3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Листопадничек" Школа России
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Технологическая карта урока
Тема: И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек».
Цели деятельности учителя: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Планируемые результаты:
-личностные
формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности; развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
-предметные
расширение читательского кругозора детей; формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Тип урока изучение нового материала.
Оборудование: учебник, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Листопадничек | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Этап урока Метод и приемы | Время | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД | |||||
1. | Орг.момент | 1 мин. | - Дорогие ребята, начинаем урок литературного чтения. А чтобы урок пошёл каждому впрок - Активно включайся в работу дружок! Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку. | Приветствовать учителя. Настраиваться на работу. | ||||||
2 | Мотивационный Словес.: ответы на вопросы | 5 мин. | Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтевшие по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко – красные вянущих рябин. (А. Толстой) - Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается) - Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад) - А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью? | Отвечать на вопросы учителя | Р: принимают и сохраняют уч. задачу | |||||
3. | Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: ответы на вопросы | 10 мин. | -Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя. Прочитаем его рассказ. А также нас ждет много интересного и познавательного. Послушайте стихотворение. У нас в семье большая радость Пусть листья падают, летят, В канавке тёплой, под осинкой Три листопадничка лежат. - Кто знает, что означает слово листопадничек? (заяц, родившийся осенью) - Произведение с таким названием написал И.С. Соколов – Микитов. | Определять цели и пути их достижения. Высказывать свою точку зрения | П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. | |||||
4. 5. 6. | Решение частных задач Словес.: слово учителя Физминутка. Практич.: Словарная работа. Хоровое чтение и толкование незнакомых слов: Проверка первичного восприятия. Анализ художественного произведения. Организация эвристической беседы с целью раскрытия содержания. Закрепление изученного. Выборочное чтение. Работа с текстом. Художественный анализ произведения Работа в парах. | 5 мин. 15 мин. 3 мин | - Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова - Микитова "Листопадничек". (предлагаются опорные слова для формулирования задач урока) Хотите узнать подробнее об авторе? Автобиография - Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины. Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним. Знакомство с книгами И. Соколова – Микитова Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! Долговязый - высокий, худой и нескладный; плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды; запрудили - перегородили реку плотиной; настлано – настелено; хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине; зябнуть - испытывать чувство холода; робеть - пугаться, стесняться, бояться; ходко работают - работают быстро; обглоданные – объеденные. Первичное чтение учителем и учащимися. Читает учитель и дети. - Понравилось ли вам произведение? Чем? - К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных) - Докажите (животные разговаривают, события нереальные) - Какая она по характеру? ( Грустная, добрая.) - Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли) - Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась? - Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался? - Каких страхов натерпелся листопадничек? - Как зайчонок попал на болото? Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке? - Когда родились зайчата? - Как называют их охотники? Почему? - Из многих осенних зайчат писатель выделил одного. Почему? - Чем он интереснее своих братьев? - Почему журавли жалели зайчат? - Отчего плакали листопаднички? - Чем мать успокаивала малышей? - Зачем Листопадничек убежал из гнезда? (Побежал за журавлями, которые улетели в тёплые страны. Он испугался зимы.) -Чем занимались бобры? (Строили плотину) -Что такое плотина? (Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды) -Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам? (Бобры ответили, что зимой в хатке у них тепло, безопасно) -Почему Листопадничек не смог уйти от бобров? - Какие обязанности были у Листопадничка? -Почему затосковал зайчонок в хатке бобров? - Какое желание было у зайчика всю зиму? -Легко ли жилось Листопадничку у бобров? -Какая беда случилась с зайчонком? -Из какого предложения видно, что Листопадничек совсем заскучал? -Кого встретил он у норы? - Почему зайчонок часто вспоминал своё тёплое гнёздышко, маму? - В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». - Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки? (-Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик бобров.) -Вылетел как пуля - это как? -Что значит волей - неволей? Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике. * Составление синквейна о зайчике. 1 строчка– 1 существительное 2 строчка – 2 прилагательных 3 строчка – 3 глагола 4 строчка – ключевое предложение из текста 5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение) Зайчик Храбрый, любознательный Боится, заботится, скучает Листопадничек в лесу стал самым храбрым и отчаянным зайцем. Листопадничек. | Слушать слово об авторе Читать хором Определять значения слов Отвечать на вопросы Рассуждать Составлять синквейн | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. | |||||
5. | Итог урока. Домашнее задание | 3 мин. | Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о листопадничке? Читать рассказ. | Обобщать изученное. | Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий. | |||||
6. | Рефлексия. | 1 мин. | Я узнал(а)… Мне было интересно… |
Дата: 27.02.17 | Учитель: Клочкова Н.Н |
Школа: | Методист: Зубарева Н.С |
Класс: 3 | Студентка: Горбунова К.А, 45 гр. |
Урок: |
Конспект урока литературное чтение
Тема: И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек».
Цели деятельности учителя: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Планируемые результаты:
-личностные
формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности; развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
-предметные
расширение читательского кругозора детей; формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Тип урока изучение нового материала.
Оборудование: учебник, презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России
В.И. Белов "Малька провинилась"...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России
Технологическая карта урока по литературному чтениюЦель: познакомить учащихся с писателем В. И. Беловым и его произведением «Малька провинилась».Планируемые результаты:предметные: научатся выделять в ...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик" Школа России
Технологическая карта урокаЦель: познакомить с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Мышонок Пик», развивать навыки беглого, выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте,...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ещё про Мальку" Школа России
Технологическая карта урокаЦель урока: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; развивать воображение, связную речь, навыки вы...
Конспект урока по литературному чтению "Буква ь" Школа России
Структура урока «Открытие нового знания» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ...
Конспект урока по литературному чтению "Рукавичка" ("УМК "Школа России", 1 класс)
Конспект урока по литературному чтению "Рукавичка" ("УМК "Школа России", 1 класс)...