Конспект урока "Зима недаром злится" с детальным анализом стихотворения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Разработан конспект урока с детальным анализом стихотворения (приведены точные вопросы для лучшего понимания всей картины)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ф.Тютчев “Зима недаром злится”

Цель: познакомить учащихся со стихотворением  “Зима недаром злится” и творчеством Ф.Тютчева.

Задачи:

1.Образовательные:

-формировать навык выразительного чтения стихотворения;
- вызвать желание выучить стихотворение наизусть;

2.Развивающие:

-развивать логическое мышление;
- развивать личностную мотивацию;
-развивать умение правильно вести диалог;
-расширять  и обогащать словарь  учащихся;
-развивать интерес к поэтическому тексту;
3.Воспитательные: воспитывать чувства прекрасного на примере произведения поэта, воспитывать любовь к природе, интерес и любовь к поэтическим произведениям.
4.Формировать УУД:
-коммуникативные: участие в диалоге,
 слушать и понимать речь других;
-познавательные: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

                                                        Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Организационный момент

-Ребята, готовы вы к уроку?

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

- И вот так, в хорошем настроении, рядом с друзьями, мы проведём наш урок

1. Подготовка к восприятию произведения.

-Как называется раздел, который мы начали изучать?

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим про весну.

-Какие изменения, происходящие в природе, вы заметили?

-О чем это говорит?

-А сейчас я предлагаю вам прослушать два небольших музыкальных

произведения П.И. Чайковского «Март» и «Апрель».

-Какие картины возникли в вашем воображении при прослушивании

первого произведения?

-Почему грустные?

-А какие картины возникли при прослушивании второго произведения?

-А почему теперь радостные?

-При помощи чего композитору удалось передать настроение природы?

-Вспомните, как передаёт художник настроение природы.

-Для того, что бы передать настроение, художник использует целую

палитру красок. Посмотрите, какими красками изобразил начало весны художник И.Левитан.

-Какие цвета использовал художник, чтобы передать состояние природы?

- А как вы представляете смену времён года?

-Это происходит быстро? Всегда одинаково?

-Часто ли вы наблюдаете за сменой времён года?

-Весну любили не только композиторы и художники, но и поэты.

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.Тютчева “Зима недаром злится” и будем учиться читать его выразительно.

С детства Ф.И. Тютчев писал стихи. Своё первое он опубликовал в 14 лет. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение.

-Как вы думаете, о чём будет стихотворение? Какие ваши предположения о содержании текста?

2. Первое чтение

-Послушайте стихотворение. А слушать вы будете с закрытыми глазами и постарайтесь представить себе эту картину.

3. Проверка впечатлений

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Подтвердились ли предположения о содержании текста?

-Какие картины представляли себе, когда слушали стихотворение?

-Как вам кажется, с каким чувством поэт нарисовал эту картину?

4. Повторное чтение

-Перечитайте стихотворение про себя, найдите слова, значение которых вам неизвестно или особенно яркие и необычные слова.

5. Анализ прочитанного

-А сейчас мы с вами поразмышляем над текстом произведения.

-О чём говориться в стихотворении?

-Какое время года описано? Почему вы так думаете?

-Кто герои стихотворения?

-Какой приём использовал автор в стихотворении?

-Прочитайте первое четверостишье.

- О чём в нём говориться?

-Как автор описывает Зиму?

-Какой глагол использует автор для описания действий Зимы?

-Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы. Одинаковый ли смысл у этих слов?

-Прочитайте третье четверостишье.

- Каким словом автор описывает действие Зимы?

-Подберите синонимы к словам хлопочет, ворчит.

-Почему Зима ворчит на Весну?

-Как вы понимаете, что “Зима ещё хлопочет”?
-Почему автор использует слово “ведьма”? Вы видели ведьму? Какая она?

-А теперь составим словесный портрет Зимы.

-Прочитаем первое четверостишье. Что вы можете сказать о Весне из этой части?

-Как вы представляете “весна гонит со двора”?

-Почему автор использовал  именно “гонит”?

-Прочитаем второе четверостишье. Все ли слова вам понятны?

-Как вы понимаете выражение “Всё нудит зиму вон”?

-Каким синонимом можно заменить слово “нудит”? Почему?

-Прочитайте третье четверостишье.

-Что ещё можно сказать о Весне?

-Почему Весна шумит?

-Прочитайте два последних четверостишья.
-Почему “Весне и горя мало”?

-Как вы думаете, из-за чего Весна не обращает внимание, почему ей всё равно?

-Почему Зима взбесилась после того, как Весна в глаза ей хохотала?

-Что значит, что Весна румяней стала?

-Понятно ли вам слово наперекор?

-Почему автор использовал именно это слово?

-А теперь составим с вами словесный потрет Весны.

-Расскажите своему соседу по парте картину, которую вы нарисовали бы если бы были художником. Картина должна быть полной, подробной и детальной.

-Итак, ребята. Что хотел сказать автор?

-Что вас восхитило в стихотворении?

6. Творческое воссоздание прочитанного

-Сейчас мы будем читать стихотворение выразительно.

-Какой интонацией будем читать? Каким темпом?

-Сделаем разметку стихотворения.

-Сначала попробуйте прочитать стихотворение про себя, потом в парах.

Затем будем читать выразительно на оценку.

Подведение итогов урока

-С каким произведением сегодня мы познакомились?

-Какая основная мысль стихотворения?

-На дом сделайте иллюстрацию к стихотворению и выучите его наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...

Алгоритм анализа стихотворения на примере стихотворения И. Сурикова "Зима"

Данный алгоритм позволяет познакомить учащихся 3-4 классов с некоторыми литертуроведческими понятиями (строфа, рифме. парная рифма, кольцевая рифма, перекрёстная рифма, эпитеты, сравнения) без "з...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Анализ стихотворения И.С. Никитина "Русь". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для анализа пройденного материала по стихотворению «Русь» Ивана Саввича Никитина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...

Конспект урока по теме: «Работа с текстом и анализ стихотворения А.В. Жигулин «О, Родина!»» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя:формирование представлений о лирике как роде литературы;создание образа Родины, авторское отношение к природе в стихотворениях;развитие навыка анализа поэтического текста.Пла...