Упражнения по чтению
учебно-методический материал по чтению (1, 2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА
Гудок паровоза.
Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.
Аукание.
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кри-чите: «Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
Покричим?
Как часто мы слышим: «Не кричи, говори потише!» А ино-гда так хочется покричать, например:
Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на Крылечко, Дам огуречка!
Вьюга.
Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» ребенок тихо произносит: «У—у—у». По сигналу «Сильная вьюга» - говорит громко
«У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга кончилась».
Дни недели.
Назовем дни недели с постепенным усилением и последую-щим ослаблением силы голоса:
понедельник, вторник - беззвучная артикуляция; среда, четверг - шепот; пятница, суббота - голосом средней силы; воскресенье - громко;
суббота, пятница - голосом средней силы; четверг, среда - шепот; вторник, понедельник - беззвучная артикуляция.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧЕВОГО ТЕМПА И НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА
Карусели.
Учащиеся, держась одной рукой за шнур, начинают движе-ние по кругу в соответствии с текстом стихотворения:
Еле, еле, еле, еле (в медленном темпе)
Завертелись карусели (в умеренном темпе), А потом кругом, кругом (в быстром темпе), Все бегом, бегом, бегом
(бег).
Курочка и цыплята.
Учащиеся сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагива-ются до раскрытой ладони другой руки - «курочка клюет зер-нышки»; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - «цыплята клюют зернышки».
Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, (медленный темп)
А за ней ребята - Желтые цыплята (быстрый темп).
Барабанщик.
Педагог произносит текст стихотворения, произвольно ме-няя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд. На парад идет отряд. Барабанщик очень рад: Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. Левой, правой!
Левой, правой! Барабан уже дырявый.
Осенние листочки.
Учащиеся, сидящим за столом , предлагается выложить пе-ред собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.
Листопад, листопад, Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит, осень - не весна.
Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.
Произнесите данные скороговорки в разном темпе:
сначала медленно, потом быстрее и очень быстро. При их про-говаривании обращайте особое внимание на правильное и чет-кое произнесение звуков.
Усядемся на пригорке Да расскажем скороговорки.
Всех скороговорок не перескороговоришь, Не перевыскороговоришь.
Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят. Усядемся на пригорке Да расскажем скороговорки. Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫДЕЛЕНИЕ ПАУЗ
Бубен.
- каждого ребёнка маленький бубен. Читаем стих, сопрово-ждая его ударами о бубен, на паузы – поднять бубен вверх. Бубен весело звенит: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!” Ребятишек веселит: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!” Бубен, спой ещё разок: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!” Твой чудесен голосок: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”
в чем разница?
Прочитайте предложения парами. Докажите, что в зависи-мости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначены вертикальной чертой.
Как обрадовали | его успехи | друга! Как обрадовали его | успехи друга!
После ухода учителя | в класс принесли журнал. После ухода учителя в класс | принесли журнал.
- нас | с братом беда.
- нас с братом | беда.
Кто правильнее?
Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания – точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Про-читайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.
Что, болит? - Что болит?
Ну что, споем? – Ну, что споем?
Как вы закончили? – Как, вы закончили? Дайте мне другую, новую книгу.
Дайте мне другую новую книгу.
- не видел брата, товарища и его сестру.
- не видел брата товарища и его сестру.
Кто быстрее?
Определите варианты прочтения следующих фраз. Что по-могает различить разный смысл этих предложений при одина-ковом их написании?
Поездку отложить нельзя выезжать. Детей отправьте вечером встретим. На утес одинокий орел садится.
Рассеянный наборщик.
Прочитайте стихотворение Бориса Заходера, который набрал в типографии один рассеянный наборщик. Что тут напутано? Как исправить стихотворение в соответствии с законами логи-ки и здравого смысла? Правильно расставьте паузы и запятые.
Где поставить запятую. Очень-очень Странный вид:
Речка за окном Горит, Чей-то дом
Хвостом виляет, Песик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал Мышку, Кот в очках
Читает книжку, Старый дед Влетел в окно, Воробей Схватил зерно Да как крикнет, Улетая:
Вот что значит запята! Б.Заходер
Устраните путаницу.
Надо устранить смысловую нелепость, правильно рас-ставив знаки препинания и обозначив в тексте паузы верти-кальной линией. Затем необходимо прочитать получившийся текст, обращая особое внимание на паузы.
В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. Г.Граник
Что написал почтальон Печкин?
Вот такое письмо прислал родителям дяди Федора почта-льон Печкин из книги Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Прочитайте письмо, делая в нужных местах паузы, обозначив их вертикальной чертой.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Анализируем ситуацию.
А) Представьте ситуацию: мама просит сына заняться уроками.
- Саша, иди делать уроки! Молчание в ответ.
- Саша!..
- Да иду, иду.
- Ты как со мной разговариваешь?
Как вы думаете, почему обиделась мама? Представьте, как должен был ответить Саша маме?
Б) Произнесите фразы с определённой целевой установкой словесного действия.
«Миша умеет танцевать»
- удивите;
- огорчите;
- иронизируйте;
- восхитите;
- разгневайте;
Определи тон.
Учитель произносит следующие фразы разным тоном.
Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза.
Мы завтра идем в поход.
В нашей школе сегодня будет концерт. Завтра обещают дождь.
Радостно,
грустно,
равнодушно,
удивленно,
с досадой и огорчением. Произнеси по-разному.
1) Произнеси междометие «О» с разной интонацией. Удивленно, радостно,
О! недовольно, испуганно.
2) Попробуйте произнести маленькое слово «Да» девятью разными способами.
Восторженно, нежно, категорическим тоном, вопросительно,
Да! задумчиво, скорбно, дерзко, иронически, с сожалением.
3)Произнесите данные слова и фразы, выражая голосом разные чувства и настроения. Пусть ваши слушатели попробу-ют определить эти чувства.
«Открой дверь!» - гневно, грустно, весело, высокомерно, раздраженно.
«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожа-юще
4)Прочитайте стихотворение так, чтобы стало понятно, как относится к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра.
Футбол Сказала тетя:
- Фи, футбол! с пренебрежением Сказала мама
- фу, футбол! с отвращением Сестра сказала:
- Ну, футбол! разочарованно А я ответил:
- Во, футбол! восторженно Г.Сапгир
5)Хоровое произнесение текста с указаниями учителя. На-
пример:
Тихо, словно бы во сне, /вполголоса/ Закружился в тишине.
Первый снег и зашептал: /тихо/ - Как давно я не летал! /шепотом/ (В. Ланцетти)
6)Любую скороговорку можно прочитать разным тоном. От чего зависит его выбор?
От топота копыт Пыль по полю летит.
а) радостно, восторженно («Как красиво мчатся кони!»); б) раздраженно, недовольно («Фу, как напылили!»); Проворонила ворона вороненка.
а) с сожалением («Жалко вороненка»); б) с осуждением («Вот растяпа эта ворона!»);
в) с удивлением («Не может быть!»).
Чтение по ролям, инсценирование.
А Береснев. Тыква.
- Почему, скажи мне, тыква, Все лежишь?
- А я привыкла.
- Почему не ходишь в гости, А грустишь весь день в траве?
- Я привязана за хвостик Крепко-накрепко к ботве! Подготовительная работа.
- Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Какова ты-ква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая.) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, разме-ренно, негромко. А последнюю реплику – с обидой, как бы жа-луясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любо-пытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОСТАНОВКЕ ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ
игра «Построение»
Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ре-бёнку по имени, просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Принимаются только полные ответы, в которых логи-ческим ударением выделены имена детей.
Возьмем фразу из букваря.
«Мама мыла Машу».
Произнести его можно с логическим ударением (т.е. выде-ляя при произношении) на любом слове.
МАМА мыла Машу. (Мыла именно мама, а не кто-то другой).
Мама МЫЛА Машу. (Мама именно мыла, не купала, не била, не ругала, а мыла).
Мама мыла МАШУ. (А не Колю, не Васю).
Возьми меня с собой!
Выделите голосом сначала первое слово, затем – второе, по-том – третье. Как меняется смысл предложения?
Говорение в образе.
«У ужа – ужата, а у ежа – ежата». Вы – ручеек, несет радостную весть. Вы – столетний дуб, которого трудно чем-либо удивить.
Кто в каком домике живёт?
Ответьте на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт в боло-те?», «Чей домик – гнездо?». Следите за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово – носитель логического ударения.
Список используемой литературы:
1.Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительно-сти речи у детей.
2.Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. М.,1975
3 .Евдокимова Л.А., Гаврилова Л.А. Стимулирующее влия-ние движений пальцев рук на развитие речи. Курск, 1998.
4.Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений [Текст] / А.Г. Зике-ев. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
5.Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников [Текст] / Р.И. Лалаева. - Л., 1988
6.Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы [Текст] /В.Г. Петрова. - М.: Педагогика, 1977
7.Сорокина, Н.К. Особенность навыков чтения у детей-оли-гофренов [Текст] // Вопросы олигофренопедагогики. - 1977. - №3.
8.Астафьева, О. Детская литература: выразительное чтение /О.Астафьева, А. Денисова. М.: Академия, 2007. 272 с.
9.Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения: книга для учителя./ Б.А.Буяльский. М.: Юнити-Дана, 2006. 245 с.
10.Задман, И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников/ И. Н. Зайдман // Начальная школа. 2003. №6. С. 5-14.
11.Найденов, Б. С. Методика выразительного чтения / Б.С. Найденов, Л.Ю. Коренюк. М.: Просвещение, 2007. 176 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения в чтении. Чтение слов, предложений с изученными буквами. Работа с текстом.
Цели:– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;– формируем умение работать с предложением: выделять слова,...
Конспект урока обучения грамоте по теме "Упражнения в чтении и письме. Чтение и написание слов, предложений с изученными буквами. Работа с текстом" Образовательная система "Школа 2100"
Конспект урока составлен на 2 часа (чтение и письмо). К конспекту прилагается презентация....
Урок чтения " Упражнение в чтении и анализе текста."
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммун...
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) «Упражнение в чтении слов с буквами Х и Ц. Словообразование» для учащихся 1 класса.
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) «Упражнение в чтении слов с буквами Х и Ц. Словообразование» для учащихся 1 класса....
Урок английского языка 2 класс "Чтение буквосочетаний. Упражнения на чтение." УМК "Rainbow English"
Развитие навыков произношения английских звуков, слов, небольших отрезков речи.Развитие навыков чтения с общим и детальным пониманием информации.Совершенствование лексико-грамматических навыков говоре...
Тренировочные упражнения на чтения О,А, Е. Четвёртый тип чтения
Тренировочные упражнения на чтения О,А, Е. Четвёртый тип чтения...
Тренировочные упражнения на чтение букв U,I,Y. Четвёртый тип чтения.
Тренировочные упражнения на чтение букв U,I,Y. Четвёртый тип чтения....