Конспект урока литературного чтения "«Малька провинилась». 3 кл школа россии
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Черюсова Светлана Сергеевна

Конспект урока литературного чтения "«Малька провинилась». 3 кл школа россии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belov_malka_provinilas.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: 148                                                                                                                                                                                            Методист: Галиуллина Н.К.

Класс: 3 «е»                                                                                                                                                                                         Студентка: Черюсова С.С.

                                                                                                                                                                                                             Учитель: Лысенко О. В.

                                                        

КОНСПЕКТ УРОКА : литературное чтение

Тема: В.И. Белов «Малька провинилась».

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И. Белова; учить видеть и понимать окружающую природу, прививать любовь к братьям нашим меньшим; развивать воображение, критическое мышление, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос; анализировать текст, обобщать, делать выводы; формировать навык осознанного, выразительного чтения.

Личностные: научатся определять жанр произведения;  проявлять  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока.

Учебник по литературному чтению 3 класс, УМК « Школа России»

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный.

Словесный: слово учителя

2 мин

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли готово к уроку. Присаживайтесь.

Приветствовать учителя.

Л : Учатся уважению к себе, сверстникам и старшим

2.

Актуализация знаний.

Словесный: слово учителя

8 мин

- Ребята, с творчеством какого писателя вы познакомились на прошлых уроках? (И.Соколов-Микитов).

-Что вы о нем знаете?

- С каким его произведением вы уже знакомы?

 - Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского писателя В. И. Белова. И начать бы я хотела с такого стихотворения:

Нам живется легко и просто

Оттого, что своим теплом

Наши бабушки, наши мамы

Согревают наш милый дом.

Мир для нас защитить готова

Добрым сердцем любая мать!

Мы за это дадим вам слово
           Вот такими же в жизни стать.

- О чем это стихотворение?

– Что вы цените в своих мамах?

- Да, ребята, именно материнское сердце способно обладать самыми лучшими качествами.

Давайте с вами вместе назовем качества материнского сердца. Любовь Уважение Нежность Доброта Забота Внимание Тревога Ласка Сочувствие

- Каждая мать хочет видеть своего ребенка и добрым, и внимательным, и заботливым, и чутким. А помогают нам стать такими хорошие книги.

- Чтобы узнать какое произведение мы будем читать сегодня, расшифруйте слова. Определи название произведения. Объясни, как ты его прочитал.

“М про А ви Л ни Ь ла К сь А”

Итак, кто может назвать тему нашего урока?

Как звучит цель, которую мы поставили к этому уроку? (Познакомиться с творчеством В. Белова)

Отвечать на вопросы.

Рассказывать о писателе

Слушать стихотворение

Определять главную мысль

Называть качества материнского сердца

Определять тему и цели урока.

К: оформлять свои мысли в устной речи

П: осознанное построение речевого высказывания.

Л: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

П: определяют тему и цели урока

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный:

слово учителя

Рассказ  о писателе

ответы на вопросы

практический:

словарно – лексическая работа

Словесный: ответы на вопросы

Работа с текстом

Практический:

Анализ текста

Практический: зарисовка эпизода

25 мин

В.И. Белов «Малька провинилась».

1. Работа до чтения.

- Посмотрите еще раз на имя этого писателя. Знакомо ли вам это имя? Что вы знаете об этом писателе?

- Послушайте, что  я приготовила для вас о Василии Ивановиче Белове.

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая, матери поднимать четверых младших детей. Из детства, и ему запомнились, прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Писал книги о русской деревне, о родной природе, о простых людях. Умер в 2012 году, прожив 80 лет.

- Теперь прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем будет рассказ?

- А вот верны ли ваши предположения, мы узнаем, когда прочитаем. Я начну читать, а вы внимательно слушаете.

2. Работа с текстом во время чтения.

- Понравилось ли вам произведение?

Выразите ваше мнение о рассказе.

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

Физминутка

- Еще раз пробегитесь глазами по тексту, посмотрите, какие слова вам не понятны?

ЗАРЕЧНАЯ ДЕРЕВНЯ — деревня, находящаяся за рекой.

ДЕЛОВИТО — толково, серьезно, озабоченно.

ВСЕ ВПУСТУЮ — напрасно, зря.

БЛУДНЯ — человек, ушедший из родного дома, а потом вернувшийся после долгих скитаний.

НЕДОУМЕНИЕ — невозможность понять, в чем дело.

ШАРОМЫЖНИК — это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.     

БАТЯВКА — собака.

- Назовите главных действующих лиц рассказа.

- Где происходили события, описанные в рассказе?

- Почему вы так решили?

- Кто такая Малька?

- За что ее ругала Лидия?

- Прочитайте, как ругала ее Лидия?

- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала?  Найдите и прочитайте это место.

- Как хозяйка поступила со щенками?

- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?

– Какими качествами наделена Малька?

- Что однажды увидел автор? Чему он удивился?

- Куда и зачем каждый день бегала Малька?

– Опасен ли путь был по этому самодельному мостику? (Да, ведь не было ограждения, а зимой было скользко.)

-  Как к этому относилась Лидия? (Весело, со смехом.)

– Почему же она тогда Мальку ругала, запирала? (Лидия беспокоилась о Мальке.)

– Изменилось ли у Лидии отношение к Мальке теперь? (Да. Лидия гордилась Малькой, она была рада проявлению материнских качеств у Мальки.)

– Как теперь она называет кутенка Мальки? (Дитятко.)

– В каких словах рассказчика дается оценка поступка Мальки? («Верная мамаша»)

– Верная – значит какая? (Любящая, заботливая, бесстрашная)

- В чем заключается основная мысль рассказа?

- Я хочу вернуться к стихотворным строкам, прочитанным в начале урока:

Мир для нас защитить готова

Добрым сердцем любая мать!

Эти строки перекликаются с главной мыслью рассказа В.Белова.

- А сейчас, нарисуйте у себя в тетради небольшую иллюстрацию к этому рассказу.

Отвечать на вопросы

Высказывать предположения

Повторять за учителем

Выполнять упражнения

Определять значения слов

Отвечать на вопросы.

Доказывать свою точку зрения в тексте

Рассуждать

 Анализировать характер героев

Оценивать поступок

Объяснять значение слова

Определять главную мысль рассказа

Рисовать иллюстрацию

Л: действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

П: строят речевое высказывание.

П: осуществляют синтез.

П: осознанное построение речевого высказывания.

Л: ориентировка на ЗОЖ

П: извлечение из текста необходимой информации.

К: аргументация своего мнения и позиции.

П: извлечение из текста необходимой информации.

К: оформлять свои мысли в устной речи

П: осознанное построение речевого высказывания.

4.

Д/з

 Итог урока.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ

   

5 мин

-Подготовить пересказ от имени Мальки.

- С каким произведением и какого писателя мы сегодня познакомились?

- Чему учит нас этот рассказ?

- О чем вы задумались, после чтения рассказа «Малька провинилась»?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.

Отвечать на вопросы.

Оценивать себя.

Р:осуществляют итоговый контроль

Л: самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. 2 класс .УМК "Школа России"

Урок по теме Н.Носов "Затейники". На уроке использованы технологии  развития критического мышления....

конспект урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России

тема урока: "Поэтическая тетрадь 2" 3 класс...

Конспект урока литературное чтение. 3 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по теме "Житков. Про обезьянку."...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока Литературное чтение "Малька провинилась"

Конспект урока для 3 класса Литературное чтение "Малька провинилась"...