конспект урока по литературному чтению "Стальное колечко"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Приходько Ульяна Александровна

Конспект урока по литературному чтению "Стальное колечко" К.Г. Паустовский

УМК: «Литературное чтение» 3 класс, «Школа России» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paustovskiy_stalnoe_kolechko.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: К.Г. Паустовский «Стальное колечко»

Класс: 3

УМК: «Литературное чтение» 3 класс, «Школа России»

Цель урока: знакомство с произведением К.Паустовского “Стальное колечко” и определение жанровой принадлежности текста; формирование гражданского сознания школьников

Задачи:

  1. обучающие: повторить и обобщить знания учащихся о биографии и творчестве К.Г. Паустовского, познакомить с произведением «Стальное колечко» и проанализировать его;
  2.  развивающие: способствовать развитию навыков устной, выразительной и красивой речи учащихся (через прослушивание сказки, через презентацию слайдов), активизации словарного запаса, памяти, мышления и воображения (через словесное рисование и ответы на вопросы учителя);
  3. воспитательные: способствовать формированию эстетических чувств,  любви и бережному отношению к природе, уважения к людям преклонного возраста.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: доска, экран, мультимедийный проектор, ноутбук, учебник.

Ссылка на рассказ: https://bookscafe.net/read/paustovskiy_konstantin-stalnoe_kolechko-50865.html#p1

Этап урока

Деятельность учителя

Организационный момент

Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём же наш урок.

“Есть у русского человека одно слово, самое дорогое, важное. Это слово Родина. Его можно заменить другим, не менее важным словом: родная сторона. У каждого человека есть свой маленький уголок – улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая Родина. Страна, где человек родился”

Как вы думаете, почему урок я начала с этих строк? (Мы сегодня будем говорить о Родине, о родной стороне. Вчера мы познакомились с произведением Паустовского “Стальное колечко”. Это произведение о Родине, о родной стороне)

Подготовительная работа

Работа над темой урока

Рассказ об авторе

Работа над лексическим значением слов

Часто в сказках предмет круглой формы является путеводителем для героев. Назовите такие предметы.

Нетрудно догадаться, какой предмет выберем в путеводители по уроку мы. Да, помочь понять главную мысль - идею произведения, задуматься над прочитанным произведением Константина Георгиевича Паустовского «Стальное колечко» нам поможет КОЛЕЧКО. Кольцо не имеет начала и не имеет конца, поэтому издавна кольцо считается символом вечности.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи. Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям. В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

Колечко- 1. Предмет в форме окружности,

ободка  из  твердого  материала  -  связка  ключей  на  кольцах;  2.  Украшение, надеваемое на палец.

Тесовые крыши – крыши, сделанные из досок.

Махорка - (лат. Nicotiána rústica)  род дешёвого табака, Слово «махорка» происходит от названия города Амерсфорт, в XVIII веке славившегося табачной промышленностью.

Шинель – (устар. Происходит от франц. chenille) форменное пальто военных

Цигарка – (Происходит от нем. Zigarre) скрученная трубочка из бумаги с табаком

Сапёр - (от фр. sapeur — вести сапы, подкапываться) военнослужащий инженерных войск

Стреха – (устар.) нижний край соломенной крыши

Темень - (лат. vertex) часть головы

Околица -  (от околъ «окружность, близость») изгородь вокруг деревни

Завалинка -  (укр. призьбабелор. прызба) земляная насыпь вдоль стен избы

Первичный синтез

Анализ

А теперь прослушайте рассказ и определите главных героев произведения.

Чтение рассказа учителем

Вопросы на первичное закрепление:

Какое имя было у героини произведения? (Варюша)

-Как вы представляете Варюшу? Что вы можете сказать о её возрасте, характере?

Что подарил Варюше боец? (колечко)

Какое было время года? (зима) Суровая- холодная, неблагоприятная для жизни.

Ребята, а теперь прочитаем рассказ по цепочке.

Фактические вопросы:

Что заставило девочку пойти в соседнее село средь суровой зимы?

– Почему Варя встала рано? Почему она одна идёт к лесу?

Что будет «Если наденешь перстенек на безымянный палец, будет у тебя большущая…»(радость)

Как звали деда девочки? (Кузьма)

Почему Варюша пошла посмотреть на поезд? Как это ее характеризует?

Почему боец подарил девочке колечко? (за доброту)
Какие  чудеса  можно  совершить  с  помощью  колечка?  Назовите  палец  и  соответствующее чудо.

Идейные вопросы:

Почему Варя не надела перстенёк на указательный палец?

Почему не захотела увидеть весь белый свет с его чудесами, ведь это так заманчиво?

“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. В чем нашла свое счастье Варюша?

Что хотел передать своим читателям автор через это произведение?

А теперь пострайтесь определить главную мысль рассказа.

Главная мысль рассказа - это любовь к родной земле. Нет лучше края, чем родная сторона, где родился и вырос.

Собственное отношение:

Как вы относитесь к Варюше?

Чему научила вас эта история?

А как бы вы поступили в данной ситуации?

Выберите из списка эмоций наиболее подходящую, чтобы описать состояние, которое вы испытываете после прочтения рассказа

-разочарование

-обида

-мечтательность

-восхищение

-удивление

-волнение

-тревога

-дружелюбие

-уважение

Вторичный синтез

Любит ли Паустовский свою героиню? Почему?

“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. В чем нашла свое счастье Варюша? (ответы детей)

Я думаю, что Варюша нашла свое счастье на Родине. Ей нравиться жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нем. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю. Любите, своих родных, берегите их. Семья – наше достояние, наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь понятие “родина” начинается с малого, семьи, где тебя любят, понимают, в тебе нуждаются...

Пословица:

Добрая надежда человека никогда не покидает.

Что означает эта пословица?

Подумайте, как можно сопоставить главную мысль рассказа с пословицей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению. К. Паустовский «Стальное колечко»

Задачи:1. Предметные (образовательные): познакомить детей с творчеством К. Паустовского, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; ...