Конспект урока литературного чтения на тему: "В.И. Белов «Малька провинилась»" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Котельникова Маргарита Валерьевна

Цели деятельности учителя:

  • формирование знаний о жизни и творчестве В.И. Белова;
  • развитие умения работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • узнать биографию В.И. Белова и его произведение «Малька провинилась»;
  • научиться видеть и понимать поступки героев.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Литературное чтение. 3 класс (2 часть), раздаточный материал, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ

Тема: В.И. Белов «Малька провинилась»

Дата: 27 февраля 2018г., вторник

Школа: МАОУСОШ №148

Класс: 3 «В»

Урок: 1

Время: 08.15-08.55

Кабинет: 222

Учитель: Шондина Е.В.

Студент: Максимова М., 32гр.

Методист: Воронова М.В.

Цели деятельности учителя:

  • формирование знаний о жизни и творчестве В.И. Белова;
  • развитие умения работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • узнать биографию В.И. Белова и его произведение «Малька провинилась»;
  • научиться видеть и понимать поступки героев.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Литературное чтение. 3 класс (2 часть), раздаточный материал, презентация

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: учебная презентация

1 мин

- Доброе утро, ребята. Меня зовут Маргарита Валерьевна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. А начнем мы урок такой фразой:

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

- К чему нас призывают эти слова?

- Что мы будем делать сегодня с вами на уроке?

- Сегодня мы с вами на уроке чтения постараемся перенестись в мир рассказа, который будем читать, при этом мы будем думать, размышлять, слушать и слышать друг друга.

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ

- читать, размышлять над прочитанным

- читать, вести беседу о прочитанном

Р: планирование, саморегуляция

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: беседа

6 мин

- Ребята, скажите, какой раздел мы с вами начали изучать? Как он называется?

- Совершенно верно. На предыдущих уроках вы познакомились с рассказом М. Пришвина «Моя Родина», кто мне скажет, почему автор именно так назвал свой рассказ?

- О чем данный рассказ? Какова главная мысль? 

- Хорошо. Дома вы должны были выучить последний абзац рассказа, кто готов наизусть нам его рассказать?

- Ребята, посмотрите на доску. Мы будем оценивать ответ по 3 пунктам:

1) Насколько полно вы рассказали;

2) Присутствовали ли речевые ошибки?

3) Эмоциональность и выразительность речи

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ

- Люби живое

- Потому, что в своем рассказе Михаил Михайлович Пришвин описывает свой дом, детство, свою маму, а ведь это все вместе и обозначает Родину человека.

- В рассказе писатель рассказвает о красоте природы и материнской заботы. Пришвин говорит, что очень важно бережно относится к природе и заботится об окружающем мире. Именно такое отношение должно быть у человека к Родине.

(5 человек)

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, установление причинно-следственных связей, доказательство

3.

Постановка учебной задачи

Наглядный метод: учебная презентация

Словесный метод: беседа

5 мин

- Я хочу прочитать вам стихотворение. Послушайте:

Нам живется легко и просто

Оттого, что своим теплом

Наши бабушки, наши мамы

Согревают наш милый дом.

Мир для нас защитить готова

Добрым сердцем любая мать!

- Именно материнское сердце способно обладать самыми лучшими качествами. Давайте с вами вместе назовем качества материнского сердца.

- Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

- Как вы считаете, способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- На этот вопрос мы ответим в конце урокаВ нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Василия Ивановича Белова «Малька провинилась».

- Давайте сформулируем задачи сегодняшнего урока. Помогут нам в этом опорные слова на доске.

Узнать о жизни автора …;

Познакомиться с произведением “… …”;

Учиться …..

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ

- Любовь, доброта, тревога, забота, ласка, уважение, внимание, нежность, сочувствие

- Да

- Василия Ивановича Белова

- «Малька провинилась»

- Выразительно читать и анализировать текст

Р: целеполагание, планирование, саморегуляция

П: поиск и выделение необходимой ситуации, анализ объектов с целью выделения признаков

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, построение речевого высказывания

4.

Открытие детьми нового знания

Практический метод: работа с учебником

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: учебная презентация

10 мин

- Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в ВОВ. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства ему запомнились постоянный голод – и любовь к чтению. Ещё до школы он научился читать. Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке - труженике, о судьбе женщины - матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе. Российский писатель Василий Белов скончался в 2012 году на 81-м году жизни.

- Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?

- Чем писатель любил заниматься в детстве?

- О чем писал?

- Перед тем, как мы начнем читать рассказ, посмотрите на слова, которые я вывела на доску. Прочитайте слова на слайде, каким из них вы можете дать определение?

- Кутенок

- Шельма 

- Блудня 

- Батявка 

- Шаромыжник

- Водный плёс 

- Ребята, опираясь на название, подумайте, о чем, о ком пойдет речь?  

– Малька, кто это?

– В чем она могла провиниться?

- Сейчас мы прочитаем этот рассказ и узнаем ответы на поставленные вопросы.

Начинаем читать текст, начинает Катя.. Все остальные поставили пальчик и внимательно следим.

Какие слова вам были непонятны? Давайте еще раз посмотрим на доску

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ

- читать

- автор писал о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке, судьбе женщин, животных

- щенок

- негодяйка

- ушедшая из дома

- гуляющая, болтающаяся без смысла

- человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик

- широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами

- о животном

- собака, кошка и т.д.

- разбить, уронить что-либо

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Первичное закрепление

Практический метод: работа с учебником, выполнение физических упражнений

Словесный метод: беседа

5 мин

- Ребята, так кто такая Малька?

- В чем она провинилась?

- Какие чувства у вас вызвало это произведение?

- Как вы думаете, почему собака получила такую кличку – Малька?

- Ребята, как Лидия обозвала щенят? Найдите в тексте

- Почему Лидия щенят назвала шаромыжниками?

- Найдите в тексте, кому хозяйка отдала щенков?

- Ребята, как вы относитесь к поступку Лидии?
Почему она так поступила?

- Сейчас мы с вами проведём физминутку:

Я иду и ты идешь — раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три.

(Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три.

(Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем - раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ

- собака

- Малька провинилась в том, что принесла кутят, и теперь Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать.

- Испытали чувство тревоги и сопереживания. Боялись, что щенки без Мальки погибнут. Очень переживали за Мальку и её беспомощных щенков.

- Потому что она маленькая, коротконогая

- шаромыжники

- Потому что щенята будут проживать в ее доме, и вскоре, когда они подрастут, их придется кормить

- Одного щенёнка забрал тракторист, второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню

- Если бы Лидия оставила у себя щенят, ей бы пришлось заботиться о собаках, а трех взрослых собак прокормить трудно

ВЫПОЛНЯЮТ ФИЗМИНУТКУ

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство, поиск и выделение необходимой информации

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: самостоятельная работа

Наглядный метод: учебная презентация

Словесный метод: беседа

4 мин

- Сейчас вы будете работать в парах. Вам нужно прочитать пословицы, которые вы видите на доске:

Всякой матери свое дитя мило.

Материнское сердце не знает покоя.

При солнышке тепло, при матери добро.

- Сейчас обсудите со своим соседом по парте, что объединяет эти пословицы? Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему?

- Кто готов, берёмся за ручки и поднимаем их.

ВЫПОЛНЯЮТ РАБОТУ В ПАРАХ

- Все пословицы связаны с мамой, все три пословицы можно отнести к Мальке, потому что она каждый день бегала к своим кутяткам и кормила их

Р: саморегуляция, прогнозирование, оценка

П: структурирование знаний

К: управление поведением партнера

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический метод: работа с учебником

Словесный метод: беседа

7 мин

- Давайте сейчас ещё раз прочитаем рассказ. Начинаем с первого ряда, первой парты.

- Ребята, какой вы себе представили Лидию? Какую характеристику мы можем ей дать?

- Как вы считаете, как автор относится к этой героине? Почему?

- Посмотрите, как я описала Лидию

- Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки?

- Как вы считаете, какой характер имела Малька?

- Как к ней автор относится? Найдите в тексте.

- Посмотрите, как я описала Мальку

- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?

- Ребята, найдите и прочитайте что произошло в доме Лидии? Можно ли этот эпизод заменить таким предложением: Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла двух щенков?

- Что изменилось бы в рассказе?

- Кто знает, почему это произведение относится к рассказу? Какие признаки у рассказа?

- Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока: Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- Чему люди могут научиться у Мальки?

- Ребята, а как вы относитесь к Лидии? Почему?

- Как вы относитесь к Мальке? Почему?

- Кто из героев заслужил вышей симпатии? Почему?

ЧИТАЮТ ПО ЦЕПОЧКЕ

- сердитая женщина

- сердитая, злая, добрая, ворчливая, сердечная, добродушная

- автор считает её добродушной, потому что она смирилась и восхищается преданностью Мальки

- кривоногая

- Малька была храбрая, имела материнский инстинкт, верная, настырная

- автор восхищается её верностью. Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша.

- тревогу, страх за щенков

- Можно

- Рассказ бы стал менее эмоциональным

- небольшой объем, небольшое количество действующих лиц, реальные события

- способны

- преданности, любви

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.

Рефлексия деятельности

Словесный метод: беседа 

Наглядный метод: учебная презентация

2 мин

- Давайте запишем д/з. Стр. 68-69 читать выразительно и № 3 (рассказать, что вы думаете о героях рассказа, кто вызвал у вас симпатию).

- Давайте сейчас подведём итог нашего сегодняшнего урока.

- С каким автором мы сегодня познакомились? Что вы запомнили об авторе?

- О чем мы прочитали произведение? Что для себя вы из него выделили?

- На партах у вас лежат сердечки, раскрасьте их в зелёный цвет – если на уроке было комфортно, жёлтый – если что-то мешало работе и чёрный – если вы плохо себя чувствовали.

- В заключение хочу поблагодарить вас за работу на уроке. И пожелать вам вырасти добрыми и надёжными людьми. Помните о том, что жизнь дана на добрые дела. Спасибо, вам, ребята! Урок окончен.

ЗАПИСЫВАЮТ Д/З

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ, ПРОВОДЯТ САМОАНАЛИЗ

- В.И. Беловым

- Мы должны быть добрее, с уважением и любовью относится к животным и их детёнышам.

Р: саморегуляция, оценка

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания, синтез

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "На горке" Н.Н.Носов для 2 класса

Конспект урока с презентацией по литературному чтению во 2 классе по теме "На горке" Н.Н.Носов.Программа "Школа России".Учебник Литературное чтение в 2-ух частях 2 класс.Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Гор...

Конспект урока литературного чтения по теме "Ю. Яковлев. Белые журавлики"

Конспект урока литературного чтения по теме "Ю. Яковлев. Белые журавлики" + презентация...

Конспект урока литературного чтения на тему "Е. А. Благинина "Посидим в тишине", 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о жизни и творчестве Е. А. Благининой, знакомство со стихотворением "Посидим в тишине"; обучение правильному чтению стихов...

Конспект урока литературного чтения по теме С.В. Михалков "Если" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве С.В. Михалкова и знакомство с его произведением «Если».Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и твор...

Конспект урока литературного чтения по теме Е.А. Благинина "Кукушка" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве Е.Благинининой, знакомство с её произведением «Кукушка».Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и тво...

Конспект урока литературного чтения по теме Е.А. Благинина "Котёнок" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве Е.Благинининой, знакомство с её произведением «Котенок».Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и тво...

Конспект урока Литературное чтение по теме: "А.П.Чехов "Мальчики"" (УМК "Школа России" , 4 класс)

Цели деятельности учителя: повторить произведение, понять на сколько хорошо учащиеся его понимают, произвести проверку по тексту.Планируемые результатыПредметные:Уметь  отвечать на вопросы п...