Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Э.Успенский "Чебурашка""
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Курбатова Ксения Александровна

Тема урока: «Э. Успенский «Чебурашка»»

Тип урока: урок «открытие нового знания»

Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Э. Успенским и с произведением «Чебурашка».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формирование умения анализировать произведение;
  2. Формирование навыка осознанного и выразительного чтения текста;
  3. Формирование умения определять главную мысль сказки; ориентироваться в содержании прочитанного; формулировать простые выводы;

Развивающие:

  1. Развитие навыка контроля и самоконтроля через самооценивание деятельности;
  2. Развитие познавательной активности детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к предмету с помощью дидактической игры;
  2. Воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения через практическую работу в парах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litra_12.04.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 18.04.2022

Школа: №50

Класс: 2

Урок: 4

Время: 16:10-16:50

 Кабинет: 14

Студент: Курбатова Ксения Александровна  

Группа: 42

Учитель: Шарикова Анна Александровна

Методист:

Оценка:

Тема урока: «Э. Успенский «Чебурашка»»

Тип урока: урок «открытие нового знания»

Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Э. Успенским и с произведением «Чебурашка».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формирование умения анализировать произведение;
  2. Формирование навыка осознанного и выразительного чтения текста;
  3. Формирование умения определять главную мысль сказки; ориентироваться в содержании прочитанного; формулировать простые выводы;

Развивающие:

  1. Развитие навыка контроля и самоконтроля через самооценивание деятельности;
  2. Развитие познавательной активности детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к предмету с помощью дидактической игры;
  2. Воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения через практическую работу в парах.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа

Урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф, И

Словесный: учебный диалог.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя.

- Здравствуйте, ребята!  

- Я желаю вам продуктивной работы на

сегодняшнем уроке.

- Посмотрите, готово ли ваше рабочее место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите на парту, глазки поднимите на меня и приготовьтесь внимательно слушать и усердно работать.

1. Показывают готовность к уроку.

2. Настраиваются на работу

Приветствуют учителя

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Метапредметные:

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

   

 (7  мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф.

Словесный: учебный диалог.

Наглядный: презентация.

1.  Актуализирует знания по изученному материалу, создает проблемную ситуацию

-Начнем наш урок с чистоговорки. Прочитайте чистоговорку про себя, а теперь вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие

– четко произносите все звуки.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

Потому что не спешим.

- Замечательно! Ребята, вспомните, какой же раздел мы

сейчас изучаем?

- С каким автором мы знакомились на прошлых уроках?

С какими произведениями мы познакомились?

 Сегодня мы начнем изучать новую сказку.

-Сегодня на уроке мы будем читать известное вам

произведение.

1. Вспоминают изученный материал

Проговаривают

Чистоговорки

-Эдуард Николаевич Успенский

-Стихотворение «Над нашей квартирой», «Память», «Почему я не девчонка».

 

Предметные: Уметь отвечать на вопросы.

Уметь произносить слово, выделяя голосом нужный звук.

Уметь читать звуковые схемы слов.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

П: анализ, синтез.

Презентация

Постановка учебной задачи
(5-7 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: учебный диалог.

Наглядный: учебная презентация.

  1. Подводит к теме и цели урока.

-Предположите, какова наша тема урока?

-Сформулируйте цель урока?

Познакомиться с…

Раскрыть основную…

Определить главных…

- Давайте проверим наши предположения.

-Составим план нашей работы, как вы думаете, какие

пункты будут?

План

1. Прочитать рассказ

2. Определить главную мысль

3. Описать главных героев

4. Определить, почему так назван рассказ

5. Сделать выводы

1. Формулируют тему и цель

Э. Успенский

«Чебурашка»

Цели: познакомиться с

жизнью и творчеством Э.

Успенского, с

произведением

«Чебурашка»; раскрыть

основную мысль;

определить главных

героев.

План

1. Прочитаем рассказ

2. Определим главную

мысль

3. Опишем главных

героев

4. Определим, почему так

назван рассказ

5. Сделаем выводы

Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Презентация

"Открытие

" детьми

нового

знания

(7-8

мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф.

Словесный: учебный диалог.

Практический: чтение рассказа.

1. Организует открытие нового посредством рассказа о писателе.

- Что вы знаете об этом писателе?

Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 г. в подмосковном городе Егорьевске. В школе прилежанием не отличался, зато отличался всякими хитроумными проказами, и учителям, соседям и родителям было с ним хлопотно. Однажды, неудачно спрыгнув с крыши, мальчик попал со сломанной ногой в больницу. И там он вдруг понял, что пора браться за ум: упросил родителей принести ему книги, стал упорно заниматься, а когда

вырос — поступил в авиационный институт.

Инженерное образование и работа по специальности особого удовлетворении не принесли Э. Успенскому. Он стал пробовать себя в юмористике, а затем и в детской

литературе. Работая летом в пионерском лагере вожатым, Э. Успенский читал ребятам разные книжки, но вскоре книжки кончились, и тогда — неожиданно для себя — он стал рассказывать сказку про Чебурашку; вспомнил свою любимую детскую игрушку, прочитал в газете о загадочном зверьке, который оказался на пароходе, вернувшемся из южной страны. Так родилась книга

«Крокодил Гена и его друзья».

-Давайте начнем знакомиться с сказкой «Чебурашкой»

- Открываем страницу 113 находим 1 строки и следим, я начну потом вы продолжите.

(Читает учитель и хорошо читающие дети)

-как у забавного зверька появилось имя?

-Что оно означает?

- Почему Чебурашку не принесли в зоопарк?

-Как он оказался в магазине уцененных товаров?

- Где жил Чебурашка?

-Понравился ли вам рассказ?

Заполняют таблицы.

Слушают учителя

Читают текст и следят

- Имя ему дали люди

назвали его так, потому

что он постоянно падал со

стула или, как говорят,

чебурахнулся.

- В зоопарке не было места

и не знали, что же он за

зверь и кому его подселят

- Когда его не приняли в

зоопарк, то позвонили

знакомому директору

магазина уцененных

товаров. Он взял его себе.

- Жил он в телефонной

будке

- Нравится тем, что рассказ

очень веселый,

любопытный и

захватывающий.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П: анализ объектов с целью выделения признаков П: построение речевого высказывания.

П:

структурирова

ние знаний

К: умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли

П: построение

логической

цепочки

рассуждений

Презентация

И.

1.Организует динамическую паузу

-Ребята, встаем со своих мест, сейчас мы проведем динамическую паузу. Повторяем движения за героем из видеофрагмента

Повторяют движения за героем из видеофрагмента

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф.

Словесный: учебный диалог.

Наглядный: учебная презентация

1. Проводит первичное закрепление посредством словарной работы  и составления вопросов к тесту..

-Подумайте, какие слова вам непонятны, не знакомы?

Уцененные товары – товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

-Как вы думаете, какие можно еще придумать вопросы, которые помогут вам пересказать сказку?

- Ответьте на мои вопросы в парах.

1. Какие фрукты любил Чебурашка?

2. Сколько апельсинов он мог съесть за раз?

3. На чем Чебурашка отправился в путешествие?

4. Почему Чебурашка упал, когда его посадили на стол?

5. Кто дал имя Чебурашке?

6. Где Чебурашка остался жить?

7. Почему Чебурашка никому не позвонил?

1. Создают алгоритм

Уцененные товары

1.Какие фрукты любил

Чебурашка?

2. Сколько апельсинов он

мог съесть за раз?

3. Почему Чебурашку не

взяли в зоопарк?

4. Что должен делать

Чебурашка в магазине

уцененных товаров?

5. Почему Чебурашке

некуда было позвонить?

- Он любил апельсины

- Два апельсина

- На корабле

- У него затекли ноги, т.к. он много времени провел в

ящике

- Директор магазина

- В телефонной будке

- Ему некому было звонить

Предметные: знать виды соединений.

П: анализ объектов с целью выделения признаков.

Метапредметные:

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р: контроль, коррекция, оценка.

 

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой  (10 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф, И

Словесный: слово учителя.

Наглядный: учебная презентация.

1. Организует самостоятельную работу

У каждого на парте есть листочек с тестом, подпишите и

начинайте выполнять. Не совещаемся, выполняем

самостоятельно.

Тест

1.Где Чебурашка жил?

А) в степи;

Б) в тайге;

В) в тропическом лесу.

2. Кто дал имена зверям?

А) их родители;

Б) люди;

В) соседи.

3. Чебурашка забрался в ящик с чем?

А) с яблоками;

Б) с мандаринами;

В) с апельсинами.

4. Сколько апельсинов он съел на завтрак?

А) два;

Б) три;

В) один.

5. Куда погрузили апельсины вместе с Чебурашкой?

А) на поезд;

Б) на корабль;

В) на самолет.

6. Где оказались ящики после долгого плавания?

А) в продовольственном магазине;

Б) во фруктовом магазине;

В) в хозяйственном магазине.

7. Почему Чебурашка не мог сидеть на столе и стуле?

А) затекли лапы;

Б) кружилась голова;

В) его укачало.

8. Кто назвал его Чебурашкой?

А) директор зоопарка;

Б) директор музея;

В) директор магазина.

9. Где Чебурашка стал жить?

А) в витрине;

Б) в зоопарке;

В) в телефонной будке.

Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверять

тест будем вместе. На экране есть ответы, если ответ правильный ставим 1 балл. 6 вопрос не оценивается! В конце пишем, сколько баллов получилось, и ставим оценку.

Критерий:

1 ошибка – оценка «5»

2 ошибки – оценка «4»

3 ошибки – оценка «3»

4 и более ошибки – оценка «2»

Верните листочки обратно. Поднимите руку у кого все правильно и оценка 5.

У кого возникли трудности и оценка 4?

Молодцы!

1. Выполняют самостоятельную работу, проводят самопроверку

Выполнение теста.

Ответы:

1. В

2. Б

3. В

4. А

5. Б

6. Б

7. А

8. В

9. В

Взаимопроверка

П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;

П: поиск и выделение необходимой информации

Презентация, задание с карточками

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

        Ф, И,Г.

Словесный: учебная беседа.

Практический: выполнение задания в группах.

1. Организует работу в группах

-Сейчас мы с вами поработает в группах.

- Сначала вспомним правила поведения в группе. Прочитайте их на слайде.

- Мы с вами создадим краткий пересказ прочитанного текста. Каждая группа вытянет листок с частью рассказа и начнет рисовать фрагмент (иллюстрацию), подготовит пересказ и выступит.

1 группа: Как жил Чебурашка в тропическом лесу

2 группа: Как увидел апельсины и попал в ящик и путешествовал на корабле

3 группа: Как Чебурашку нашли продавцы

4 группа: Как Чебурашка стал жить в телефоне-автомате

-Вы можете разделить обязанности в группе, кто-то будет рисовать, а кто-то составлять пересказ по вашей части и иллюстрации.

Проверка: каждая группа по очереди выходит и представляет всему классу пересказ с иллюстрацией.

1. Работают письменно

Вспоминают правила работы в группах

Выполняют задание

Выступают, представляя

картинку и пересказ.

П: построение

логической

цепочки

рассуждений

К: умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф.

Словесный: учебный диалог.

Наглядный: учебная презентация.

1. Завершает урок, подводит итог урока.

 

-Какое произведение мы сегодня на уроке изучали?

-Какие цели мы перед собой ставили? Достигли ли

мы их?

- Давайте поработаем со словами-помощниками. Нам

нужно закончить фразы.

На уроке я узнал...

На уроке я научился...

На уроке мне понравилось...

На уроке меня удивило...

1.Вспоминают тему и цели урока.

- Э. Успенский

«Чебурашка»

- Познакомиться с автором и с рассказом «Чебурашка»

Анализируют свою деятельность

Метапредметные:

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Р: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...