Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты (П, М, Л)
|
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Психологический настрой; Фронтальная работа; Чтение стихотворения, пословица | Создает эмоциональный настрой. – Проверим готовность к уроку. – Урок литературного чтения – урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!». – Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Организует чтение текста: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил | Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке. | Л: развивать доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
|
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Эвристический метод; Фронтальный метод Словесный метод: беседа; Индивидуальная работа Практический метод: диктант | - Сейчас мы будем проверять домашнее задание - придумать вопросы к произведению Ю.И. Ермолаева «Воспитатели». Повернитесь к своему соседу по парте и задайте ему свои вопросы. - Как вы думаете, почему писатель дал такое название рассказу? - Почему хорошие начинания мальчиков не имели успеха? | Читают по ролям.
- Автор смеется, иронизирует над этими мальчиками. - Потому что они слишком рьяно взялись за дело и в каждом ребенке видели обидчика другого; они пытались воспитывать, учить детей, не разобравшись в причине. | П: выделение известной информации и структурирование знаний |
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный метод: беседа, разъяснение; Фронтальный метод | - Послушайте информацию и скажите, как это можно назвать. (учитель читает рекомендации для школьников о школьной форме) - Как можно назвать то, что я вам прочитала?
- Назовите антоним слову «полезные». - А теперь сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. – Определите цели урока, опорные слова на слайде. Узнаем … Познакомимся … | Слушают учителя, отвечают на вопросы.
- Правила поведения в школе. Полезные советы и рекомендации для учащихся - Вредные - «Вредные советы» - Узнаем о жизни писателя Г. Б. Остера Познакомиться с его произведением «Вредные советы». | П: самостоятельное формулирование темы и цели урока Л: проявление активности в общей работе Л: самоопределение; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
|
"Открытие" детьми нового знания (10 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный | Проводит работу с биографией писателя и его произведениями. — Давайте же вспомним какие его произведения вы уже читали. Сейчас на слайде будут появляться картинки, а вы по ним должны будите назвать название произведения. Кто понял поднимите большой палец вверх? ( на слайде картинки «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев», «Бабушка удава», «Зарядка для хвоста», «Ненаглядное пособие по математике») — У Григория Остера много различных интересных книг. А сейчас вы узнаете немного и о жизни писателя. Приём «Вопросная таблица». На партах лежат листы с краткой биографией писателя. Дети должны, используя этот дополнительный материал, заполнить столбцы таблицы. — Ребята, у вас на партах лежат листы бумаги, на которых вы можете увидеть краткую биографию писателя. — Возьмите в руки карандаш и отметьте те моменты, которые вам показались наиболее интересными (их должно быть не менее трёх). 2 – 3 ученика зачитывают то, что отметили. — Ниже вы видите таблицу, которая состоит из 5 столбиков. В самом верху написаны вопросы. Ваша задача – заполнить столбцы таблицы, используя тот материал, который вы отметили. Дети начинают заполнять таблицу вместе с учителем, затем продолжают самостоятельно. |
Работают с биографией писателя. Заполняют таблицу.
| П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе; П: структурирование знания; П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах; К: инициативность в общем поиске нового знания; Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов
|
|
| Григорий Бенционович Остер (р. 1947 году) Григорий Остер – детский писатель. Он родился в 27 ноября 1947 года в Одессе. В 1970 году приезжает в Москву и поступает в институт. Во время учёбы писал пьесы для кукольных театров. В 1975 году вышла первая детская книжка. В 1990 году публикует знаменитые детские книги: «Бабушка удава», «Вредные советы». Пишет сценарии для мультсериалов «Зарядка для хвоста», «38 попугаев» и другие. В последние годы появились книжки новой серии: «Задачник. Ненаглядное пособие по математике», «Физика. Ненаглядное пособие. Задачник». С 2008 вместе с певицей Натальей Ионовой ведёт программу «Детские шалости» на телеканале СТС. Проверка заполненной таблицы. 2-3 ученика зачитывают то, что получилось. -Познакомились с интересными фактами из жизни писателя, теперь приступим к знакомству с его произведениями. |
|
|
|
Динамическая пауза | - Давайте немного отдохнём вместе с Крошем. | Выполняют физминутку | Р: контроль своих действий |
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный | - Открыли стр.183. Читаем первый совет самостоятельно и готовимся читать вслух. - Объясните смысл этого совета. - Прочитайте второй вредный совет. - Понравился он вам? - Почему нет, ведь автор верно говорит: «настоящий друг не любит огорчать своих друзей»? - Наблюдали ли вы такие случаи в жизни? Расскажите. - Прочитайте третий вредный совет. Как вы поняли его? - Почему автор дает такие советы? - Какой полезный совет скрывается в этом вредном? |
- Современная молодёжь не уступает место пожилым людям. Нет
|
|
|
Самостоятельная работа (10 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический | Переделайте второй совет в добрый. Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лёжа в луже, Ты ничуть не огорчён,- Настоящий друг не любит Огорчать своих друзей. - Время вышло, проверяем. |
- Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Протяни, ты, руку другу, Помоги скорее встать. Друг запомнит, твою помощь, И поможет сотню раз! Настоящий друг поможет! Если, ты, ему поможешь...... | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов творческого выполнения задания; Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания |
|
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Частично-поисковый метод; Работа в парах; Фронтальный метод | - Ребята, а теперь вы будете работать в группах. Каждая группа получила по одному вредному совету. Ваша задача выразительно прочитать, объяснить смысл, подобрать полезный совет. Но для начала давайте вспомним правила работы в группе. 1.Главным делом жизни вашей Может стать любой пустяк. Надо только твердо верить, Что важнее дела нет. И тогда не помешает Вам ни холод, ни жара, Задыхаясь от восторга, Заниматься чепухой. 2. Если в кухне тараканы Маршируют по столу, И устраивают мыши На полу учебный бой, Значит, вам пора на время Прекратить борьбу за мир, И все силы ваши бросить На борьбу за чистоту. 3. Бей друзей без передышки Каждый день по полчаса, И твоя мускулатура Станет крепче кирпича. А могучими руками, Ты, когда придут враги, Сможешь в трудную минуту Защитить своих друзей. - А теперь проверяем и составляем сборник полезных советов. - Здорово, молодцы! - Какова настоящая цель автора, чего он хотел добиться? | Учащиеся готовятся выразительно их читать, объясняют смысл совета, подбирают полезный совет.
Дети готовятся выразительно их читать, объясняют смысл совета, подбирают полезный совет. - Обычно дети не любят слушать советы. А эти очень интересные. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать. | П: обобщение и структурирование знаний в речи П: поиск и выделение необходимой информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
|
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный метод: беседа
| 1. Организует беседу, связывая результаты урока с целями. 2. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. - Давайте подведем итоги урока. - Ребята, не зря ли вы сегодня потратили время на чтение произведения? Объясните свою точку зрения. - Чему вы сегодня научились? - Возникали ли у вас трудности при выполнении заданий? - Что вам удалось больше всего? - Какова настоящая цель автора, чего он хотел добиться? - Я очень рада, что мы сегодня очень продуктивно поработали. Всем спасибо за урок. Урок окончен. Оцените свою работу на уроке с помощью веера-светофора: отлично – зеленый свет, хорошо – жёлтый, удовлетворительно – красный. - Оцените свое отношение к уроку. Домашнее задание: придумать свой совет, сочинить четверостишье
|
Отвечают на вопросы.
-Обычно дети не любят слушать советы. А эти очень интересные. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать. | К:включаться в диалог, в коллективное обсуждение; Л:способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. П:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
|
|