конспект урока по чтению (2класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Сидоров Тимофей Андреевич

Тема урока: «В.Ю. Драгунский  «Кот в сапогах»»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства c рассказом Виктора Драгунского «Кот в сапогах».

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством  В.Ю. Драгунского, его произведением «Кот в сапогах;
  2. Научить определять жанр произведения;  главную мысль произведения.
  3. Учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты его характера, обнаруживать причины смешного.

Развивающие:

  1. Развивать речевые умения в ходе обсуждения прочитанного;
  2. Развивать умение работать с текстом через анализ произведения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к литературному чтению через использование продуктивных заданий;
  2. Воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе, умение дружить через сотрудничество в парах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kot_v_sapogah.docx49.01 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 14.04.2022г.

Школа: № 129

Класс: 2-2

Урок: 1

Время: 8.00-8.40   Кабинет: 308

Студент: Сидоров Тимофей Андреевич

Группа:  43

Учитель: Нестерова Н.С

Тема урока: «В.Ю. Драгунский  «Кот в сапогах»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства c рассказом Виктора Драгунского «Кот в сапогах».

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством  В.Ю. Драгунского, его произведением «Кот в сапогах;
  2. Научить определять жанр произведения;  главную мысль произведения.
  3. Учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты его характера, обнаруживать причины смешного.

Развивающие:

  1. Развивать речевые умения в ходе обсуждения прочитанного;
  2. Развивать умение работать с текстом через анализ произведения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к литературному чтению через использование продуктивных заданий;
  2. Воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе, умение дружить через сотрудничество в парах.

Оборудование: УМК « Перспективная начальная школа», хрестоматия 3 класс, Малаховская О.В., учебная презентация, раздаточный материал(карточки с заданиями).

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Психологический настрой

Словесный метод

1 Психологически настраивает учащихся класса на урок. 

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

3. Приветствует учащихся

Здравствуйте, ребята!

Я очень рад видеть вас.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь!

-Меня зовут Тимофей Андреевич. И сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

Приветствуют учителя.

Показывают готовность к уроку.

- Мы готовы.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Стихотворение

 Слайд №1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

1.Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. 

- Чтобы начать работать, нам нужно сделать разминку.

- Прочитайте скороговорку.

Дениска Мишке подарил две книжки

- А теперь прочитайте скороговорку медленно, проговаривая чётко каждый звук. прочитайте в ускоренном темпе, в быстром.

- И прочитайте ещё раз и постарайтесь её запомнить. Кто готов сказать скороговорку без опоры?

-Молодцы!

2.Проводит параллель с ранее изученным материалом.

- Узнали ли вы этих героев? Из каких они произведений?

Предметные: повторить необходимый материал.

Метапредметные:

П: извлечение необходимой информации из текста; анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное или произвольное построение речевого высказывания

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Слайд №2

Слайд №3

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный метод

- Чтобы узнать, кто является автором этих произведений, посмотрите на экран. Вы видите ряд фамилий, скажите каким общим признаком можно их объединить?

А. Барто

В. Драгунский

Е. Благинина

Е. Берестов

-Выделите лишнюю фамилию.

-Да, это великий детский писатель.  

3.Выдвигает проблему.

- Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним произведением Виктора Драгунского. А какое у него название, вы узнаете, отгадав загадку.

 Без сапог он просто зверь,

в сапогах – герой, поверь.

Шпага, шляпа, сапоги…

Разбежались все враги!

Знает весь кошачий род –

носит в сказке обувь кот.        

- Вы изучали произведение с таким названием. Кто автор этого произведения?

- В каком жанре написано это произведение?

- Дайте определение этому жанру.

4. Подводит учащихся к выводу.

- Может быть, В. Драгунский пересказал сказку Ш. Перро?

- А к какому жанру литературы можно отнести произведение, которое мы будем читать? Можно ответить сразу на этот вопрос, не прочитав произведение?

-На эти вопросы мы сегодня и постараемся найти ответ.

 

-Это фамилии детских писателей, все фамилия начинаются на звонкий согласный.

В. Драгунский . Все фамилии на букву  «Б», кроме этой.

-  кот в сапогах

-Ш. Перро « Кот в сапогах»

-Сказка

- Сказка – это жанр устного народного творчества.

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядный метод

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

- Какая же будет тема нашего урока?

-Какую цель мы можем поставить?

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

- Для достижения поставленных целей нам нужно составить план. Продолжите:

  1. Вспомнить…
  2. Узнать…
  3. Научиться …

3.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

- На партах вы видите Карточки «Моя успешность на уроке». В них вы будете оценивать свои результаты по баллам. 2 балла- выполнил(а) все задания верно, 1 балл – допустил(а) одну ошибку, 0 баллов -выполнил(а) допустил более одной ошибки.

- Виктор Драгунский «Кот в сапогах»

- познакомиться с новым произведением Виктора Драгунского «Кот в сапогах»

1.Вспомнить о творчестве В. Ю. Драгунского

2. Узнать новое произведение

3. Научиться определять жанр.

Предметные:: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Метапредметные:

Л: мотивация к учению и познанию

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи   учебной   деятельности.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Слайд №7

Слайд №8

Карточка «Моя успешность»

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

П, И

Словесный: беседа

Наглядный метод

Практический: выполнение задания

1.Рассказывает о творчестве автора.

-Скажите, ребята, всё ли вы знаете о Викторе Драгунском?

-Сейчас мы с вами расширим имеющиеся знания. Вам нужно в парах прочитать биографию Ф. Ю. Драгунского и выставить пометы. Напомните мне, пожалуйста, правила работы в парах?  

v – уже знал

+ - узнал новое

? – хочу знать

- Что знали?

- Что узнали нового? Что хотите узнать?

2. Подводит учащихся к выводу.

- Какая перед нами стояла учебная задача?

- Справились с решением?

-Оцените свою работу на карточке успеха.

Озвучивают правила работы в парах.

Работают с текстом и выставляют пометы

- расширить свои знания о творчестве В. Драгунского.

-Да

Предметные:

Расширить свои знания о творчестве В. Драгунского.

Метапредметные:

Л:готовность и способность обучающихся к саморазвитию

П: извлечение из текста необходимой информации; анализ, синтез, обобщение, сравнение.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

Карточки с заданием

Слайд №9

Слайд №10

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: беседа

Наглядный метод

3. Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

- Перед тем как мы познакомимся с произведением. Откройте учебник (хрестоматия) стр. 52 и найдите иллюстрацию.

-Рассмотрите внимательно иллюстрацию, скажите, когда могут происходить события?

-В какое время года?

-В какое время суток?

-Кто участники этих событий?

-Кто главные герои?

-Как вы думаете, о чем может идти речь в произведении? Молодцы. Теперь давайте прослушаем аудиозапись произведения. После прослушивания вы мне ответите на вопрос: «Были ли наши предположения верными?» . Следите внимательно! Обращаю ваше внимание на то, что в хрестоматии произведение представлено не полностью.

4.Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

- Итак, ребята вы прослушали аудиозапись.

А теперь скажите, подтвердились ли наши предположения?

  • - Что можно еще добавить? Кто же кот в сапогах? Какое было время года? В честь чего был утренник?

-Какие слова доказывают, что Дениска скучал по маме?

-Почему он забыл про утренник?

-Почему уже в одних бахилах Дениска был смешон?

-Что еще дополнили к костюму?

- Какую учебную задачу ставили?

- Справились с её решением?

-Оцените свою работу на карточке успеха.

                                                     

- в любое

- утром, вечером, в обед

-Мальчики, кот, женщина

- мальчики

- о коте, о мальчике, который надел сапоги и шляпу

- да

- кот в сапогах- это мальчик, время года зима, утренник в честь карнавала.

- все время я думал, когда же мама вернется

- много дел делал с папой

- потому что бахилы были ему очень велики

- соломенную шляпу

- послушать аудиозапись и ответить на вопросы.

-да

Предметные: уметь анализировать содержание произведения и отвечать на вопросы.

Метапредметные:

П: извлечение из текста необходимой информации; установление причинно- следственных связей; анализ, синтез; построение логической цепи рассуждений, выполнение действий по алгоритму.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

Хрестоматия

Аудиозапись рассказа

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф,И

Словесный метод: учебный диалог

Практический: оценивание

1.Организует повторное,(или выборочное) чтение и обсуждение содержания произведения.

- Теперь прочитаем произведение все вместе, по цепочке друг за другом. А именно эпизод на стр. 52-53. И ответим на вопрос : «Какой хвост и как он появился у кота?»

- Так, какой хвост и как он появился у кота?

-Вторую часть будем читать по ролям. Обратите внимание, что рассказчик и главный герой – это один человек. Но мы будем читать по отдельности: кто-то будет автором, а кто-то Дениской.

-Кто хочет быть рассказчиком? Кто Дениской?  Кто Мишкой? А кто Люсей?

- Смог ли автор передать словами веселье карнавала?

- Прочитайте эти "находки" автора.

- Почему же вожатая Люся выбрала призером именно Дениску?

Почему Дениска отдал Мишке одну из своих книжек?

- Что объединяет Дениску и Мишу?

2.Организует оценивание

Молодцы, ребята! Оцените себя на карточке успеха.

3.Подводит к выводу.

- Как вы понимаете, что такое дружба?

Читают по цепочке

-драненький рыжий хвостик с черными пятнами. Это хвост от старой горжетки, хвост дала соседка.

-Да

- читают про костюмы снежинок и танец кота в сапогах

- потому что его костюм был особенным.

- чтобы он не обижался.

- дружба

Высказывают своё мнение.

Предметные: уметь отвечать на вопросы по тексту произведения.

Метапредметные:

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Хрестоматия

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И, П

Практический: выполнение задания, оценивание

1 . Организует самостоятельную работу.

- Ребята, теперь вы будете выполнять задание самостоятельно. У каждого из вас есть карточка с незнакомыми словами, которые вам встретились в тексте. Вам нужно соотнести слово с его лексическим значением.

2.Контролирует выполнение работы.

- Теперь давайте проверим. Обмениваемся с соседом по парте карточками и сверяем с эталоном.

3.Организует взаимооценивание и самооценивание.

- Оценим свою успешность в карточке успеха.

Выполняют самостоятельную работу

Карнавал- народное празднество в костюмах.

Горжетка- маленький меховой шарф или шкурка с головкой, лапками и хвостом.

Керогаз- нагревательный прибор, работающий на керосине.

Туш - короткая музыкальная пьеса, исполняемая в торжественных случаях.

Тушь — материал для рисования кистью или пером.

Предметные: уметь выделять главную мысль произведения.

Метапредметные:

Л:Развитие самостоятельности и личной ответственности

Р: контроль, оценка

Индивидуальные карточки с заданием

Слайд №11

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф,П

Словесный метод: беседа

Наглядный метод

Практический: оценивание

1.Формулирует задание, организует его выполнение

-Ребята, а теперь вашей задачей будет в парах составить  характеристику главных героев. Кто-то из вас будет описывать Дениску, а второй человек – Мишку.

Выберите из предложенных качеств те, которые подходят главным героям.(чуткий, злой, внимательный, грубый, добрый, сообразительный, глупый, весёлый, трусливый)

- Давайте проверим! Какими качествами наделён Дениска?  другой герой - Миша? Имея такие положительные качества, совершая добрые поступки, как можно сказать об этих героях?

2. Организует работу по проблемным вопросам.

- Определите жанр произведения

- Докажите. Почему автор назвал своё произведение "Кот в сапогах"?

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Какую учебную задачу ставили?

- Справились с её решением?

3. Организует самооценивание

- Оценим свою успешность в карточке успеха.

4. Подводит учащихся к выводу

-Ребята, посмотрите на слайд. Ответьте, пожалуйста, на вопрос : «Что значат эти пословицы?»

1. Дело мастера боится.

2.Шутке- минутка, делу- час.

3.Без беды друга не узнаешь.

-Выберете, какая из пословиц отражает главную мысль произведения В. Драгунского «Кот в сапогах».

-Верно! Так какова главная мысль этого произведения?

Составляют характеристику Дениски и Мишки.

- Эти герои – хорошие друзья.

- Это рассказ.

Высказывают своё мнение.

Веселье, радость, грусть

- составить портрет главных героев и ответить на проблемные вопросы.

- Да

-Без беды друга не узнаешь.

- Не стоит забывать о своих друзьях и следует их выручать, если им нужна помощь.

Предметные: уметь составлять словесный портрет главных героев произведения.

Метапредметные:

П: построение логической цепи рассуждений.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

Карточки с заданием

Слайд №12

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный метод: беседа

1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Давайте подводить итоги. Скажите, какая была тема урока?

-Какую цель мы ставили?

- Как вы считаете мы достигли поставленной цели?

2. Проводит беседу по вопросам.

-Кто главные герои этого произведения?

-К какому жанру литературы относится текст?

-Какова основная тема рассказа?

- У вас есть такие друзья? Расскажите о них.

- Настоящий друг, это тот, кто никогда: не обманет, не выдаст секреты, умеет делиться, с которым не скучно и интересно, не смеётся над неудачами, понимает, старается защитить.

-Что нового вы узнали о творчестве В. Драгунского?

-Чему научил вас рассказ Драгунского?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

3. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

- А теперь проанализируйте свою карточку успеха. Если у  вас :

9-10 баллов – отметка «5»

6-8 баллов – отметка «4»

4-5 баллов- отметка «3»

Менее 4 – «2»

«Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете.

- Сегодня на уроке у меня было открытие…

- Сегодня на уроке я  научился…

- Осталось   непонятным…

- Сегодня на уроке я был (каким?) учеником…

- Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч!

- Виктор Драгунский «Кот в сапогах»

- познакомиться с произведением «Кот в сапогах»

-Да

-Дениска и Мишка

- рассказ

- дружба

Высказывают своё мнение.

Оценивают свою работу.

Предметные: уметь оценивать свою работу на уроке.

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; отвечать на вопросы учителя.

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Игра «Закончи предложение»

Слайд №17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока"Составляем текст" 2класс.УМК"Начальная школа XXI века"

В представленной работе автор знакомит с работой составления текста о весне с использованием информационно-  коммуникационных технологий, облегчающих написание творческую  работу....

Конспект урока по математике 2класс

Этот конспект поможет в изучении площади прямоугольника и квадрата....

Конспект урока по математике. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел.Знак умножения.

«Умножение как действие, заменяющее сложение равных  чисел. Знак умножения " - это  четвертый урок по теме «Умножение и деление». На предыдущих уроках ребята учились вычленят...

Урок внеклассного чтения 2класс. К.Чуковский "Федорино горе" Шафранская Ирина Исааковна

Заключительный урок-викторина по произведению К.И.Чуковского "Федорино горе"...

конспект урока по чтению на тему "Анна, не грусти". ШР, 2класс.

конспект урока по чтению на тему "Анна, не грусти". ШР, 2класс....

Конспект урока литературного чтения: «Поговорим о самом главном. С. Васильев «Белая береза»»( УМК " Школа России" , 2класс)

Тема: «Поговорим о самом главном. С. Васильев «Белая береза»»Цель деятельности учителя:  ознакомление учащихся с жизнью и творчеством С. Васильева, со стихотворением &laqu...

конспект урока по чтению (2класс)

Тема урока: И в шутку, и всерьёз. Б. Заходер «Что красивей всего?» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование понимания особенност...