конспект урока по литературному чтению "Стальное колечко"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению "Стальное колечко" К.Г. Паустовский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paustovskiy_stalnoe_kolechko.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: К.Г. Паустовский «Стальное колечко»
Класс: 3
УМК: «Литературное чтение» 3 класс, «Школа России»
Цель урока: знакомство с произведением К.Паустовского “Стальное колечко” и определение жанровой принадлежности текста; формирование гражданского сознания школьников
Задачи:
- обучающие: повторить и обобщить знания учащихся о биографии и творчестве К.Г. Паустовского, познакомить с произведением «Стальное колечко» и проанализировать его;
- развивающие: способствовать развитию навыков устной, выразительной и красивой речи учащихся (через прослушивание сказки, через презентацию слайдов), активизации словарного запаса, памяти, мышления и воображения (через словесное рисование и ответы на вопросы учителя);
- воспитательные: способствовать формированию эстетических чувств, любви и бережному отношению к природе, уважения к людям преклонного возраста.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: доска, экран, мультимедийный проектор, ноутбук, учебник.
Ссылка на рассказ: https://bookscafe.net/read/paustovskiy_konstantin-stalnoe_kolechko-50865.html#p1
Этап урока | Деятельность учителя |
Организационный момент | Итак, друзья, внимание. “Есть у русского человека одно слово, самое дорогое, важное. Это слово Родина. Его можно заменить другим, не менее важным словом: родная сторона. У каждого человека есть свой маленький уголок – улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая Родина. Страна, где человек родился” Как вы думаете, почему урок я начала с этих строк? (Мы сегодня будем говорить о Родине, о родной стороне. Вчера мы познакомились с произведением Паустовского “Стальное колечко”. Это произведение о Родине, о родной стороне) |
Подготовительная работа Работа над темой урока Рассказ об авторе Работа над лексическим значением слов | Часто в сказках предмет круглой формы является путеводителем для героев. Назовите такие предметы. Нетрудно догадаться, какой предмет выберем в путеводители по уроку мы. Да, помочь понять главную мысль - идею произведения, задуматься над прочитанным произведением Константина Георгиевича Паустовского «Стальное колечко» нам поможет КОЛЕЧКО. Кольцо не имеет начала и не имеет конца, поэтому издавна кольцо считается символом вечности. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи. Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям. В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю. Колечко- 1. Предмет в форме окружности, ободка из твердого материала - связка ключей на кольцах; 2. Украшение, надеваемое на палец. Тесовые крыши – крыши, сделанные из досок. Махорка - (лат. Nicotiána rústica) род дешёвого табака, Слово «махорка» происходит от названия города Амерсфорт, в XVIII веке славившегося табачной промышленностью. Шинель – (устар. Происходит от франц. chenille) форменное пальто военных Цигарка – (Происходит от нем. Zigarre) скрученная трубочка из бумаги с табаком Сапёр - (от фр. sapeur — вести сапы, подкапываться) военнослужащий инженерных войск Стреха – (устар.) нижний край соломенной крыши Темень - (лат. vertex) часть головы Околица - (от околъ «окружность, близость») изгородь вокруг деревни Завалинка - (укр. призьба, белор. прызба) земляная насыпь вдоль стен избы |
Первичный синтез Анализ | А теперь прослушайте рассказ и определите главных героев произведения. Чтение рассказа учителем Вопросы на первичное закрепление: Какое имя было у героини произведения? (Варюша) -Как вы представляете Варюшу? Что вы можете сказать о её возрасте, характере? Что подарил Варюше боец? (колечко) Какое было время года? (зима) Суровая- холодная, неблагоприятная для жизни. Ребята, а теперь прочитаем рассказ по цепочке. Фактические вопросы: Что заставило девочку пойти в соседнее село средь суровой зимы? – Почему Варя встала рано? Почему она одна идёт к лесу? Что будет «Если наденешь перстенек на безымянный палец, будет у тебя большущая…»(радость) Как звали деда девочки? (Кузьма) Почему Варюша пошла посмотреть на поезд? Как это ее характеризует? Почему боец подарил девочке колечко? (за доброту) Идейные вопросы: Почему Варя не надела перстенёк на указательный палец? Почему не захотела увидеть весь белый свет с его чудесами, ведь это так заманчиво? “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. В чем нашла свое счастье Варюша? Что хотел передать своим читателям автор через это произведение? А теперь пострайтесь определить главную мысль рассказа. Главная мысль рассказа - это любовь к родной земле. Нет лучше края, чем родная сторона, где родился и вырос. Собственное отношение: Как вы относитесь к Варюше? Чему научила вас эта история? А как бы вы поступили в данной ситуации? Выберите из списка эмоций наиболее подходящую, чтобы описать состояние, которое вы испытываете после прочтения рассказа -разочарование -обида -мечтательность -восхищение -удивление -волнение -тревога -дружелюбие -уважение |
Вторичный синтез | Любит ли Паустовский свою героиню? Почему? “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. В чем нашла свое счастье Варюша? (ответы детей) - Я думаю, что Варюша нашла свое счастье на Родине. Ей нравиться жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нем. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю. Любите, своих родных, берегите их. Семья – наше достояние, наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь понятие “родина” начинается с малого, семьи, где тебя любят, понимают, в тебе нуждаются... Пословица: Добрая надежда человека никогда не покидает. Что означает эта пословица? Подумайте, как можно сопоставить главную мысль рассказа с пословицей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению. К. Паустовский «Стальное колечко»
Задачи:1. Предметные (образовательные): познакомить детей с творчеством К. Паустовского, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; ...