Конспект урока по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад" (УМК "Школа России") 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Мещанкина Дарья Александровна

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Бунина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_literatura.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

I БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Автор

Мещанкина Дарья Александровна

Продолжительность занятия

45 мин

Класс

4 Б класс

Предмет

Литературное чтение

Тема урока

И.А.Бунин «Листопад»

Цель урока

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А.Бунина.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знакомятся с произведением и выявляют художественные особенности стихотворения;

Личностные УУД: формируют ценностное отношение к природному миру, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: формулируют и удерживают учебную задачу, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль;

Познавательные УУД: находят и выделяют необходимую информацию в разных источниках;

Коммуникативные УУД: строят понятные высказывания, формулируют собственное мнение; договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности.

Личностно-формулирующая направленность

Формировать нравственные ценности, а именно любовь к природе, умение слышать природу

II ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока

- формировать умение выразительно читать новое произведение через анализ языковых средств;

- развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность;

- воспитывать у учащихся чувства гордости, любви и уважения к природе.

Тип урока

Открытие нового знания

Учебно-методический комплекс

Технологическая карта урока

Учебник по литературному чтению

Экран и компьютер

Карточки для оценивания работы на уроке

III ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕТЯЕЛЬНОСТНЫЙ  БЛОК

Название этапа урока

Время проведения

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетентность

(УУД)

1.Организационный момент

1-2

Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Настроимся на рабочий лад, отложим все посторонние дела. Закройте глаза и представьте, какой продуктивной и интересной будет работа на уроке.

Эмоционально настраиваются

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Подготовка к первичному восприятию

6

Слушание музыки (Отрывок из произведения П.И. Чайковского «Осень»)

- Какому времени года посвятил своё произведение П.И. Чайковский?

- Какие картины осени вы представили себе во время слушания произведения?

- Как это музыкальное произведение может быть связано с темой нашего урока?

- Верно, откройте оглавление и посмотрите в рамках раздела с каким же произведением мы сегодня познакомимся на уроке? Кто автор данного произведения?

- Итак, какова тема урока?

- Какую цель поставим на урок?

- Осени Будем читать рассказ или стихотворение об осени.

- И.А.Бунин «Листопад»

-Познакомиться с данным произведением

Познавательные: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

3.Первичное восприятие

3

Чтение подготовленным учеником

Слушает ученика

Слушают одноклассника

Коммуникативные: уметь воспринимать текст на слух.

4.Проверка качества первичного восприятия

5

Беседа

- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

- Какую картину вы себе представили?

- Как вы думаете, для чего Бунин написал его?

Отвечают на вопросы

Регулятивные: уметь слушать и отвечать на

вопросы в соответствии с целевой

установкой

Личностные:

умение выражать свои чувства,

мысли,

проявлять эмоциональную

реакцию на текст, адекватную

тексту.

5.Постановка учебной задачи

2

Проблемный вопрос

- Почему стихотворение называется «Листопад»?

Рассуждают

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы

6.Вторичное восприятие

5

Чтение учениками

Слушает учеников

Выразительное чтение

Познавательные УУД: осмысленно читают текст

7.Анализ произведения

15

Стилистический анализ

- Мы с вами видим, что стихотворение построено как развернутое сравнение. С чем сравнивается лес? Найдите и прочитайте.

- Какие краски, цвета называет поэт, чтобы передать свое
восхищение красотой осеннего леса? (зачитайте)

- Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты?

- Попробуйте почитать строчки без эпитетов, сможем ли мы увидеть красоту леса?

- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. О каком качестве поэта говорят эти слова? Почему лес стоит стеной? А почему пёстрой, весёлой?

- Что же представляют собой стены бунинского терема? Что же ещё в лесу похоже на терем? Объясните это выражение.

- Что автор пишет о ёлочках? Почему автор использует такое сравнение? На что похожи ёлочки? Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема?

- Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

- Чего не хватает в этом лесном тереме? Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема? Что заметили? Почему появились эти оконца? Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?

- Как называет автор окна? О каком качестве поэта это говорит? Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? Как вы прочитаете эти слова

- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.

- Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения?

- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.

- Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине

- Какое настроение вызывает у автора эта картина?

Рассуждают

- Лес, точно терем расписной

- Чтобы ярче представили эту картину

- Бунин внимательный, наблюдательный

- Деревья

- Березы с желтою резбой

-На башни терема

- Клены

- Окон

- Автор использует сравнение

- Оконца

- Елочки

- Ласково, с любовью

- Чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение

- Он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"

- Он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"

- Он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя наблюдательность, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

8.Обобщение

2

беседа

Так как вы думаете, почему автор закончил именно так стихотворение

- Верно, но автор смогу нам передать этот шепот, мы его услышали

- Шепот прекратился, так как закончилась и осень, деревья больше не могут шептаться

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы

9.Итог (рефлексия)

5

- Почему автор назвал стихотворение «Листопад»

- Как еще можно озаглавить стихотворение?

«Листопад»

- Кому после знакомства с сегодняшним стихотворением на уроке захотелось вновь побывать в осеннем лесу? Но золотая осень закончилась, как же мы можем попасть в такой лес, неужели придётся ждать целый год?

-Удалось ли вам все сегодня на уроке?

- Если удалось, то прикрепите к дереву желтый листочек

- Если не все удалось, у вас возникли трудности - красный

- Ели вы считаете, что вам не удалось - зеленый

На партах карточки оцените свою работу на уроке, поставьте оценку за урок: в первый столбик оцените свою работу, во второй столбик работу соседа по парте

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность на уроке.

Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других. Личностные УУД: понимать значимость своей деятельности, оценивать свою работу

Домашнее задание

- Выразительное чтение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Листопадничек" Школа России

Технологическая карта урокаТема: И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Цели деятельности учителя: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе из...

Конспект урока по литературному чтению "А. Плещеев "В бурю" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....