Технологическая карта урока литературного чтения«Сравниваем прошлое и настоящее» (УМК ПНШ , 4 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Хайретдинова Юлия Ураловна

Тема урока «Сравниваем прошлое и настоящее»

 

Тип урока:  открытие «нового знания»

Цель урока: Формирование умений сравнивать прошлое и настоящее в произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки.

Задачи урока

Дидактические:

     1.Понимать цель обучения чтению

     2. Уметь находить указанные детали в репродукции картины

Развивающие:

     1. Развивать умение ориентироваться в жанре картины.

     2.Развивать познавательный интерес у учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетические чувства
  2. Воспитывать бережное отношение к учебнику

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ  

Дата: 27.04

Школа: №148

Класс: 3 «м»

Урок: 2

Время: 8:50-9:30    Кабинет: 209

Студент: Хайретдинова Юлия

Группа: 36

Учитель:  Залялова Нейля Анатольевна

Методист: Кондратьева Ирина Ивановна

Тема урока «Сравниваем прошлое и настоящее»

Тип урока:  открытие «нового знания»

Цель урока: Формирование умений сравнивать прошлое и настоящее в произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки.

Задачи урока

Дидактические:

     1.Понимать цель обучения чтению

     2. Уметь находить указанные детали в репродукции картины

Развивающие:

     1. Развивать умение ориентироваться в жанре картины.

     2.Развивать познавательный интерес у учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетические чувства
  2. Воспитывать бережное отношение к учебнику

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесные: беседа

Приветствие детей и установка на положительный лад.

Здравствуйте, меня зовут Юлия Ураловна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Порядок на парте, порядок в душе и во всем у нас будет порядок. (слайд 1)

Приветствие учителя.

М: личностное

включение в учебную

деятельность (Р)

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

(5-7 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

И,Ф

Практические: словарная работа, лексический диктант, диктант с антонимами

Словесные: беседа

Обратите внимание на слайд, вы узнали это здание?(Слайд 2)

Что такое музей?        

А что такое экспонаты? Кто может ответить?

С какой целью мы посещаем музеи?

Все верно, музей мы посещаем для расширения нашего кругозора. Чтобы узнать о нашем историко-культурном наследии.

Я хочу вас пригласить в необычный музей. В его залах мы встретимся с писателями, музыкантами и людьми, которые пишут картины. Мы будем учиться раскрывать свою душу для красоты, учиться смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное.

Обратите внимание на слайд и сравните картинки.(слайд 3)

Какие возможности в познании искусства есть у наших современников?

Все верно, многое о чем не могли мечтать наши бабушки и дедушки- для нас обычные вещи. Например, компьютер, телефонии многое другое.

-Челябинский краеведческий музей

-Это учреждение , которое собирает и хранит экспонаты.

-С целью увидеть и узнать много из истории настоящего и прошлого

-На первой картинке люди из прошлого, на второй из будущего.

-Виртуальные экскурсии, музеи, выставки.

Л:сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами, учителем;

Р: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия;

Учебная презентация

Раздаточный материал

Постановка учебной задачи

(5-7 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные:

Беседа

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (слайд 4)

Верно, какую цель мы поставим на наш урок?

(слайд 5)

Время бежит- жизнь меняется, мы меняемся…

Ответьте на вопрос, а что же остается неизменным?

Неизменным остается природа, традиции, архитектура.

Вернемся к этому вопросу в конце урока.

-О нашем прошлом и настоящем.

-Сравнить прошлое и настоящее

-Высказывают свои предположения

М: владение общим приемом решения учебных задач

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесные: беседа

Наглядный:

Рассмотрение картины

(слайд 6)

Рассматривание портрета

Ребята, вы знаете кто изображен на этой фотографии?

Это Борис Михайлович Кустодиев. Русский и советский художник. Родился 23 февраля 1878 года.

Рассмотрите репродукцию картины Бориса Кустодиева «Масленица».

Что изображено на картине?

А что же такое масленица?(слайд 7)

История масленицы

Масленица- праздник, сохранившийся на Руси с языческих времен. Прощание с зимой и встреча весны. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали солнце. В честь солнца стали печь блины.  До крещения Руси Масленица праздновалась 2 недели.

Беседа по картине.

Откройте учебник на странице 145.

Маша Иванова хотела бы знать , какой древний город здесь  изображен ?

Прочитайте на странице145, как ответила на вопрос Анишит Йокоповна.

Как вы поняли, этот город не существовал на самом деле. Борис Кустодиев написал эту картину под впечатлением нескольких старинных русских  городов, которыми он любовался во время своего путешествия по России. (слайд 8)

Сколько храмов вы насчитали на этой картине?

Сколько саней с лошадьми насчитали?

Любая масленица-это ярмарка. Как вы думаете ,чем раньше  торговали на ярмарке?

Раньше, на ярмарке торговали всем. Сладостями, сувенирами, мехом животных, домашним скотом, даже лошадьми.

Подумайте, что делают люди на картине?

Ребята, удалось ли художнику создать впечатление чудесного зимнего дня? Атмосферу праздничных гуляний? Если, да, то почему?

Предположите , сохранились ли традиции празднования масленицы?

Прочтите на странице 146, что думает об этом Костя.

-Предположение детей

-Масленица

-Праздник в честь  проводы зимы и наступления весны .

 

-6

-9

-Предположения детей

-Катаются на санях, съезжают с ледяных гор на санках, поют песни.

-Да,  ярко описана ярмарка, люди веселятся , катаются на санях.

-Да, сохранились

Учебная презентация

Динамическая пауза

(1-2 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Выполнение динамической паузы

Раз-подняться, подтянуться

Два- согнуться, разогнуться

Три- в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять- руками помахать

Шесть- за парту сесть опять

М: умение соотносить свои действия с действиями учителя(Р)

Первичное закрепление во внешней речи

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практические:  работа с учебником

Вернемся к нашему вопросу:

Время бежит- жизнь меняется, мы меняемся…

А что же остается неизменным?

Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов, как этот, в наше время- А что сохранилось, осталось неизменным?

- Природа, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам, стремление общаться друг с другом - все это осталось неизменным.
- Сохранилась ли традиция празднования Масленицы?
- Получается, что сохранилось очень многое, что и хотелось доказать в ходе исследования.
-Природа, архитектура, традиции....
- Это настоящее богатство! Это наши вечные ценности!

Такие же впечатление могут вызвать не только картины, но и музыка.

Кто-нибудь знает кто такой Николай Римский Корсаков?

Биография

Николай Андреевич Римский-Корсаков русский композитор. Родился 18 марта 1844 года в Тихвине.

 Предлагаю прослушать вам музыку Николая Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка»: фрагмент из оперы «Проводы Масленицы». 

Прослушивание муз..

Затем прослушаем фрагмент из балета Игоря Федоровича Стравинского «Петрушка», который называется «Народные гуляния на Масленой» Биография

Послушайте немного биографии о Игоре Федоровиче

Композитор, родился 17 июня 1882 года в семье музыкантов. .  Он обладал редкостным трудолюбием, мог без перерыва работать по 18 часов. Прослушивание муз..

Ответьте на вопрос, можно ли с помощью музыки создать впечатление народного гулянья, оживленных разговоров?  

-Традиции, архитектура, природа

-В наше время появились новые постройки: многоэтажные дома, торговые центры, предприятия, школы. Появилось телевидение, Интернет. У людей появились новые возможности для того, чтобы общаться друг с другом, встречаться, путешествовать).

-Да

М: самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной цели

(П);

М:

Работа по алгоритму(Р)

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой

(10-15 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практические: сам.работа

Словесные:беседа

Сейчас у нас будет творческое задание.

Первая  группа, вы группа  «Мастера загадок». Ваша задача отгадать все загадки.

Вторая группа, вы группа «Мастера слова». Ваша задача собрать пословицы про масленицу + собрать в пазлах репродукцию картины.

Третья группа, вы группа «Экскурсоводы». Ваша задача подготовить рассказ по картине.

Если все загадки отгаданы верно- пять.

Если пословицы собраны верно-пять.

Если рассказ подготовлен и описан точно- пять.

Работают в группах.

М: владеть общим приемом решения учебных задач

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практические: самостоятельная работа со взаимопроверкой

Молодцы, следующее ваше задание , составить рассказ по теме «Праздник масленица в живописи и музыке».

План рассказа:

1.Что такое масленица?

2.Перечислите традиции, характерные празднику «Масленица»?

2.Как рассказывает  художник Б. Кустодиев в своей картине о празднике «масленица» ?

3.Какие чувства вы испытывали при прослушивании музыки композиторов Николая Римского-Корсакого и Игоря Стравинского?

4.Сохранилась ли эта традиция празднования сегодня? (Если вам доводилось быть на празднике «Масленица», опишите его).

Обменяйтесь тетрадями, и оцените работу вашеготоварища.

М: Анализ, синтез (П)

М: контроль, коррекция, оценка, взаимопроверка (Р)

Учебная презентация

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесные: беседа

Предметная рефлексия.

Ребята, наш урок подходит к концу.

Давайте вспомним тему нашего урока?

Какую цель мы ставили перед собой?

Что вы узнали и запомнили нового?

Спасибо за урок, до свидания!

-«Сравниваем прошлое и настоящее»

-Сравнить прошлое и настоящее

М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «А.П. Платонов «Еще мама» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «А.П. Платонов «Еще мама» Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.Предметные:учить детей понимать глубину произведения, с...

Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...

Технологическая карта урока литературного чтения «С.В. Михалков «Если», «Рисунок» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С.В. Михалков «Если», «Рисунок»Цели урока: организовать деятельность обучающихся с целью расширения знаний детей о жизни и творчестве С.В.Михалк...

Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»Цели урока: - Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказывать, создавать творческие работы.Пр...

Технологическая карта урока литературное чтение на тему: "В. Осеева "Почему?"" 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение)Тема:  «В. Осеева «Почему?»». Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой "Почему?"; помочь осознать и сформ...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Э. Сетон – Томпсон. «Чинк». 3 класс УМК "ШКОЛА 21 века"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: «Э. Сетон – Томпсон. «Чинк»....

Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ

Технологическая карта урока литературного чтения К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" 3 класс УМК ПНШ...