло в доме Лидии? Можно ли этот эпизод заменить таким предложением: Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла двух щенков? - Что изменилось бы в рассказе? - Кто знает, почему это произведение относится к рассказу? Какие признаки у рассказа? - Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока: Способны ли животные любить своих детей так, как люди? - Чему люди могут научиться у Мальки? - Ребята, а как вы относитесь к Лидии? Почему? - Как вы относитесь к Мальке? Почему? - Кто из героев заслужил вышей симпатии? Почему? | ЧИТАЮТ ПО ЦЕПОЧКЕ - сердитая женщина - сердитая, злая, добрая, ворчливая, сердечная, добродушная - автор считает её добродушной, потому что она смирилась и восхищается преданностью Мальки - кривоногая - Малька была храбрая, имела материнский инстинкт, верная, настырная - автор восхищается её верностью. Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. - тревогу, страх за щенков - Можно - Рассказ бы стал менее эмоциональным - небольшой объем, небольшое количество действующих лиц, реальные события - способны - преданности, любви | Р: саморегуляция П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
8. | Рефлексия деятельности Словесный метод: беседа Наглядный метод: учебная презентация | 2 мин | - Давайте запишем д/з. Стр. 68-69 читать выразительно и № 3 (рассказать, что вы думаете о героях рассказа, кто вызвал у вас симпатию). - Давайте сейчас подведём итог нашего сегодняшнего урока. - С каким автором мы сегодня познакомились? Что вы запомнили об авторе? - О чем мы прочитали произведение? Что для себя вы из него выделили? - На партах у вас лежат сердечки, раскрасьте их в зелёный цвет – если на уроке было комфортно, жёлтый – если что-то мешало работе и чёрный – если вы плохо себя чувствовали. - В заключение хочу поблагодарить вас за работу на уроке. И пожелать вам вырасти добрыми и надёжными людьми. Помните о том, что жизнь дана на добрые дела. Спасибо, вам, ребята! Урок окончен. | ЗАПИСЫВАЮТ Д/З ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ, ПРОВОДЯТ САМОАНАЛИЗ - В.И. Беловым - Мы должны быть добрее, с уважением и любовью относится к животным и их детёнышам. | Р: саморегуляция, оценка П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания, синтез К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме "На горке" Н.Н.Носов для 2 класса
Конспект урока с презентацией по литературному чтению во 2 классе по теме "На горке" Н.Н.Носов.Программа "Школа России".Учебник Литературное чтение в 2-ух частях 2 класс.Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Гор...
Конспект урока литературного чтения по теме "Ю. Яковлев. Белые журавлики"
Конспект урока литературного чтения по теме "Ю. Яковлев. Белые журавлики" + презентация...
Конспект урока литературного чтения на тему "Е. А. Благинина "Посидим в тишине", 2 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о жизни и творчестве Е. А. Благининой, знакомство со стихотворением "Посидим в тишине"; обучение правильному чтению стихов...
Конспект урока литературного чтения по теме С.В. Михалков "Если" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве С.В. Михалкова и знакомство с его произведением «Если».Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и твор...
Конспект урока литературного чтения по теме Е.А. Благинина "Кукушка" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве Е.Благинининой, знакомство с её произведением «Кукушка».Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и тво...
Конспект урока литературного чтения по теме Е.А. Благинина "Котёнок" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве Е.Благинининой, знакомство с её произведением «Котенок».Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и тво...
Конспект урока Литературное чтение по теме: "А.П.Чехов "Мальчики"" (УМК "Школа России" , 4 класс)
Цели деятельности учителя: повторить произведение, понять на сколько хорошо учащиеся его понимают, произвести проверку по тексту.Планируемые результатыПредметные:Уметь отвечать на вопросы п...